Третья книга Маккавейская

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Третья книга Маккавейская
Язык оригинала древнегреческий
Жанр Исторические книги
Предыдущая (православие) Вторая книга Маккавейская
Следующая Третья книга Ездры
Текст синодального перевода

Третья Маккавейская книга — в православии ветхозаветная библейская книга, отсутствующая в еврейской Библии (Танахе) и не входящая в Ветхий Завет в католицизме и протестантизме. В Русской православной церкви относится к неканоническим книгам.

Книга написана на древнегреческом языке и сохранилась в Александрийском кодексе Септуагинты. Время написания книги, предположительно, относится ко II веку до н. э.[1]

Книга имеет общую тему с двумя первыми Маккавейскими книгами — преследование еврейского народа языческими царями, однако описываемые в ней события относятся к более раннему времени (221—204 гг. до н. э.) и другой местности (Египту)[2]. Состоит из семи глав. Автор этой книги неизвестен.

Содержание

В тексте описываются преимущественно гонения на палестинских евреев от египетского царя Птоломея IV Филопатора (III век до н. э.) и подвиги евреев.

В «Третья книга Маккавейская|Третьей книге Маккавейской» (не имеющей отношения к собственно Маккавеям) имеется описание того, как царь Птолемей после битвы при Рафии ездил по городам возвращённой провинции и, среди прочих, прибыл в Иерусалим. Из любопытства, как сказано в источнике, он хотел войти в святая святых и очень обиделся на евреев, которые не дали ему это сделать.[3] Английский историк Э. Бивен[en] характеризует эту книгу как религиозный роман, представляющий собой весьма скудное историческое свидетельство, однако, по словам Полибия, после битвы царь всё же провёл три месяца в Келесирии и Финикии и лично надзирал за восстановлением своей власти в разных городах и селениях страны, и если это было так, то Бивен допускает, что Птоломей посетил Иерусалим и там захотел войти в святилище. А когда ему это запретили сделать, почувствовал себя оскорблённым. Поэтому начало рассказа из Третьей книги Маккавейской выглядит правдоподобно, хотя и не подтверждается ни одним другим источником. Махаффи склоняется к правдивости этой истории, но Бивен, будучи уверенным в написании Книги пророка Даниила post factum, так не считает. Однако Бивен видит историческую основу в повествовании о битве при Рафии, в частности, об участии Арсинои. Зато продолжение истории — о том, как разгневанный неудачей в храме Птоломей задумал, по возвращении в Александрию, излить свою месть на египетских иудеев, приказал собрать их со всех городов и сёл в Александрию и здесь перетоптать слонами, и о том, как они чудом спаслись — явно выглядит выдумкой. Вполне возможно, что Птолемею IV были приписаны преследования, которым евреи впервые подверглись при Антиохе Эпифане в Иудее пятьдесят лет спустя.[4].

П. А. Юнгеров, православный библеист[5], приводит возражения западных историков, главное из которых — покровительство Птолемеев разным направлениям философии и религиям, и в том числе иудейской, в частности, при их содействии создана Септуагинта, так что враждебность Филопатора представляется странной. Непонятно, зачем нужно было непременно всех иудеев со всех городов и сёл свозить в Александрию, а не на месте их жительства подвергать казни? Очень странное впечатление производит описание в книге некоторых чудес. Например, «по действию промысла небесного» не доставало у египетских писцов хартий и письменных тростей для переписи всех иудеев. Да и к чему нужна была эта перепись, когда всех их хотели истребить? Переписать не могли в 40 дней и ночей, а перевязали всех в одну ночь? Вообще в книге очень много признаков неисторичности. Множество явных противоречий автора собственным повествованиям. В конце утверждается, что когда царь по велению Господа простил их, у египетских иудеев был учрежден особый праздник «и поставили памятник в постоянное воспоминание этого события». Однако ж ни о празднике, ни о памятнике сведений у иудеев не сохранилось. Существуют и более осторожные оценки историчности книги, например, митрополит Филарет (Дроздов) признаёт, что при всех излишних прикрасах она основана на исторических событиях, и отождествляет описанное преследование с тем, которое Иосиф Флавий отнёс к правлению Птолемея Фискона.[6]

Примечания

  1. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Неканонические книги. Третья Маккавейская книга. Архивная копия от 25 апреля 2017 на Wayback Machine
  2. III Маккавейская // Толковая Библия под. ред. А. П. Лопухина. Дата обращения: 14 мая 2018. Архивировано 28 апреля 2018 года.
  3. Третья книга Маккавейская. Дата обращения: 1 декабря 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  4. Бивен Э.  (англ.). Династия Птолемеев = The House of Ptolemy. A History of Hellenistic Egypt under the Ptolemaic Dynasty. — С. 268—269.
  5. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Дата обращения: 12 декабря 2017. Архивировано 25 апреля 2017 года.
  6. Филарет (Дроздов), митр. Начертание церковно-библейской истории. — 1816. — С. 325..

Источники