Силантьев, Роман Анатольевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роман Анатольевич Силантьев
В Общественной палате Свердловской области на научно-практической конференции «Феномен новообращённых мусульман в современной России» (22 марта 2016 года)В Общественной палате Свердловской области на научно-практической конференции «Феномен новообращённых мусульман в современной России»
(22 марта 2016 года)
Дата рождения 15 сентября 1977(1977-09-15) (46 лет)
Место рождения Москва, СССР
Научная сфера религиоведение,
история религии,
исламоведение
Место работы Московский государственный лингвистический университет
Альма-матер Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель П. И. Пучков
Известен как религиовед, историк религии и исламовед
Награды и премии

Рома́н Анато́льевич Сила́нтьев (род. 15 сентября 1977, Москва, СССР) — российский религиовед[1], историк религии[2] и исламовед[3]. Доктор исторических наук (2014). Профессор кафедры мировой культуры (с 2015), кафедры теологии (с 2016) и заведующий (с 2019) лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета. Автор более ста публикаций, в том числе в «Большой Российской энциклопедии», «Православной энциклопедии» и энциклопедии «Народы и религии мира». Автор более 100 публикаций и 10 книг по исследованию ислама, автор-составитель «Интерактивной карты всех религиозных общин России«»[2][4][5][6]

Руководитель (ранее — исполнительный директор) Правозащитного центра Всемирного русского народного собора[7]. Заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации[8]. Член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии[9].

Биография

Родился 15 сентября 1977 года в Москве.

В 1999 году окончил географический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре экономической и социальной географии России и поступил в аспирантуру Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН[4][10].

С 1 июня 1998[11] по 2009 год — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

С июля 2001 года по декабрь 2005 года — исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России[4][6][10].

3 июня 2003 года в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН под научным руководством руководителя Центра изучения мировых религий и этно-конфессионального картографирования Института этнологиии и антропологии, доктора исторических наук П. И. Пучкова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России» (специальность 24.00.01 «История и теория культуры»); официальные оппоненты — ведущий эксперт НИИ социальных систем МГУ имени М. В. Ломоносова доктор философских наук А. А. Игнатенко и заместитель руководителя Центра изучения мировых религий, кандидат исторических наук Биби-Рабита Логашова; ведущая организация — Институт востоковедения РАН (отзыв составлен Р. Г. Ландой)[11][12].

С марта 2004 года по 2006 год — секретарь-координатор Межрелигиозного совета СНГ[4][13].

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[14].

В 2005 году вышла книга Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», вокруг которой разгорелись дебаты[15]. Книга получила как положительные отзывы со стороны представителей духовенства и общественности православия, ислама и иудаизма[10][16][17], а также учёных[16][17][18], в том числе и от Шейх-уль-ислама и Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина[19][20], так и отрицательные со стороны Совета муфтиев России[21]. После этого Силантьев покинул Межрелигиозный совет России и был освобождён от занимаемых должностей по собственному желанию[22][23].

С 2006 года является исполнительным директором программ Всемирного русского народного собора[6].

В 2008 году выпустил энциклопедию «Ислам в современной России», которая получила высокие оценки как со стороны мусульманского сообщества, так и учёных-исламоведов — Е. А. Резвана, В. В. Наумкина, М. И. Садикова и Т. К. Ибрагима[24][25].

С 2008 года — доцент, с 2015 года — профессор кафедры мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук (ранее — Институт международных отношений и социально-политических наук) Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ)[4][26]. С 2016 года — профессор кафедры теологии Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ[27]. С февраля 2019 года — заведующий лабораторией деструктологии МГЛУ[28]. Член редакционной коллегии «Культурология» научного журнала «Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки».

С 2009 года — заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ[8].

В апреле 2010 года создал и возглавил Центр географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества[4][29][30].

В 2013 году выступал за то, чтобы православные священники посвящали проповеди угрозе ваххабизма[31].

