Трудовая служба (Венгрия)
Трудовая служба (венг. Munkaszolgálat) — принудительный труд в Венгрии в период Второй мировой войны, который исполняли «неблагонадёжные» мужчины, не имеющие права служить в армии. В основном это были евреи, которым по венгерским законам, принятым режимом Хорти, запрещалась служба в вооруженных силах[1].
Изначально называлась «Трудовая служба для населения» (венг. Közérdekű Munkaszolgálat), позднее «Вспомогательная трудовая служба» (венг. Kisegítő Munkaszolgálat, KMSZ).
Часть призванных на трудовую службу в составе так называемых «трудовых батальонов» были отправлены в 1941—1942 годы на оккупированную Украину. Десятки тысяч членов трудовых батальонов, отправленных на Восточный фронт, погибли. Также погибли тысячи евреев, отправленных на принудительные работы в Югославию и на венгерско-австрийскую границу в 1943—1945 годы, число жертв пополнили также попавшие из трудовых батальонов в советский плен.
Дискриминация евреев в предвоенной Венгрии
В Венгрии с 1920 года существовал авторитарный режим Миклоша Хорти, с установлением которого в политической жизни Венгрии появились элементы антисемитизма. Уже в 1920 году была установлена процентная норма для ограничения количества лиц еврейской национальности среди принятых в университеты. Проводить последовательную антисемитскую политику режим Хорти начал с 1938 года после окончательного политического сближения с нацистской Германией[2]. Законы, принятые в Венгрии в 1939—1941 гг. по образцу Нюрнбергских законов, сделали венгерских евреев гражданами второго сорта[1]. Закон определял еврейство как расу, а не как религию, что меняло статус евреев, принявших ранее христианство. Среди прочего, эти законы запрещали смешанные браки между евреями и неевреями и исключали евреев из полноправного участия в различных профессиях. Законы также запрещали приём евреев на государственную службу и ограничивали их возможности в экономической жизни[3]. Все трудоспособные евреи-мужчины в возрасте 20-48 лет должны были быть задействованы в принудительных работах[4][5].
Создание трудовой службы
Трудовая повинность в Венгрии в период Второй мировой войны была основана на статье 230 закона «О национальной обороне», вступившего в силу с 1 июля 1939 года[6]. Закон не был детально проработан, его толкование и применение было оставлено на усмотрение Министерства обороны. В соответствии с постановлением правительства министр обороны осуществлял верховное командование лагерями трудовой повинности через национального суперинтенданта Венгерской государственной службы труда (венг. A Közérdekű Munkaszolgálat Országos Felügyelője, KMOF). Назначение на этот пост производилось главой государства по рекомендации министра. Эта система существовала до капитуляции Венгрии 7 мая 1945 года[7].
В отличие от других европейских стран, где различные формы систем принудительного и рабского труда обычно были организованы министерствами внутренних дел или местными органами власти, венгерская система была исключительно военной и управлялась Министерством обороны[7].
Принудительная вербовка в отряды трудовой службы началась в мае 1940 года[8]. С осени 1940 года вместо военной службы все евреи-новобранцы направлялись исключительно в эти отряды[9]. Будущий «трудармеец» проходил на призывном пункте обычный медосмотр, после чего его направляли в «трудовой батальон». Трудовые батальоны комплектовались под юрисдикцией командования армейских корпусов. В штабе батальона новобранцев группировали в роты от 200 до 250 человек. Каждая рота находилась под командованием офицера, обычно в звании лейтенанта или старшего лейтенанта. Вооруженную охрану осуществляли от 8 до 10 унтер-офицеров[10].
Трудовые батальоны работали на вырубке леса, прокладке и ремонте дорог, строительстве аэропортов, осушении заболоченных земель и изредка на сезонных сельскохозяйственных работах. Условия труда и общее положение рабочих были терпимыми[11]. Большинство привлеченных к принудительным работам составляли евреи. Кроме евреев, на такие работы выборочно отправляли представителей других национальных меньшинств (румын, сербов, русинов) и «политических неблагонадежных» граждан[12], а также «Свидетелей Иеговы»[13].
К 1941 году трудовая служба превратилась в антисемитский институт на основе расовой дискриминации[14]. Члены трудотрядов были выделены в специальные формирования внутри армии. Свою службу они несли без оружия, большей частью с лопатами, кирками, ломами в руках, в собственной гражданской одежде, и обязаны были носить специальные отличительные знаки. Иудеи были обязаны носить жёлтую повязку на левом предплечье, а евреи, принявшие христианство, — белую повязку[15]. Согласно приказу Министерства обороны от 19 апреля 1941 года, евреи должны были служить не менее 2 лет[13]. В 1942 году в поправке к «Закону об обороне» было сказано, что трудовая повинность «не достойна ни венгра, ни молодого человека с христианским мышлением»[16].
