Лёйкен, Ян

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ян Лёйкен
Jan Luyken
Ян Лёйкен из «Библии Бойера».Ян Лёйкен из «Библии Бойера».
Дата рождения 16 апреля 1649(1649-04-16)
Место рождения Амстердам, Нидерланды
Дата смерти 5 апреля 1712(1712-04-05) (62 года)
Место смерти Амстердам, Нидерланды

Ян Лёйкен (нидерл. Jan Luyken; 16 апреля 1649, Амстердам — 5 апреля 1712, там же) — голландский иллюстратор, гравёр (мастер офорта) и поэт.

Биография

Ян Лёйкен родился пятым ребенком в семье школьного учителя Каспера Лёйкена (16061668) и Эстер Корс (16101667). После окончания школы работал подмастерьем в художественной мастерской, примыкая к антиклерикальному сообществу молодых поэтов. С 1669 года начал осваивать искусство гравюры. В 1671 году опубликовал первую книгу стихов о любви «Голландская лира» («De Duytse Lier»). В 1672 году женился. В 1673 году принял крещение в церкви меннонитов, некоторое время посещал их собрания под Амстердамом. На двадцать шестом году жизни произошло глубокое религиозное обращение Лёйкена, после чего он оставил меннонитскую церковь и примкнул к общине последователей Якоба Бёме. После десяти лет брака и рождения пятерых детей, четверо из которых не дожили до зрелости, умерла жена Лёйкена. Художник продал дом и переселился в арендованное жилье. Единственный наследник, старший сын Каспер (1672—1708), также выучился на гравёра и работал вместе с отцом до своей преждевременной кончины в возрасте 36 лет. Вдова и сын Каспера остались на попечении Яна и жили у него.

В дальнейшем Лёйкен вел образ жизни ревностного молитвенника, сочинял поэмы мистического и пантеистического толка, проповедовал. По описаниям современников, Лёйкен был тихим, благочестивым человеком, жизнь которого не вступала в противоречие с его проповедями; большую часть своих доходов он жертвовал беднякам. Он работал с более чем сотней издателей и за свою жизнь создал 3.336 гравюр; им проиллюстрировано около 500 книг, посвящённых самым разным областям знания — географии, биологии, химии, судостроению, естественной, древней и библейской истории[1]. Кроме того, он иллюстрировал 12 собственных книг. С 1681 года Лёйкен принимал участие в иллюстрировании «Nieuwe Lichtende Zee-Fakkel» — пятитомного картографического атласа в фирме Иоганна ван Кёлена, в 1685 году — второго переиздания «Зеркала мучеников» («Martyrs Mirror»), которое содержало 104 его гравюры. Среди анабаптистов «Зеркало мучеников», или «Кровавый театр», считается наиболее значимой и влиятельной книгой после Библии. В 1694 году опубликована книга «Het Menselyk Bedryf» («Ремёсла человеческие»), где в реалистической манере Лёйкеном изображены люди разных профессий в окружении предметов своего труда: астролог, врач, шорник, стеклодув, сапожник, мясник, ткач и многие другие. Умер Лёйкен в присутствии близких — снохи и внука. Погребение было оплачено одним из его издателей (захоронение 4 класса — самый низкооплачиваемый класс)[1].

Признание

«Моисей и Неопалимая купина». Офорт. 1697

Одна из улиц в центре Амстердама, в районе, где улицы названы в честь наиболее значительных художников Золотого века, носит имя Яна Лёйкена. Первое здание на ней — содержащий обширную коллекцию работ гравёра Рейксмюсеум: Jan Luijkenstraat, 1.

В первой половине XIX века его религиозные стихи считались ортодоксальными и пользовались популярностью в среде пиетистов. В вышедшей в начале XX столетия книге «Реформаторы» был показан их антиклерикальный характер, что, впрочем, нисколько не ослабило интереса к текстам Лёйкена[1].

Вплоть до XVIII века иллюстрированные Лёйкеном книги переизданы от трёх до семи раз, некоторые из них были опубликованы и в XX веке[1]. Изображения на религиозные темы воспроизводились на фарфоровых изделиях, экспортируемых из Китая в Европу в середине XVIII века[2]. В XIX веке Лёйкен был высоко оценен французом Гюисмансом: в романе «Наоборот» писатель называет его «гений, <…> мистически настроенный язычник и ясновидец»[3], в особняке главного героя на стенах висели гравюры Лёйкена, посвященные преследованиям христиан за веру.

