Соната для фортепиано № 21 (Бетховен)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Соната для фортепиано № 21
Композитор Людвиг ван Бетховен
Форма соната
Дата создания 1800—1804
Посвящение графу Фердинанду фон Вальдштейну
Дата первой публикации 1805
Исполнительский состав
фортепиано

Сона́та для фортепиа́но № 21 до мажор, опус 53 («Waldstein») была написана Бетховеном в 18001804 годах и посвящена графу Фердинанду фон Вальдштейну, другу и покровителю композитора. Первые наброски произведения относятся к 1800 году, а завершено оно было, вероятно, в 1804 году, публикация состоялось в 1805 году под названием «большая соната». Соната получила второе название «Аврора», характеризующее главную «природную» тему произведения. Время написания сонаты относится к периоду прогрессирования болезни слуха Бетховена, композитор старается избегать общества людей и всё чаще обращается к теме природы, которая приносит ему желанный отдых. Эту сонату можно считать наброском к «пасторальной симфонии» Бетховена, первые отголоски которой прозвучали ещё в «пасторальной сонате» композитора.

Структура

Соната для фортепиано № 21 Бетховена состоит из трёх частей: 1) Allegro con brio, 2) Adagio molto, 3) Rondo, Allegretto moderato.

Первая часть сонаты Allegro con brio, C-dur, с поразительной выразительностью рисует перед слушателем природные образы, природные темы органично сплетаются в экспозиции; в разработке всё это многообразие звуков ускоряется, созданный образ получает дальнейшее развитие; в репризе снова повторяются темы экспозиции.

Во вторую часть сонаты Adagio molto, F-dur, вошёл лишь сильно сокращённый фрагмент от первоначально написанной композитором части произведения: решив, что соната получается чрезмерно затянутой, Бетховен оставил только «вступление». Вторая часть таким образом служит кратким связующим звеном между началом и грандиозным финалом произведения.

Третья часть сонаты Rondo, Allegretto moderato, C-dur, отличается большими размерами и сложной для своего времени техникой игры на инструменте. Многие критики, такие как Нагель, М. Фридлендер, отмечали ярко выраженные народные мотивы этого произведения[1].

Влияние на популярную культуру

Четвёртая часть альбома Кристиана Ланглада (Сен-Прё) "To Be or Not to Be"- "Stop souvenir" - представляет собой сокращённый ремикс первой части Сонаты № 21 Л. ван Бетховена.

Примечания

  1. Piano Sonata No. 21 (C-dur), Op. 53 («Waldstein»). Дата обращения: 17 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.

Ссылки