Терсит

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Терсит
Ахилл убивает ТерситаАхилл убивает Терсита
Фрагмент античного саркофага II века. Археологический музей Антальи, Турция
Терсит в представлении художника эпохи Ренессанса Бьяджо д’Антонио. Деталь кассоне «Смерть Гектора», кон. XV в. Музей Фитцуильям

Терси́т или Ферси́т (др.-греч. Θερσίτης, букв. — «наглый, дерзкий»[1]) — персонаж древнегреческой мифологии. Сын Агрия (или потомок Агрия[2]), из рода этолийских царей. Сверг Ойнея, затем изгнан Диомедом и убил Ойнея в Аркадии[3].

Мифы

Происхождение

Терсит впервые упомянут во второй песне «Илиады» Гомера, где его конфликту с Одиссеем посвящено 65 строк[4]. Историки отмечают, что, в отличие от других персонажей, которые играют сходную или даже менее значительную роль, в «Илиаде» отсутствует какая-либо информация об отце, предках и месте рождения Терсита[5]. На этом основании его могут называть незнатным воином[6]. Однако существуют и другие сведения о данном мифологическом персонаже. В одном из схолиев написано: «Ферекид говорил, что Терсит был среди тех, кто пошёл за калидонским вепрем, и пропустивший вепря в схватке Терсит был сброшен в обрыв Мелеагром. Поэтому его тело было изувечено. И он говорит, что Терсит вёл происхождение от Агрия, Дии и Порфея»[7].

Из этого схолия можно воссоздать генеалогическое древо, в котором Терсит — этолийский царевич, родственник нескольких героев древнегреческой мифологии[7]. Псевдо-Аполлодор описывает миф, согласно которому Терсит с братьями свергли Ойнея и передали царскую власть над Этолией своему отцу Агрию. Впоследствии Диомед убил всех сыновей Агрия, кроме Терсита и Онхеста, которые бежали в Пелопоннес, и передал царскую власть Андремону[8][9].

 
 
 
 
 
 
Порфаон
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Агрий
 
Мелас
 
 
Ойней
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Терсит
 
Мелеагр
 
 
 
 
Тидей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диомед


Историки обсуждали вопрос, являются ли позднеантичные источники описанием лакуны гомеровского текста, либо это «Илиада» опускает данные традиционных мифов. По одной версии, в древнегреческой мифологии существовало два Терсита — благородный и знатный царевич, а также дерзкий уродливый простой воин, которые затем были отождествлены в единого персонажа[6]. По другой, знатность Терсита создавала бы проблемы для повествования «Илиады». Замалчивание генеалогии Терсита позволяло рассказчику представить персонажа злобным уродом, которого мог безнаказанно ударить Одиссей[10].

Внешний вид, поведение

Внешний вид Терсита[11]

Муж безобразнейший, он меж данаев пришёл к Илиону;
Был косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади
Плечи на персях сходились; глава у него подымалась
Вверх остриём, и была лишь редким усеяна пухом.

Поведение Терсита[12]

Только Терсит меж безмолвными каркал один, празднословный;
В мыслях вращая всегда непристойные, дерзкие речи,
Вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность,
Все позволяя себе, что казалось смешно для народа.

Их он всегда порицал; но теперь скиптроносца Атрида
С криком пронзительным он поносил

Описание внешнего вида Терсита предшествует его речи. Автор повествования стремится ещё до выступления вызвать у слушателя негативное отношение к данному персонажу[13]. В «Илиаде» уродство Терсита подчёркивает низменность его поступков. Внешность служит формой, которая отражает суть его последующей речи[13]. Гомер приписывает Терситу всё, что «отвергается героической этикой и эстетикой», — хромоногость, безобразие, косоглазие и горбатость[14].

Терсит в «Илиаде» является олицетворением пустословия и бессмысленной активности, символом «празднословного карканья»[15].

Участие в Троянской войне. Конфликт с Одиссеем

Появлению Терсита в «Илиаде» предшествовал ряд событий. Повествование включало ссору Агамемнона с Ахиллом, их взаимные оскорбления и отказ последнего участвовать в сражениях. Ахилл обратился к матери Фетиде, которая упросила Зевса наказать Агамемнона. Зевс навеял главнокомандующему греков ложный сон о том, что в следующем сражении он захватит Трою. Агамемнон созвал совет старейшин, где предложил испытать войска. Войску он сказал, что следует бежать домой. Агамемнон напрасно ожидал, что греки отвергнут предложение. Все бросились к кораблям, чем поставили под угрозу весь поход. Тогда Одиссей убеждая знатных военачальников и принуждая простолюдинов смог вернуть их на место проведения собрания, где, как ожидается, будет принято решение продолжить войну[16].

После завершения всех приготовлений к новому собранию и появляется Терсит. После соответствующего описания внешних и внутренних качеств оратора все его последующие слова должны выглядеть разочаровывающе. В своей речи Терсит критикует Агамемнона. Таким образом смутьян становится единственным препятствием для Одиссея, который всеми силами стремится восстановить порядок в войске. При этом Одиссей даже не думает опровергать аргументы Терсита. Он лишь подчёркивает отсутствие у Терсита права выступать на собраниях. Свой приказ Одиссей подкрепляет силой, ударив Терсита скипетром по спине. В данном случае скипетр представляет собой символ царской власти, который на время дал Одиссею Агамемнон при выполнении конкретного задания[17].

