Наценка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Наценка (англ. markup) — составная часть цены товара; разница между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли.

Определение

Согласно БСЭ, наценки (скидки к ценам) ― это составная часть цены товара, возмещающая издержки обращения и обеспечивающая прибыль торговых и сбытовых организаций и предприятий[1].

По мнению ряда экономистов, наценка ― это форма установления производителями промежуточных цен на услуги и работы для потребителей, добавленная цена к цене предшествующего производителя. Торговая наценка может выражать в абсолютных цифрах и в процентах.[2].

Наценка vs маржа

Наценка ― это разница между ценой и себестоимостью по отношению к себестоимости, в отличие от маржи, которая вычисляется как отношение разницы между ценой и себестоимостью к цене[3].

Вычисляется также по формуле (наценка без НДС):

  • Себестоимость без НДС * (Наценка +1)= Цена без НДС, или
  • (Цена без НДС/Себестоимость без НДС) − 1 =Наценка *100 %

Виды наценок

Согласно БСЭ, выделяют следующие виды наценок[1]:

  • торговые наценки;
  • оптово-сбытовые скидки с розничных цен, дифференцированные по отдельным группам товаров и в зависимости от места реализации товара (город, село, районы Крайнего Севера и т. п.);
  • наценки на продукцию производственного и строительного назначения, реализуемые по ценам франко-вагон — станция назначения (в этом случае с оптовых цен);
  • наценки предприятий общественного питания;
  • наценки к оптовым ценам или скидки с цен в пользу снабженческо-сбытовых и комплектующих организаций;
  • наценки к оптовым ценам на сельскохозяйственные товары (минеральные удобрения, сельхозтехника и др.).

Основные элементы наценки

  1. Суммы издержек обращения, связанных с реализацией товара;
  2. Суммы налоговых платежей, входящих в цену товара или услуги, то есть уплачиваемых непосредственно за счёт доходов предприятия (включает в себя: НДС (налог на добавленную стоимость), акцизный сбор для ряда товаров, а также таможенные сборы и пошлины;
  3. Суммы доходов организации и реализации товаров и услуг (до вычета из неё налогов).

Классификация торговых надбавок

  1. По подотраслям торговли — величина торговых надбавок должна обеспечивать возможности для выгодного ведения деятельности различными хозяйственными субъектами.
  2. По географическому признаку — торговая надбавка должна компенсировать издержки фирмы, связанные с территориальным фактором.
  3. По товарным группам — разный уровень издержкоемкости влияет на величину устанавливаемой торговой надбавки.

Порядок формирования надбавки

Наценка формируется субъектом хозяйствования самостоятельно, с учётом влияния и назначением конъюнктуры рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров и культуры торгового обслуживания, а так же от места продажи товара[4]. Субъекты РФ не вправе регулировать торговые надбавки или их предельные уровни, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Действующее законодательство регулирует цены, в частности, на следующие товары:[5]

Методы расчета наценки

Компания, решая проблему ценообразования, выбирает себе метод расчета цен, надеясь, что данный метод позволит корректно вычислить конкретную цену товара или услуги. Простейший способ образования цен выражается в начислении определённой наценки на себестоимость товара или услуги. Из себестоимости или из продажной цены вытекают два основных метода расчета наценок:

  1. процент наценки на себестоимость = (сумма наценки в денежном выражении)÷(себестоимость)×100 %
  2. процент наценки на продажную цену = (сумма наценки в денежном выражении)÷(продажная цена)×100 %

Экономические функции наценки

  • Оценка доли организации в цене реализации;
  • Анализ и управление над валовыми доходами;
  • Стимулирование организаций в максимизации собственных объёмов получаемой прибыли;
  • Регулирование спроса на товары и предложения через механизм ценообразования на существующем рынке.

См. также

Литература

Учёт: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. A.M. Петрачкова.- 2-е изд. Авторы: Р. Энтони, Дж. Рис.

Источники

  1. 1,0 1,1 Наценки (скидки) к ценам // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Наценка//Большой бухгалтерский словарь : 10 000 терминов / Авт. и сост.: М. Ю. Агафонова и др.; Под ред. А. Н. Азрилияна ― М.: Ин-т новой экономики, 1999. ― 569 с. ― ISBN 5-89378-003-5
  3. Маржа / В. С. Панфилов, А. Г. Шураков // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Гл. ред. А.М. Прохоров. Большая Советская Энциклопедия. — 3. — Москва: Советская Энциклопедия, 1969-1978. — Т. 17. — С. 354. — 616 с.
  5. [Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 04.09.2015) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»]