Филан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое государство
Филан
 Flag of None.svg
Flag of None.svg 
Столица Баб Филаншах
Язык(и) Даргинский
Религия Язычество, Христианство, Зороастризм, Ислам

Филан — средневековое образование на территории современного Дагестана. Точная локализация не установлена, но среди историков существует несколько версий относительно ее локализации. По самой распространенной - Филан располагался на территориях современных Левашинского и Акушинского районов[1][2][3][4].

Локализация территории

Арабские ученые в целом проявляют единодушие относительно географического положения Филана. Известный географ Ибн Хордадбех (умер в 890 или 912 году) в своем труде «Книга путей и стран», датируемом 885 годом, сообщает:[5]

«Что касается ворот, то они являются входами в ущелья горы ал-Какб. Там возведены крепости, в том числе Баб Сул, Баб ал-Лан, Баб аш-Шабиран, Баб Лазика, Баб Барика, Баб Самсахи, Баб Сахиб ас-Серир, Баб Филаншах, Баб Карунан, Баб Табасараншах, Баб Лираншах, Баб Либаншах, Баб Ануширван. Баб Ануширван расположен за ал-Бабом. Все, что за этим городом, в Руках Хазар»

Ибн Хордадбех находит Филан между Сериром и Табасараном. То же самое обнаруживается у весьма авторитетного ученого — Баладзори. Основываясь на источниках доисламского Ирана, Баладзори излагает очень ценную информацию:

«И выбрал Ануширван царей и назначил их, предоставив каждому из них шахство над отдельной областью. Из Них были хакан Горы, то есть владетель Сарира (трона), с титулом Вахрарзаншах, и царь Филана, он же Филаншах, и Табасараншах, и царь ал-Лакзов, с титулом Джурджаншах, и царь Маскута, царство которого теперь не существует, и царь Лирана с титулом Лираншах, и царь Ширвана, именующийся Ширваншахом. И утвердил властителя Бухха над Буххом и властителя Зирикирана над Зирикираном; и утвердил он царей горы Кабак в их владениях и заключил с ними мир, обязав ему платить подати»[6].

Помимо Серира и Табасарана, рядом с Филаном Баладзори называет и Лакз.

Посетивший в 1130 году Дербент, знаменитый путешественник Абу Хамид ал-Гарнати писал: «И приняли из рук его (Масламы) ислам многочисленные народы, в том числе: лакзан, и филан, и хайдак, и заклан, и гумик, и дархах»[7].

Ал-Гарнати поместил Филан между Лакзом и Хайдаком, что не противоречит его предшественникам. Но в отличие от них, которые обычно, помещали Филан на воображаемой линии Серир — Табасаран, он расположил его на линии Лакз — Кайтаг. Эти две линии при нанесении на карту пересекаются и указывают расположение Филана относительно соседей. В числе исламизированных Масламой народов ал-Гарнати называет заклан, гумик, дархах. Сомнений не возникает относительно Гумика. Эта политическая единица однозначно соответствует селению Кумух с округой. А. Р. Шихсаидов расшифровал дархах как Зирикиран[8].

Примечательно, что ал-Гарнати называет отдельно языки филан и сарир, тогда как ал-Масуди упоминает только сариров, царь которых называется филан-шах, а Ибн Хаукал подчеркивает, что «сарир — название государства и области, а не народа и племени». Сведения ал-Гарнати находят подтверждение в одной из каирских рукописей ал-Истахри, где говорится о небольшом округе Филан (село Филя[9]), расположенном на юг или юго-запад от Дербента (эти сведения есть также у Якута), тогда как по сведениям Ибн Хаукала, Сарир начинался в двух фарсахах (12—15 км) от Семендера[10]. Профессор Р. М. Магомедов локализует Филан на левашинском плато, то есть предположительно к востоку или к югу-востоку от Сарира, так как считает, что это владение никак иначе не могло быть присоединено к Сариру, в связи с тем, что правитель Сарира получает титул "филан-шаха", примерно в середине X века[3].

Наиболее подробные и интересные сведения о Филане сообщает знаменитый энциклопедист Якут аль-Хамави (1179—1229 гг.).

