Лигети, Дьёрдь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дьёрдь Лигети
Основная информация
Место рождения Дичёсентмартон

Дьёрдь Ли́гети (полное имя Ligeti György Sándor, Дьёрдь Ша́ндор Ли́гети; 28 мая 1923, Дичёсентмартон12 июня 2006, Вена) — венгерский и австрийский композитор и музыковед. В течение жизни несколько раз менял стиль и технику композиции в диапазоне от электронной музыки и сонорики (1950-е и 1960-е годы) до неоромантизма (1980-е и 1990-е годы).

Очерк биографии и творчества

Ранние годы

Дьёрдь Лигети родился в Трансильвании, в городе Дичёсентмартон (ныне Тырнэвени), в еврейской семье[1] Ауэр. Дед композитора Шома Ауэр был известным художником, расписывавшим церкви. Он умер во время работы, свалившись с настила. Его сын Шандор, отец Дьердя, вынужден был поступить на службу в банк. Был мобилизован, ранен, в госпитале познакомился с будущей женой, Илоной Шомоди, глазным врачом. Они переехали в Дичёсентмартон, где Шандор «венгеризировал» семейную фамилию Ауэр (от нем. Aue «луг»; Лигети — «луг» по-венгерски). Родным языком Дьёрдя был венгерский[2]. В раннем детстве он знакомится с румынской и венгерской народной музыкой, которая в дальнейшем, наряду с сочинениями Бартока, оказала значительное влияние на его творчество. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Клуж-Напоку, где он получил начальное музыкальное образование.

В 1941 году Лигети переехал в Будапешт. Первым его опубликованным произведением была песня «Кинерет» на стихи поэтессы Рахель Блувштейн в его собственном переводе с иврита (1942)[3]. В 1943 году, в связи с еврейским происхождением, его арестовали и привлекли к принудительным работам. В это же время его семья попала в Освенцим, в котором выжила лишь его мать (младший брат и отец погибли в концлагере Маутхаузен). В 1949 году, изучая записи в Институте фольклора в Бухаресте, Лигети вернулся к румынскому фольклору, вдохновившись которым, написал в 1951 году «Румынский концерт» (рум. Concert românesc). Однако, рамки соцреализма стесняли композитора, и многие из его оркестровых работ (например, «Тьма и свет» (венг. Sötét és világos) и оратория «Путешествие Иштар в Ад» (венг. Istar pokoljárása) так и не были завершены. Железный занавес лишил Лигети возможности контактировать с западными композиторами, а единственным источником прогрессивной музыки для него были радиопередачи.

Бегство в Австрию

В 1956 году Лигети (вместе с женой) эмигрировал из Венгрии в Австрию, где в последующие годы преимущественно и жил (получил австрийское гражданство в 1968). В 1957 в Кёльне познакомился с композиторами-экспериментаторами Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Кёнигом, вместе с которыми работал в области академической электронной музыки. Однако спустя три года он потерял интерес к электронике и продолжил работу в области «акустической» инструментальной музыки.

1960-е

К 1961 году Лигети получил известность и признание в кругах западноевропейского авангарда благодаря таким произведениям, как «Виде́ния» (фр. Apparitions; 1959) и «Атмосферы» (фр. Atmosphères; 1961), в которых активно использовал сонорику и изобретённую им технику микрополифонии. Другими примечательными произведениями того периода являются «Симфоническая поэма для ста метрономов» (1962), абсурдистские «Приключения» (фр. Aventures; 1962) и «Новые приключения» (фр. Nouvelles Aventures; 1965).

C 1963 по 1965 годы Лигети создал одно из эпохальных произведений XX века — «Реквием». В 1966 году Лигети написал хоровую Lux Aeterna, в 1967 — пьесу «Отдаление» (итал. Lontano), а в 1969 — «Последствия» (англ. Ramifications).

После выхода фильма «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Лигети обнаружил, что там использованы фрагменты его сочинений без какого-либо авторского разрешения. Это обстоятельство послужило причиной длительного разбирательства Лигети с режиссёром Стэнли Кубриком и кинокомпанией MGM.

Позднее творчество

В 1977 Лигети написал оперу «Великий Мертвиарх» (фр. Le Grand Macabre, по одноимённой драме Мишеля Гельдерода), премьера которой состоялась в 1978 в Стокгольме. В опере (вслед за «Приключениями») композитор развивал идеи театра абсурда. В восьмидесятых годах композитор разрабатывал оригинальную ритмическую систему: одним из поворотных для его поэтики произведений стало Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982). К числу наиболее популярных и мастерских относятся фортепианные этюды: первый сборник этюдов (1986) был удостоен в США Премии Гравемайера. Пианист Джереми Денк писал, что «этюды являются венцом его [Лигети] карьеры и фортепианной литературы; хотя они ещё новы, они уже стали классикой».[4] Среди последних произведений Лигети — «Гамбургский концерт» (нем. Hamburgisches Konzert), посвящённый немецкой валторнистке Марии Луизе Нойнекер, с которой Лигети активно сотрудничал в последние годы жизни.

