Маком

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Маком (узб. maqom, мақом, тадж.) — среднеазиатский вокально-инструментальный жанр с широким использованием импровизации и циклической структурой произведений[1]. Исторически является разновидностью макама, разделяется на три основные традиции: бухарский шашмаком, хорезмский маком[узб.] и ферганско-ташкентский маком[узб.][2][3][4].

Макам восходит к IV веку нашей эры, но история макома как отдельной среднеазиатской традиции начинается в XI—XII веках, когда сформировался местный цикл из 12 макомов (узб. Duvozdahmaqom)[5]. Развитием этого жанра занимались учёные, музыканты и философы: аль-Фараби, Ибн Сина, дервиш Али Чанги, Барбад, Нажмуддин Кавкаби, Алишер Навои и многие другие[3][6]. Среди религиозных направлений макому больше всего благоволили суфизм и иудаизм[7][8].

В репертуар макома входит около 50 композиций разной продолжительности[1]. Бухарская школа макома появилась в XVI столетии, чуть позже возникла хорезмская школа в Хиве, а затем — ташкентско-ферганская школа, расцвет которой пришёлся на Коканд, Андижан и другие города Ферганской долины[8][9][4]. Большу́ю роль в развитии макома, особенно в Бухаре, сыграли местные евреи, не находившиеся под влиянием негативного отношения ислама к музыке[10]. Хорезмский маком отличается от бухарского более ярким тоном и содержит более развитые инструментальные секции и собственные мелодии, также в хорезмской традиции было допустимо добавлять в маком такие инструменты как аккордеон[11]. Ташкентская школа, напротив, использовала более короткие одночастные произведения и отказалась от макомного круга ладов[12].

В XIX веке в Хиве была изобретена нотная запись для макома, «танбурная нотация»[13]. Ещё в XX веке маком стал предметом межнационального напряжения: так, советские записи шашмакома, сделанные Виктором Успенским, сделаны без слов, потому что оригинальные произведения должны были исполняться на персо-таджикском языке, что противоречило желанию министра образования тюркизировать маком[14]. Это напряжение сохраняется и в 2010-х годах: власти Узбекистана избрали маком (и особенно шашмаком) символом узбекистанской культуры, несмотря на его мультикультурность, мультирелигиозность и многоязычность[15].

С 2003 года шашмаком входит в список нематериального наследия человечества; в 2017 году вышел указ президента Узбекистана, посвящённый макому, его сохранению и развитию[3].

Примечания

Литература