Панк

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Панк
Типичный панк с поставленным ирокезомТипичный панк с поставленным ирокезом
Возникновение конец 1960-х и начало 1970-х
Флаг США Флаг Великобритании Флаг Австралии Флаг Канады Флаг СССР
Годы расцвета 1970-е, 1980-е
Направленность музыкальная, политическая
Распространение весь мир
Элементы
Панк-рок
Хардкор
DIY
Родственные
Рокеры, Металлисты
Производные
Готы, стрэйт-эджеры, эмо

Панк, па́нки (англ. Punk) — название музыкального жанра начавшегося с песни «Rumble» гитариста Линка Рэя в 1958 году и сопутствующей ему субкультуры возникшей в США в 1974 году с появлением группы Ramones.

С момента зарождения и вплоть до 1975 года жанр не имел названия, из-за этого данный период развития принято относить к протопанку. В 1975 году сложившееся вокруг нью-йоркского клуба «CBGB» финансово-музыкальное сообщество взяло себе ироничное самоназвание «панк» (англ. Punk) — эвфемизм обозначающий проститутку[1] (в переносном смысле) и стало выпускать одноимённый журнал, что дало название музыкальному жанру, связанным с ним суб- и контркультурам и порождёнными ими явлениями, в целом.

Следом за США панк начал распространение по англоязычным странам, придя в том же 1975 году в Великобританию (Sex Pistols), в 1976 году в Австралию (The Saints) и Канаду (The Diodes).

Панк-группы конца 1970-х и начала 1980-х принято относить к постпанку, это время когда жанр проникал в страны с культурой принципиально отличной от американской, например: СССР (АУ, 1979), Япония (SS[2], 1979) и Китай (SMZB, 1996).

Значение слова

Термин «Панк» происходит от англ. Punk и дословно (им. сущ.) означает — проститутка, гниение, глупость, ничтожество, пустое место[3][4]. В большинстве случаев это слово используется как эмоциональное обсценное выражение, которое (в зависимости от контекста), может быть усиленным синонимом слов «подонок», «паскуда» или «подлец»[5] Традиционно в англоязычных странах так называли проституток[1]. Именно в этом значении «Punk» встречается в пьесе Уильяма Шекспира «Мера за меру».

История появления

США

В 1960-х годах мировую известность получают группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз», а основным направлением популярной музыки становятся записи использующие инновационные техники, такие как электрогитарный инструментал и многодорожечная запись, разработанные Лесом Полом. Благодаря усилиям Алана Фрида для американского слушателя популярная музыка получает обсценное наименование «рок-н-ролл», появляется явление битломании, а большое число молодёжных команд пытаются подражать своим кумирам.

По мере того как усилитель, микрофон и электрогитара становятся всё более доступными широким массам, они попадают в руки большого числа молодёжи не имеющей музыкального образования, но имеющей желание создавать рок-группы. Появляющиеся на рынке технические инновации оказывают огромное влияние на их эксперименты. Электрогитара «Gibson SG» появившаяся в 1961 году имеет датчики типа хамбакер, которые в сочетании с дешёвыми низкокачественными усилителями приводят к открытию и последующей популяризации гитарного перегруза.

Одна из таких записей была сделана группой The Kinks в песне «You Really Got Me». Гитариста группы очень сильно огорчало звучание его усилителя. Тогда он изрезал ножом динамик в своём комбике и получил трещащее звучание, которое ему понравилось[6]. Другой особенностью песни «You Really Got Me» стало использование быстрой смены квинтаккордов, аппликатура которых на гитаре выглядит как две зажатые через лад струны, что является доступным любому человеку без музыкального образования[7].

Игру квинтаккордами (как в песне «You Really Got Me» от The Kinks), закритический перегруз «дисторшн» (как в песне «Rumble» Линка Рея) и маргинально-агрессивную манеру исполнения (подсмотренную у Ричарда Хэлла из группы Television) взяла на вооружение нью-йоркская группа «Ramones». В эффекте перегруза «дисторшн» звук электрогитары для слушателя искажается гораздо сильней, по сравнению с более мягким и певучим эффектом «овердрайв» характерном для гитаристов эпохи «ритм-н-блюза» (например,Чака Берри).

