Музыка

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Композитор Иоганн Себастьян Бах (1685—1750)

Му́зыка (греч. μουσική, от греч. μούσα — муза) — вид искусства, сочетающий пение и/или игру на музыкальных инструментах, и воздействующий на слушателя посредством особым образом организованных звуков определённой высоты и длительности. Музыка передаёт мысли и эмоции автора, обычно выражаемые в соответствии с принятыми в рамках той или иной культуры музыкальными стандартами ритма, мелодии, имеющей определённую тональность или лад, и гармонии[1][2][3].

Музыка является неотъемлемой частью танца[1]. Выступает в качестве средства коммуникации, возможность чего обусловлена физическим воздействием звуков на человека (на его психику) и на другие живые существа[2]. Музыка схожа с речевой интонацией, то есть с тем, как человек под воздействием той или иной эмоции меняет высоту, громкость и другие параметры звучания своего голоса. Интонация лежит в основе природы музыки, однако в отличие от речи музыка ограничена определённым набором звуков, интервально соотнесённых по высоте. Для овладения этим набором звуков музыканты развивают музыкальный слух[1].

Особенность музыки как искусства

По выражению музыковеда Б. В. Асафьева музыка является «искусством интонируемого смысла». Она во многом похожа на эмоциональную речь, но имеет бо́льшую силу эстетического и эмоционального воздействия, поскольку не позволяет высказываться однозначно и оперирует фиксированным набором звуков, которые соотносятся друг с другом по высоте и времени (ритму)[2].

Джазовый музыкант Луи Армстронг (1901—1971)) играет на трубе

Автор музыки — композитор — выражает своё внутреннее состояние и отношение к действительности, выстраивая музыкальные звуки и формируя из них задуманную композицию в соответствии с определённой музыкальной гармонией[1]. Он выстраивает звуки по высоте, ритму, темпу, тембру, громкости, etc. Паузы, перемежающие звуки, имеют такую же систему длительностей, что и сами звуки[1].

С помощью осмысленно выбранных и очищенных от случайностей интонаций композитор передаёт определённые образы, «художественные эмоции», настроение. Поскольку для передачи творческого замысла от автора к слушателю требуется посредник, музыка относится к исполнительским видам искусства[4]. Исполнитель может быть одновременно композитором, который создаёт своё произведение непосредственно во время исполнения, то есть импровизирует[1].

Целостное музыкальное произведение обладает определённой завершённой формой, имеет начало, развитие и завершение. Таким образом от слушателя требуется активное восприятие и внимание, позволяющие оценить развитие музыкальной мысли, например, изменение темы, мелодии, в течение произведения[1].

В той или иной форме музыка была и есть в каждом человеческом сообществе во все периоды истории. Она используется не только для танца, общения и развлечения, но и для проведения ритуалов и культов[3].

История музыки

Музыка, так же как танец и поэзия, зародилась из первобытного праискусства, которое складывалось в течение длительного времени и помогало древним людям общаться и обмениваться эмоциями, вместе работать и проводить ритуалы. С постепенным развитием и распространением определённых мелодико-ритмических фраз стала складываться система звуков, выстроенных по высоте и длительности, что в дальнейшем позволяло создавать на их основе звукоряды и мелодии[1].

Основоположник новой венской школы Арнольд Шёнберг (1874—1951)

Изначально музыка выполняла исключительно общественные функции, была прикладной[1]. Так, в Индии музыка с самых древних времён сопровождала религиозные культы (ведические гимны) и развивалась мелодически и ритмически под влиянием священных текстов. В Китае музыка издревле дополняла церемонии и речь рассказчика и считалась, по Конфуцию, зеркалом характера человека, средством созидания порядка в гармонии со Вселенной[3]. В Древней Греции музыка тоже играла важную роль, но греческий термин μουσιϰή, от которого произошли латинская musica и русская музыка, имел более широкое значение, чем сейчас. Греческое слово являлось прилагательным и использовалось в двух смыслах — для обозначения ремесла и для обозначения тайных познаний о музах[1]. То есть термин μουσιϰή относился к любому виду искусства или науки, если они практиковались под покровительством муз[3].

Со временем музыка стала приобретать авторские черты. Начиная с эпохи Возрождения стала появляться автономная, а затем и «чистая» идеальная музыка, которая предназначалась специально для слушания, а не для сопровождения какой-либо деятельности, и создавалась «по имманентным законам „музыкально-прекрасного“». Постепенная индивидуализация творчества и проявление в музыке авторского начала стали толчком для становления профессии композитора и дали толчок развитию музыкального языка[1][5][6].

