Соната для фортепиано № 16 (Бетховен)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Соната для фортепиано № 16
Композитор Людвиг ван Бетховен
Форма соната
Дата создания 1802
Дата первой публикации 1803
Исполнительский состав
фортепиано

Соната для фортепиано № 16 соль мажор, опус 31 № 1, была написана Бетховеном в 1802 году, все три сонаты, входящие в опус не имеют посвящений. По воспоминаниям Черни, к написанию сонат опуса 31 Бетховен приступил, будучи недоволен своими прежними работами, в этих произведениях композитор хотел воплотить свои новые творческие замыслы. Вероятно, к такой переоценке своего раннего творчества Бетховена подтолкнула и изменившаяся политическая обстановка в Европе, время революционных потрясений, к которому, например, относится написание сонаты № 11 прошло и по словам самого композитора, так отзывающегося о возможности написания нового произведения в героическом стиле опуса 22:

...все снова стремится войти в старую колею и Buonaparte заключил конкордат с папством — такую сонату? — была бы еще Missa pro Sancta Maria a tre voci, или Vesper etc.— вот тогда я бы взял кисть в руку и приписал бы Credo in unum большими фунтовыми нотами... Но бог мой, такую сонату в эти новые наступающие христианские времена — ого! — это не по мне, из этого ничего не выйдет...[1]

Первая соната опуса получила неоднозначную оценку у критиков: от «самой слабой сонаты композитора» А. Рубинштейна до положительного анализа Б. Асафьева, определённо лишь то, что в сонате №16 Бетховен показал другие грани своего таланта, далёкие от возвышенной патетики, характерной для более ранних произведений.

Структура

Соната для фортепиано № 16 Бетховена состоит из трёх частей: 1) Allegro vivace, 2) Adagio grazioso, 3) Rondo, Allegretto.

Первая часть сонаты Allegro vivace, G-dur, насыщена музыкальными приёмами, характерными для композитора, торжественность главной партии сплетается в экспозиции с народным мотивам; в разработке привносится драматизм, который полностью исчезает в репризе, в которой повторяются темы экспозиции. Ромен Роллан так отзывался об этой части сонаты:

...у меня есть искушение сказать, что это — сознательное подражание итальянскому театру: в первой части есть юмор, шутки, быстрый диалог, лукавый стиль и шутовская furia какой-нибудь сцены из музыкальной комедии....[1]

Вторая часть сонаты Adagio grazioso, C-dur, типичное рондо, обычное для финалов ранних сонат композитора, в этой сонате помещено им в середину произведения. Спокойная, несколько сдержанная музыка второй части, по замыслу Бетховена контрастирует с энергичными началом и финалом сонаты. Б. Асафьев так описывает вторую часть сонаты:

...Вторая часть — медленное движение, в котором господствует широкая, пышно изукрашенная орнаментами мелодическая линия...[1]

Третья часть сонаты Rondo, Allegretto, G-dur, по мнению того же Асафьева:

...Третья часть — рондо.... с идиллической основной темой, радует слух красивыми изгибами, поворотами и сплетениями мягких и плавных линий, движущихся веселым хороводом...[1]

В целом, соната производит впечатление целостного произведения, несмотря на то, что создана в период перехода Бетховена к новому периоду своего творчества, в ней особенно ощутим заметный рост мастерства композитора.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Piano Sonata No. 16 (G-dur), Op. 31, No. 12. Дата обращения: 16 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.

Ссылки