Игги Поп, вокалист The Stooges на сцене

Ramones стали родоначальником нового музыкального течения впоследствии получившего название «панк». Своим кумиром группа считала популяризатора Алана Фрида, что получило отражение в песне «Do You Remember Rock 'n' Roll Radio?». Многие молодые музыканты увидели, что сцена стала для них более доступной и на этом можно зарабатывать. Появляющиеся панк-группы создавались выходцами из малообеспеченных слоёв населения и стали сочетать примитивное исполнение, гитарный перегруз, вульгарную манеру поведения на сцене, эпатаж публики и вызывающий внешний вид.

К середине 1970-х вокруг нью-йоркского клуба CBGB объединилось большое число рок-групп игравших панк или сочувствовавших ему, например Talking Heads, Джонни Сандерс, Blondie, Television, Патти Смит, Richard Hell & The Voidoids, Dead Boys и др. Многие из них, сопровождались одними и теми же менеджерами, например, The Stooges как и Ramones сопровождал Дэнни Филдз (англ. Danny Fields).

Это привело к тому, что лидер группы «The Stooges» вокалист Игги Поп начал выступать на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивать выступления на сцене «нырянием» в толпу зрителей (чего до появления «Ramones» не делал). Фактически рок-группы входящие в сообщество «Punk» образовавшееся вокруг клуба CBGB начали своеобразное соревнование по эпатажу публики, что вместе с популяризацией в одноимённом журнале стало их «визитной карточкой».

Связующим звеном между американскими «поколением панков» и предыдущим «поколением отверженных» выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит[8]. Американский музыкант и общественный деятель Эд Сандерс[en], сыгравший важную роль в развитии американской контркультуры, в одном из интервью заявил, что панки выросли из «люмпен-хиппи»[9].

Великобритания

6 ноября 1975 года в художественной школе Святого Мартина в Лондоне выступает новая панк-группа «Sex Pistols», которую принято считать родоначальником британского панка[10]. Группа была создана менеджером Малкольмом Маклареном и является одной из первых попыток в шоу-бизнесе по созданию рок-группы «из ничего». Гитарист Стив «Стиви» Джонс, барабанщик Пол Кук и вокалист Джон «Гнилой» Лайдон были выбраны из числа постоянных покупателей одежды для тедди-боев в магазине «Too Fast To Live, Too Young To Die» принадлежавшем Макларену. Причём «Гнилой» был выбран за фиолетовые волосы, драную футболку с надписью «Я ненавижу Pink Floyd» и безумный взгляд. Басистом группы стал Глен Мэтлок работавший в том же магазине продавцом[11]. Вскоре Малкольм Макларен поменял Глена на знакомого наркомана Сида Вишеса, не умевшего играть на гитаре, но безумно танцующего и наносящего себе раны на сцене (в духе Игги Попа)[12].

Символ «Анархия» в панк-стилистике

Сами «Sex Pistols» называли свою деятельность «хаосом» (англ. Chaos), но британские СМИ начали называть продвигаемые Маклареном записи группы «панком», по аналогии с американской прессой. Также как и в случае с американскими панками, все участники группы были выходцами из низших социальных слоёв и проявляли полное неуважение к государству: королевской семье и правительству Великобритании[10]. Однако, если американские панки следовали либеральным традициям битников и хиппи[9], то британские панки стали ультралевыми и начали пропагандировать анархизм[11].

Взгляды и тексты песен Джона «Гнилого» Лайдона оказали настолько большое влияние на его последователей, что многие стали ассоциировать анархизм и сопутствующую ему символику с панком. При этом символ «Анархия» (А в круге) противопоставляется символу «Пацифик» ассоциированному с пацифизмом американских хиппи погибавших в ходе протестов против войны во Вьетнаме[13].

Перевод отрывка из гимна Великобритании «God Save the Queen» (в версии «Sex Pistols»):

Боже, храни королеву:
Её фашистский режим,
Сделал тебя дебильной,
Потенциальной ядерной бомбой!

Боже, храни королеву:
Она же не человек,
И нет никакого будущего
За английской мечтой! [14]

Британские панки не верили в «силу цветов», являясь выходцами из самых бедных семей они чувствовали себя ненужными в британском обществе и не имели никакого будущего. Расцвет британского панка совпал с повальной безработицей в Великобритании середины 1970-х. Молодёжный протест выраженный в презрении к общественному порядку и асоциальном образе жизни, сопровождался специфической одеждой — рваными джинсами, кожаными куртками, высокими ботинками, и эпатажем с элементами «карнавала» — пирсингом, ирокезами и самодельными украшениями из подручных материалов[15].

