Фитрат, Абдурауф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абдурауф Фитрат
узб. Абдурауф Абдураҳмон ўғли Фитрат Abdurauf Abdurahmon o'g'li Fitrat
Uzbek Abdurauf Fitrat stamp.jpg
Дата рождения 1886(1886)
Место рождения Бухара, Бухарский эмират
Дата смерти 1938(1938)
Место смерти Ташкент, Узбекская ССР, СССР
Страна  СССР

Абдурауф Фитрат (узб. Abdurauf Fitrat; 1886, Бухара — 5 октября 1938, Ташкент) — узбекский советский историк, филолог, переводчик, писатель, драматург и поэт, один из основоположников современной узбекской литературы, один из известных представителей среднеазиатского джадидизма, первый узбек, получивший учёное звание профессор[1] (1926).

Сторонник национально-просветительского движения джадидов. Образование получил в Турции. До революции принимал участие в движении за независимость от России, находился под наблюдением полиции.

Биография

Абдурауф Абдурахман угли (оглы) Фитрат родился в 1886 году (по другим сведениям в 1885 году) в городе Бухаре, в Бухарском эмирате. Его отец, Абдурахим и мать Мустафо-биби (Бибиджон) были образованными людьми.

Сначала учился в мактабе — традиционной мусульманской школе, где учат не только религиозным, но и светским наукам, а затем в медресе Мири Араб в Бухаре.После окончания медресе, отправился в хадж. Путешествовал по Османской империи, Индии, России. После совершения паломничества, до 1903 года путешествовал, побывал в Аравии, Анатолии (современная Турция), Закавказье, Персии, Афганистане, Индии. После этого вернулся в Бухару, а в 1906 году уехал в путешествие по центральной России, которое длилось до 1908 года. За время этого путешествия, Фитрат побывал в Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Москве, Петрограде. После возвращения из путешествия, в 1909 году он уехал в Турцию для учёбы в Стамбульском университете, учился и жил в Стамбуле до 1913 года. Во время учёбы в Стамбуле, он познакомится с младотурками и их идеологией, и вместе с другими бухарскими студентами университета, организует «Общество образования Бухары». Данная организация участвует в продвижении светского образования в Бухарском эмирате и других регионах Туркестана. Во время его пребывания в Стамбуле, он пишет стихи. В первый год своего пребывания в Турции, он публикует на таджикском языке сборник своих стихов «Мунозара» о новых (джадидских) и старых школах (её переводы на русский (1911) и узбекский (1913) языки были опубликованы в Ташкенте) и «Сайха», а в 1912 году роман «Сайёхи хинди» (также называется «Баёноти сайёхи хинди») также на таджикском языке. В 1920-е годы, эти три его произведения объявляются советской властью националистическими, пантюркистскими и исламистскими, но именно эти произведения становятся основной литературой туркестанского движения национального возрождения. Именно через эти публикации джадидисты привлекают молодёжь к своей идеологии.

После учёбы в Стамбуле, Фитрат возвращается на родину, и начинает работать преподавателем в школах Бухарского эмирата и распространяет идеи джадидизма, которые дают свои плоды и его сторонников становится больше.В 1913-14 году, вернувшись из Турции в Бухару, Фитрат возглавил левое, более прогрессивное, крыло джадидского движения. В 1915 году в Петрограде вышел его философский трактат «Рахбар-и-Наджот» («Путеводитель освобождения»). Также в 1915 году он становится главой левого крыла младобухарцев, и станет одним из главных идеологов и лидеров данного движения. После Февральской революции в 1917 году, в Бухарском эмирате ухудшается обстановка для него и его единомышленников, и он переезжает в Самарканд. В Самарканде до марта 1918 года работает редактором в газете «Хуррият» (узб. Hurriyat). В 1917 году Фитрат став главным редактором самаркандской газеты «Хуррият» приглашает сотрудничать в эту газету просветителя, муфтия Махмудходжу Бехбуди, оставившего значительный след в развитии литературы и просвещения в регионе[2]. После этого уезжает в Ташкент, и в течение двух лет работает переводчиком в представительстве Эмирата Афганистан, одновременно в это время основывает литературно-образовательное общество «Чигатой гурунги» (узб. Chigʻatoy gurungi), начинает издавать журнал «Тонг» (узб. Tong, слоганом которого становится его любимая и известная фраза «Если в мозгу ничего не изменится, то не стоит ожидать других изменений!» (узб. Miya oʻzgarmaguncha boshqa oʻzgarishlar negiz tutmas!).

