Огдоада

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Огдоада
иероглифами
Z1 Z1 Z1 Z1
Z1 Z1 Z1 Z1
M17M17G43R8Z3
Гермопольская огдоада.

Огдоада (гр. ογδοάς, букв. «восьмёрка») — в египетской мифологии восемь изначальных богов города Гермополя (Хемену).

В огдоаду входили четыре пары космических божеств, из которых возник мир. Боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. Их имена известны из «Текстов саркофагов»:

Амон и Амаунет, согласно комментариям некоторых египтологов, заменили изначальную пару божеств Тенему и Тенемуит под влиянием фиванского жречества[1]. Иногда считается, что изначальной парой были Ниау и Ниаут (отрицание, ничто)[источник не указан 1227 дней].

В период Нового царства в Фивах при превращении Амона в главного бога Египта был создан миф о возникновении огдоады во главе с Амоном. В птолемеевскую эпоху возник миф о путешествии Амона с целью утверждения огдоады из Фив вниз по Нилу и его возвращении в Фивы.

Согласно «Памятнику мемфисской теологии» (из собрания Британского музея в Лондоне) — богословскому произведению мемфисских жрецов VII века до н. э., Птах — это демиург, Бог-Творец, создавший первых восемь богов. При этом стоит учитывать то, что Мемфис являлся центром почитания Птаха.

Члены Огдоада были четырьмя парами партеногенных богов, состоящими из мужского и женского, более значимого элемента: Нун и Наунет, Хех и Хаухет, Кук и Каукет, Тенему и Тенемут. Последняя пара была заменена парой Амон и Амаунет во времена средней империи, а в позднее время иногда и парой Герх и Герхет. В соответствии с другими верованиями Египтян, эта концепция основана на теме космических praoceánu, из которого в какой-то момент всплыл первичный пригорок твердой земли. В отличие от них, конечно, это событие не ассоциируется с единственным богом — Творцом, как в Египте обычно, но дается в контексте ближе неопределенного, безличной и для самих египтян, вероятно, таинственной деятельности указанной группы из восьми богов, чьим результатом является начало всего существующего, возможно, как в один ряд, построенного на рождении Творца, чаще всего солнечного бога.

Большая часть информации, на которую опираются исследователи Огдоады — надписи на деревенских монументах; но здесь уже достигнут продвинутый этап развития культа. Другим важным источником являются Тексты саркофагов, которые, однако, были в первую очередь предназначены для удовлетворения потребностей в загробной жизни и, следовательно, не могут богословские идеи, связанные с этим учением, описать их точно и в полноте. Из Химена в качестве места происхождения Осмера ни один соответствующий текст пока не известен из-за высокой степени повреждения археологического участка.

Из учения о Огдоада, скорее всего, взят принцип Огдоадатия в позднем античном гностицизме.

Остров пламени

Космогоническое событие начала освещается в учении Химена несколькими различными способами. Вероятно, первичным понятием в нём является так называемый «Остров пламени», демонстрированный уже в «Текстах пирамид». Его связи с Огдоада упоминаются, самое позднее, с начала Среднего царства. Как земля посреди вод, Остров пламени сравниватся со световым свечением, которое сопровождается внезапным пробивом тьмы небытия, самостоятельным появления Солнца и, его рождением каждый день на восточном горизонте. С ним также был Остров огня,когда по более поздних богословских спекуляций лежал в Озере ножи именно на восточном горизонте, в то время как место рождения солнечного бога был не только местом сотворения мира, но и возрождения и вечной жизни.

Солнечный лотос

Иным образом объясняющим деятельность Осмера мотив лотоса, который им сотворен и в котором после открытия появился солнечный бог в виде божественного ребенка или бога Cheprera. С ежедневным рождением солнечного бога (чаще всего Reem) лотос был связан с новой империей, и поэтому более чем вероятно, что только в это время вторично появляется в учениях Химена. Поздняя форма этой концепции отмечается, например, надписи в храме Птолемея в Эдфу, в которых деятельность Осмера описывается следующим образом:

«Вы (Осмеро) заставили свое семя прорастать, и вы поместили это семя в лотос, проливая семенную жидкость. Вы поместили ее в Нуна, сгущенную в одну форму, и ваш наследник начал свое яркое рождение в виде (солнечного) ребенка.»

Огдоада и другие боги

Концепция Огдоада рядом свое самостоятельное существование начала быть со временем также различными способами присоединения с некоторыми независимыми мифологическим схемы и благодаря этому она стала одной из трех наиболее широко используемых космологическиму вкусу. В этих интерпретациях его членам даны разные роли: в некоторых случаях речь идет только о всего дорого на основе далее аналогии.

