Хунерих

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хунерих
ванд. Hûnarix;
лат. Hunirix, Hunericus;
греч. Ὁνώριχος
Монета ХунерихаМонета Хунериха
477 — 484
Предшественник Гейзерих
Преемник Гунтамунд

Дата смерти 22 декабря 484
Отец Гейзерих

Хунерих (Гунерих) — король вандалов и аланов, правил в 477 — 484 годы.

Как и и его отец Гейзерих, он был арианином, и его правление в основном памятно жестокими преследованиями членов ортодоксально-никейской христианской церкви в его владениях.

Правление

Происхождение и приход к власти

Хунерих был старшим сыном Гейзериха и в соответствии с «Завещанием Гейзериха» возглавлял королевский род Асдингов. Был ли он изначально старшим сыном, спорно. По некоторым сведениям, старше его был Гентон (Гензон), но он умер ещё до смерти отца[1]. Дата смерти Гентона неизвестна, но ясно, что в 468 году он был ещё жив. Если Гентон был старшим сыном и, следовательно, наследником Гейзериха, то не совсем понятно, почему не он, а Хунерих был сделан сначала мужем вестготской принцессы, а потом женихом, а затем и мужем Евдокии. Такие брачные союзы особенно выгодны были, если в брак вступает наследник. Конечно, у Гейзериха могли быть самые разные основания выдвинуть именно Хунериха. Надо иметь в виду, что свой закон о наследовании Гейзерих издал незадолго до смерти, то есть много лет спустя после обоих браков Хунериха. Поэтому не исключено, что он собирался и раньше сделать наследником именно Хунериха, а не Гентона. Ведь и сам Гейзерих пришёл к власти, как кажется, в обход своего племянника, сына Гундериха, который явно был более законным наследником. Возможен вариант, что для укрепления положения Хунериха после смерти брата и при наличии его взрослых сыновей Гейзерих и издал своё «Завещание». Всё это — более или менее правдоподобные гипотезы. Важен факт, что в 477 году Хунерих являлся старшим сыном Гейзериха и законно занял трон своего отца.

Его первой женой была дочь вестготского короля Теодориха I, которая была обвинена в государственной измене, искалечена (ей отрезали нос и уши) и с позором отослана к отцу. Сам Хунерих в своё время жил заложником в Равенне, где и был помолвлен со старшей дочерью Валентиниана III Евдокией, которая стала его женой после захвата вандалами Рима в 455 году. От этого брака у Хунериха было два сына, старшим из которых являлся Хильдерих. Брак не был особенно счастлив, поскольку Евдокия замуж была выдана явно насильно; к тому же она была ревностной ортодоксо-никейкой, а Хунерих — столь же ревностным арианином. В результате ещё при жизни свекра Евдокия бежала из Карфагена на Восток и остаток своей жизни провела в Иерусалиме. Возможно, эти обстоятельства личной жизни наложили определенный отпечаток на его характер.

Хунерих стал королем далеко не юношей. Дата его рождения неизвестна, но если он в 442 году был послан заложником в Равенну и вскоре помолвлен с Евдокией, а до этого уже был мужем вестготской принцессы, то ему в то время было не менее 20, а скорее, и больше лет. Так что королём он стал в возрасте не меньше 55 лет, но, видимо, ещё и старше. Конечно, это могло дать наследнику определенный опыт, но зато во всю предшествующую жизнь делало его и объектом, и субъектом самых разных интриг. К тому же пожилой король не мог лично возглавить армию, и это ослабляло его связи с войском и, следовательно, с вандальским обществом вообще и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств делало заложником армии и военачальников[2].

Религиозная политика

Хунерих в целом продолжал политику отца. Поскольку по германскому обычаю прежние договоры переставали действовать после смерти одного из партнеров, он подтвердил договоры, заключенные Гейзерихом с Одоакром и Зеноном. Чтобы установить хорошие отношения с Империей, Хунерих в 480 или 481 году разрешил ортодоксо-никейцам заполнить долгое время остававшуюся пустой кафедру в Карфагене, а также вообще открыть все церкви и разрешить никейцам совершенно свободно отправлять свой культ. Одновременно он потребовал от Зенона, чтобы тот также разрешил арианам свободно исповедовать свою веру в Константинополе и «в других провинциях Востока», то есть во всей Восточной империи, угрожая в противном случае возобновить антиникейскую политику. Это был, конечно, демагогический жест, ибо едва ли он всерьез надеялся на такую уступку императора. Но этот жест позволял ему, с одной стороны, «сохранить лицо» перед своими арианскими подданными, а с другой, использовать несомненный отказ Зенона для начала преследований католиков в случае изменения ситуации, как это и случилось позже[3].

