Респонсорий
Респонсо́рий (позднелат. responsorium, от лат. respondere отвечать) – текстомузыкальная форма (на основе респонсорного пения) и литургический жанр в католическом оффиции[1]. Текстовую основу респонсориев составляет Священное Писание (главным образом, Псалтирь) или его парафразы.
Краткая характеристика
Различают большой респонсорий (лат. responsorium prolixum букв. «протяжённый респонсорий») и краткий респонсорий (лат. responsorium breve). В большом респонсории чередуется хоровой (ансамблевый) рефрен (лат. responsum - ответ, отсюда название) и исполнение солистом (украшенного богатыми мелизмами) псалмового стиха (верса) в особом, так называемом респонсорном тоне. После реформ Второго Ватиканского собора, приведших к упрощению богослужения и переводу богослужебных текстов на современные (главным образом, новоевропейские) языки, технически сложные большие респонсории можно услышать в концертных программах и в аудиозаписях аутентистов. Краткой респонсорий — небольшого размера, в простой силлабике в обеих своих частях; после краткого респонсория обычно поётся формульный версикул.
Респонсории Страстной утрени
В эпоху позднего Возрождения (после Тридентского собора) и в эпоху барокко особую популярность получили многоголосные распевы больших респонсориев Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы[2]. Такие респонсории составляли главное украшение совмещавшей утреню и лауды службы, которая метафорически обозначалась как Tenebrae (букв. "сумерки", в связи с особенностями отправления культа — гашение свечей, пение в сумерках, рассматриваются также другие коннотации). Многоголосные респонсории (с оглядкой на заранее данный голос <cantus prius factus>, а также и свободное сочинённые) написали Джезуальдо, Лассо, Палестрина, К. де Моралес, Т.Л. де Виктория, Марк-Антуан Шарпантье, Франсуа Куперен и другие композиторы.
Наиболее известные большие респонсории (по обиходной певческой книге «Liber usualis», до реформ Второго Ватиканского собора):
Респонсории Великого Четверга
- In monte Oliveti oravit ad Patrem // На горе Елеонской Он молил отца
- Tristis est anima mea usque ad mortem // Душа моя скорбит смертельно
- Ecce vidimus eum // Вот мы видели Его
- Amicus meus osculi me tradidit signo // Друг мой зна́ком поцелуя предал меня
- Judas mercator pessimus // Иуда, купец презреннейший
- Unus ex discipulis meis // Один из учеников моих
- Eram quasi agnus innocens // Я был как агнец невинный
- Una hora non potuistis vigilare mecum // Один час не могли вы бодрствовать со мной
- Seniores populi consilium fecerunt // Старейшины народа составили замысел
Респонсории Великой Пятницы
- Omnes amici mei dereliquerunt me // Все друзья мои оставили меня
- Velum templi scissum est // Завеса в храме раздралась
- Vinea mea electa // Виноградник мой отборный
- Tamquam ad latronem existis // Как будто на разбойника вышли вы
- Tenebrae factae sunt // Тьма случилась
- Animam meam dilectam tradidi in manus iniquorum // Любовь души моей предал я в руки врагов
- Tradiderunt me in manus impiorum // Предали меня в руки нечестивых
- Jesum tradidit impius // Предал Иисуса нечестивый
- Caligaverunt oculi mei a fletu meo // Помрачились глаза мои от плача моего
Респонсории Великой Субботы
- Sicut ovis ad occisionem ductus est // Как овца, веден был на заклание
- Jerusalem surge // Восстань, Иерусалим!
- Plange quasi virgo, plebs mea // Плачь яко дева, народ мой!
- Recessit Pastor noster // Отошёл Пастырь наш
- O vos omnes qui transitis per viam // О все вы, проходящие путём
- Ecce quomodo moritur justus // Вот, когда умирает праведник
- Astiterunt reges terrae // Восстают цари земли
- Aestimatus sum cum descendentibus in lacum // Я сравнялся с нисходящими в могилу
- Sepulto Domino // Когда Господь был погребён
См. также Григорианский хорал, Респонсорное пение, Tenebrae
См. также
- Антифон — церковное пение, исходно в исполнении двух попеременно поющих хоров.
Примечания
- ↑ Лебедев С. Н. Респонсорий // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2020): [[http://web.archive.org/web/20210610071258/https://bigenc.ru/music/text/5741380 Архивная копия от 10 июня 2021 на Wayback Machine]]. Дата обращения: 24.07.2021.
- ↑ В совокупности эти три кульминационных дня Страстной Недели у католиков позднее получили название Пасхальное триденствие (triduum, букв. триднев).
Нотные издания
- Liber responsorialis pro festis I. classis et communi sanctorum juxta ritum monasticum. Solesmis, 1895 (важнейший сборник дореформенных григорианских респонсориев).
- Liber usualis. Tournai, 1950.
Литература
- Responsory // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001.
- Москва Ю. Оффиций // Григорианский хорал. Учебное пособие. Москва: НИЦ "Московская консерватория", 2008.
- Лебедев С. Н. Респонсорий // Большая российская энциклопедия. Т. 28. М., 2015, с. 418.