Сид Вишес, басист Sex Pistols в пабе

Контркультура британских панков декларировала, что британское правительство навязывает молодёжи ложные идеалы, в то время как человек должен быть независимым и не пытаться понравиться окружающим. Представители течения выросшего из скинхедов презирали хиппи, модов и тедди-боев, по их мнению наслаждающихся беззаботной жизнью[15]. Ирония состоит в том, что магазины Макларена и других британских предпринимателей, получали огромную финансовую прибыль на продажах рваных джинсов, футболок с асоциальными лозунгами, напульсников и собачьих ошейников, цепей, значков и атрибутики, а британские СМИ переключились на рекламу британского панка, переводя его таким образом в область популярной музыки. В то же самое время проходили показы коллекций панк-модельерши Вивьен Вествуд. Таким образом, декларируемая разница между британским панком и тедди-боями максимально размылась и последовательно сместилась от «анархизма» в сторону «карнавала»[16].

После концертов Sex Pistols многие британские музыканты поняли, что для успеха теперь нужна не музыкальность, а эпатаж и следование стилистике панка. В июне 1976 года Джо Страммер после выступлений на «разогреве» у Sex Pistols ушёл из группы «The 101'ers» со словами: «После того, как я увидел Sex Pistols, — я понял, что мы были вчерашней газетой», а Мик Джонс, Пол Симонон и Кейт Левин покинули группу «London SS». Вчетвером они образовали панк-группу «The Clash»[17].

20 июля 1976 года на концерт Sex Pistols в Манчестере пришёл Бернард Самнер со своими школьными друзьями Питером Хуком и Терри Мейсоном, спустя десятилетия они вспоминали: «Мы смотрели друг на друга и думали: — Боже… да, мы же тоже так можем». На следующий день Питер Хук купил бас-гитару и была образована панк-группа «Warsaw», вскоре переименованная в «Joy Division»[18].

Австралия

Первой австралийской группой поддержавшей стилистику панка стали «The Saints» (дословно, «Святые») записавшие песню «(I'm) Stranded» в сентябре 1976 года. Основатель группы Эд Купер ориентировался на звучание американских панк-групп The Stooges, MC5, The Velvet Underground и New York Dolls. Запись была отправлена на все известные группе радиостанции и во все журналы Австралии и Великобритании, но нигде не вызвала никакого интереса[19].

Эд Купер проявил себя успешным предпринимателем и открыл в Брисбене студию звукозаписи «Fatal Records», рекламное агенство «Eternal Promotions» и клуб «76» в собственном доме, через которые начал самостоятельное продвижение[20]. Результатом этого стал контракт с австралийским подразделением EMI в ноябре 1976 года, по которому группа за два дня в декабре записала свой дебютный альбом «(I'm) Stranded» выпущенный в 1977 году и выступила на разогреве у «AC/DC». В мае 1977 года «The Saints» эмигрировали в Великобританию, где по существу распались т.к. из группы в 1979 году ушёл её основатель Эд Купер (из-за увлечения в Лондоне ирландской народной музыкой и блюзом)[19].

Сегодня группа «The Saints» считается родоначальником австралийского панка. Группа продолжала свою концертную деятельность (не имеющую с 1978 года[19] к панку никакого отношения) до апреля 2022 года, когда скончался сооснователь группы, вокалист Крис Бэйли[21]. Известный ирландский музыкант, актёр и общественный деятель сэр Боб Гелдоф как-то высказался: «Рок-музыку в 70-х изменили три группы: Sex Pistols, Ramones и The Saints», таким образом подтвердив их родоначалие в англоязычном т.е. британском, американском и австралийском панке, соответственно[22]. В феврале 2016 года т.н. «комплект для прессы» включающий пластинку студии «Fatal Records» был продан на аукционе за $2499,95[23].