Вандальское королевство — полностью независимое государство

В отношениях с Империей Хунерих всё же занял более четкую независимую позицию, которой затем следовали и его преемники. Гейзерих, по крайней мере, до заключения «вечного мира» в 474 году старался, по-видимому, не особенно акцентировать юридическое положение своего государства в тогдашней политической системе, удовлетворяясь фактической независимостью. Захват в Италии власти Одоакром и последующее урегулирование с ним отношений, добытое уступкой почти всей Сицилии, изменил ситуацию, тем более что император в Константинополе был занят другими делами. В этих условиях вандальский король и объявляет римское (и берберское) население королевства своими подданными, данными ему Богом. Источником власти над покоренным населением оказывается, таким образом, не император и договор с ним, а Божественная воля. Для всех своих подданных король является господином (dominus). И это — его официальное положение. Отныне для вандалов и их короля не может быть никакого даже чисто формального признания суверенитета императора над их королевством, какой бы точки зрения ни придерживалась Империя[4].

Хунерих и «Завещание Гейзериха»

Как и отец, Хунерих стремился в первую очередь укрепить собственную власть. Он даже переименовал старинный, основанный ещё финикийцами город Гадрумет в Хунерихополь. Давая городу грецизированное название со своим собственным именем, он мог подразумевать его противопоставление Константинополю — городу Константина. Это был красноречивый жест, но мало повлиявший на положение короля. Гораздо важнее было другое обстоятельство. «Завещание Гейзериха» создало неоднозначную ситуацию. Оно, несомненно, укрепило королевскую власть, сделав её полностью независимой от знати и сосредоточив исключительно в королевской семье. Однако введение принципа сеньората ослабляло позиции каждого конкретного короля. По этому закону наследником короля становился не его сын, а брат, а мог даже и племянник, если он был старше королевского сына. Это делало почти неизбежным возникновение острых противоречий внутри рода Асдингов, которые могли выливаться не только в интриги, но и в кровавую борьбу. «Завещание Гейзериха» делало почти неизбежным приход на трон после смерти Хунериха не его сына, а кого-либо из других родственников. И эта угроза постоянно висела над королём. Он же всеми силами стремился передать власть своему старшему сыну Хильдериху.

Совершенно ясно проявляемое стремление Хунериха обойти «Завещание Гейзериха» вызвало недовольство и в самой королевской семье, и в довольно широких кругах знати. Выразителем недовольства стал старый соратник Гейзериха и бывший «отвечающий за королевство» (praepositus regni) Хельдика. В ответ Хунерих приказал обезглавить Хельдику, а его жену публично сжечь живой. На вандальскую аристократию обрушился новый вал репрессий. Многие были казнены, другие изгнаны, третьи практически порабощены. На этот раз главными жертвами стала не старая родовая знать, а новая служилая, в основном бывшие приближенные Гейзериха. Репрессиям подверглись и те представители арианского духовенства, которые не соглашались с явными нарушениями королём решения его отца. Даже арианский патриарх Юкунд был изгнан, а потом и казнен. Ранее Юкунд был связан с братом Хунериха Теодорихом, который в соответствии с «Завещанием Гейзериха» должен был стать наследником Хунериха. В самой королевской семье возник фактически союз всех недовольных королём. Хунерих не колебался подвергнуть репрессиям и членов собственной семьи. Теодорих был изгнан, его жена и старший сын казнены. Кара обрушилась и на младшего сына Теодориха и его взрослую дочь. Были изгнаны старший сын Гентона Годагис вместе со своей женой. В изгнании они и умерли, и совсем не исключено, что в действительности они были убиты. Всё это должно было расчистить путь к трону Хильдериху. Кроме того, как это обычно бывает в условиях деспотического правления, Хунерих избавлялся от соратников отца, на место которых он приводил своих людей, казавшихся ему более верными. К 481 году путь сыну казался Хунериху расчищенным, а своя власть укрепившейся[5].

