Наценка
Наценка (англ. markup) — составная часть цены товара; разница между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли.
Определение
Согласно БСЭ, наценки (скидки к ценам) ― это составная часть цены товара, возмещающая издержки обращения и обеспечивающая прибыль торговых и сбытовых организаций и предприятий[1].
По мнению ряда экономистов, наценка ― это форма установления производителями промежуточных цен на услуги и работы для потребителей, добавленная цена к цене предшествующего производителя. Торговая наценка может выражать в абсолютных цифрах и в процентах.[2].
Наценка vs маржа
Наценка ― это разница между ценой и себестоимостью по отношению к себестоимости, в отличие от маржи, которая вычисляется как отношение разницы между ценой и себестоимостью к цене[3].
Вычисляется также по формуле (наценка без НДС):
- Себестоимость без НДС * (Наценка +1)= Цена без НДС, или
- (Цена без НДС/Себестоимость без НДС) − 1 =Наценка *100 %
Виды наценок
Согласно БСЭ, выделяют следующие виды наценок[1]:
- торговые наценки;
- оптово-сбытовые скидки с розничных цен, дифференцированные по отдельным группам товаров и в зависимости от места реализации товара (город, село, районы Крайнего Севера и т. п.);
- наценки на продукцию производственного и строительного назначения, реализуемые по ценам франко-вагон — станция назначения (в этом случае с оптовых цен);
- наценки предприятий общественного питания;
- наценки к оптовым ценам или скидки с цен в пользу снабженческо-сбытовых и комплектующих организаций;
- наценки к оптовым ценам на сельскохозяйственные товары (минеральные удобрения, сельхозтехника и др.).
Основные элементы наценки
- Суммы издержек обращения, связанных с реализацией товара;
- Суммы налоговых платежей, входящих в цену товара или услуги, то есть уплачиваемых непосредственно за счёт доходов предприятия (включает в себя: НДС (налог на добавленную стоимость), акцизный сбор для ряда товаров, а также таможенные сборы и пошлины;
- Суммы доходов организации и реализации товаров и услуг (до вычета из неё налогов).
Классификация торговых надбавок
- По подотраслям торговли — величина торговых надбавок должна обеспечивать возможности для выгодного ведения деятельности различными хозяйственными субъектами.
- По географическому признаку — торговая надбавка должна компенсировать издержки фирмы, связанные с территориальным фактором.
- По товарным группам — разный уровень издержкоемкости влияет на величину устанавливаемой торговой надбавки.
Порядок формирования надбавки
Наценка формируется субъектом хозяйствования самостоятельно, с учётом влияния и назначением конъюнктуры рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров и культуры торгового обслуживания, а так же от места продажи товара[4]. Субъекты РФ не вправе регулировать торговые надбавки или их предельные уровни, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Действующее законодательство регулирует цены, в частности, на следующие товары:[5]
- продукты детского питания;
- лекарственные средства;
- медицинские изделия;
- продукцию предприятий общественного питания при школах, училищах, средних и высших учебных заведениях;
- продукцию, продаваемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Методы расчета наценки
Компания, решая проблему ценообразования, выбирает себе метод расчета цен, надеясь, что данный метод позволит корректно вычислить конкретную цену товара или услуги. Простейший способ образования цен выражается в начислении определённой наценки на себестоимость товара или услуги. Из себестоимости или из продажной цены вытекают два основных метода расчета наценок:
- процент наценки на себестоимость = (сумма наценки в денежном выражении)÷(себестоимость)×100 %
- процент наценки на продажную цену = (сумма наценки в денежном выражении)÷(продажная цена)×100 %
Экономические функции наценки
- Оценка доли организации в цене реализации;
- Анализ и управление над валовыми доходами;
- Стимулирование организаций в максимизации собственных объёмов получаемой прибыли;
- Регулирование спроса на товары и предложения через механизм ценообразования на существующем рынке.
См. также
Литература
Учёт: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. A.M. Петрачкова.- 2-е изд. Авторы: Р. Энтони, Дж. Рис.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 Наценки (скидки) к ценам // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Наценка//Большой бухгалтерский словарь : 10 000 терминов / Авт. и сост.: М. Ю. Агафонова и др.; Под ред. А. Н. Азрилияна ― М.: Ин-т новой экономики, 1999. ― 569 с. ― ISBN 5-89378-003-5
- ↑ Маржа / В. С. Панфилов, А. Г. Шураков // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Гл. ред. А.М. Прохоров. Большая Советская Энциклопедия. — 3. — Москва: Советская Энциклопедия, 1969-1978. — Т. 17. — С. 354. — 616 с.
- ↑ [Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 04.09.2015) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»]