26 июня 2014 года в МГЛУ защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. — начало XXI в.).» (специальность 07.00.15 — История международных отношений и внешней политики); официальные оппоненты[32] — доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам О. Ю. Васильева[33], доктор исторических наук, профессор главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Р. Г. Ланда[34], доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева УНЦ РАН А. Б. Юнусова[35]; ведущая организация — Российский институт стратегических исследований.[36] Работа получила ряд положительных отзывов со стороны представителей научного сообщества — кандидата юридических наук, первого заместителя руководителя аппарата НАК генерал-лейтенанта Е. П. Ильина[37], доктора политических наук, профессора РГГУ А. В. Митрофановой[38], доктора исторических наук, профессора МГУ имени М. В. Ломоносова С. В. Перевезенцева[39], доктора философских наук., профессора ЮФУ И. П. Добаева[40], доктора военных наук и доктора технических наук, профессора, генерал-майора Е. Г. Анисимова и кандидата военных наук, первого вице-президента Объединения высших офицеров России, генерал-лейтенанта В. Я. Шатохина[41], ректора Бакинского исламского университета, кандидата теологических наук Гаджи Сабира Гасанли[42], кандидата исторических наук, доцента, заместителя директора Института международных исследований МГИМО (У) МИД России А. Л. Чечевишникова[43], доктора исторических наук, заведующего кафедрой истории Миссионерского института при Ново-Тихоновском женском монастыре, профессора кафедры истории России УрФУ, председателя Уральского отделения Археографической комиссии РАН А. Г. Мосина[44], доктора исторических наук, профессора, председателя Духовного управления мусульман Кавказа, шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде Гуммет оглы[45], доктора философских наук, профессора Пограничной академии ФСБ России Г. П. Герейханова[46], доцента УГГУ протоиерея Владимира Зайцева[47], кандидата исторических наук, директора Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России О. В. Васнецова[48]. За присуждение учёной степени проголосовало 17 из 17 членов диссертационного совета.[49].

Любит путешествовать и начиная с 2004 года посетил все субъекты Российской Федерации, включая 1075 городов Приволжского, Северо-Кавказского, Центрального и Южного федеральных округов, намереваясь в течение 5 лет посетить оставшиеся 50 городов России[50].

Интерактивная карта всех религиозных общин России

Автор совместного проекта МГЛУ и Интерфакс-Религия «Интерактивная карта всех религиозных общин России»[51] содержащую сведения о 25 тысячах действующих в России религиозных объединениях, их точном названии и местоположении. Участвовал в разработке и выпуске «Атласа исламского сообщества России» в котором содержится подробная информация о религиозном и этническом составе мусульманского сообщества России в целом и по каждому региону, описаны все действующие в стране централизованные исламские организации, а на более чем 50 картах нанесены все зарегистрированные мусульманские общины (более 4 тыс.) и духовные учебные заведения (около 100)[52].

«Беседы про ислам»

В 2008-м году принял участие в проекте «Образование» Д. Ю. Пучкова с циклом передач про ислам и его развитие в современной России. Передача получила название «Беседы про ислам»[53].

Награды

Отзывы

Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин в письме на имя патриарха Алексия II высоко отозвался о книге Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России»:

… характеризует апологетический подход к традиционному исламу, солидная и детально проработанная фактологическая база, потребовавшая кропотливых и целенаправленных усилий по её сбору и систематизации. Проделанная автором работа выгодно отличается как стремлением к минимизации авторских оценок, так и отсутствием субъективизма в целом, что немаловажно[24].

Научный сотрудник отдела современной истории и социально-политических проблем стран ЦЮВЕ Института славяноведения РАН Г. Н. Энгельгардт отозвался об этой работе:

Несомненным достоинством монографии Силантьева является выявление, обобщение и ввод в научный оборот обширного корпуса источников по истории исламских структур России. В особенности это касается как документов российских духовных управлений мусульман и малотиражной региональной исламской прессы, так и материалов российского исламского интернета[18].