Значимым этапом развития в музыке стал переход от одноголосия (монодии, гетерефонии) к многоголосию, которое подразделяется на два типа:[1]

  • полифония — равноправное звучание мелодий (XIV—XVI века, творчество И. С. Баха),
  • гомофония — ведущая мелодия на фоне многоголосья (XVII—XIX века).

В первой половине XX века на фоне глобальных цивилизационных перемен и двух мировых войн стали появляться радикальные, авангардные направления в музыке (новая венская школа и другие) в противовес традиционным[7]. Характерными чертами новых течений стало новое понимание музыкальной темы, предполагавшее отказ от классических музыкальных форм — мелодии, тональностей (атональность), модуляционного развития, и использование серийной техники (додекафония)[1][8].

Во второй половине XIX века — первой половине XX века появились и распространились первые средства записи и воспроизведения звуков. Благодаря этому музыка получила широкое распространение и стала доступна не только на «живых» концертах или в виде записанных на бумаге нот,[⇨] но и в виде пластинок (впоследствии — кассет, дисков, файлов) с записью исполненных музыкальных произведений. Со второй половины XX века благодаря звукозаписи и радиовещанию (впоследствии — благодаря телевидению и интернету) большое развитие получила коммерциализированная популярная музыка.[⇨]

Вокал

Профессиональные певцы и певицы обладают поставленным голосом. Певческие голоса различаются диапазоном, тембром, силой, наличием высоких или низких обертонов. Классификация голосов производится по тембру и высоте (от высокого к низкому):[9]

Пение может быть как со словами, так и без слов (вокализ). Слова, накладываемые на музыку, могут быть как в поэтической форме, так и в прозаической:[1]

К разновидностям вокальных сочинений относятся:[1]

До XIX века отдельные вокальные произведения (кантаты, оратории и др.) создавались в соответствии с тем, как античный оратор композиционно выстраивал свою речь. В частности, в таких форматах писали свои сочинения И. С. Бах и Г. Ф. Гендель[1].

Музыкальные инструменты

Музыка без пения называется инструментальной. Музыкант, играющий на том или ином музыкальном инструменте, может выступать как соло, так и в ансамбле, состав которого может варьироваться от дуэта, трио, квартета и т. д. до большого симфонического оркестра[1].

В общем виде музыкальные инструменты состоят из двух частей:[10]

  • вибрирующее тело, являющееся источником звука,
  • резонатор, который усиливает звук вибрирующего тела.

Музыкальные инструменты классифицируются по источнику звука на:[10]

  • хордофоны (источник звука — колебания струн):
    • струнные щипковые (арфа, лира, лютня, гитара, ситар и т. д.),
    • струнные смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас),
    • струнные ударные (фортепиано, цимбалы);
  • аэрофоны (источник звука — колебания воздуха):
    • духовые (различные флейты, трубы),
    • язычковые (кларнет, саксофон, шалюмо, гобой, фагот, английский рожок и т. д.),
    • клавишно-духовые инструменты (гармоника, орган, фисгармония);
  • мембранофоны (источник звука — колебания мембраны):
    • ударные (барабаны, бубны, литавры);
  • идиофоны (источник звука — колебания резонатора):
    • ударные (гонги, колокола, безмембранные барабаны, различные сосуды, ксилофон, металлофон, литофоны),
    • соударяемые (тарелки, кастаньеты, трещотки, полые стволы),
    • сотрясаемые (бубенцы, колокольчики, погремушки),
    • фрикционные (скребки и т. п.),
    • язычковые (варганы, ламеллафоны).

Распространённой практикой разделения оркестра, сформировавшейся в XIX—XX веках в Европе, является рассадка музыкантов по следующим четырём группам:[10]

  • струнные инструменты,
  • деревянные духовые инструменты,
  • медные духовые инструменты,
  • ударные инструменты.

Если группа музыкантов и/или певцов, исполняющая музыкальное произведение, достаточно большая, то ей управляет дирижёр[11].

Симфонический оркестр с дирижёром

Музыкальные жанры

Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840—1893)

Жанры музыки могут определяться в зависимости от внутренних и внешних факторов:[12]

Осознанное использование жанров композиторами позволяет им не только поддерживать связь с музыкальной традицией, но и вносить дополнительную образность в свою музыку — например, такова «маршевость» произведений Л. ван Бетховена или «вальсовость» сочинений П. И. Чайковского[12].