СССР

Основная статья: Постпанк

Хронологически первой заявившей о себе советской панк-группой считаются «Автоматические удовлетворители» (АУ) выступавшие в 1979 году на квартирниках в Ленинграде. Создатель группы Андрей «Свин» Панов был сыном балетмейстера и балерины, провёл своё детство за кулисами театров, где получил (по собственному признанию) психологическую травму от частого наблюдения обнажённых балерин, а после учёбы в медицинском училище стал хроническим алкоголиком. Образцом для подражания «АУ» была британская панк-группа «Sex Pistols», однако «Свин» и Евгений Юфит решили создать «самый отвратительно звучащий музыкальный коллектив в истории». На сцене «Свин» старался оправдывать своё (в терминах 1970-х) «погоняло» и подражал «патентованному дегенерату» GG Allin из американской панк-группы «The Jabbers»: отказывался выступать пока ему не принесут «что-нибудь» выпить, во время концертов «вылезал из штанов», «играл» со своими экскрементами и однажды с целью эпатажа убил на сцене котёнка[24][25][26].

В 1980-81 годах бас-гитаристом «АУ» был Виктор Цой, друг детства «Свина», даже пожертвовавший окончанием художественного училища ради совместных репетиций[25]. Будущий лидер группы «Кино» посвятил этому периоду своей жизни песню «Мама — Анархия», выпущенную фирмой «Мелодия» в 1986 году с припиской «пародия на западные панк-группы»[24][27].

В первой половине 1980-х, следом за «АУ» появляются и другие последователи панка: «ДК» (Москва, 1980), «Народное ополчение» (Ленинград, 1982), «Зебры» (Москва, 1982) и «Чудо-юдо» (Москва, 1983). Советские панки, также как и «Свин» (отец владел театром в Германии[28]), выросли в культурных и обеспеченных семьях, имели доступ к новинкам зарубежной музыки, образование, свободное время и средства для начала концертной деятельности (Сергей Жариков — сын русского немца, выпускник МИЭМ, Алекс «Оголтелый» Строгачёв — сын подполковника ракетных войск[28], Александр Рындин — выпускник Московского института стоматологии[29] и т.д.)[24]. В интервью дававшихся в разное время советские панки ссылались на влияние «Sex Pistols» и обсуждали перенос «карнавальных» черт и эпатажа британского панка на советский лад[30].

Идеология

Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм), нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY — Do it yourself — «Сделай сам») и принцип «прямого действия» (direct action). Панки обычно выступают против любых форм авторитаризма, против патернализма и истеблишмента. Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антипатернализм, антиистеблишмент, антимилитаризм, пацифизм, антикапитализм, антипотребительство, антирасизм, антисексизм, антинационализм, антифашизм, антиэйджизм.

Некоторые панки придерживаются консервативных взглядов[31], либо аполитичны (см. хоррор-панк).

Панк-литература

Панк-культура породила значительное количество поэзии и прозы. За рубежом, среди известных панк-поэтов следует отметить Патти Смит, Ричарда Хелла, Джона К. Кларка, объединение «The Medway Poets», а также Джима Кэрролла, чьи автобиографические работы считаются первыми из образцов панк-прозы.

В 70-х годах самиздат издавал большое число фанатских журналов (punk-zines), среди которых стоит упомянуть Maximum Rock-n-Roll, Punk Planet, CometBus, Flipside, Search and Destroy. Первым из такого рода изданий стал собственно журнал Punk, основанный в 1975 году Легсом Макнилом, Джоном Хольстромом и Гедом Данном.

О панке написано множество художественных и документальных книг. Также, с понятием «панк» тесно связаны такие литературные жанры, как киберпанк, дизельпанк и стимпанк.

Внешний вид панков

Панки отличаются пёстрым, эпатажным имиджем.

  • Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином или гелем, чтобы они стояли торчком. В 1980-х годах у панков стала модной причёска «ирокез». Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под тяжёлые ботинки (Dr. Martens) и кеды (Converse). Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Манеру носить кеды начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).
Девушка-панк с причёской «ирокез»
  • Куртка-косуха c кучей клёпок, рисунков и значков — была перенята как атрибут из 1950-х, когда мотоциклетная субкультура Рокеров  (англ.) и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.
  • В одежде преобладает стиль «DEAD», то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа ☠ и знаки на одежду и аксессуары.
  • Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: напульсники, браслеты (преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями и т. п.), также, зачастую, делают их сами. Многие панки делают татуировки.
  • Панки зачастую носят рваные, протёртые джинсы; прицепляют к джинсам цепи, так же пришивают к джинсам различные нашивки, например с логотипами любимых панк-групп и политическими лозунгами.

