Паперть

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нищие на паперти (Болгария)

Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta, польск. Papierc) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в храм.

История изучения

Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам XV—XVII веках, могло появиться в России не ранее начала XVIII века, после появления таких папертей на российских храмах. До конца XVII века подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили Храм Вознесения Господня в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском и все остальные. Андрей Баталов в монографии[1] оставил этот вопрос без внимания: для него он просто не существовал, поскольку паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Николая Султанова в 1897 году в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле об этой реплике забыли до начала 1960-х годов, когда архитектор Николай Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х годов Новоспасского монастыря. Работавшая со Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, и после публикации «Каталога памятников архитектуры Московской области» в 1975 году она о своей датировке не вспоминала.

Первой в публикации к первоначальному строительству паперти собора Спасского монастыря в Ярославле отнесла Е. М. Караваева[2]. Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вязёмах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны[3]. В 1970-х годах к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском[4]. В 1974 году В. И. Фёдоров вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля. Но в 1975 году вышел «Каталог памятников Московской области»[5], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей.

В 1976 году комиссия архитекторов обследовала паперти храма в Больших Вязёмах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вязёмах. В 1976 году установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове. Затем паперти Храма Петра Митрополита в Переславле-Залесском[6], в начале 1980-х годов паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы[7].

Инициатором исследования папертей с середины 1970-х годов и в последующие годы был архитектор Вольфганг Кавельмахер. Но Сергей Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей храма Вознесения в Коломенском. В 1998 году под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности, на Успенском соборе в Дмитрове[8]. Но ученики Подъяпольского, проводившие работы на храме Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений.

Символическое значение

В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан.

Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру.

На паперть выходят люди перед пострижением в монахи, в знак отречения от мира.

Примечания

  1. Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. — М., 1996.
  2. Караваева Е. М. Собор Спасского монастыря в Ярославле // Архитектурное наследие. — 1963. — Вып. 15.
  3. Автор разборки подлинной паперти Л. Соболева. Л. Соболева. Исследовательские и реставрационные работы по церкви Преображения в усадьбе Вяземы // Теория и практика реставрационных работ : сборник № 3. -- М.: Стройиздат, 1972. Впоследствии второй ярус папертей восстановлен по проекту В. М. Пустовалова (Мособлстройреставрация).
  4. П. Д. Барановский был сторонником позднего происхождения второго яруса с крышами. Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском.
  5. Памятники архитектуры Московской области : в 2 т / Под ред. Е. Н. Подъяпольской; ЦНРМ-ВПНРК. — М., 1975.
  6. Исследователь памятников Переславля Залесского И. Б. Пуришев считал второй ярус поздним.
  7. П. Д. Барановский считал второй ярус поздним. Исследование проводили С. А. Гаврилов, В. В. Кавельмахер
  8. Были учтены критика первого издания и советы С. А. Гаврилова и В. В. Кавельмахера

Литература

  • Беловинский Л. В. Паперть // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 461. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.