Нотация

Рукописная нотная запись И. С. Баха.

Нотацией называется запись музыки с помощью графем (письменных знаков)[13]. Если посредством табулатуры записывается то, что должен сделать исполнитель на музыкальном инструменте (например, зажать ту или иную струну на определённом ладу), то посредством символической нотации записываются звуки, их длительность и высота, их последовательность, выстраиваемая в определённую мелодию с определённым ритмом[14].

Изначально музыка передавалась в устной традиции. В различное время в качестве физических носителей для записи музыки использовались камень, папирус, бумага, в конце XX века с развитием компьютерных технологий стал использоваться файл[13]. Музыку стали записывать для того, чтобы сохранить её (что надёжнее памяти и позволяет сберечь нюансы, которые могут потеряться при устной передаче) и/или чтобы передать её кому-либо[14]. Так, нотное наследие европейской культуры обеспечило возможность исполнения музыки по первоисточникам и её научного исследования[13].

Обучение музыке

Обучение (в особенности — детей) музыкальной грамоте, пению и игре на музыкальных инструментах широко распространено во всём мире[3]. Дети, которые получают базовое музыкальное образование в музыкальных школах (училищах), могут в дальнейшем получить профессиональное образование в академиях, консерваториях, в вузах театрального искусства и т. д. Высшие музыкальные учебные заведения существуют с XVI—XVII веков[15][16].

Для музыкантов (исполнителей, композиторов, дирижёров), в особенности — для молодых, проводятся музыкальные конкурсы. В 2012 году в женевской Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) было зарегистрировано более 120 соревнований. Первый международный конкурс композиторов и пианистов, который стал проводиться регулярно, был организован в Санкт-Петербурге в 1890 году по предложению российского пианиста, критика и педагога А. Г. Рубинштейна (1829—1894)[17].

Музыкальная индустрия

В настоящее время музыка интернационализирована и широко доступна. Способность музыки передавать эмоции и влиять на них активно используется в современной популярной культуре — в интернете, на радио, телевидении и т. д. Применение может варьироваться от лечебных целей (например, в психиатрии) до коммерческих (например, в рекламе)[3].

Коммерциализация популярной музыки в масскульте привела к созданию мифологизирующих реальность поп-имиджей у известных исполнителей и повсеместному использованию шаблонов и формул при написании песен (шлягеров):[1]

Ориентируясь на интонационные и композиционные шаблоны, эта музыка закрепляет за мелодическими, гармоническими, ритмическими формулами эмоциональные и идейные этикетки, вызывающие однозначную психофизиологическую и поведенческую реакцию аудитории.

Значимым направлением современной популярной музыки является рок, возникший во второй половине XX века. Рок-музыканты стремятся к критическому осмыслению окружающей действительности, они затрагивают более широкий спектр тем, в том числе острых, чем поп-музыка, они не нацелены на захват как можно большей аудитории, как поп-исполнители, однако им также зачастую свойственна активная коммерциализация своего творчества[1][18].

Объём глобального музыкального рынка оценивался в 2021 году в 26 млрд долларов США[19].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 БРЭ, 2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 МЭ, 1976, с. 730.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Britannica, 2022.
  4. МЭ, 1976, с. 731.
  5. Абсолютная музыка / Лебедев С. Н. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  6. Автономная музыка / Лебедев С. Н. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2020.
  7. Новая венская школа // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  8. Серийная техника // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  9. Голос певческий // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  10. 10,0 10,1 10,2 Инструменты музыкальные / Есипова М. В. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  11. Дирижирование / Рацер Е. Я. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  12. 12,0 12,1 Жанр // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  13. 13,0 13,1 13,2 Нотация / Лебедев С. Н., Трубинов П. Ю. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  14. 14,0 14,1 Bent I. D. musical notation (англ.). britannica.com. Encyclopedia Britannica (17 марта 2021). Дата обращения: 24 апреля 2024.
  15. Консерватории // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  16. Музыкальные академии // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  17. Музыкальные конкурсы // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  18. Рок-музыка / Шестаков Г. Ю. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  19. Savage M. The global music market was worth $26bn in 2021 (англ.). bbc.com (22 марта 2022). Дата обращения: 24 апреля 2024.

Литература