Сёрф-музыка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Сёрф-рок»)
Сёрф
Направление Рок
Истоки Рок-н-ролл, инструментальный рок, сёрф-культура
Время и место возникновения конец 1950-х, США Калифорния
Годы расцвета 1960-е, 1990-е
Поджанры
Сёрф-рок, сёрф-поп, сёрф-панк, сёрф-ривайвл, инди-сёрф, хоррор-сёрф, трэш-сёрф
Родственные
Рокабилли
Производные
Гаражный рок, панк-рок, поп-панк, гаражный панк, сайкобилли
Внешние видеофайлы
Примеры сёрфа
The Beach Boys - Good Vibrations
Dick Dale & The Del Tones - Misirlou
The Ventures - Walk, Don't Run
Дик Дэйл

Сёрф-музыка (англ. surf music) или просто сёрф — жанр американской музыки начала 1960-х годов, происходящая из пляжной культуры Калифорнии, то есть популярная среди курортников и особенно сёрферов. Музыка преимущественно инструментальная; впрочем, некоторые группы (например, Beach Boys) исполняли сёрф с вокалом. У жанра есть несколько ответвлений — сёрф-рок, сёрф-поп (вокал-сёрф) и сёрф-панк, а также более нишевые хоррор-сёрф, трэш-сёрф, и другие.

Этот специфичный инструментальный стиль широко популярен в узких кругах поклонников. Подчас этим объясняется и то, что стиль в 1960-х практически не выходил за пределы штата Калифорния. Также сёрф считался чисто американской музыкой, хотя известна английская сёрф-команда The Surfin’ Lungs[en].

История

Родоначальником сёрфа считается Дик Дейл, чей оригинальный гитарный стиль стал основой жанра. Первоначально базировавшийся на простых циклических мелодических рисунках, сёрф постепенно становился всё значительнее в музыкальном плане. Благодаря Дику Дейлу и группе «The Ventures» сёрф совершенствовался и достиг определённых успехов в 1960-х. Затем последовали годы сёрф-застоя, когда даже родоначальники жанра (в том числе «The Beach Boys») отходили от сёрф.

При этом, в 1990-х в Америке родился стиль сёрф-ревайвл (surf-revival). Интерес к сёрф значительно повысился: появляются новые группы, старики сёрфа записывали новые, превосходно звучащие альбомы. Меняется стилистика музыки. Однако, некоторые сдвиги наметились ещё в 1960-х, когда группа «The Ventures» переключилась с традиционной сёрф-тематики (пляжи, машины, девушки) на космические темы — жизнь на других планетах, пришельцы и так далее. Именно этот элемент сёрфа охотно подхватили сразу ряд современных сёрф-групп — «Man or Astro-Man?[en]», «Los Straitjackets[en]», «Shadowy man on a shadowy planet». В 1990-х годах сёрф снова стал популярен, причем эта популярность грозила затмить популярность сёрфа 1960-х. Многочисленные группы прорвались на инди-сцену, что дало сёрфу более широкую аудиторию. Так, группа «Man or Astro-Man?» считается значительным явлением также и в инди-кругах; группа придерживается классических сёрф-канонов в музыке, однако часто экспериментирует с лирикой; музыка группы, по существу инструментальная, периодически включает вкрапления в виде речитативов и куплетов о жизни Космоса, магии внеземных цивилизаций.

Существенное влияние на популярность сёрфа оказал фильм 1994 года «Криминальное чтиво» режиссёра К. Тарантино. Сюжет фильма к сёрфу не имел никакого отношения, однако режиссёр вставил в фильм несколько сёрф-шлягеров; во многом благодаря этим песням Тарантино был признан мастером подбора гармоничного звукового ряда к своим творениям. В фильм вошли композиции: «Misirlou» — Dick Dale, «Bustin Surfboards» — The Tornadoes[en], «Bullwinkle Part II» — The Centurions, «Comanche» — The Revels[en]; абсолютным хитом стала композиция «Surf Rider» в исполнении группы «The Lively Ones» (оригинал композиции был записан группой «The Ventures»), которая играет на последних минутах картины и титрах. Все мелодии, взятые Тарантино — родом из 1960-х и являются абсолютными хитами в сёрф-мире.

Последнее время популярность сёрфа снова стала уделом узких кругов, хотя большинство групп, блеснувших в 1990-х, продолжают выступать.

Описание стиля

Сёрф посвящён темам моря, волн и солнечного пляжа. На электрогитаре воссоздаётся шум моря — характерные стаккато «в никуда» и «из ниоткуда» «аля Дик Дейл» известны очень многим. Эффект движения, помимо стаккато, создается также при помощи гармонии — трек начинается с какого-либо аккорда, и после нескольких проигрышей как будто возвращается к началу. Такие «прыжки» создают ощущение волн. Одни полагают, что сёрф немыслим без саксофона, другие не представляют его без выкрученной на максимум ручки ревербератора. Но это в первую очередь, гитарная музыка. Однако, не каждый гитарный инструментал является сёрфом.

Самой основной гармонией музыки сёрф можно назвать следующую гармонию: Am Am Dm Am Em Dm Am, схожую с классической блюзовой гармонией, однако в сёрфе больше, как правило, минорных аккордов.

Представители

См. также

Ссылки