Несостоявшееся государство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Несостоя́вшееся госуда́рство (провали́вшееся госуда́рство; (англ. failed state) — государство, которое не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы. Центральное правительство несостоявшегося государства так слабо или неэффективно, что фактически не контролирует некоторую часть государственной территории и/или не в состоянии осуществлять те или иные государственные функции. Такое государство становится неуправляемым и недостаточно легитимным в глазах международного сообщества в связи с эрозией самой государственной власти.

История развития и использования термина

Зарождение термина «несостоявшееся государство»

Одними из первых термин «несостоявшееся государство» в начале 1990-х годов применили американские исследователи Джеральд Хельман  (англ.) и Стивен Ратнер в своей работе «Anarchy Rules: Saving Failed States». В работе не было представлено чёткого определения данного термина, однако значимым является то, что авторы включают «несостоявшиеся государства» (к которым в качестве примера относят Боснию и Герцеговину, Либерию и Сомали), в общий смысловой круг «группы государств, чьё выживание находится под угрозой» наряду с «несостоятельными государствами» (Эфиопия, Грузия, Заир) и новыми государствами, образовавшимися после распада СССР и Югославии, чью жизнеспособность авторы на тот момент оценить затруднялись[1].

Подход Даниэля Тюрера

Профессор международного права из Цюрихского университета Даниэль Тюрер, анализируя различные правовые аспекты Вестфальской системы международных отношений, обнаружил многочисленные исторические примеры, схожие с «несостоявшимися государствами» в современном мире (в этом отношении он обозначает Китай 1930-х годов). Подобные ситуации, с его точки зрения, являются закономерным итогом распада государственных структур и институтов (обеспечивающих правопорядок) и сопровождаются «анархическими формами внутреннего насилия»[2].

Подход Ульриха Шнеккера

Существенный вклад в развитие термина в 2003 году внёс немецкий политолог Ульрих Шнеккер  (нем.), предложивший понятие «непрочной государственности» для обозначения страны, государственные структуры которой «утратили или не обрели […] способность управления в главных сферах компетенции»[3].

К числу подобных сфер компетенции Шнеккер относит следующие:

Так как в понимании Шнеккера допустима процедура измерения степени эрозии государственности, то исследователь предлагает выделять на основании данного критерия следующие типы государств:[3]

  1. «слабые государства» (weak states);
  2. государства, которые не справляются со своими функциями, деградируют (failing states);
  3. «несостоявшиеся государства» (failed states).

Употребление термина на практике

«Несостоявшиеся государства» упомянуты в качестве одной из новых угроз в Стратегии национальной безопасности США в 2006 году. В частности, в документе отмечается, что «несостоявшиеся государства» способствуют развитию терроризма, что является угрозой национальной безопасности США[4].

На основании подобных заключений США и их военно-политические союзники вскоре стали обосновывать введение войск в Афганистан и Ирак, а в 2006 году с аналогичными доводами в Восточный Тимор, охваченный беспорядками, были введены войска Австралии[3].

Использование концепции «несостоявшегося государства» в качестве предлога для внешней интервенции впоследствии стало основным направлением её критики[5]. Проблему «несостоявшихся государств» бывший посол США в СССР Джек Мэтлок на конференции Балтийского форума в 2017 году назвал общей угрозой безопасности в мире наряду с ядерным оружием, последствиями глобального потепления, международным терроризмом, необходимостью оздоровления мировой экономики[6].

Американский аналитический центр «Фонд за мир» составляет ежегодные рейтинги «несостоятельности государств», в которых страны ранжированы по целому ряду параметров, в числе которых, к примеру, показатели, связанные с проблемой беженцев, а также экономических спадов[3]. По состоянию на 2019 год, «Фонд за мир» к наиболее «несостоятельным государствам» планеты относит ДР Конго, Сирию, Южный Судан, Сомали и Йемен[7].

Некоторые источники также рассматривают Украину как несостоявшееся государство или рискующее стать таковым[8][9].

См. также

Примечания

  1. Gerald B. Helman, Steven R. Ratner. Saving Failed States (англ.) ?. Foreign Policy. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
  2. Daniel Thürer. The "failed State" and international law (англ.) // International Review of the Red Cross : Журнал. — 1999. — No. 836. Архивировано 14 августа 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Подвинцев О. Б. Идея "несостоявшихся государств" в российском постимперском контексте // Антиномии : Журнал. — 2007. — № 7. — С. 204—214. Архивировано 31 марта 2020 года.
  4. IV. Work with Others to Defuse Regional Conflicts. georgewbush-whitehouse.archives.gov. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 15 октября 2020 года.
  5. Nay Olivier. «Fragile and Failed States: Critical Perspectives on Conceptual Hybrids», International Political Science Review 33.1 (2013): 326—341, Poverty, From Top 5 reasons why "failed state" is a failed concept (недоступная ссылка). Aidwatchers.com (13 января 2010). Дата обращения: 12 июня 2011. Архивировано 17 сентября 2010 года.
  6. Диалоги длиною в 20 лет. Балтийский форум о времени, Латвии, России, мире и о себе / Васильев, Александр Александрович. — Рига: Балтийский форум, 2018. — С. 532—533. — 576 с. — ISBN 978-9934-8289-8-0. Архивная копия от 12 мая 2021 на Wayback Machine
  7. Fragile States Index 2019 | The Fund for Peace. fundforpeace.org. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 15 октября 2020 года.
  8. https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2015-11-06/unreformed-ukraine-is-self-destructing
  9. [1] Ukraine: The Making of a Failed State

Ссылки