«В числе поселенных здесь (в Дагестане) для охраны границ (Сасанидского Ирана) находилось племя Табарсеран, а по соседству племена, известные под именем Филан и Лакз, последние особенно многочисленны и храбры…»[11]

«Между ними (Лакзами) и Баб-ал-Абвабом страна Табарсеран; жители его так же мужественны и храбры, как и Лакзы, и страна их так же густо населена, как и у тех, разве только что Лакзы превосходят Табарсеранцев числом, и владения их гораздо обширнее. А выше лежит Филан, это незначительная область»[12]

Наиболее конкретные сведения, дающие возможность точно определить местоположение Филана, содержатся в местной исторической хронике «Дербент-наме», принадлежащей перу небезызвестного Мухамеда Аваби Акташи:

«Эта область Кумука. Затем идет климат Йук (Филан здесь указан под местным названием), а хакима его назвали филаншах. После этого другой климат, махала Рича С. К. Т., а их хаким Б.тун—шах…»[13]

В другом списке этого же сочинения читаем:

«На Кумукской горе в одной области верхняя часть Табасарана прилегала к лезгинам. Людей её привели из Гилана, а правителя их назвали Килан-шахом»[14]

Таким образом, судя по источникам, Филан расположен в восточной части Дагестана, севернее или западнее Табасарана и, как правило, рядом с Сериром.[15][16]

В итоге речь вдет о владении, которое имеет свой собственный язык[17], расположено между Табасараном и Сериром, не совпадает вместе с тем ни с Хайдаком, ни с Зирихгераном. Такой территорией является федерация союзов сельских обществ, известных как Акуша-Дарго[18]. Всё изложенное выше даёт возможность предположить, что если в VIII веке расположенные рядом Филан и Шандан и существовали самостоятельно, то в последующем, в IX-X вв. оба термина относятся к одной и той же территории, занимаемой ныне носителями акушинского и цудахарского диалектов даргинского языка, т. е. современных Акушинского и Левашинского районов, составляющих в прошлом основу федерации союзов сельских общин Филан и Шандан. При описании событий IX-XII веков один и тот же автор ни разу не употребил оба термина[19]. В “Истории Ширвана и Дербента” неоднократно упоминается Шандан и Карах и нет ни слова о Филане.

Название

Историк X века Хамза Исфахани, сообщая об известной деятельности Хосрова Ануширвана, в частности, пишет: «Помимо того, каждому полководцу он выделил специального образца почетную одежду, по этим образцам или по рисункам, вотканным в одежду, стали называться эти возведенные в князья полководцы, отсюда возникли и названия: Вараншах (князь вепрь), Ширваншах (князь лев), Филаншах (князь слон), Аланшах (князь ворона), а одного он наградил серебряным троном — отсюда Сариршах».

В основе термина Филан лежит слово фил, что в переводе означает слон. Поэтому уяснение, которое дает Хамза Исфахани, представляется не лишенным смысла. Однако нужно помнить, что Филан это не этноним и не топоним, а официальное книжное название страны. Поэтому, когда в IX веке Халифат стал терять позиции на Кавказе, и Филан слился с влиятельным Лакзом, термин исчез из анналов истории. Это объясняется тем, что в эпоху вхождения Дагестана в сферу мусульманской цивилизации роль как одного из важнейших форпостов газийской экспансии, очевидно, получила отражение в названии всего региона подобно тому, как одно время всех лаков называли казикумухами.

В сообщениях полученных летописцами Филан указан под несколькими синонимичными названиями — Филан, Килан, Руклан, Зуклан и Йук:

  • Как следует из источников, Филан - это внешнее или литературное название области, данное ей иранцами. А Килан является фонетическим вариантом его. Арабские графемы К(ﻕ) и Ф(ﻑ) — в начальной позиции различаются лишь количеством точек над ними, поэтому их легко путали переписчики.
  • О Руклане (вариант Заклан, Зуклан, Йук) упоминает также Абу Хамид ал-Гарнати: "народ заклан принял ислам в начале VIII в., а в 1131 г. среди жителей Дербента были также носители закаланского языка"[17]. Попытка идентифицировать его название с “агул-кошан = рукушин”[20], по мнению ученых, не убедительна. В одном из списков сочинения ал-Гарнати вместо закаланский язык написано “гуркиланский язык” (“лисан ал-гуркилан”)[21]. Это согласуется с названием общества “Хуркила хуреба” (хIуркила хIуреба) и с “хюркилинским языком” — это современный урахинский диалект даргинского языка.[22] Речь идёт о времени самостоятельного существования Урахинского общества, вошедшего впоследствии в союз Акуша-Дарго.