Общее количество призванных на эту службу историк Кристиан Унгвари[англ.] оценивает в 120—150 тысяч человек[17]
Трудовые батальоны на оккупированных территориях
С 1941 года трудовые батальоны начали направляться на службу также на оккупированные венгерскими войсками территории. При этом за пределы Венгрии отправлялись подразделения, укомплектованные исключительно евреями[13]. Подразделениями руководили офицеры венгерской армии, часто — призванные из запаса правые радикалы, которые полагали, что с «решением еврейского вопроса» они смогут вернуться домой[18]. Евреи работали, в основном, на строительстве дорог и военных укреплений, а также на добыче полезных ископаемых. Тысячи человек умерли от жестокого обращения, голода, холода и болезней[2][19]. В одном из таких подразделений в лагере на территории Украины в январе 1943 года умер известный писатель и журналист Дьёрдь Балинт[венг.][20]. Издевательства над рабочими и массовые пытки стали системой[21].
Около 50 тысяч служащих трудовых батальонов в 1942 году были отправлены на Восточный фронт в составе Второй венгерской армии[13]. Эти части использовались в том числе как «смертники» (например, для проходов по минным полям), и возвращение их на родину не планировалось[19]. В соответствии с секретным приказом Минобороны от 22 апреля 1942 года, не менее 10-15 % из призываемых на трудовую службу должны были составлять люди обеспеченные и занимавшие положение в обществе, даже если их возраст превышал максимально установленный для отправки на фронт (42 года). Для этого в Минобороны составлялись специальные списки, в том числе и по доносам «патриотов»[22].
Зафиксированы случаи массовых убийств членов трудовых батальонов венгерскими военными. Например, командир батальона 105/4 старший лейтенант запаса Дьёрдь Кауцкий открыто объявил цель уничтожить рабочих этого подразделения. К началу октября 1942 года 96 служащих было расстреляно, их них более 30 — собственноручно командиром. Весной 1943 года в городе Коростень на оккупированной территории Украины больных тифом (в основном рабочих-евреев) из больницы переселили в хозпостройки колхоза «Дорошичи» в 10 км от города. В ночь на 29 апреля солдаты подожгли сарай с больными, облив его бензином, и расстреляли тех, кому удалось выбраться из огня[23]. Документально зафиксировано несколько аналогичных массовых убийств с сотнями жертв в каждом случае[18]. Из-за садизма охранников, отсутствия снаряжения и надлежащего лечения небоевые потери во многих подразделениях трудовой службы доходили до 60-70 %[24].
В ходе разгрома Второй армии в результате советского наступления в январе 1943 года трудовые батальоны понесли огромные потери. Согласно отчету Генерального штаба венгерской армии, в 1943 году потери личного состава трудовой службы составили 23 308 человек, из них 2158 человек убитыми, 716 ранеными и больными; 1591 человек попали в плен, 18 843 человека пропали без вести[25]. В начале 1943 г. под Воронежем пропал без вести (предположительно, погиб) мобилизованный на трудовую службу венгерский писатель еврейского происхождения Енё Рейтё (Рейх), символическая могила которого находится на венгерском воинском кладбище в селе Рудкино. Всего, по данным «Encyclopedia of Camps and Ghettos, 1933—1945», из 50 тысяч членов трудовых батальонов, дислоцированных на Украине, только 6—7 тысяч человек вернулись в Венгрию[23].
Начальник Генштаба венгерской армии (1941—1944) генерал Ференц Сомбатхейи в 1945 году сделал вывод о том, что «еврейский вопрос» оказал на армию катастрофическое разлагающее воздействие. Любые попытки обеспечить законность массово саботировались, и, по его словам, если бы был отдан приказ вернуть евреев с фронта в Венгрию, их бы просто убили[24].
Смена руководства и положение трудовой службы
24 сентября 1942 года новым министром обороны был назначен генерал Вилмош Надь. Он провел инспекцию войск на Восточном фронте и в ноябре выступил с инициативой ликвидации отношений противоречащих уставу и военным традициям. Генерал Надь назвал рабочих «ценными помощниками боевых сил» и потребовал от командиров относиться к ним гуманно и справедливо. Также он ликвидировал произвол в призыве на трудовую службу, демобилизовал тех рабочих, кому исполнилось 42 года и назначил новое руководство трудовой службы[26].