Хунерих и ортодоксы-никейцы

Теперь на первый план выступила другая проблема. Подавляющее большинство населения королевства было ортодоксо-никейцами (католическо-православное вероисповедание), и отношения арианского короля с ними приобретали большое значение. Кроме того, Хунерих видел в никейцах вольных или невольных агентов влияния императора, и хотя его отношения с Зеноном были спокойно нейтральными, гарантий, что отношения с Константинополем навсегда останутся такими, естественно, не было. Проблему надо было решать. Ещё Гейзерих удалил из своего окружения всех никейцев. Однако собственных кадров, способных к бюрократическому управлению, у вандалов было не так уже много, и афро-римляне, являвшиеся никейцами, снова стали привлекаться к государственной службе на довольно высоких должностях. Хунерих вернулся к политике отца и даже ужесточил её. Чиновники-никейцы не только были сняты со своих должностей, но и принуждены были к насильственному труду на вандальских полях. С другой стороны, Хунерих попытался найти в ортодоксально-никейской Церкви поддержку своему плану в отношении сына. Его политика по отношению к католикам в первые годы была даже более мягкой, чем его отца. Он предложил ортодоксально-никейскому духовенству возвратить всё церковное имущество, если оно поклянется признать Хильдериха законным наследником своего отца. Некоторые епископы принесли требуемую клятву, но большинство решительно отказалось, не желая, по-видимому, вмешиваться в политическую борьбу внутри варварского общества. Поняв, что никейцы не являются его опорой, Хунерих развернул открытое и крупномасштабное гонение на них. К тому же он был фанатичным арианином, и в своем стремлении добиться торжества своей конфессии он не останавливался ни перед чем. Обычно арианские короли, понимая, что нельзя жестко противостоять подавляющему большинству своих подданных, проводили политику веротерпимости. Вандальские короли порвали с этой тенденцией. Антиникейские репрессии в относительно ограниченном масштабе проводил уже Гейзерих. Хунерих сделал эту политику ещё более радикальной. Он попытался сделать из арианства государственную религию, какой было никейское (католическо-православное) вероисповедание в Империи. Ещё раньше жестоким преследованиям подверглись манихеи, и ортодоксо-никейцы только приветствовали эти преследования. Но манихеев по сравнению с никейцами было не так много, и главным объектом преследований стали те же никейцы. В это время в Африке ещё оставалось значительное количество донатистов. Если под циркумцеллионами, упомянутыми в декрете Хунериха о начале репрессий, действительно понимаются донатисты, то донатизм тоже стал преследоваться столь же жестоко, как и ортодоксально-никейское вероисповедание. Если другие варварские короли видели в религиозном различии средство сохранения идентичности своего этноса и, как правило, даже не допускали не только перехода ариан в ортодоксо-никейство, но и никейцев в арианство, то Хунерих стал поощрять обращение никейцев в арианство.

Первыми жертвами антикатолических гонений стали монахи, многие из которых были изгнаны в Мавретанию, где тогда хозяйничали берберы, большинство из которых были язычниками. Изгнанию подверглись придворные и чиновники, отказавшиеся перейти в арианство. Попытка Зенона вступиться за никейцев была расценена как стремление императора защитить своих сторонников и, говоря современным языком, «агентов влияния». Это привело только к усилению репрессий. В начале 483 года несколько тысяч священников разного ранга вместе с семьями и большое количество светских никейцев были изгнаны в пустыню. 1 февраля 484 года по приказу короля в Карфагене собирается собор, в котором должны были участвовать все епископы обеих Церквей. Карфагенский ортодоксально-никейский епископ Евгений обратился к королю с просьбой созвать для решения догматических споров вселенский собор, но король, не желая допустить никакого внешнего вмешательства, решительно отказался: на соборе должны быть представлены только епископы его королевства. Образцом для его созыва служил собор, созванный в 411 году для урегулирования споров между ортодоксами и донатистами. Тогда этот собор превратился в официализацию осуждения донатизма. Теперь Хунерих надеялся, что он сумеет использовать столь представительное собрание, чтобы осудить никейскую ортодоксию. Разумеется, из этой затеи ничего не вышло. Католики, возглавляемые Евгением, и ариане, во главе которых стоял патриарх Цирила (Кирилл), вступили в ожесточенную перепалку. Католики даже отказались признать за Цирилой статус патриарха, называя его самозванцем. Это вызвало волнения в городе, жестоко подавленные королём. Не добившись своей цели, Хунерих распустил собор, и 7 и 25 февраля издал два декрета, положившие начало полномасштабному антикатолическому гонению[6].

