Strangulation Blues

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Strangulation Blues
Strangulation Blues
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Леос Каракс
Автор
сценария
Леос Каракс
В главных
ролях
Эрик Фрай
Анн Петит-Лагранж
Оператор Бертран Шатри
Композитор Жак Дютрон
Кинокомпания Les Films du Lagon Blue
Длительность 17 мин.
Страна  Франция
Год 1980

«Strangulation Blues» (с англ. — «блюз удушения»[1]) — французский короткометражный чёрно-белый художественный фильм 1980 года, снятый режиссёром Леосом Караксом по собственному сценарию и принёсший ему первое признание. Это первый законченный фильм Каракса, снятый им в 1979 году в возрасте 19 лет; его предыдущая работа 1977 года (фр. La Fille Rêvée) не была доведена до конца[2][3][4][5].

Сюжет

Париж, «очень парижская, а не американская ночь» (как сообщает закадровый голос). Молодой человек по имени Поль садится в машину и едет по городу, по дороге он видит, как соседнюю с ним машину расстреливают из кузова грузовика из автоматов. Поль приезжает к своей подруге Колетт, которая сидит и печатает на машинке. Она спрашивает, почему он пропадал целый месяц. Поль сначала говорит ей, что встретил секс-символ и улетел с ней в Гонолулу, но потом признаётся, что шутит и рассказывает девушке, что писал сценарий и должен был побыть один. В сценарии говорится о человеке, который написал сценарий и отнёс его в Центр кинематографии, но по нему не стали снимать фильм и сценарист застрелился.

Закадровый голос рассказывает, что Поль и Колетт вместе учились в школе, но не обращали друг на друга внимания, пока на выпускной фотографии фотограф не поставил их рядом по росту, и тогда все заметили, что они идеальная пара, и сами они полюбили друг друга.

Позже, когда Поль лежит рядом со спящей Колетт, в своём внутреннем монологе он вспоминает знакомого, который обмывает тела в морге и иногда видит там красивых девушек. Он говорит также, что чувствует, что родился для реализации своих амбиций, а не для любви, и что хотя Колетт любит его, но не вдохновляет его на творчество, «ни на единый кадр». Далее он рассуждает о том, что у него было ощущение, что он смотрит в стену, но затем он почувствовал желание посмотреть вниз, заглянуть в бездну. С этими словами он кладёт руку на горло девушки и душит её. (Звучит песня Жака Дютрона «Comment elles dorment».) На рассвете Поль просыпается и в ужасе обнаруживает, что задушил Колетт и снова уснул, при этом у него до сих пор болит рука, которая её душила. Он одевается и уезжает. Колетт просыпается, потирает шею и ищет Поля, но видит в окне только удаляющийся автомобиль. Поль едет по шоссе, но посреди дороги останавливает машину со словами «Снято!» (фр. Coupé!) и закрывает глаза.

Фильм завершается титром «Конец всего» (фр. FIN du tout).

В ролях

Актёр Роль
Эрик Фрай Поль Поль
Анн Петит-Лагранж Колетт Колетт

Отзывы

Исследователи отмечали, что в первом фильме Каракса заметны мотивы его последующего творчества, в том числе взаимосвязь случайности и судьбы в виде случайной встречи. Париж, как и в последующих трёх фильмах режиссёра, предстаёт в виде опустошённого «сновещательного» (oneiric) пространства. Кроме того, бормотание закадрового голоса иногда остаётся за пределами восприятия, как бы дополняя недостаток осмысленности у последовательности немотивированных событий, показываемых в кадре[2].

Рассматривая фильм Каракса 2021 года «Аннетт», Антон Долин отмечает, что в нём «Каракс показывает не столько эволюцию провокационного художника, который на наших глазах превращается в убийцу, — он убедительно демонстрирует, как одно сочетается с другим», при этом этот сюжет встречался и в более ранних фильмах режиссёра, а «начиналось всё с „Блюза удушения“, герой которого душил во сне свою возлюбленную»[1].

Награды

Фильм получил гран-при на международном кинофестивале «Молодое кино» в Йере (фр. Festival international du jeune cinéma de Hyères) за 1981 год[6][7][4][5].

Он также участвовал в конкурсе Международного фестиваля короткометражного кино в Клермон-Ферране 1981 года[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Аннетт live: отрывок из книги Антона Долина «Леос Каракс. История(и) любви» (17.08.21). Дата обращения: 1 сентября 2021. Архивировано 1 сентября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Daly & Dowd, 2003, p. 3.
  3. Oscherwitz & Higgins, 2009, p. 77.
  4. 4,0 4,1 AlloCine. Leos Carax (фр.). AlloCiné. Дата обращения: 2 сентября 2021. Архивировано 1 сентября 2021 года.
  5. 5,0 5,1 Christian Checa Bañuz. Carax, Leos – Senses of Cinema (англ.) ?. Дата обращения: 2 сентября 2021. Архивировано 1 сентября 2021 года.
  6. Daly & Dowd, 2003, p. 177.
  7. Mooney, 2021, p. 89.
  8. Clermont ISFF | 65e festival de Cannes : ils sont passés par Clermont | Clermont ISFF (фр.). Дата обращения: 2 сентября 2021. Архивировано 1 сентября 2021 года.

Литература

Ссылки