В результате работы нового командования в части контроля и надзора общее положение, условия труда, снабжение и лечение в подразделениях трудовой службы в 1943 году несколько улучшились[26]. Этому способствовало также назначение 10 марта 1943 года на пост премьер-министра умеренно-консервативного политика Миклоша Каллаи[27]. Например, осенью 1943 года было введено положение, что вдовам и сиротам погибших на трудовой службе выплачивается пенсия так же, как за погибших на военной службе[25]. Однако под давлением правых радикалов Вилмош Надь был уволен с поста министра обороны[28].
В немецких концлагерях
В 1943—1944 г.г. по запросу немецкой «Организации Тодта» 6200 еврейских рабочих (в том числе 600 из Бачки, зоны венгерской оккупации Воеводины) отправили на рудник «Бор»[англ.] в Югославии на прииски по добыче меди. Рабочие жили на положении заключённых под общим надзором немецких властей, но под непосредственным командованием и охраной венгерских солдат. Лагерная жизнь еврейских рабочих сопровождалась наказаниями, обысками, грабежами. У них отнимали обувь для профилактики побегов, а на одежду заставляли пришивать «желтую звезду». Работа была крайне тяжелой и проходила в нечеловеческих условиях, иногда по колено в воде, а воздух был наполнен пылью и взрывоопасным газом[29][30]. В бараках стояли трехъярусные нары, туалетов почти не было, одежда была рваной. Питание состояло в основном из хлеба в количестве 700 грамм в день на человека[31]. В преддверии наступления партизан и армий союзников в августе — начале сентября 1944 года евреи были отправлены из Бора. Примерно половина из них были убиты во время «марша смерти» в Венгрию или в немецких концлагерях[19][32]. Во время одного из таких переходов возле города Веспрем в конце октября 1944 года был убит конвоиром известный поэт Миклош Радноти[33]. Часть таких отрядов были перехвачены и освобождены югославскими партизанами[20].
После того как Германия оккупировала Венгрию в марте 1944 года, трудовая служба стала убежищем для тысяч евреев, которые в противном случае были бы депортированы в лагеря смерти[5]. При этом, с одной стороны, есть факты массового призыва евреев на трудовую службу с целью спасения от депортации, а с другой — отправки некоторых подразделений «трудармейцев» в Освенцим[23].
После отставки Миклоша Хорти и прихода к власти нацистской партии «Скрещенные стрелы» в октябре 1944 года положение евреев резко ухудшилось[19] Менее чем через неделю после захвата власти партией «Скрещенные стрелы» в октябре 1944 года новый министр обороны Карой Берегфи издал приказ о призыве на трудовую службу всех еврейских мужчин от 16 до 60 лет и еврейских женщин в возрасте от 16 до 40 лет. 26 октября он санкционировал передачу немцам десятков тысяч еврейских рабочих для строительства военных укреплений[23]. 6 ноября группа из примерно 25 000 будапештских евреев была направлена пешком в сторону Хегьешалома[венг.] у австрийской границы. Ещё более 50 000 человек последовали за этой группой позднее. Таким путем новое правительство практически упразднило сам институт трудовой службы, передав немцам контроль как над призванными в армию, так и над гражданскими евреями, включая не только мужчин, но и женщин[34]. Всего венгерские власти передали немцам «взаймы» до конца войны 76 209 евреев. При этом депортации евреев в концлагеря не прекращались[35].
Вместе с другими подневольными рабочими около 75 000 евреев работали у подножия Альп, строя линию обороны[нем.] зимой 1944—1945 г.г.[27] Выдающийся писатель Антал Серб был забит до смерти охраной в январе 1945 года в концлагере Балф[венг.][36]. После начала наступления Красной армии судьба этих подневольных рабочих не отличалась от узников концлагерей: их убивали на месте либо под конвоем гнали на запад, в частности в Маутхаузен и Гунскирхен, убивая по дороге больных и обессиленных[37][38].
Потери
По оценке венгерского историка Сабольча Ситы[нем.], около 25 тысяч членов трудовых батальонов попали в плен или перешли на сторону Красной армии[39]. Американский историк Рэндольф Брэм[англ.] оценивает количество венгерских евреев, попавших в советский плен, от 20 до 30 тысяч[25]. По словам выживших, в советском плену к ним относились как врагам, не делая разницы между воевавшими с оружием в руках и подневольными безоружными рабочими[40]. Кристиан Унгвари отмечает, что значительная часть попавших в плен погибла[41]. По разным данным, полные потери трудовых батальонов (погибшие, попавшие в плен, пропавшие без вести, убитые своими) составили от 40 до 43 тысяч человек[8][17][27][25]. Доктор исторических наук Сергей Филоненко утверждает, что только на одном из кладбищ в Рудкино Воронежской области захоронено более 2000 евреев[42].