Гонения

Хунерих не стал выдумывать что-либо новое. Он просто использовал те включенные в «Кодекс Феодосия» законы, которые были направлены против еретиков. Ирония истории заключается в том, что африканские никейцы стали жертвами тех законов, с помощью которых они сами стремились утвердить единообразие веры. Всем никейцам было предписано перейти в арианство не позже 1 июня 484 года. Не желающих подчиняться Хунерих сжигал на кострах или предавал смерти другими способами; многим велел отрезать язык. Прокопий Кесарийский и Исидор Севильский называют Хунериха самым жестоким и несправедливым гонителем христиан-католиков в Африке. Виктор Витенский писал в конце 480-х годов как очевидец репрессий:

«Если попытается пишущий прибавить к рассказу хоть какую-то деталь из того, что творилось в Карфагене, пусть даже без стилистических прикрас, не сможет он назвать даже названий пыток. Всё это и сегодня стоит перед глазами, и всякий может видеть одних без рук, других без глаз, третьих без ног; у одних вырваны ноздри и обрезаны уши, у других от слишком долгого висения на кольях голова, прежде гордо поднятая, была вдавлена в плечи, когда палачи, рванув за верёвки изо всей силы, вздёргивали их ввысь над домами и раскачивали туда-сюда подвешенного. Иной раз рвались верёвки и кое-кто падал с этой высоты вниз со страшным ударом, иные, переломав себе все кости, долго не могли прийти в себя, многие вскоре испускали дух»[7].

Хотя, может быть, ортодоксально-никейский автор преувеличил размах гонений, но сам их факт и широкомасштабность не подлежат сомнению. Они, пожалуй, стали самыми значительными после времен тетрархии. До этого времени преследования никейцев ограничивались территорией «вандальских уделов», то есть Зевгитаной. Теперь гонения были распространены на всю территорию королевства. Главный удар был направлен против клира, но и светские никейцы тоже испытывали их тяжесть. Никейцы, отказавшиеся стать арианами, облагались тяжелыми штрафами, которые варьировались в зависимости от ранга данного человека, и подвергались изгнанию. Суровому наказанию должны были подвергаться и местные власти, если они проявляли милосердие к никейцам. Многие, в том числе и клирики (даже епископы), не выдерживали и обращались в арианство, и порой новообращенные ариане проявляли особое рвение в преследовании своих недавних единоверцев. Однако гораздо большее число никейцев всё же оставалось верными своей вере. Никейцев арестовывали, изгоняли в пустыню или на острова, подвергали пыткам, им фактически запрещалось заниматься какими-либо делами. Власти при активной поддержке арианских иерархов часто насильно обращали никейцев в арианство, но такие «ариане» оставались в душе ортодоксами и возвращались в свою старую веру при первой возможности, а то и открыто заявляя о насильственности обращения и этим обрекая себя на пытки. На территории «вандальских уделов», включая сам Карфаген, отправление ортодоксально-никейского культа вообще было запрещено. Все церкви, ещё остававшиеся ортодоксальными, были конфискованы и переданы арианам, а епископы сосланы либо в отделенные местности Африки, либо на Корсику, где занимались каторжными работами, рубя лес для постройки вандальских кораблей. Многие католики бежали в Испанию. В других областях королевства преследования были менее жестокими и менее масштабными[8].

Ослабление государства

Раскол общества ослаблял варварское государство. Этому способствовало и то, что при Хунерихе преследованиям стала подвергаться и вандальская знать, либо потому, что она не желала соглашаться с новым порядком престолонаследия, либо потому, что часть её стала сближаться с ортодоксально-никейской церковью. Хунерих преследовал семьи своих братьев Гензона и Теодориха, казнил жену Теодориха, выслал их сыновей в пустынные места, казнил всех, кого заподозрил в связях с опальными родственниками. Так в присутствии большой толпы в центре города, перед рядами собравшихся на улице, он повелел сжечь на костре арианского епископа по имени Иукунд, из-за того, что он с величайшим почтением был принят в доме брата царя Теодориха, хотя царская семья пыталась защитить славного епископа добрым о нём суждением. Кроме того, многих благородных комитов из своего племени царь преследовал лживыми обвинениями из-за того, что они поддерживали его брата, и одних он велел сжечь, другим перерезать горло[9].

