Маком

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Маком (узб. maqom, мақом, тадж.) — среднеазиатский вокально-инструментальный жанр с широким использованием импровизации и циклической структурой произведений[1]. Исторически является разновидностью макама, разделяется на три основные традиции: бухарский шашмаком, хорезмский маком[uz] и ферганско-ташкентский маком[uz][2][3][4].

Макам восходит к IV веку нашей эры, но история макома как отдельной среднеазиатской традиции начинается в XI—XII веках, когда сформировался местный цикл из 12 макомов (узб. Duvozdahmaqom)[5]. Развитием этого жанра занимались учёные, музыканты и философы: аль-Фараби, Ибн Сина, дервиш Али Чанги, Барбад, Нажмуддин Кавкаби, Алишер Навои и многие другие[3][6]. Среди религиозных направлений макому больше всего благоволили суфизм и иудаизм[7][8].

В репертуар макома входит около 50 композиций разной продолжительности[1]. Бухарская школа макома появилась в XVI столетии, чуть позже возникла хорезмская школа в Хиве, а затем — ташкентско-ферганская школа, расцвет которой пришёлся на Коканд, Андижан и другие города Ферганской долины[8][9][4]. Большу́ю роль в развитии макома, особенно в Бухаре, сыграли местные евреи, не находившиеся под влиянием негативного отношения ислама к музыке[10]. Хорезмский маком отличается от бухарского более ярким тоном и содержит более развитые инструментальные секции и собственные мелодии, также в хорезмской традиции было допустимо добавлять в маком такие инструменты как аккордеон[11]. Ташкентская школа, напротив, использовала более короткие одночастные произведения и отказалась от макомного круга ладов[12].

В XIX веке в Хиве была изобретена нотная запись для макома, «танбурная нотация»[13]. Ещё в XX веке маком стал предметом межнационального напряжения: так, советские записи шашмакома, сделанные Виктором Успенским, сделаны без слов, потому что оригинальные произведения должны были исполняться на персо-таджикском языке, что противоречило желанию министра образования тюркизировать маком[14]. Это напряжение сохраняется и в 2010-х годах: власти Узбекистана избрали маком (и особенно шашмаком) символом узбекистанской культуры, несмотря на его мультикультурность, мультирелигиозность и многоязычность[15].

С 2003 года шашмаком входит в список нематериального наследия человечества; в 2017 году вышел указ президента Узбекистана, посвящённый макому, его сохранению и развитию[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Reikhner, 2014, p. 59.
  2. Tursunov, 2019, p. 60.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ramazonova, 2020, p. 87.
  4. 4,0 4,1 Merchant, 2021, p. 224.
  5. Reikhner, 2014, p. 60—61.
  6. Mukhitdinova, 2021, p. 86.
  7. Tursunov, 2019, p. 62.
  8. 8,0 8,1 Reikhner, 2014, p. 62.
  9. Mukhitdinova, 2021, p. 87.
  10. Reikhner, 2014, p. 62, 71—72.
  11. Mukhitdinova, 2021, p. 88.
  12. Йулчиева, 2016, p. 108.
  13. Ramazonova, 2020, p. 88.
  14. Reikhner, 2014, p. 77.
  15. Merchant, 2021, p. 226.

Литература