Распространение панка

Проникая (чаще всего, как подражание родоначальникам) в молодёжную музыкальную среду разных стран мира, панк видоизменялся ввиду региональных особенностей, социального положения последователей, их культуры и образования. Возникающие при этом региональные субкультуры в процессе своей эволюции начинали либо дистанцироваться, либо усугублять родовые черты панка. Стремясь к независимости субкультуры получали признание, как значимое явление локального масштаба и, как правило, были ассоциированы внешними наблюдателями и исследователями с терминами отражающими их региональный характер (например, кельтский панк, сибирский панк), особенности звучания (фолк-панк, хардкор-панк) или мировоззрения (анархо-панк, христианский панк).

Течение Происхождение Представители Тематика Атрибутика
Глэм-панк
англ. Glam punk
 США (северо-восток)
(начало 1970-х)
New York Dolls, Hanoi Rocks, D Generation Эстетизм, дендиизм, нарциссизм, рекреационное использование наркотиков Модная одежда, косметика, фетиши
Кельтский панк
англ. Celtic punk
 Ирландия
 Великобритания
(1970-е)
Dropkick Murphys, Flogging Molly, The Real McKenzies, The Pogues, Real Blackbeards Шотландские, ирландские или валлийские темы, различные духовные или социальные вопросы, застольные песни, чёрный юмор, рабочий класс Влияние панк- и скинхед-культуры, влияние кельтского культурного наследия
Хоррор-панк
англ. Horror punk
 США (Нью-Джерси)
(конец 1970-х)
The Misfits, The Undead, Wednesday 13, Король и шут Фильмы ужасов и научная фантастика Чёрная одежда, трупные пятна, девилок, скелеты.
Готик-рок
англ. Gothic rock
 Великобритания
(конец 1970-х)
Siouxsie & The Banshees, Bauhaus, Joy Division, Sisters of Mercy, Christian Death, 45 Grave, The Cure, Killing Joke, Cocteau Twins Фильмы ужасов, нигилизм, отчуждение, апатия Чёрная одежда, разорванные сетчатые майки, мейк-ап, «темные ирокезы», обувь Dr. Martens
Фолк-панк
англ. Folk punk
 Великобритания
(конец 1970-х)
The Pogues, Attila the Stockbroker, Billy Bragg, Defiance, Ohio, The Levellers Множество тем, включая левые политические взгляды Различные стили, DIY-мода
Ой!
англ. Oi!
 Великобритания
(конец 1970-х)
Skrewdriver, Cock Sparrer, Cockney Rejects, Angelic Upstarts, The 4-Skins, The Blood, Sham 69, Los Fastidios. Социализм, популизм, околофутбольные темы, рабочий класс. Стиль британских панков и скинхедов 1980-х годов, Dr. Martens, плоские кепки, джинсы Levi Strauss & Co., косухи
Поп-панк
англ. Pop-punk
 Великобритания
(конец 1970-х)
Buzzcocks, Blink-182, The Queers, The Offspring, Sum41, Billy Talent, Avril Lavigne, Green Day, Simple Plan, Zebrahead Политика, взаимоотношения, секс, сортирный юмор, многое другое Косухи, кеды Chuck Taylor All-Stars, бейсбольные кепки, галстуки, клетчатые рубашки
Анархо-панк
англ. Anarcho-punk
 Великобритания
(1970-80 гг)
MDC, Crass, Conflict, Flux of Pink Indians, Subhumans, Анархизм и другие политические и социальные темы Символика анархизма, высокие ботинки, кеды, самодельная одежда, окрашенные волосы.
Христианский панк
англ. Christian punk
 США
(начало 1980-х)
