Фарсис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Фарсис, или Таршиш[1][2] (финик. 𐤕𐤓𐤔𐤔‬, ивр.תַּרְשִׁישׁ‏‎, др.-греч. Θαρσεις, лат. Tharsis) — географический объект, неоднократно упоминаемый в Ветхом Завете; в наиболее распространённом значении: место, откуда экспортировалось серебро[3].

Фарсис /сын Иавана/

По Библии — сын Иавана (то есть, внук Иафета).

Иаван вместе со своими сыновьями: Фарсис и Елиса традиционно считаются предками Греческих племен (эллины, ионийцы, илионцы /троянцы/ и т.д.).

Иногда проводятся аналогии между Фарсисом и персонажом древнегреческой мифологии: Фасосом.

Мифологическая традиция предполагает существование Фасос, Тасос (персонаж древнегреческой мифологии. эпоним острова Тасос и основатель одноимённого города). родоначальник греческого народа, давшего имя Фесса́лия (греч. Θεσσαλία, Тессалия) — исторический регион на северо-востоке Эллады на побережье Эгейского моря, которое считалась прародиной эолийских племен. Древнейшие обитатели Фессалии — пеласги. Около II тысячелетии до н. э. фессалы, народ говорящий на одном из эолийских диалектов, переселился в Фессалию. Впервые о эолийских племен в южной Фессалии упоминается у Гомера. Там же их помещали Геродот, Фукидид, Паросская хроника, Аполлодор.

Самоназвание греками своей страны — Эллада (Эллас, греч. Ελλάδα). Изначально, согласно «Илиаде» Гомера, Эллада — название древногреческого горда в Фессалии, постепенно распространилось на всю Грецию. С принятием термина эллин общим для обозначения всех греков, Эллада стала собирательным именем для всей материковой Греции, а затем и всей Греции, включая архипелаги, острова и области в Малой Азии.

Свидетельства Ветхого Завета

Во времена царя Соломона (X век до н. э.) с Фарсисом велась торговля: согласно Ветхому Завету, «в три года раз приходил фарсисский корабль». Торговлю осуществляли финикийцы (Иез. 27:2,12). Помимо серебра оттуда привозили золото, обезьян и павлинов (3Цар. 10:22), а также олово и свинец (Иез. 27:12).

Именно в Фарсис, ослушавшись повеления Божия, отправился из средиземноморского порта Иоппия пророк Иона (Иона. 1:3), но во время шторма попал в чрево кита (Иона. 2:1).

Гипотезы о местоположении

В исторической науке нет единой точки зрения на значение этого термина. Некоторые комментаторы (начиная с Иосифа Флавия)[4] полагали, что за названием «Фарсис» скрывается киликийский Тарс.

По другой, более распространённой версии, речь идёт о городе Тартесс на атлантическом побережье Испании[5][6]. Именно из Тартесса доставлялось на восток значительное количество металлов[7]. Начиная с первого этапа финикийской колонизации южной Испании основным пунктом связи Востока с дальним Западом был Тир[8]. Торговля Тира с Тартессом-Таршишем в это время приобретает важнейшее значение[9]. Ещё в середине X века до н. э. корабль из Таршиша привозил ко двору царя Соломона (а следовательно, и в Тир) тугоплавкие и драгоценные металлы, а также предметы забавы и роскоши[10]. Об этом свидетельствует финикийский текст, вставленный в пророчество Иезекииля (Иез. 27:12—14)[11].

Этот текст ясно и недвусмысленно сообщает, что Таршиш за тирские товары рассчитывался свинцом, оловом, серебром. В нём нет никаких упоминаний о золоте, обезьянах, слоновой кости и павлинах, которые навели ряд современных исследователей на мысль об Индии[12]. «Таршишский корабль», доставлявший царю Соломону все эти южные редкости, ходил в плавание вместе с кораблём, который отправлял царь Тира и Библа Хирам I Великий (3Цар. 10:22) на основании соглашения между царями о совместной торговле[13]. Межличностные связи между владыками Тира и Иерусалима были довольно тесными с самого начала царствования Соломона. Историки относят плавания «таршишского корабля» ко времени совместного правления Хирама I Великого и Соломона (между 965 и 945 годами до н. э.)[14]

Историки считают, что в Ветхом Завете присутствует косвенное указание на конфронтацию Тартесса и Карфагена, запечатлённую финикийским источником, дошедшим до наших дней в виде пророчества Исайи (Ис. 23:10)[15]: «Ходи по земле своей, дочь Таршиша, нет более препоны». Слово «препона», а точнее, «пояс» (mezah), означает пояс карфагенских (финикийских) колоний, опоясывающих вокруг земли Таршиша-Тартесса[16].