Исламовед Е. А. Резван назвал энциклопедию Силантьева «Ислам в современной России» «первым в новейшей истории России изданием, которое дает в целом объективную картину процессов, произошедших в мусульманской общине страны за последние 15 лет — процессов сложных, неоднозначных»[25].

Руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН В. В. Наумкин назвал энциклопедию «Ислам в современной России» «важным явлением в нашей интеллектуальной жизни»:

Она отличается доскональностью, очень большим количеством собранных и проанализированных фактов, материалов и одновременно изложением авторской позиции по целому ряду вопросов, связанных с функционированием и структурой ислама в России и деятельностью исламского сообщества[25].

Религиовед и социолог Р. Н. Лункин в статье на Портал Credo.Ru отозвался о книге «Новейшая история исламского сообщества России» как об «известной монографии […] которую положительно оценили многие российские религиоведы и социологи религии»[63].

Политолог М. М. Мчедлова относит Р. А. Силантьева к «оппонентам идеологии толерантности», которые опасаются, что толерантность может привести к «крушению основ государства и нации», и приводит следующее мнение Силантьева: «Термин „толерантность“, который в последние годы безуспешно пытаются наполнить новым смыслом, себя не оправдал, став символом терпимости ко злу и деструктивному пацифизму»[64].

Муфтий У. Ю. Идрисов, ранее жёстко критиковавший Силантьева, в интервью «Интерфакс-Религия» отметил, что «Роман — действительно эксперт, который лучше меня разбирается в проблемах современного мусульманского сообщества России. Если бы я его встретил, то я сегодня сказал бы ему это лично совершенно искренне. Я искренне восхищаюсь тем, что он смог увидеть то, чего я не видел все эти годы, хотя и возглавлял ДУМНО»[65].