В противостоянии Одиссея с Терситом последнее слово остаётся за толпой. Как только Терсит заплакал от боли, тем самым показав отсутствие мужества, толпа разразилась смехом. В тот самый момент, когда Терсит заплакал, Одиссей победил[18].

При анализе критики Терсита в адрес Агамемнона исследователи «Илиады» не видят чего-либо экстраординарного. Ещё римский ритор Квинтилиан писал: «Часто одно и то же слово в устах у одного почитается откровенностью, у другого безрассудством, у третьего наглостью. То, например, что́ говорит Терсит Агамемнону, достойно смеха: те же слова вложи в уста Диомеду, или подобному ему, будут означать великое мужество»[19][20]. При анализе упрёков в адрес Агамемнона со стороны Ахилла и Терсита прослеживается параллелизм. Оба, на первый взгляд противоположных, персонажа обвиняют царя в алчности, в том, что Агамемнон забирает добытую другими добычу и другом подобным. Две строки «Илиады» в первой и вторых песнях, где Ахилл и Терсит критикуют Агамемнона, повторяются дословно[20]. Однако, если конфликт Агамемнона с Ахиллом не на шутку взволновал всё войско, то выступление Терсита стало лишь комическим эпизодом, на который никто не обратил особого внимания. Если возмущение Ахилла было воспринято как справедливое и обоснованное, то слова Терсита в глазах войска стали наглой выходкой недостойного выскочки. В научной литературе существует мнение, что Терсит являлся выразителем мнения «греческой черни», а его выступление стало отображением антиаристократического протеста[21][22].

Гибель

По одной из версий мифа, описанной в «Эфиопиде», был убит Ахиллом за надругательство над телом убитой царицы амазонок Пенфесилеи[23][6][24] (или за то, что подозревал Ахилла в любви к Пенфесилее[25]). Однако Софокл считает, что Ферсит пережил Ахилла[26].

В изобразительном искусстве и литературе

Терсита рассматривают в качестве одного из первых трикстеров — героя, на фоне которого особо ярко проявляются достоинства главного персонажа[27].

Действующее лицо трагедии Херемона «Ахилл — убийца Ферсита». Похвальное слово ему произнёс Тимей[28].

К образу Терсита несколько раз обращался Платон. Античный философ отстаивал необходимость самосовершенствования, правления лучших — меритократию. Терсит для него был антигероем, персонажем, выбравшим путь морального и физического разложения, который превратился из знатного царевича в последнего из мерзавцев[29]. Платон, который верил в переселение душ, писал, что «всеобщее посмешище» Терсит после смерти стал обезьяной[30][31].

В науке

В клинической психологии используют термин «комплекс Терсита», который подразумевает связанное с действительным или мнимым телесным несовершенством психопатологическое снижение самооценки. Наиболее часто встречается у подростков[32]. Филолог Т. В. Тритенко подчёркивает, что в данном случае использован несоответствующий образ мифологического персонажа. Внешнее уродство мифологического Терсита не соответствует внутреннему у лиц с одноимённым комплексом. В мифах уродство Терсита носит не только внешний, но и внутренний характер[33].

Примечания

  1. Линкольн, 1994, с. 20.
  2. Квинт Смирнский. После Гомера I 1047
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 6
  4. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строка 212—277
  5. Линкольн, 1994, с. 28—29.
  6. 6,0 6,1 6,2 Ботвинник, 1980.
  7. 7,0 7,1 Линкольн, 1994, с. 29.
  8. Псевдо-Аполлодор, 1972, I, VIII, 6.
  9. Schmidt, 1916—1924.
  10. Линкольн, 1994, с. 30.
  11. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строка 216—219
  12. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строка 215—222
  13. 13,0 13,1 Линкольн, 1994, с. 21.
  14. Земцова, 2017.
  15. Карабущенко, 2021, с. 41.
  16. Линкольн, 1994, с. 17—20.
  17. Линкольн, 1994, с. 22—25.
  18. Линкольн, 1994, с. 25.
  19. Квинтилиан, 1834, XI, I, 37.
  20. 20,0 20,1 Линкольн, 1994, с. 23.
  21. История греческой литературы, 1946, с. 141.
  22. Туманс, 2011, с. 42—43.
  23. Псевдо-Аполлодор, 1972, Эпитома V, 1.
  24. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 1; Квинт Смирнский. После Гомера I 1009—1016
  25. Арктин. Эфиопида, синопсис
  26. Софокл. Филоктет 442—445
  27. Карабущенко, 2021, с. 40.
  28. Полибий. Всеобщая история XII 26b, 5
  29. Платон, 1990, Горгий 525 e, с. 572.
  30. Платон, 2007, Государство 620 c, с. 492.
  31. Карабущенко, 2021, с. 41—42.
  32. Романова, 2005, с. 97.
  33. Тритенко, 2011, с. 11.

Литература

Источники

  • Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л.: Наука, 1972.
  • Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
  • Квинтилиан. Риторические наставления. — СПб.: Типография Императорской Российской Академии, 1834.
  • Платон. Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, Л. Л. Τахо-Годи. Автор вступительной статьи и статей в примечаниях А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — (Философское наследие). — ISBN 5-244-00451-4.
  • Платон. Часть 1 // Сочинения в четырёх томах / Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — Т. 3. — 752 с. — ISBN 978-5-288-04369-7.

Исследования