Холи
Хо́ли (хинди होली), также известный как Пха́гвах (или Бходжпу́ри) и Фестиваль красок — ежегодный индуистский фестиваль весны[1].
История
Существуют различные версии происхождения праздника, что связано с разными областями Индии[1]. Самой древней и известной версией является индуистский миф о том, как Шива сжёг своим взглядом Каму.[2] Кроме того, в северной части Индии возникновение традиции празднования связывают с легендами о Кришне и его играх с гопи.[3][4][5] Тем не менее, чаще всего считают, что праздник восходит своими корнями к индуистскому мифу о противнице Вишну — демонице Холики , чьё имя напрямую связано с названием праздника и чьё чучело сжигают на праздничном костре[3].
Празднование
Фестиваль приходится на начало весны и длится два-три дня в конце февраля — начале марта[1]. В индусском календаре Холи, как правило, выпадает на полнолуние (известное в языке хинди как Пхалгун Пурнима или Поорнмаши)[1]. В первый день фестиваля, ближе к ночи, разводится костёр для сожжения огромного чучела или украшенного дерева, символизирующего сожжение Холики, а также проводится прогон скота через огонь и хождение по углям[1]. На второй день, известный как Дхалунди, и третий день участники праздника устраивают шествие до наступления сумерек, осыпая друг друга цветным порошком, поливая подкрашенной водой и грязью[1]. Обрядность праздника содержит оргиастические элементы[1].
Атрибуты
Также приготавливается особый напиток «тандай», украшенный «бхангом», содержащий небольшое количество марихуаны. Музыкальное сопровождение производится с помощью дхоли и других традиционных индийских инструментов.
Региональные различия
В Бангладеш известен как Дольятра или Бошонто Утшоб (букв. «весенний фестиваль»). Холи не является исключительно индуистским торжеством, так как верующие других религий (сикхизма, джайнизма и прочих) имеют свои версии праздника. Наиболее шумные и торжественные формы фестиваль принимает в Пенджабе, где в нём принимают участие и индуисты, и сикхи.
В России и на Украине
Холи также проводился в России[6], Белоруссии и на Украине[7].
Фестиваль регулярно вызывает неодобрение у представителей Русской православной церкви. Так в 2015 году в Пензе на празднике происходила агитация и раздача листовок православными активистами с участием священнослужителей РПЦ[8]. Тогда же Миссионерский отдел Челябинской епархии РПЦ выпустил письмо-предостережение в котором указал, что «фестиваль красок Холи имеет тщательно скрываемую организаторами религиозную подоплеку» и что «языческий обряд разбрасывания разноцветного порошка, чуждый православному сознанию, — это грех и измена Богу», а руководитель отдела Константин Путник в беседе с телеканалом «31 каналом» отметил, что это мероприятие представляет собой «обсыпание пеплом от костра, на котором была сожжена демоница, чертовка».[9] В свою очередь старший жрец челябинского Центра ведической культуры, связанного с Международным обществом сознания Кришны, выступившего организатором мероприятия, Никита Черных высказал мнение, что РПЦ боится конкуренции и за прихожан, и их пожертвования, а также заявил тому же телеканалу: «Мы не очень поддерживаем нынешнее проведение фестиваля Холи с рок-концертами, алкоголем, раздеванием. Всё это превращается в достаточно странное событие»[9].
В том же году священник РПЦ Георгий Максимов предостерёг православных от участия в празднике Холи как в языческом ритуале[10]. Епископ Александрийский и Светловодский УПЦ МП Боголеп (Гончаренко) также выразил опасение о том, что краски могут нанести вред здоровью[11].
В мае 2017 года миссионерский отдел Челябинской епархии обратился в прокуратуру с просьбой проверить Всероссийский фестиваль красок Холи в Челябинске на соответствие российскому законодательству, поскольку посчитал, что «организаторы праздника злонамеренно пошли на откровенный подлог, изменив название праздника, пытаясь представить его как невинное светское развлечение, веселую забаву для молодёжи», а сам праздник рассматривает в качестве «змеиного проникновения демонических практик в душу нашего народа с целью его разложения».[12] В августе 2017 года фестиваль был отменен в Воронеже по требованию православного активиста — члена миссионерской коллегии Липецкой епархии Дмитрия Адоньева, которое поступило в мэрию города.[13] В свою очередь организаторы считают[14], что мероприятие является молодёжным и в нём нет ничего плохого.[12]
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Васильков, 1996, с. 441.
- ↑ Васильков, 1996, с. 441—442.
- ↑ 3,0 3,1 Васильков, 1996, с. 442.
- ↑ Альбедиль, 1996, с. 245—246.
- ↑ Морозова, 1996, с. 295.
- ↑ Ермак К.. В Тюмени пройдет индийский фестиваль Холи, Наша Газета в Тюмени (13 марта 2015).
- ↑ Герасимюк Е.Праздник ярких красок и веселья: фестиваль Холи в Киеве // 24tv.ua, 25.06.2015
- ↑ Фестиваль красок Холи в Пензе . www.penzainform.ru. Дата обращения: 8 сентября 2015.
- ↑ 9,0 9,1 Оснач Д., Минина М. Борьба за прихожан? Кришнаиты объяснили, почему РПЦ выступает против фестиваля красок Холли // 31 канал, 11.08.2015
- ↑ Не надо пачкаться! . Православие.ру. Дата обращения: 13 марта 2017.
- ↑ Александрийская епархия УПЦ против проведения в городе праздника красок "Холи" . УНИАН. Дата обращения: 1 июня 2016.
- ↑ 12,0 12,1
- Епархия просит прокуратуру проверить фестиваль красок в Челябинске . ТАСС (23 мая 2017).
- Назарова А. Епархия попросила прокуратуру проверить фестиваль красок в Челябинске // Взгляд.ру, 23.05.2017
- просит прокуратуру проверить фестиваль красок в Челябинске // Regions.ru / Новости Федерации, 23.05.2017
- ↑ Екатерина Чижевская. Православный активист закрыл фестиваль красок ColorFest в Воронеже . 36on.ru. Дата обращения: 10 августа 2017.
- ↑ Организаторы фестиваля красок в Воронеже прокомментировали жалобу православного активиста . Вести Воронеж. Дата обращения: 27 октября 2017.
Литература
- Альбедиль М. Ф. Кришнаизм // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М.. — М.: Республика, 1996. — С. 244—246. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
- Васильков Я. В. Холи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М.. — М.: Республика, 1996. — С. 441—442. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.
- Морозова Т. Е. Музыка в индуизме // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М.. — М.: Республика, 1996. — С. 290—295. — 576 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-250-02557-9.