Научные труды

Монографии

Учебные издания

Энциклопедии

Народы и религии мира
Православная энциклопедия
Большая Российская энциклопедия

Статьи

Публицистика

Богослов.ru

Интервью

Видеовыступления

Примечания

  1. 2,0 2,1 Сергей Амелин Ваххабизм исламу не друг (недоступная ссылка) // Газета «Хакасия», 20.07.2011 г.
  2. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Персоналия — Силантьев Роман Анатольевич Архивная копия от 7 декабря 2010 на Wayback Machine//Патриархия.ru
  3. Роман Анатольевич Силантьев: Пресс-Портрет. Дата обращения: 19 ноября 2008. Архивировано 4 октября 2011 года.
  4. 6,0 6,1 6,2 Персоналия Архивная копия от 19 декабря 2010 на Wayback Machine на сайте «Религия и СМИ»
  5. Краткая биография на сайте Правозащитного центра ВРНС. Дата обращения: 21 марта 2011. Архивировано 21 сентября 2011 года.
  6. 8,0 8,1 Приложение к приказу Министерства юстиции России от 03.03.2009 № 61 «Об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации»
  7. Приказ Министерства образования и науки России № 927 от 1 августа 2016 года «Об утверждении состава экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии» Архивная копия от 15 августа 2016 на Wayback Machine
  8. 10,0 10,1 10,2 Стешин Д., Чижиков М. Исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев: Мусульмане обиделись на правду // Комсомольская правда. — 12.12.2005.
  9. 11,0 11,1 Секретарю Межрелигиозного совета России Роману Силантьеву присвоена степень кандидата исторических наук // Портал-Credo.ru, 03.06.2003
  10. Силантьев, Р. А. Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России Архивная копия от 11 декабря 2014 на Wayback Machine : автореф. дис. … канд. ист. наук : 24.00.01 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — М., 2003. — 27 с.
  11. Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств Архивная копия от 8 февраля 2011 на Wayback Machine. // Патриархия.ру
  12. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine. // mospat.ru.
  13. Роман Силантьев подал в отставку и попросил провести экспертизу его скандальной книги // Известия.
  14. 16,0 16,1 Диакон, муфтий и историк комментируют позицию Талгата Таджуддина в отношении книги Романа Силантьева. Тем временем вышло её второе издание Архивная копия от 3 февраля 2012 на Wayback Machine. // Интерфакс-Религия, 04.05.2006.
  15. 17,0 17,1 Заявление православной общественности в связи с конфликтом вокруг книги Р. Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России» Архивная копия от 14 октября 2013 на Wayback Machine. // Интерфакс-Религия, 06.12.2005.
  16. 18,0 18,1 Энгельгардт Г. Н. Исламоведение «новой волны» // Независимая газета-Религии. — 21.12.2005.
  17. Письмо Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Архивная копия от 14 октября 2013 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия, 03.05.2006.
  18. Клин Б. Верховный муфтий Талгат Таджуддин: «Права общества выше прав отдельной личности» // Известия. — 03.05.2006.
  19. Обращение Совета муфтиев России в президиум Межрелигиозного совета России Архивная копия от 24 марта 2012 на Wayback Machine // Институт религии и политики, 01.12.2005.
  20. Роман Силантьев приветствует позицию исламского духовенства России по поводу его книги Архивная копия от 14 октября 2013 на Wayback Machine. Интерфакс-Религия, 03.05.2006.
  21. Межрелигиозный совет России выходит из кризиса Архивная копия от 26 марта 2012 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия, 20.12.2005.
  22. 24,0 24,1 Мусульманские деятели высоко отозвались об энциклопедии Романа Силантьева «Ислам в современной России» Архивная копия от 2 февраля 2014 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия, 21.05.2008.
  23. 25,0 25,1 25,2 Ведущие исламоведы приветствовали выход первой энциклопедии о российском исламе Архивная копия от 2 февраля 2014 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия, 26.05.2008.
  24. Кафедра мировой культуры Архивная копия от 9 февраля 2011 на Wayback Machine. Официальный сайт Московского государственного лингвистического университета.
  25. Преподаватели Архивная копия от 9 января 2021 на Wayback Machine // Официальный сайт Московского государственного лингвистического университета.
  26. Лаборатория деструктологии Архивная копия от 20 июля 2020 на Wayback Machine// Официальный сайт Московского государственного лингвистического университета.
  27. Центр географии религий Архивная копия от 28 октября 2010 на Wayback Machine. Официальный сайт отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества
  28. Роман Силантьев: «Интерактивная карта религиозных общин может в перспективе стать оптимальной базой данных» Архивная копия от 23 июня 2013 на Wayback Machine. // Интерфакс-Религия, 03.03.2010
  29. Роман Силантьев: "На приходах нужны проповеди об угрозе ваххабизма".. prichod.ru (30 декабря 2013). Дата обращения: 3 марта 2021. Архивировано 5 февраля 2017 года.
  30. Решение о приеме диссертации к защите. — М.: МГЛУ, 20.03.2014.
  31. Васильева О. Ю. Отзыв официального оппонента на диссертацию Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 09.06.2014.