Музыковедческая деятельность

На протяжении жизни (первая публикация в 1949, последняя в 1993) писал статьи преимущественно о так называемой новой музыке (проблемы мелодики, формы, нотации, электронного синтеза звуков, применения компьютеров и т.п.), в которых особое внимание уделял сочинениям А. фон Веберна и (начиная с середины 1960-х годов) собственным композициям («Bemerkungen zu meinem Orchesterstück Apparitions» [1967] , «Auswirkungen der elektronischen Musik auf mein kompositorisches Schaffen» [1968], «Rhapsodische, unausgewogene Gedanken über Musik, besonders über meine eigenen Kompositionen» [1993] и др. статьи).

Семья

Жена — психиатр и психоаналитик Вера Лигети. Сын — австрийский и американский исполнитель на ударных инструментах Лукас Лигети (Lukas Ligeti, род. 1965), сотрудничал с джазовым музыкантом-авангардистом Дж. Зорном[5].

Произведения

Опера

Оркестровая музыка

  • «Румынский концерт» (рум. Concert românesc; 1951)
  • Apparitions (1958-59)
  • Атмосферы (1961)
  • Lontano (1967)
  • Ramifications для струнного оркестра или 12 солирующих струнных (1968-69)
  • Chamber Concerto, for 13 instrumentalists (1969-70)
  • Melodien (1971)
  • San Francisco Polyphony (1973-74)

Концертные произведения

Вокальные и хоровые произведения

  • Idegen földön, Betlehemi királyok, Bujdosó, Húsvét, Magány, Magos kősziklának, (1946)
  • Three Weöres Songs для голоса и фортепиано (1946-47)
  • Arany Songs для голоса и фортепиано 1950
  • Lakodalmas (1950)
  • Hortobágy (1951)
  • Haj, ifjuság (1952)
  • Five Arany Songs для голоса и фортепиано (1952)
  • Inaktelki nóták, Pápainé (1953)
  • Mátraszentimrei dalok, Éjszaka (Night), Reggel (Morning) (1955)
  • Aventures (1962)
  • Nouvelles Aventures (1962-65)
  • Requiem для сопрано и меццо-сопрано соло, смешанного хора и оркестра (1963-65)
  • Lux Aeterna для 16 солирующих голосов (1966)
  • Clocks and Clouds для 12 женских голосов (1973)
  • Nonsense madrigals для 6 мужских голосов (1988—1993)
  • Síppal, dobbal, nádihegedűvel (With Pipes, Drums, Fiddles) (2000)

Камерно-инструментальная музыка

  • Соната для виолончели соло (1948/1953)
  • Andante and Allegro для струнного квартета (1950)
  • «Баллада и танец» (рум. Baladă şi joc) для двух скрипок (1950)
  • Шесть багателей для квинтета духовых (1953)
  • Струнный квартет № 1 Métamorphoses nocturnes (1953-54)
  • Струнный квартет № 2 (1968)
  • Десять пьес для квинтета духовых (1968)
  • Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982)
  • Hommage à Hilding Rosenberg для скрипки и виолончели (1982)
  • Соната для альта соло (1991-94)

Фортепианные произведения

  • Induló (Марш) в 4 руки (1942)
  • Polifón etüd (Полифонический этюд) в 4 руки (1943)
  • Allegro в 4 руки (1943)
  • Capriccio № 1 и № 2 (1947)
  • Invention (1948)
  • Három lakodalmi tánc (Три свадебных танца) в 4 руки (1950)
    • (I. A kapuban a szeker, II. Hopp ide tisztan, III. Csango forgos)
  • Sonatina в 4 руки (1950)
  • Musica ricercata (1951—1953)
  • Trois Bagatelles (1961)
  • Three Pieces for Two Pianos (1976)
    • (I. Monument, II. Selbstportrait mit Reich und Riley (und Chopin ist auch dabei), III. In zart fliessender Bewegung)
  • Études pour piano, Book 1, шесть этюдов (1985)
  • Études pour piano, Book 2, восемь этюдов (1988-94)
  • Études pour piano, Book 3, четыре этюда (1995—2001)

Органные произведения

  • Ricercare — Omaggio a Girolamo Frescobaldi (1951)
  • Volumina (1961-62, revised 1966)
  • Two Studies for Organ (Coulée, Harmonies, 1967, 1969)

