Поэтика (Аристотель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поэтика

«Поэ́тика» (др.-греч. Περὶ ποιητικῆς, лат. Ars Poetica), 335 до н. э.[1] — трактат Аристотеля, посвящённый теории драмы. Согласно античным каталогам, состоял из двух частей, из которых до нас дошла лишь первая. Вторая часть предположительно была посвящена разбору комедии; о её содержании, вероятно, даёт представление Коаленовский трактат. Самый ранний из известных списков датирован 1100 г. н. э., всего сохранилось пять рукописей.

История изучения и рецепции в Европе

Самый старый из кодексов, которые содержат греческий текст «Поэтики» (уже без трактата о комедии), является Парижский кодекс (Codex Parisinus 1141), написанный в конце X века или в начале XI столетия.

Вплоть до XIII века трактат оставался неизвестным, пока Герман Алеманн в 1256 году не перевёл на латинский изложение трактата, составленное Аверроэсом. Это позволило европейским интеллектуалам ознакомиться с идеями трактата, хотя и в сильно искажённом виде.

Первый перевод на латынь принадлежит Вильгельму из Мёрбике. Он был закончен в марте 1278 года.

В 1498 году выходит латинский перевод Джорджо Валлы, сделанный с позднего списка с Парижского кодекса, обнаруженного в библиотеке Эсте в Модене[2].

Греческий текст «Поэтики» был издан в Венеции в издательском доме Альда Мануция в 1508 году.

В 1537 году в Венеции вышло греческое издание с параллельным латинским переводом Алессандро Пацци[3]

Содержание

В первой части этого сочинения дается общая характеристика термина «поэтика».

Вначале Аристотель утверждает, что любое искусство (в частности, музыка — авлетика и кифаристика) основано на мимесисе, или подражании (например, музыка основана на подражании ритму жизни).

Поэзия, по его утверждению, существует по двум причинам:

  1. Человеку с детства свойственно подражание.
  2. Подражание доставляет человеку удовольствие.

Аристотель доказывает это, утверждая, что любому человеку свойственно любопытство. В частности, любопытство наблюдения разного рода неприятных вещей, например, изображения убитых животных, и получения от этого удовольствия.

Античные маски трагедии и комедии

Комедия (κωμῳδία), по Аристотелю, — это «подражание низким людям», но не в том что отвратительно (κακία), а том что смешно (γελοῖον) (1449a). Смешное безобразно, но не вызывает страданий.

Трагедия (τραγῳδία), по Аристотелю, — это «подражание действию» (μίμησις πράξεως) серьезному и законченному (1449b). При этом в трагедии присутствуют «сострадание и страх» (ἐλέου καὶ φόβου), посредством которых достигается катарсис (очищение). Душой трагедии является фабула (μῦθος). В трагедии все действующие лица должны обладать определённой характеристикой и определёнными характерами.

По Аристотелю, у характера каждого действующего лица должны быть четыре составляющие:

  1. Благородство.
  2. Характеры должны друг другу подходить.
  3. Правдоподобность.
  4. Последовательность.

В «Поэтике» Аристотель вводит в широкий оборот такие ключевые для нарратологии термины, как «перипетия», «узнавание», «гамартия», «катастрофа», «катарсис».

Существуют многочисленные переводы «Поэтики» на европейские языки.

Переводы

На латынь

На русский язык

Издания

Примечания

  1. Dukore (1974, 31).
  2. См. = Михаил Позднеев. Психология искусства, Учение Аристотеля.
  3. Aristotelis Poetica, per Alexandrum Paccium, patritium Florentinum, in latinum conversa. — Veneciis. 1536.

Источники

  • Dukore, Bernard F. 1974. Dramatic Theory and Criticism: Greeks to Grotowski. Florence, KY: Heinle & Heinle. ISBN 0030911524.

Ссылки