Но 2-я книга Паралипоменон (2Пар. 20:36, 37) свидетельствует, что Иосафат начал строить корабли для отправки в Фарсис в Ецион-Гавере (на Красном, а не Средиземном море), что подразумевает восточное направление маршрута. Британский политик и путешественник, член Королевского общества Джеймс Эмерсон Теннентruen отождествлял Таршиш с городом Галле на Шри-Ланке (тогда Цейлоне)[17]. Он указывал, что все экспортируемые из Таршиша животные и в то время, и сейчас характерны для Индийского субконтинента, где также была развита металлургия. В то же время в Европе обезьяны[18] и павлины не водились. Однако они водились в Африке, более близкой к основным торговым путям финикийцев. Версия о цейлонском местонахождении Таршиша (а также о якобы имевшем место регулярном плавании индийцев в X веке до н. э. в земли Палестины) большинством историков считается фантастичной[19]. Ещё более неправдоподобно предположение о том, что индийцы торговали свинцом, а не более выгодными пряностями. Северо-Западная Индия в X веке до н. э. только начала вступать в железный век[20]. В этот период составляются «Атхарва-веды» — первый древнеиндийский текст, в котором упоминается железо[21].

Цейлонская версия локализации Таршиша (Фарсиса) напрямую связана с легендарным островом Тапробана, так и не найденным океанологами и атлантологами. На роль Тапробаны в центральной части Индийского океана исследователями выдвигались[22] и Цейлон, и Суматра, и Мадагаскар, но общепризнанного отождествления острова с каким-либо географическим объектом нет.

Другие значения

Слово «таршиш» употребляется и в других значениях:

Отражение в культуре

Примечания

  1. Таршиш, страна // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Таршиш — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото — из Уфаза, дело художника и рук плавильщика; одежда на них — гиацинт и пурпур: всё это — дело людей искусных.

  4. Иосиф Флавий. Иудейские древности, VIII, 7, 2.
  5. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 января 2011. Архивировано 3 февраля 2014 года.
  6. Циркин, 2011, с. 46, 61 и далее.
  7. Chehab M. Tyre, ses portes et ses lignes de navigation // Societes et compagnies de commerce en Orient et dans 1’Ocean Indien. Paris, 1970. P. 35.
  8. О Тире как единственной метрополии финикийских колоний: Moscati S. Chi furono i fenici. Torino, 1994. P. 75—81.
  9. Gonzales-Rubial A. Facing two seas // Oxford Journal of Archaeology. 2004. Vol. 23, 3. P. 290—291.
  10. Niederwimmer K. Damaskos // Kleine Pauly. Bd. I. Sp. 1372
  11. Циркин, 2011, с. 71—72.
  12. Hawkins J. D. The Neo-Hittit States in Syria and Anatolia // САН. Vol. III, 1. P. 392.
  13. Циркин, 2011, с. 73.
  14. Ibid. S. 133.
  15. Циркин, 2011, с. 91.
  16. Шифман И. Ш. Карфаген. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — С. 124—125. — 518 с. — 1000 экз. — ISBN 5-288-03714-0. Архивная копия от 5 октября 2017 на Wayback Machine
  17. Galle: «Tarshish» of the Old Testament (англ.). LankaLibrary Sri Lanka. Дата обращения: 20 мая 2020. Архивировано 27 апреля 2020 года.
  18. В настоящее время существует колония маготов на Гибралтаре, но по современным научным представлениям она появилась там только в Средние века и имеет североафриканское происхождение.
  19. Индия в древности: Сборник статей. АН СССР. Ин-т народов Азии.-М.: Наука, 1964.
  20. Kulke, Hermann & Dietmar Rothermund (2004), A History of India, 4th edition. Routledge, Pp. XII, 448, ISBN 0415329205.
  21. Шьяма-аяс IAST: śyāma ayas — в буквальном переводе «чёрный металл».
  22. Suárez, Thomas. Early Mapping of Southeast Asia. Periplus Editions. p. 100. ISBN 962-593-470-7.
  23. Glossary. Welcome to the Planets (англ.). NASA. Дата обращения: 20 мая 2020. Архивировано 11 мая 2020 года.

Литература