В годы революции и гражданской войны был активным участником младобухарской партии, дружил с Ф. Ходжаевым. В январе 1918 года составил программу младобухарской партии, названную «Проект реформы в Бухаре». В ней отстаивался принцип реорганизации государственного строя эмирата по «младотурецкому» образцу путём превращения абсолютной монархии в конституционную, она предусматривала также осуществление в Бухаре ряд мер в сфере правосудия.

В период эмиграции в Ташкенте Фитрат вступил в ряды Бухарской коммунистической партии и входил в состав ЦК БКП, избранного на 1 съезде в июне 1919 года. После победы Бухарской революции Фитрат занимал различные должности: заведовал вакуфным управлением, назира (министра) иностранных дел (1922), просвещения (1923) и заместителя председателя Совета Труда БНСР (1923)[2].

В июне 1923 года, снят с поста председателя СТО БНСР, официальная формулировка гласила: «За злоупотребление властью и присвоение народного добра»[3].

После снятия со всех постов Фитрат уезжает в Москву преподавать в Институте восточных языков, где он активно занимается литературной деятельностью. Через год в 1924 году Фитрат получает звание профессора. В этот период он много пишет и публикует. Его труды приобретают известность в Европе[2].

В дальнейшем неоднократно подвергался репрессиям как «пантюркист».

Творчество

Перу Фитрата принадлежат драмы «Гробница Тимура», «Огузхан», научные произведения: «Тилимиз», «Узбек тили сарф китоби», «Узбек тили нахв китоби», «Шеър ва шоирлик», «Адабиёт коидалари», «Аруз хакида», научные трактаты посвящённые «Девону луготит турк», «Мукаддимат ул-адаб», «Кутадгу билиг», «Хибат ул-хакоик». Фитрат — автор статей о жизни и творчестве Ахмеда Яссави, Алишера Навои, Бабура, Мухаммеда Салиха, Машраба, Умар хана, Турды, Фирдоуси, Омара Хайяма, Бедила, книги об истории ислама «Мухтасар ислом тарихи», трудов по истории узбекской литературы. В его рассказах и стихах, таких как «Мунозара» (Спор), «Рахбари нажат» (Путеводитель спасения), «Ойла» (Семья), «Баёнати саёхи хинди» (Рассказы индийского путешественника) и др. уничтожающей критике подвергалось невежество мулл, с фанатизмом выступающих против новометодных школ. В них пропагандировалось преимущество европейской системы образования, светской культуры для прогресса страны.

Последние годы жизни Фитрат занимался научной деятельностью. Он обнаружил в библиотеке бухарского эмира четырёхъязычный арабско-персидско-тюркско-монгольский словарь Мукаддимат ал-Адаб, составленный в Средней Азии, как определил Н. Н. Поппе, в XIV веке. Собрал ценнейшую коллекцию старинных восточных рукописей, которая в 1934 году поступила в Государственную публичную библиотеку в г. Ташкенте.

Гибель

В 1937 году был арестован органами НКВД.

Включен в «Сталинские списки» от 28 марта 1938 года

Выездной сессией Военной коллеги Верховного суда СССР 5 октября 1938 года в Ташкенте приговорен к расстрелу, расстрелян в тот же день.

В 1962 году был посмертно реабилитирован.

Память

  • В 1996 году в Бухаре был открыт мемориальный музей Абдурауфа Фитрата.
  • В 1996 году была выпущена почтовая марка Узбекистана, посвящённая Фитрату. Также был выпущен почтовый сувенирный комплект (открытка с конвертом) художника О. Арутюнова.[4]

Примечания

Ссылки