Токио!

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Токио!
Tokyo!
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Мишель Гондри
Леос Каракс
Пон Чжун Хо
Продюсер Michiko Yoshitake
Masa Sawada
Anne Pernod-Sawada
Автор
сценария
Мишель Гондри
Леос Каракс
Пон Чжун Хо
В главных
ролях
Аяко Фудзитани
Дени Лаван
Тэруюки Кагава
Оператор Масами Иномото
Каролина Шанпетье
Джан Фукумото
Кинокомпания Bitters End
Picnic
Comme des Cinémas
Sponge
Длительность 107 мин
Страна  Япония
 Франция
 Германия
 Республика Корея
Год 2008

«То́кио!» (англ. Tokyo!) — киноальманах 2008 года, рассказывающий о японской столице Токио и его жителях, отчасти в гротескной и сюрреалистической форме. Состоит из трёх частей, снятых тремя режиссёрами — «Дизайн интерьера» (Мишель Гондри), «Дерьмо» (Леос Каракс) и «Сотрясающийся Токио» (Пон Чжун Хо) (в прокатной версии эта часть названа «Токиотрясение»). Совместное производство Японии, Германии, Франции и Южной Кореи.

Фильм был представлен на Каннском кинофестивале в рамках программы Un certain regard 14 мая 2008. Премьера в Японии состоялась 16 августа 2008, во Франции 15 октября 2008, в Южной Корее 23 октября 2008. Фильм показывался во внеконкурсной программе Второго международного кинофестиваля «Завтра» в Москве в октябре 2008[1]. В российский прокат вышел 30 апреля 2009.

Сюжет

Во всех трёх частях действие происходит в Токио, в наши дни.

«Дизайн интерьера» (англ. Interior Design)

Парень с девушкой приезжают в Токио и останавливаются у школьной подруги. Они пытаются найти работу и снять жильё, но не очень успешно. Постепенно Акире удаётся преуспеть с трешовыми фильмами ужасов, которые он снимает. Однако Хироко чувствует себя ненужной и страдает от этого. Однажды утром она замечает, что части её тела постепенно истаивают и под ними проявляется деревянный каркас. Прямо на улице девушка превращается в стул, хотя и сохраняет способность снова принимать человеческий облик. В качестве стула её забирает к себе один музыкант. Хироко решает остаться у него и пишет письмо Акире, где говорит о том, что никогда ещё не чувствовала себя такой полезной.

Снято по мотивам комикса «Сесил и Джордан в Нью-Йорке» (Cecil and Jordan in New York) Габриэль Белл.

«Дерьмо» (фр. Merde)

Жителей столицы начинает терроризировать непонятное существо — мужчина бомжеватого вида, в рваном костюме, с бельмом на глазу и с всклокоченными волосами, временами вылезающий из канализационного люка и набрасывающийся на прохожих. После того как он нашёл несколько гранат и устроил побоище на улице, его арестовывают и хотят судить. В мире находится только один человек, понимающий его речь, это парижский адвокат Месье Воланд, который прибывает на процесс в качестве переводчика. Оказывается, что существо из канализации — представитель особой цивилизации, который представился как «Дерьмо» (фр. Merde) и сообщил, что его цель — уничтожение японцев, потому что они «самые отвратительные из людей». Его приговаривают к повешению и приводят приговор к исполнению. Однако внезапно прямо из петли «Дерьмо» исчезает.

Фильм заканчивается объявлением о том, что продолжение следует и теперь это будут похождения господина «Дерьмо» в Нью-Йорке.

«Токиотрясение» (англ. Shaking Tokyo)

Молодой человек Теруюку — хикикомори, как называют людей, добровольно отрекшихся от социальной жизни (буквальный перевод означает «заключенный»). Он живёт один к квартире, полной книг, туалетной бумаги, бутылок с водой и пустых коробок от пиццы. В квартире есть комната, где когда-то жил его отец. Деньги приносят в конверте, ранее в нём было ещё и письмо. Все необходимое для жизни ему привозят курьеры, которым он никогда за 10 лет не смотрел в глаза.

Когда он принимал заказ от девушки, привёзшей пиццу, началось землетрясение, и Теруюку впервые смотрит в глаза. Девушка падает в обморок. Пытаясь её привести в чувство он теряется, но замечает на её теле татуировки в виде кнопок. «Кнопка включения» находилась выше её чулков, и когда он нажал на неё, девушка очнулась. Она замечает, что среди коробок пиццы есть одна, поставленная «вверх ногами», и Теруюку поправляет её. Перед уходом она говорит, что «этот дом — само совершенство».

Теруюку снова заказывает пиццу и хочет встретить её, надев рубашку, но курьером оказывается мужчина, который говорит, что девушка уволилась и «больше не выйдет на улицу». Мужчина говорит ему адрес её дома, и Теруюку решает пойти к ней, но это ему удается не сразу. Он не любит свет, поэтому всё на улице кажется очень ярким. Он берёт велосипед, но застревает в кустах, которые росли вокруг всего дома. На улицах нет ни одного человека. Все люди стали хикикомори, а пиццу разносят роботы. Разглядывая каждого в доме, в одном окне он замечает ту девушку. Он просит её выйти, но она запирает все окна и двери. Начинается землетрясение, и люди выбегают на улицы. Но как только оно заканчивается, все возвращаются обратно. Девушка тоже вышла и собиралась вернуться, но Теруюку пытался остановить её. Ему удалось это, «нажав» на кнопку «любовь» на её руке. Снова начинается землетрясение. Экране темнеет, на фоне слышатся звуки разрушений.

В ролях

«Дизайн интерьера»

Актёр Роль
Рё Касэ Акира Акира
Аяко Фудзитани Хироко Хироко
Аюми Ито подруга

«Дерьмо»

Актёр Роль
Дени Лаван господин Дерьмо господин Дерьмо
Жан-Франсуа Бальмер господин Воланд господин Воланд (адвокат)
Джули Дрейфус переводчица

«Токиотрясение»

Актёр Роль
Тэруюки Кагава хикикомори
Ю Аой разносчица пиццы

Съёмочная группа

«Дизайн интерьера»

«Дерьмо»

«Токиотрясение»

Номинации и награды

Отзывы о фильме

От расплодившихся краеведческих альманахов в духе «Комсомольск-на-Амуре, я тебя обожаю» «Токио!» отличается принципиальнейшим образом. Во-первых, все три режиссёра, используя японские реалии в большей (Бонг) или меньшей (Гондри) степени, воспринимают Токио не как точку на карте, а скорее как метафору современного мегаполиса; найдись другие инвесторы, на этом месте вполне могла быть Москва, не говоря уж о Нью-Йорке. И во-вторых, решительно никакой нежности столица Японии у авторов не вызывает. Гондри (которого желание быть милым когда-нибудь погубит) привычной акварелью пишет сентиментальный анекдот с элементами фантазии.

Факты

  • Фильм «Дерьмо» стал первой работой Леоса Каракса после девятилетнего перерыва. Дени Лаван, сыгравший в части «Дерьмо» главную роль, — любимый актёр Каракса, снимавшийся в его ранней трилогии: Парень встречает девушку, Дурная кровь, Любовники с Нового моста.

Примечания

  1. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 февраля 2009. Архивировано 25 декабря 2008 года.
  2. Фильм «Токио!» — Рецензия (1 из 17) — Афиша. Дата обращения: 16 марта 2009. Архивировано 25 февраля 2009 года.

Ссылки