Произведения для клавесина

  • Continuum (1968)
  • Passacaglia ungherese (1978)
  • Hungarian Rock (Chaconne) (1978)

Электронная музыка

  • Glissandi, electronic music (1957)
  • Artikulation, electronic music (1958)

Музыка для метрономов

Примечания

  1. Дичёсентмартон, принадлежащий Румынии, был в то время венгерским в основном городом со значительным еврейским населением.
  2. Стенограмма интервью с Дьёрдем Лигети на сайте BBC Radio 3 (1999)
  3. Интервью с Д. Лигети. Дата обращения: 10 марта 2010. Архивировано 29 сентября 2010 года.
  4. Denk, Jeremy. Примечания к Ligeti / Beethoven. Nonesuch Records, 2012.
  5. Интервью с Лукасом Лигети (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 марта 2010. Архивировано 20 апреля 2009 года.

Литература

на русском языке:

  • Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сб. статей. — М., 1993.
  • Лобанова, Марина: Дьердь Лигети и музыкальный авангард. // Музыка. — М., 1976. — С. 43—48.
  • Лобанова, Марина: Дьердь Лигети — эстетические взгляды и творческая практика 60-70-х годов. // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 94. — М., 1987. — C. 140—172.
  • Лобанова, Марина: Логика и композиция «новой музыкальной драмы»: «Приключения» Дьердя Лигети // Московский музыковед, вып. 1. — М., 1990. — C. 152—177.

на иностранных языках:

  • Bauer A. Ligeti's laments: Nostalgia, exoticism, and the absolute. Farnham: Ashgate, 2011. ISBN 9781409400417.
  • Dibelius, Ulrich. György Ligeti. Eine Monographie in Essays. — Mainz: Schott Musik International, 1994. — 299 S. — ISBN 3-7957-0241-0 (ED 8096).
  • Englbrecht, Bernd. Die späte Chormusik von György Ligeti. — Frankfurt am Main: Peter Lang, 2001. — 233 S. — ISBN 3-631-37228-0.
  • Floros, Constantin. György Ligeti: jenseits von Avantgarde und Postmoderne. — W.: Lafite, 1996. — 246 S.
  • Für György Ligeti. Die Referate des Ligeti-Kongresses. — Hamburg 1988. / Hrsg. von P. Petersen. Laaber 1991. — 363 S.
  • György Ligeti. Personalstil — Avantgardismus — Popularität, hrsg. von O. Kolleritsch. — W.: Universal Edition, 1987. — 237 S. — ISBN 3-7024-0188-1.
  • '«Ich sehe keinen Widerspruch zwischen Tradition und Modernität!» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // Das Orchester, 1996. — Jg. 44, Nr. 12. — S. 10—16.
  • '«Ich will eine schmutzige Musik, eine irisierende Musik…» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // «Neue Zeitschrift für Musik», 2003, Jg. 164, Heft 3, S. 12—17; spanisch in: «Música d’ara» 6/2003, pp. 73–80.
  • Le Grand Macabre — zwischen Peking-Oper und jüngstem Gericht. György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke, in: «Österreichische Musikzeitschrift 1997», Jg. 52, Heft 8. — S. 25—31.
  • Lobanova, Marina: Technika és stilus problematikája a 60-as-80-as évek zenejeben. Párhuzamok Ligeti György és az íy szovget zene törenkvései kösött. // Magyar Zene 3/1985, 255—270.
  • Lobanova, Marina. «György Ligeti. Style. Ideas. Poetics». — B.: Verlag Ernst Kuhn, 2002. — 449 S. — ISBN 3-928864-90-4.
  • Nordwall, Ove. György Ligeti — Eine Monographie. — Mainz: Schott, 1971.
  • Salmenhaara, Erkki. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmosphères, Aventures und Requiem von György Ligeti. — Regensburg: Bosse, 1969. — 203 S.
  • Steinitz, Richard. György Ligeti. Music of the Imagination. — L.: Faber and Faber, 2003. — 429 p. — ISBN 0-571-17631-3.
  • Toop, Richard. György Ligeti. — L.: Phaidon Press, 1999. — ISBN 0-7148-3795-4.
  • '«Träumen Sie in Farbe?» György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke'. — W.: Zsolnay, 2003. — 237 S. — ISBN 3-552-05228-3.
  • Willmann, Roland. Gebannte Zeit. Studien zum Klavierkonzert György Ligetis. — Salzburg: Mueller-Speiser, Anif, 2006. — 110 S. — ISBN 3-85145-098-1.

Ссылки