Третья книга Маккавейская

Эта статья частично или полностью основана на одной из версий статьи в Русской Википедии (или в другом проекте Фонда Викимедиа) и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Третья книга Маккавейская
Язык оригинала древнегреческий
Жанр Исторические книги
Предыдущая (православие) Вторая книга Маккавейская
Следующая Третья книга Ездры

Третья Маккавейская книга — в православии ветхозаветная библейская книга, отсутствующая в еврейской Библии (Танахе) и не входящая в Ветхий Завет в католицизме и протестантизме. В Русской православной церкви относится к неканоническим книгам.

Книга написана на древнегреческом языке и сохранилась в Александрийском кодексе Септуагинты. Время написания книги, предположительно, относится ко II веку до н. э.[1]

Книга имеет общую тему с двумя первыми Маккавейскими книгами — преследование еврейского народа языческими царями, однако описываемые в ней события относятся к более раннему времени (221—204 гг. до н. э.) и другой местности (Египту)[2]. Состоит из семи глав. Автор этой книги неизвестен.

Содержание

В тексте описываются преимущественно гонения на палестинских евреев от египетского царя Птоломея IV Филопатора (III век до н. э.) и подвиги евреев.

В «Третья книга Маккавейская|Третьей книге Маккавейской» (не имеющей отношения к собственно Маккавеям) имеется описание того, как царь Птолемей после битвы при Рафии ездил по городам возвращённой провинции и, среди прочих, прибыл в Иерусалим. Из любопытства, как сказано в источнике, он хотел войти в святая святых и очень обиделся на евреев, которые не дали ему это сделать.[3] Английский историк Э. Бивен[en] характеризует эту книгу как религиозный роман, представляющий собой весьма скудное историческое свидетельство, однако, по словам Полибия, после битвы царь всё же провёл три месяца в Келесирии и Финикии и лично надзирал за восстановлением своей власти в разных городах и селениях страны, и если это было так, то Бивен допускает, что Птоломей посетил Иерусалим и там захотел войти в святилище. А когда ему это запретили сделать, почувствовал себя оскорблённым. Поэтому начало рассказа из Третьей книги Маккавейской выглядит правдоподобно, хотя и не подтверждается ни одним другим источником. Махаффи склоняется к правдивости этой истории, но Бивен, будучи уверенным в написании Книги пророка Даниила post factum, так не считает. Однако Бивен видит историческую основу в повествовании о битве при Рафии, в частности, об участии Арсинои. Зато продолжение истории — о том, как разгневанный неудачей в храме Птоломей задумал, по возвращении в Александрию, излить свою месть на египетских иудеев, приказал собрать их со всех городов и сёл в Александрию и здесь перетоптать слонами, и о том, как они чудом спаслись — явно выглядит выдумкой. Вполне возможно, что Птолемею IV были приписаны преследования, которым евреи впервые подверглись при Антиохе Эпифане в Иудее пятьдесят лет спустя.[4].

П. А. Юнгеров, православный библеист[5], приводит возражения западных историков, главное из которых — покровительство Птолемеев разным направлениям философии и религиям, и в том числе иудейской, в частности, при их содействии создана Септуагинта, так что враждебность Филопатора представляется странной. Непонятно, зачем нужно было непременно всех иудеев со всех городов и сёл свозить в Александрию, а не на месте их жительства подвергать казни? Очень странное впечатление производит описание в книге некоторых чудес. Например, «по действию промысла небесного» не доставало у египетских писцов хартий и письменных тростей для переписи всех иудеев. Да и к чему нужна была эта перепись, когда всех их хотели истребить? Переписать не могли в 40 дней и ночей, а перевязали всех в одну ночь? Вообще в книге очень много признаков неисторичности. Множество явных противоречий автора собственным повествованиям. В конце утверждается, что когда царь по велению Господа простил их, у египетских иудеев был учрежден особый праздник «и поставили памятник в постоянное воспоминание этого события». Однако ж ни о празднике, ни о памятнике сведений у иудеев не сохранилось. Существуют и более осторожные оценки историчности книги, например, митрополит Филарет (Дроздов) признаёт, что при всех излишних прикрасах она основана на исторических событиях, и отождествляет описанное преследование с тем, которое Иосиф Флавий отнёс к правлению Птолемея Фискона.[6]

Примечания

  1. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Неканонические книги. Третья Маккавейская книга. Архивная копия от 25 апреля 2017 на Wayback Machine
  2. III Маккавейская // Толковая Библия под. ред. А. П. Лопухина. Дата обращения: 14 мая 2018. Архивировано 28 апреля 2018 года.
  3. Третья книга Маккавейская. Дата обращения: 1 декабря 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  4. Бивен Э.  (англ.). Династия Птолемеев = The House of Ptolemy. A History of Hellenistic Egypt under the Ptolemaic Dynasty. — С. 268—269.
  5. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Дата обращения: 12 декабря 2017. Архивировано 25 апреля 2017 года.
  6. Филарет (Дроздов), митр. Начертание церковно-библейской истории. — 1816. — С. 325..

Источники