Огдоада и Ре

По отношению к солнечному богу Reovi могут быть боги Огдоада, как бабуины, которые в разное количество его руководства в конце концов, победа пути на рассвете празднуют рождение Солнца на восточном горизонте. Это полностью соответствует духу оригинальной концепции так, как это выражено в идее Острова пламени; в контексте солнечной мифологии. Для солнечных бабуинов, с которыми также идентифицируется Огдоада наряду с другими богами, есть только роль своего рода «компарза», образующего фон рождения Рео: они-те,

«кто заявляют Ри, когда этот великий бог родиться… (Сидит) по обеим сторонам этого бога, и чтобы показать ему, до момента, когда поселиться на небесах, а для него танцевали и метались, для него поют, для него дают характерный звук музыку и для него главное радостный возглас. Когда этот великий бог появляется на глазах у людей, павианы слышат ликующие слова. Это они объявляют Реа на небесах и на земле.»

Таким образом, боги и богини Огдоада отступают на задний план, как прабоги, действие которых является своего рода" прологом " к ослепительному Творцу их ребенка. Полностью эта теологическая идея была разработана в отношении Огдоада к богу Амону.

Огдоада и Товт

Связь с Богом Товтом, вероятно, в основном связана с городом Хемен как местом, где оба культа были первоначально выращены отдельно. Товт представлено в виде ибиса может быть сам пойман, как Творец — например, как космический птица пролетел яйца, из которого появился мир со всеми формами жизни; их расположение в живые гармонично упорядоченных форм выполняли из-за своего характера с помощью магической власти Гека присутствует в божьих словах. Поэтому по отношению к нему Огдоада стало восприниматься как инструмент, посредством которого он реализует творение. Сам не является его членом, однако, не только его «регулирования деятельности держит … универсальной силы (Огдоада) … в их соответствующих сферах деятельности,… Ни одно из качеств персонифицированного Огдоада богов не сама по себе в основном творческие» и только товова руководства "эти качества … оказывается изнутри внешне, чтобы он мог проявить себя мир."Принцип сотворения мира, уже не деятельность Огдоада самого, но на нем зависит и ему «чужой» Thovtova магическая сила, которая Огдоада в противном случае его проведения при нанесении, путем установления порядка и цели.

Огдоада и Амон

Еще одна отличительная интерпретация Огдоада заключалась в том, чтобы установить культ Амона в Весете. Не уверен, что Амон — член Огдоада был с самого начала тот же бог, как Amon. Во всяком случае, после Амонового подъема в Новой области была Огдоада. Это имя, хотя документально пока в ptolemaiovské время, тем не менее, мифологическая картина, которая выражает, несомненно, гораздо старше; включает в себя представление бога в виде змея, которая обитает в неподвижных водах первородного океана, откуда выходит, и снова в нее возвращается; по одной версии мифа, например, Амон в змеиной форме oplodnil яйца идеально подходят Огдоада. Центр стал сегодня Мединет хабу, где во времена монархов 18 династии Хатшепсуты и Тутмоса III. возникла на старом фундаменте небольшой храм, частью которого был священный пригорок, из которого Амон в начале творения вышли и в который раз снова navracel, чтобы восстановить. Позже в новой империи это место с очевидным намеком на Огдоада называлось «холмом отцов и матерей».

Амон согласно этой идее, разработанной им в то время после Аменхотоповой реформы, «создал сам себя» тем, что до появления каких-либо других форм бытия объединены в одно свои жидкости с вашего тела и создал яйцо космоса. Только тогда он создал первичные элементарные принципы — Огдоада который является частью себя, поэтому он «первый, кто дал рождение первым.» Также другая деятельность Огдоада осуществляется только благодаря Амону: " бризом, который … не изменились водами и снял их в водоворот, из которого возникло первоначальное пригорок, " возможно, изначальной космической силой, которая своим пронзительным криком прорвал молчание нынешней небытия, и «открыла каждый глаз» По Гарта была цель богословы выложить Огдоада как проекции Амона трансцендентальной природе: в этом утверждении, а именно члены Огдоада на самом деле не от Амона различными божественными существами или принципы.. Они становятся в то время как он сам является богом «скрытым…, слишком таинственным…, слишком великим…, слишком мощным…», и его можно отдаленно понять только как «бога тайных перемен… удивительно в разных формах.» Так Огдоада в целом становится одним из многих «перемен Амона пробога, создатель пробогов.»

См. также

Примечания

  1. Myśliwiec K. Eros on the Nile (англ.). — Cornell University Press, 2004. — 180 p. — ISBN 0801440009.