Риторика (Аристотель)
Риторика | |
---|---|
др.-греч. Ῥητορική | |
Автор | Аристотель |
Язык оригинала | древнегреческий |
Риторика — трактат Аристотеля, посвящённый ораторскому искусству. «Риторика» является первым систематическим руководством в данной области.
Античные библиографы (Диоген Лаэртский, Птолемей аль-Гариб[англ.] и другие) первым посвящённым риторике сочинением Аристотеля называют диалог «Грилл», к настоящему времени утраченный. Из их кратких ремарок можно узнать, что в своём раннем диалоге Стагирит не всякую разновидность риторики признавал «искусством» (др.-греч. τέχνη, технэ[англ.])[1]. Такой же взгляд выражен в платоновском диалоге «Горгий», что традиционно считается признаком приверженности платонизму у раннего Аристотеля[2].
В первых главах первой книги «Риторики» автор даёт определение риторики как искусства, соответствующего диалектике, и приводит две трёхчастные классификации. Согласно первой, убеждение достигается благодаря личности оратора (его этосу), эмоциональному состоянию слушателя (пафосу), либо силе использованных аргументов. С другой стороны, Аристотель выделяет три типа речей, совещательные[англ.], судебные[англ.] и эпидейктические. Первая разновидность обращена в будущее и произносится, например, перед совещательным органом, её предметом является польза или вред. Вторая касается событий прошлого и может быть произнесена в суде и имеет отношение к справедливости. Эпидейктический оратор говорит о текущих проблемах, хваля или порицая что либо, то есть рассматривая проблему преимущественно с эстетической точки зрения[3]. В книге II рассматривается взаимосвязь между оратором и его слушателями. Также подробно обсуждается энтимема в её связи с диалектическими силлогизмами. Книга III посвящена практическим проблемам ораторского искусства, пронунциации[англ.] и особенностям использования различных стилей. Данной книге, как правило, уделяют мало внимания[4].
«Риторика» была мало известна на Западе в раннее Средневековье. Даже для Боэция, считавшего себя знатоком Аристотеля, главным авторитетом в области красноречия был Цицерон. Энциклопедисты Исидор Севильский и Кассиодор также не уделили внимания риторическим теориям Стагирита. Впервые трактат стал известен латинским читателям в переводе Германа Алеманна арабских комментариев аль-Фараби (X век). Первый перевод с греческого, известный как translatio vetus, был выполнен, вероятно, около 1250 года анонимным автором, вероятно Варфоломеем Мессинским. Тranslatio vetus сохранился только в трёх рукописях и практически не использовался в схоластическом образовании. Широкую известность «Риторика» приобрела благодаря переводу Вильямом из Мёрбеке (translatio Guillelmi), выполненному по поручению Фомы Аквинского. Первоначально произведение не рассматривалось как практическое руководство, и относилось, наряду с «Этиками» и «Политикой», к области моральной философии[5][3].
Примечания
- ↑ Chroust, 1965, pp. 576—577.
- ↑ Novikoff, 2013, p. 10.
- ↑ 3,0 3,1 Novikoff, 2013, p. 11.
- ↑ Murphy, 1974, pp. 4—5.
- ↑ Murphy, 1974, pp. 90—93.
Литература
- Chroust A.-H. Aristotle's First Literary Effort : the Gryllus, a Lost Dialogue on the Nature of Rhetoric // Études Grecques. — 1965. — Vol. 78. — С. 576—591.
- Dow J. Passions and Persuasion in Aristotle’s Rhetoric. — Oxford University Press, 2015. — 248 p. — (Oxford Aristotle Studies). — ISBN 978–0–19–871626–6.
- Murphy J. J. Rhetoric in the Middle Ages. — University of California Press, 1974. — 384 p. — ISBN 0-520-04406-1.
- Novikoff A. J. The Medieval Culture of Disputation: Pedagogy, Practice, and Performance. — University of Pennsylvania Press, 2013. — 384 p. — ISBN 978-0-8122-4538-7.
- Vagelpohl U. Aristotle’s Rhetoric in the East. The Syriac and Arabic translation and commentary tradition. — BRILL, 2008. — Vol. LXXVI. — 347 p. — (Islamic Philosophy, Theology and Science). — ISBN 978-90-04-16681-3.