Таллис, Томас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Томас Таллис

Томас Та́ллис (англ. Thomas Tallis, 1505, графство Кент — 23 ноября 1585, Гринвич, под Лондоном) — английский композитор и органист.

Биография

Таллис учился музыке и был хористом в Королевской капелле (Лондон). С 1532 работал органистом бенедиктинского монастыря в Дувре (графство Кент), в 15381540 — органистом августинского аббатства в Уолтхеме (графство Эссекс), в 1540-42 — певчим в Кентерберийском кафедральном соборе. Став в 1543 регулярным членом Королевской капеллы (англ. Gentleman), Таллис до конца дней сочинял музыку для королевского двора. Несмотря на решительные перемены в жизни церкви, которые сулило англиканство, Таллис лишь незначительно расширил (в отличие от своего знаменитого ученика и соратника У. Бёрда) жанрово-стилистическую палитру своего творчества и в целом придерживался традиций «католической» вокальной полифонии.

Наиболее значимы его латинские мотеты, написанные по разным литургическим и светским поводам (магнификаты, ламентации, гимны, антифоны, «Sacrae cantiones»), из которых наиболее известен «Spem in alium» (1573) — грандиозный респонсорий для 8 пятиголосных хоров, то есть для 40 голосов[1]. Таллису также принадлежат две полные мессы («Salve intemerata virgo» и «Puer natus est nobis») и ряд отдельных частей мессы. Протестантские антемы Таллиса (всего около 20) зачастую — контрафактуры его же мотетов (например, антемы «Arise, o Lord», «When Jesus went» и «With all our hearts» — три контрафактуры мотета «Salvator mundi»). Антем Таллиса «If ye love me» (Ин 14:15—17) — одно из самых популярных его сочинений.

Прижизненных портретов композитора не сохранилось, известные на нынешний день изображения созданы более чем через полтора века после его кончины.

(аудио)
Ламентации пророка Иеремии
The Tudor Consort, живая запись в Madonna dei Monti, Рим, ноябрь 2005 года (5Mb)
Помощь по воспроизведению

Наследие и признание

Сочинения

  • Morning and evening prayer and communion, set forthe in 4 parts, to the song. London,1565.
  • Cantiones quae ab argumento sacrae vocantur. London, 1575.

Примечания

Литература

  • Doe P. Tallis. London; New York: Oxford UP, 1968; 2nd ed. 1976.
  • Milsom J.R. English Polyphonic Style in Transition: A Study of the Sacred Music of Thomas Tallis. Diss. Univ. of Oxford, 1983.
  • Doe, Paul and Allinson, David: Thomas Tallis // Grove Music Online. N,Y., London, 2001; accessed 5 May 2007 (subscription access)
  • Cole, Suzanne. Thomas Tallis and his Music in Victorian England. Woodbridge, UK: Boydell, 2008.

Ссылки