Не утрачивают внимания к его гравюрам и современные учёные, поскольку Лёйкен «установил новый стандарт для голландской религиозной литературы, в основе его иллюстраций лежит соединение протестантской и католической визуальных практик»[4]. В конце XX века офорты Лёйкена использованы в качестве иллюстративного материала в исследованиях, посвящённых голландской культуре Золотого века[5] и голландской повседневной жизни XVII века[6]. Гравюры из «Het Menselyk Bedryf» многократно воспроизводятся на календарях, оберточной бумаге, плитках, пластиковых пакетах[7].

С 1990 года в Северной Америке, где проживают наиболее многочисленные анабаптистские общины, функционирует передвижная выставка «Зеркало мучеников»[8], на ней в числе прочих экспонатов представлены 30 медных пластин Лёйкена; выставка экспонировалась в 22 штатах США и 5 провинциях Канады[9].

О фамилии

«Вороны, кормящие Илию». Офорт. 1697

В статье фамилия приведена в соответствии с правилами современной практической транскрипции[10][11]. «Ё» использовано последовательно — как в имени собственном. Гравёр Лёйкен редко упоминается в печатных изданиях на русском языке, ни одна из форм отображения его фамилии не стала традиционной; так, в двух переводах романа «Наоборот» использованы разные формы написания: «Люйкен» у Карабутенко И. И., «Луикен» у Кассировой Е. Л., в художественных каталогах на русском языке также чаще встречается форма «Люйкен».

См. также

Библиография

  • Barnes, D. R. The butcher, the baker, the candlestick maker: Jan Luyken’s mirrors of the 17th-century Dutch daily life. Hempstead, NY: Hofstra University, 1995, pp 252–255.
  • Klaversma, N. & Hannema, K. Jan en Casper Luyken te boek gesteld. Hilversum, NL: Verloren, Amsterdams Historisch Museum, 1999
  • Jörg, C. A pattern of exchange: Jan Luyken and «Chine de Commande» porcelain. Metropolitan Museum Journal, 2002, v. 37, pp 171–176.
  • Schama, S. The embarrassment of riches: An interpretation of Dutch culture in the Golden Age. New York: Vintage Books, 1997
  • Van Eeghen, I. H. Jan Luyken (1649—1712) and Casper Luyken (1672—1708): Dutch illustrators. In: Berkvens-Stevelinck, Bots, H., Hoftijzer, P. G. & Lankhorst O. S. (eds). Le Magasin de L’Univers: The Dutch Republic as the Centre of the European Book Trade (Papers Presented at the International Colloquium, held at Wassenaar, 5-7 July, 1990). Leiden, NL: E. J. Brill, 1992
  • Van Eeghen, P. & Van der Kellen, J. P. H. Het werk van Jan en Casper Luyken. Amsterdam, NL: Frederik Muller & Company, 1905
  • Vekeman, H. W. J. The Mirror of Human Trades, 1995
  • Stronks, E. Negotiating differences: Word, image and religion in the Dutch Republic. Leiden/Boston: Brill, 2011

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Браун Джозеф В. Биография Яна Лёйкена. Дата обращения: 10 ноября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Jörg, C. A pattern of exchange: Jan Luyken and «Chine de Commande» porcelain. Metropolitan Museum Journal, 2002, v. 37, pp 171—176
  3. Гюисманс Ж.-К. Наоборот. Пер. с фр. Е. Кассировой. — М., 2005
  4. Stronks, E. Negotiating differences: Word, image and religion in the Dutch Republic. Leiden/Boston: Brill, 2011
  5. Schama, S. The embarrassment of riches: An interpretation of Dutch culture in the Golden Age. New York: Vintage Books, 1997
  6. Barnes, D. R. The butcher, the baker, the candlestick maker: Jan Luyken’s mirrors of the 17th-century Dutch daily life. Hempstead, NY: Hofstra University, 1995
  7. Klaversma, N. & Hannema, K. Jan en Casper Luyken te boek gesteld. Hilversum, NL: Verloren, Amsterdams Historisch Museum, 1999
  8. Зеркало мучеников (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 ноября 2012. Архивировано 12 ноября 2012 года.
  9. Маршрут передвижной выставки Зеркало мучеников (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 ноября 2012. Архивировано 16 сентября 2012 года.
  10. Гиляревский Р. С. Практическая транскрипция фамильно-именных групп: Справочник. — М.: Физматлит, 2004.
  11. Лидин Р. А. Иностранные фамилии и личные имена. Написание и произношение. Практическая транскрипция на русский язык: Словарь-справочник. — М.: Толмач, 2006.

Ссылки