Пинтуриккьо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пинтури́ккьо
Pinturicchio
Pinturicchio self.jpg
Имя при рождении Бернардино ди Бетто ди Бьяджо
Учёба Перуджино
Стиль Возрождение

Пинтури́ккьо (вариант написания — Пинтури́ккио; итал. Pinturicchio; собственно Бернардино ди Бетто (или ди Бенедетто) ди Бьяджо, Bernardino di Betto di Biagio, 1454, Перуджа — 11 декабря 1513, Сиена) — итальянский живописец эпохи Возрождения.

Биография

«Портрет мальчика», Дрезденская картинная галерея, ок.1500

Представитель умбрийской школы кватроченто. Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем — у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (14811482), а по некоторым данным — ещё и у Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли. Вероятно, испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино. Став зрелым мастером, Пинтуриккьо отказался от некоторых принципов Перуджино — однообразности и степенности фигур, единства времени и места, — что сближает его скорее с Боттичелли[1].

Работал во многих городах Италии — Перудже, Риме, Орвието, Сполето, Сиене. В 1481—1483 годах вместе с другими художниками помогал Перуджино в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Наиболее известные росписи — в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, Санта-Мария-ин-Арачели и Апартаментах Борджиа в Риме, и в Сиенском соборе (библиотека Пикколомини). На фресках работах этого художника часто появляются «гротески» (элементы растительного и архитектурного орнамента). Из станковых полотен примечателен «Портрет мальчика», хранящийся в Дрезденской галерее старых мастеров.

Вазари достаточно негативно отзывается о Пинтуриккьо, считая его славу недостаточно заслуженной. Кроме того, биограф упрекает художника в излишнем стремлении угодить заказчикам.

А. Н. Бенуа отмечал особую декоративность работ художника: «Каждая фреска Пинтуриккио в отдельности — нечто довольно пустоватое, крайне наивное и условное. Однако в общем эффекте яркие его краски, обилие золота и изощрённая орнаментика, которой он любит окружать свои главные сюжеты, производят чарующее впечатление»[2].

В XX веке прозвище Пинтуриккьо получил футболист А. Дель Пьеро: автомобильному магнату и бывшему владельцу футбольного клуба «Ювентус» Джанни Аньели он и его партнёр показались похожими на Пинтуриккьо и Перуджино.

Отсылка к «Портрету мальчика» присутствует в известном советском приключенческом кинофильме «Достояние республики»: среди других произведений искусства в нём упоминается «картина Пинтуриккио „Мальчик в голубом“» (мальчик на портрете действительно переодет в голубой костюм).

В числе его учеников был Макрино д'Альба.

Примечания

  1. Арган Д. История итальянского искусства. М., 1990. — Т. 1. — С. 112
  2. Бенуа А. Н. История живописи. СПб., 1912. — Т. 2. — С. 76.

Литература

Ссылки