Headnoise, Relient K, Officer Negative, Dios Kon Noxotrox Архивная копия от 19 мая 2021 на Wayback Machine Они очень разные. Некоторые из них имеют анархистскую доктрину Льва Толстого, другие поэтические, есть тексты на социальные темы, некоторые евангелисты с реалистичными текстами и сосредоточены на Христе и Библии. Влияние панк- и скинхед-культуры.
Скейт-панк
англ. Skate punk
 США (Калифорния)
(ранние 1980-е)
JFA, Big Boys, Drunk Injuns, Septic Death, Pennywise, Diesel Boy, Good Riddance. Offspring Green Day анти-авторитаризм, экстремальный спорт Sagging clothes, одежда скейтеров, trucker hats
Хардкор-панк
англ. Hardcore punk
 США
 Канада
 Великобритания
(ранние 1980-е)
The Casualties,The Exploited, Black Flag, Circle Jerks, Dead Kennedys, D.O.A. (группа)[en], Rattus, Agnostic Front, 7 Seconds, Crucifix, Bad Brains, Discharge, Kaaos, Minor Threat, NOFX Различные темы, иногда политические: антивоенные, социальные темы. Одежда «рабочего класса», спортивная одежда (Adidas и тому подобное), короткая стрижка (иногда дреды). Косухи, мотоциклетные сапоги, патронтажи.
Квиркор
англ. Queercore
 США
(середина 1980-х)
God Is My Co-Pilot, Pansy Division, Team Dresch, Limp Wrist, Вырождение хардкор-панка, права секс-меньшинств, гендерное равноправие Неотличимы от хардкор-панка
Ска-панк
англ. Ska punk
 США
 Канада
 Испания
 Великобритания
(1980-е)
The Mighty Mighty Bosstones, Ska-P, Operation Ivy, Rancid, Kemuri, Distemper, Less Than Jake антирасизм, единство (unity), личная лирика Смешение и влияние 2 Tone, поп-панк, хардкор-панк
Сёрф-панк
англ. Surf punk
 США (Калифорния)
(1980-е)
Agent Orange и другие родоначальники сёрф-панк. Окружающая среда, Океан Одежда различная, но большинство носят короткие стрижки, короткие шорты и скейтерскую обувь.
Стрит-панк (UK 82)
англ. Street punk
 Великобритания
(1980-е)
The Exploited, Charged GBH, The Varukers, Vice Squad Рабочий класс, темы бедных районов; политика Стиль британских панков 1980-х
Hard Blood Shock  Югославия
(1980-е)
Satan Panonski Балканские этнические мотивы, мистика, эротика, гомосексуальность, девиации и табуированые темы Стиль британских панков 1980-х
Краст-панк
англ. Crust punk, швед. Crust
 Великобритания
 Швеция
(конец 1980-х и ранние 1990-е)
Amebix, Doom, Nausea, Antisect Анархизм Символика анархизма, самодельная одежда
Гаражный панк
англ. Garage punk
 США (Детройт)
(конец 1980-х)
 Япония
 СССР
(начало 1990-х)
Guitar Wolf, New Bomb Turks, The (International) Noise Conspiracy, Гражданская оборона. Рабочий класс, «Back To Basics», независимые лейблы, левая идеология, отчаяние, призыв действовать. Смешение рок, панк и гранж стилей
Сибирский панк  СССР
(конец 1980-х и ранние 1990-е)
Гражданская Оборона, Егор Летов, Коммунизм, Инструкция по выживанию Текстоцентризм, эстетика юродства и философская направленность, открытость русскому фольклору, почвенничество Стиль британских панков 1980-х
Райот
англ. Riot Grrrl
 США (Сиэтл, Олимпия, Вашингтон
(начало 1990-х)
Bratmobile, Bikini Kill, Free Kitten, Sleater-Kinney Феминизм, права женщин в обществе, сродни Queercore Киндерхор
Скам-панк
англ. Skum punk
 США
(1990-е)
GG Allin, The Scumfucs, Antiseen Трансгрессивное искусство, темы секса, насилия, популяризация девиаций, табуированные темы