История

Первые сведения о Филане восходят к VI в., когда Хосров Ануширван “определил царей” Серира, Филана, Табасарана, Лакза, Маската, Лирана, Ширвана. Филан неоднократно упоминается также, при походах арабов, особенно то время компании Марвана во внутренние районы Дагестана в 739 г.[23][24][25]

С полной уверенностью можно утверждать, что Филан сумел избежать разорительного нашествия арабов в VIII веке. Об этом недвусмысленно свидетельствуют не только археологические, но и письменные источники. Баладзори, перечисляя размеры дани, наложенные Мерваном на побежденные «царства» (Серир, Туман, Хамрин, Зирикиран, Шандан, Табасаран, Ширван, Лакз) добавляет:

«но ничего не наложил на Филаншаха за его заботливость (о мусульманской армии), военные подвиги и похвальное поведение»[26]

В другом месте тот же автор пишет:

«Мерван обязал владетеля Ширвана быть в авангарде мусульманской армии, когда она совершает поход в землю хазар, и в арьергарде, когда она возвращается оттуда. И обязал Филаншаха только участвовать в походах с мусульманами, а Табасараншаха обязал быть в арьергарде при вторжении, и в авангарде при возвращении мусульманской армии из похода»[26]

С данными Баладзори перекликаются сведения Куфи, согласно которому после погрома, учиненного в Серире, Хамрине, Тумане и Шандане Мерван вызвал «всех царей гор». В числе послушно прибывших союзников Халифата Куфи называет царей Ширвана, Лайзана, Филана, Табасарана и других царств.[27]

Территория Филана в конце IX начале X вв. входила в состав Серира. Это подтверждается сообщением ал-Масуди о том, что царь Серира "зовётся Филан-шах (Килан-шах) и исповедует христианство... Филан (Килан?)- шах имя всех царей Сарира".[28]

Примечания

  1. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. — 1996. — С. 248.
  2. Шихсаидов А. Р. Вопросы исторической географии X-XIV вв. Лакз, Гумик. — Махачкала, 1980. — С. 77.
  3. 3,0 3,1 Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002. — С. 57-76.
  4. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в двух томах. — Наука, 2005. — 640 с. — ISBN 978-5-02-010361-0. Архивная копия от 18 января 2022 на Wayback Machine
  5. Ибн Хордадбех “Книга путей и царств” 885 г. / Перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели Наили Валихановой. — Баку, 1986.
  6. Баладзори “Книга завоевания стран” 885 г. Текст и перевод / Перевод с арабского проф. П. К. Жузе. — Баку, 1927. — С. 15.
  7. Абу-Хамид, 1971, с. 49.
  8. Шихсаидов А. Р. К вопросу о локализации Филана.. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  9. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 26 марта 2019 года.
  10. Составлены О. Г. Большаковым. Комментарии к тексту. www.vostlit.info. Дата обращения: 29 декабря 2021. Архивировано 29 декабря 2021 года.
  11. Караулов, 1901, с. 15.
  12. Караулов, 1901, с. 17.
  13. Саидов М. С., Шихсаидов А. Р. С 29. Мухамед Аваби Акташи “Дербенд-наме”.
  14. Саидов М. С., Шихсаидов А. Р. Мухамед Аваби Акташи “Дербенд-наме”.
  15. Шихсаидов А.Р. К вопросу о локализации Филана. — С. 79-81.
  16. Jacut. III. — С. 933.
  17. 17,0 17,1 Абу-Хамид, 1971, с. 26.
  18. Ср. со сведениями, относящимся к 1727 г.: “Акуша, уезд... свой особливый язык, который ни с каким сходства не имеет” (История, география и этнография Дагестана XVIII -XIX вв. М., 1958.С. 101.)
  19. AI-masalek wal mamalek by Istakhry, re-edited by Muhammed Jabir Abd el Hini. Cairo. — 1961. — С. 115.
  20. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй сессии ассоциации арабистов. — 1941. — С. 108.
  21. Абу-Хамид, 1971, с. 64.
  22. Услар П.К. Этнография Кавказа Т. V. Хюркилинский язык. — Тифлис, 1892.
  23. Балазури. Футух ал-булдан. — С. 196.
  24. Якуби. История / Текст и перевод. Пер. с араб. П.К. Жузе. — Баку, 1927. — С. 3(5).
  25. Баладзори. Книга завоевания стран. — С. 5(13).
  26. 26,0 26,1 Баладзори. Указ. соч. С. 19..
  27. Куфи. — С. 56.
  28. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X — XI веков. — С. 203.

Литература