  32. Ланда Р. Г. Отзыв официального оппонента на диссертацию Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 09.06.2014.
  33. Юнусова А. Б. Отзыв официального оппонента на диссертацию Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 06.06.2014.
  34. Отзыв ведущей организации на диссертацию Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — М.: РИСИ, 23.04.2014. — № 1062.
  35. Ильин Е. П. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 14.05.2014.
  36. Митрофанова А. В. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с..
  37. Перевезенцев С. В. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 06.05.2014.
  38. Добаев И. П. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 20.05.2014.
  39. Анисимов Е. Г., Шатохин В. Я. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 26.05.2014.
  40. Гасанли Г. С. Отзыв на диссертацию доцента кафедры мировой культуры МГЛУ Силантьева Романа Анатольевича на соискание учёной степени доктора исторических наук <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>. — 28.04.2014.
  41. Чечевишников А. Л. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 22.05.2014.
  42. Мосин А. Г. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 22.05.2014.
  43. Пашазаде А. Г. Отзыв на диссертацию доцента кафедры мировой культуры МГЛУ Силантьева Романа Анатольевича на соискание учёной степени доктора исторических наук <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>. — Баку: Духовное управление мусульман Кавказа, 29.04.2014. — № 1/174.
  44. Герейханов Г. П. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 15.05.2014.
  45. Зайцев В. Отзыв на диссертационную работу Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленную на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — 20.05.2014.
  46. Васнецов О. В. Отзыв на автореферат диссертации Силантьева Романа Анатольевича <<Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. - начало XXI в.)>>, представленной на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Москва, 254 с.. — М.: МИД России, 06.06.2014.
  47. Результаты публичной защиты диссертаций в диссертационном совете Д 212.135.05 26 июня 2014 г. // Диссертационный совет Д 212.135.05. — М.: МГЛУ, 26.06.2014.
  48. Силантьев Р. А. О современных перспективах туристской экспедиции советской молодёжи «Моя родина — СССР» // География в школе. 2020. № 5. С. 11
  49. Интерактивная карта всех религиозных общин России (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 февраля 2011. Архивировано 21 июня 2011 года.
  50. Что увидел в Нерюнгри создатель «Атласа исламского сообщества России». Дата обращения: 22 ноября 2012. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  51. Беседы про ислам. Часть 1 на YouTube
  52. Силантьев Роман, директор правозащитного центра ВРНС и Центра географии религий Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine //Интерфакс-Религия
  53. Роман Силантьев получил премию за книгу об исламе. Вместе с Алексеем Пушковым Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine//«Благовест-инфо», 07.12.2005 г. копия Архивная копия от 7 октября 2007 на Wayback Machine
  54. Роман Силантьев награждён медалью «За веру и добро» Архивная копия от 14 октября 2013 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия, 15.08.2008 г.
  55. Востоковеда Рахамима Эмануилова и исламоведа Романа Силантьева наградят за вклад в развитие российской фантастики. Интерфакс-Религия. Дата обращения: 26 августа 2011. Архивировано 1 сентября 2011 года.
  56. В Москве вручены премии за сборники фантастики "Антитеррор-2020" и "Беспощадная толерантность". «Интерфакс-Религия» (30 января 2012). Дата обращения: 8 января 2015. Архивировано 24 июля 2014 года.
  57. Предтеченская И. Роман Силантьев награждён медалью Центрального духовного управления мусульман России. Всемирный русский народный собор (24 апреля 2023). Дата обращения: 26 мая 2023. Архивировано 26 мая 2023 года.
  58. Роман Силантьев удостоен ордена кн. Даниила Московского III cтепени // Всемирный русский народный собор, 01.12.2023
  59. Руководитель Правозащитного центра ВРНС Роман Анатольевич Силантьев Силантьев, член Бюро Президиума ВРНС удостоен Святейшим Патриархом Кириллом высокой церковной награды – ордена князя Даниила Московского III степени. «Во внимание к трудам на благо святой Церкви», сказано в документе. // ТГ-канал Всемирного русского народного собора, 01.12.2023
  60. Патриарх об абортах, мигрантах, русском мире и победе // «Вечер на Спасе», 29.11.2023
  61. Лункин Р. Н. Жажда голубой крови. Могут ли геи и лесбиянки требовать к себе христианского отношения? Архивная копия от 6 января 2015 на Wayback Machine // Портал Credo.Ru, 16.2.2006.
  62. Мчедлова М. М. Толерантность как политическая стратегия оформления культурного разнообразия // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. — М.: Издательство Московского государственного университета, 2012. — № 2. — С. 72. — ISSN 0868-4871.
  63. Нетрадиционные мусульмане узурпировали власть в Нижегородской области // Интерфакс-Религия. — 16.09.2013. Архивировано 27 июня 2015 года.

Ссылки