Производные течения

Ряд субкультурных течений считаются производными по отношению к панку, т.к. заимствовали его элементы в части примитивизма, искажённого звучания, эпатажа или атрибутики.

Течение Происхождение Представители Тематика Атрибутика
Новая волна
англ. New Wave
 США (Нью-Йорк)
(середина 1970-х)
Blondie, Elvis Costello, Talking Heads Более поп-ориентировано Мейнстримовая одежда, пиджаки, влияние поп-арта
Выжившие моды
англ. Mod revival
 Великобритания
(конец 1970-х)
джем, Секретное дело, Пурпурные сердца эстетизм, самовлюбленность, эскапизм (танцы), проблемы молодежи, рабочий класс, популизм Влияния от 1960-х годов мода связанных жанров; 1970-х годов панк и поп-панк пауэр-поп
Костюмы, военные парки, Fred Perry и Ben Sherman, футболки
Готы
англ. Goth
 Великобритания
(конец 1970-х)
Bauhaus, Joy Division, The Sisters of Mercy, Siouxsie & the Banshees, The Cure Фильмы ужасов, нигилизм, отчаяние, отчуждение воодушевленность культом смерти и иными «тёмными» темами, мрачный внешний вид Готик-рок
Черная одежда, напульсники, цепи, ошейники. Лицо максимально выбелено, глаза подведены черным карандашом.
Сайкобилли
англ. Psychobilly
кит. サイコビリー
 США
(конец 1970-х)
 Великобритания
(начало 1980-х)
The Cramps, The Meteors, Demented Are Go, Nekromantix Рокабилли, темы из фильмов ужасов и научной фантастики Смесь из панк-рока и рокабилли, вместо бас-гитары используется контрабас.
Косухи, джинсы, татуировки, стиль 1950-х годов
Гранж
англ. Grunge
 США (Сиэтл, Вашингтон)
(середина 1980-х)
Nirvana, Mudhoney, Soundgarden, Alice in Chains, Pearl Jam Отчуждение, отчаяние, нигилизм, анти-сексизм, Поколение X Гранж, пост-гранж
Неряшливые, фланелевые рубашки, порванные джинсы, длинные волосы, обувь фирмы Converse или Dr. Martens
Инди
англ. Indie
 США
 Великобритания
(середина 1980-х)
R.E.M., The Smiths, Sonic Youth, Pavement, The White Stripes Независимые лейблы, региональное разнообразие, grassroots fanbases Альтернативный рок, Гаражный панк, Экспериментальный рок, Глитч, Пауэр-поп
Различные стили
Чёткая грань
англ. Straight Edge
 США (Вашингтон)
(1980-е)
Fugazi, Youth of Today, Slapshot, Earth Crisis, Minor Threat Полный отказ от наркотиков, алкоголя, табака, разборчивость в половых связях. Хардкор, heavy metal, metalcore, Hip-Hop some indie rock and Emo
Спортивная одежда, камуфлированные шорты, знаки X на тыльной стороне ладони
Грайндкор
англ. Grindcore
 США(хардкор-панк)
 Великобритания (краст-панк)
(конец 1980-х)
Napalm Death, Extreme Noise Terror, Carcass, Terrorizer Леворадикальные и анархические взгляды, смерть, секс, чёрная комедия Разные стили, стили тяжелого металла и т. п.
Хардлайн
англ. Hardline
 США (хардкор-панк и металкор)
(конец 1980-х и начало 1990-х)
Vegan Reich, Raid Авторитаризм, anti-abortion, heterosexism, веганизм, deep ecology, движение straight edge .Многие из них связаны с Авраамическими религиями, в частности с Исламом Растафарианством. Разный стиль, в основном тип одежды панк-хардкорщиков

Влияние на искусство

Литература

  • 1978 — (Великобритания) Фред и Джуди Верморел, «Sex Pistols: Подлинная история» («The Sex Pistols: The inside story»)
  • 1992 — (Соединённые Штаты Америки) Крейг О’Хара, «Философия панка: больше, чем шум» («Philosophy of Punk: More Than Noise!»)
  • 1996 — (Соединённые Штаты Америки) Легс Макнил и Джиллиан Маккейн, «Прошу, убей меня!» («Please Kill Me: the uncensored oral history of punk»)
  • 1996 — (Соединённые Штаты Америки) Ричард Хэлл, «Погнали» («Go Now»)
  • 1996 — (Канада) Майкл Тернер, «Эмблема тяжёлого рока» («Hard Core Logo»)
  • 2000 — (Великобритания) Джон Кинг, «Человеческий панк» («Human Punk»)
  • 2000 — (Великобритания) Генри Роллинз, «Железо» («The Iron», сборник статей 2000-х)
  • 2004 — (Соединённые Штаты Америки) Джо Мено, «Сделай погромче» («Hairstyles of the Damned»)
  • 2006 — (Россия) Илья Стогов, «Грешники»
  • 2007 — (Россия) Илья Стогов, «Анархия в РФ. Первая полная история русского панка»
  • 2008 — (Россия) Олег Бочаров, «Панк-энциклопедия»
  • 2008 — (Россия) Ольга Аксютина, «Если я не могу танцевать, это не моя революция! DIY панк/хардкор сцена в России»)
  • 2014 — (Россия) Дмитрий Спирин, «Тупой панк-рок для интеллектуалов»

Кинематограф

Аниме и манга

  • В аниме Battle Angel действие происходит в городе, заселённом панками и киборгами.
  • В аниме и манге Nana рассказывается о панк-рок группе Blast. Также встречается упоминание о Sex Pistols, а прообразом одного из главных героев является Сид Вишес.
  • В аниме и манге Paradise Kiss один из главных героев является ярым представителем панк субкультуры и вокалистом панк группы.
  • В аниме Akira много представителей данной субкультуры.
  • В аниме Detroit Metal City вокалистка панк-группы вообразила главного героя Сидом Вишесом, вернувшимся с того света.
  • В аниме и манге JoJo no Kimyou na Bouken Part 5: Ougon no Kaze присутствует станд, ссылающийся на группу «Sex pistols».