Ослаблением государства воспользовались маврусии, захватившие ряд областей Вандальского королевства. В правление Гейзериха берберские племена подчинялись ему скорее добровольно, они участвовали в совместных набегах в Средиземноморье, в том числе в знаменитом разграблении Рима в 455 году. Но при Хунерихе маврусии, находившиеся на более примитивной стадии общественного развития, стали совершать набеги на своих северных соседей. Вандалы были не в состоянии вести с ними войну в труднодоступных горах Нумидии[10].

В правление Хунериха прекратились набеги вандалов на страны Средиземноморья. Как сообщает византийский историк Малх о переговорах посланников Хунериха с императором Зеноном:

«Этими словами вандалы скрывали своё бессилие. Они боялись и тени войны, ибо по смерти Гейзериха они совершенно предались неге и более не оказывали прежней силы и мужества в боях, не имели и тех приготовлений, которые на всякий случай имел Гейзерих, скорее приводивший в движение всякое предприятие, чем другие успеют о нём помыслить»[11].

Смерть короля

Гравюра XVII века, изображающая смерть Хунерика от гниения, работы Яна Лёйкена, 1685 год

В самый разгар репрессий летом того же 484 года государство поразил страшный голод. По существу, прекратилась вообще всякая экономическая жизнь, многие умирали, и огромные толпы выживших бродили по стране в поисках хоть какой-либо пищи. Никейцы, естественно, восприняли голод как Божье наказание за репрессии. Как часто бывает, голод сопровождался эпидемией. Стремясь не допустить распространения эпидемии в Карфагене, Хунерих приказал выгнать из города всех, кто пришёл туда в поисках хоть какой-нибудь пищи. Сам король заболел какой-то таинственной болезнью, скорее всего чумой, и 22 декабря 484 года он умер. В соответствии с «Завещанием Гейзериха» на престол вступил не его сын Хильдерих, а племянник Гунтамунд, сын Гентона, один из немногих его близких родственников, сумевший не пасть жертвой преследований дяди. Он принял власть в самый день смерти Хунериха. Хотя у нас нет никаких сведений об обстоятельствах смерти Хунериха и прихода к власти Гунтамунда, можно предположить, что Хунерих не успел принять никаких мер для воцарения Хильдериха, и Гунтамунд смог занять трон, опираясь на придворную знать[12].

Хунерих правил 7 лет и 10 месяцев. По словам Виктора Витенского перед смертью он «заживо сгнил и кишел червями, и казалось, что хоронят не тело, а разложившиеся части его»[13], хотя вполне вероятно, что этот конкретный раздел был добавлен позже.

Семья

  • 1-я жена: дочь короля вестготов Теодориха I, имя неизвестно. Гунерих женился на ней по настоянию своего отца Гейзериха. В основе этого брачного союза, видимо, лежал политический союз, направленный против Римской империи. Однако в 442 году Гейзерих заключил с Римом мирный договор. Гейзерих обвинил свою вестготскую невестку в заговоре (приготовлении яда), ей отрезали нос и уши и отослали к отцу в Галлию[14]. Историки предполагают, что причиной этому явилась возможность брака Гунериха с римской принцессой.
  • 2-я жена с 455 года: Евдокия, дочь западно-римского императора Валентиниана III; попала вместе с матерью и сестрой в плен к вандалам при разгроме Рима в 455 году. Гейзерих отдал её замуж за Гунериха. Лишь в 472 году ей удалось бежать в Иерусалим. В браке Евдокия родила Хильдериха, ставшего королём вандалов (523530).


Династия Асдингов
Fíbula aquiliforme (M.A.N. Madrid) 01.jpg
Предшественник:
Гейзерих
король вандалов и
аланов

477 — 484
(правил 7 лет и 10 месяцев)
Fíbula aquiliforme (M.A.N. Madrid) 01.jpg
Преемник:
Гунтамунд

Примечания

  1. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 8 (1).
  2. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 185—186.
  3. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 186.
  4. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 186.
  5. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 187—188.
  6. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 188—189.
  7. Виктор Витенский История гонений в Африканской провинции. V, 7
  8. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 189—190.
  9. Виктор Витенский История гонений в Африканской провинции. II, 5
  10. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 8.
  11. Малх Филадельфиец. Фрагменты «Византийской истории». Отрывок 14
  12. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 190.
  13. Виктор Витенский История гонений в Африканской провинции. V, 21
  14. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 184—185.

Литература

Первичные источники

  • Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., комм. А. А. Чекаловой. Отв. ред. Г. Г. Литаврин. — М.: Наука, 1993. — 570 с. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-009494-3.

Исследования

Ссылки