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 punk Архивная копия от 25 октября 2004 на Wayback Machine // AskOxford
  2. The first Japanese punk band. Discogs (1984).
  3. Англо-русский перевод PUNK. Новый большой Англо-Русский словарь (2011).
  4. PUNK. Англо-русский большой универсальный переводческий словарь (2012).
  5. Punk Архивная копия от 8 декабря 2008 на Wayback Machine // Dictionary.com
  6. Denise Sullivan You Really Got Me (The Kinks) (англ.). allmusic.com (15 февраля 2012).
  7. Robert Walser. Running with the Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. — Wesleyan University Press, 1993. — ISBN 0-8195-6260-2. (англ.)
  8. * Roger Sabin. Punk Rock: So What? (The Cultural Legacy of Punk). Routledge, 1999. — P. 146 ISBN 0-415-17030-3.
    • Ian Inglis. Performance And Popular Music: History, Place and Time. Ashgate Publishing, 2006. — P. 85 etc. ISBN 0-7546-4057-4.
  9. 9,0 9,1 Легс Макнил, Джиллиан Маккейн. Прошу, убей меня! Подлинная история панк-рока в рассказах участников = Please Kill Me / перевод на русский язык: М. В. Долгов и А. В. Скобин. — 1-е. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 448 с. — («КонтрКультура»). — 4000 экз. — ISBN 978-5-9614-2501-7.
  10. 10,0 10,1 Первый концерт музыкальной группы Sex Pistols. rus.team (6 ноября 2022).
  11. 11,0 11,1 Sex Pistols. Биография. Last.fm (21 июня 2013).
  12. Безумные выходки, роман с Нэнси и смерть в 21 год: история Сида Вишеса. Газета.ру (10.05.2022).
  13. Миф десятый. Символ Анархии придумали панки. Технология альтруизма (2009).
  14. God Save the Queen (Sex Pistols). Lyrics.com (2011).
  15. 15,0 15,1 Эволюция панк-культуры: как менялась самая протестная субкультура. Рамблер (3 июня 2023).
  16. Миф четвертый. Зарождение панка. Технология альтруизма (2009).
  17. Punk’s Not Dead: об истории панк-движения. Дилетант (28 октября 2015).
  18. Nolan, 2007, p. 33.
  19. 19,0 19,1 19,2 McFarlane, статья 'The Saints'. Архивировано из оригинальной статьи 9 октября 2004 года
  20. Lost and Found... The Story of The Saints & Show # 339 (англ.). Revolution Rock (15 февраля 2011).
  21. Pioneering punk Chris Bailey, who helmed Aussie legends The Saints, dead (неопр.). ABC News (10 April 2022). Дата обращения: 11 апреля 2022.
  22. J Files. The Saints (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 апреля 2009. Архивировано 18 ноября 2008 года.
  23. SAINTS (I'm) Stranded 7" Australian ORiGiNaL w/ PRESS KIT 1 of a KIND RaRe KBD. MusicPriceGuide (27 февраля 2016). Дата обращения: date=2023-08-02.
  24. 24,0 24,1 24,2 История панк-рока в России, СССР. Сайт об истории (2009).
  25. 25,0 25,1 Андрей Панов: биография, личная жизнь, семья, фото. Настроя.нет (5 октября 2018).
  26. Убийства, шаманские обряды и кал: 5 жутких историй о русских рокерах. Bigpicture.
  27. История одной песни: «Мама-Анархия», «Кино». Дилетант (20 февраля 2016).
  28. 28,0 28,1 Алекс Оголтелый. Одно из последних интервью. Дневник цвета окаменевшей водки... (16 апреля 2017).
  29. группа "Зебры". Рок-группы СССР (2009).
  30. Интервью с Хэнком. Группа "ЧУДО-ЮДО". Библиотека фантастики (17 января 1998).
  31. Conservative Punk (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 декабря 2009. Архивировано 29 ноября 2009 года.

Литература

Ссылки