По оценке Кристиана Унгвари, погибло также около 25 тысяч еврейских рабочих, направленных на строительство укреплений на венгерско-австрийской границе осенью 1944 года[43].
Как пишет сербский историк Милован Писарри, «помимо дегуманизации, полного исключения из общественной жизни и грабежа собственности, принудительный труд евреев представлял последний шаг перед их уничтожением»[44]. Согласно официальной позиции израильского Мемориального комплекса истории Холокоста «Яд ва-Шем», члены трудовых батальонов считаются жертвами Холокоста[45].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Szita, 2004, p. 819.
- ↑ 2,0 2,1 Судьба евреев Венгрии . Яд ва-Шем. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 1 января 2022 года.
- ↑ Historical Background: The Jews of Hungary During the Holocaust (англ.). Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 27 января 2021 года.
- ↑ The Holocaust in Hungary (англ.). Montreal Holocaust Museum. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 9 октября 2021 года.
- ↑ 5,0 5,1 Hungarian Labor Service System (англ.). Yad Vashem. Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 1 июля 2021 года.
- ↑ Szita, 2004, p. 819—820.
- ↑ 7,0 7,1 Megargee, White, 2018, p. 303.
- ↑ 8,0 8,1 Венгрия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Szita, 2004, p. 821.
- ↑ Megargee, White, 2018, p. 303—304.
- ↑ Szita, 2004, p. 822.
- ↑ Szita, 2004, p. 822—823.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Megargee, White, 2018, p. 304.
- ↑ The Holocaust in Hungary: Frequently Asked Questions. What was the Hungarian labor service? (англ.). The United States Holocaust Memorial Museum. Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 9 августа 2021 года.
- ↑ Szita, 2004, p. 823—824.
- ↑ Szita, 2004, p. 828.
- ↑ 17,0 17,1 Ungváry Krisztián. A munkaszolgálat embertelen, de túlzó mozgó vesztőhelynek nevezni (венг.). Index (23 января 2013). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 21 апреля 2021 года.
- ↑ 18,0 18,1 Szita, 2004, p. 832.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 Csapody Tamás. Mozgó vesztőhelyek (венг.). Index (22 января 2013). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 6 мая 2021 года.
- ↑ 20,0 20,1 Frojimovics, 1999, p. 369.
- ↑ Szita, 2004, p. 833.
- ↑ Megargee, White, 2018, p. 304—305.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 Megargee, White, 2018, p. 305.
- ↑ 24,0 24,1 Szita, 2004, p. 834.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 Szita, 2004, p. 840.
- ↑ 26,0 26,1 Szita, 2004, p. 835.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 Haraszti G. Hungary from 1918 to 1945 (англ.). YIVO Encyclopedia. YIVO Institute for Jewish Research. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
- ↑ Szita, 2004, p. 836.
- ↑ Pisarri, 2018, p. 24.
- ↑ Szita, 2004, p. 837—838.
- ↑ Szita, 2004, p. 838.
- ↑ Pisarri, 2018, p. 25—26.
- ↑ Pisarri, 2018, p. 26.
- ↑ Munkaszolgálat (венг.). Hadtörténeti Intézet és Múzeum. Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 20 января 2022 года.
- ↑ Lappin, 2000, p. 210.
- ↑ Halálra verték Szerb Antalt, mert nem bírta a munkát (венг.). BBC History. 24.hu (27 января 2020). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 7 января 2022 года.
- ↑ Megargee, White, 2018, p. 306.
- ↑ Lappin, 2000, p. 216-220.
- ↑ Szita, 2004, p. 857.
- ↑ Szita, 2004, p. 841.
- ↑ Ungváry Krisztián. Mítoszok a Don-kanyarról (венг.). Index (17 января 2013). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 28 февраля 2021 года.
- ↑ Историк: венгерские реваншисты пытаются использовать «воронежское бедствие» в своих интересах . Regnum (3 февраля 2012). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
- ↑ Ungváry, 2001, p. 293.
- ↑ Pisarri, 2018, p. 27.
- ↑ Распространенные вопросы - Центральная База данных имен жертв Холокоста . Яд ва-Шем. Дата обращения: 1 января 2022. Архивировано 1 января 2022 года.
Литература
- Szita S.[нем.]. A Munkaszolgálat Magyarországon 1939-1945 (венг.) // Hadtörténelmi Közlemények. — Hadtörténeti Intézet, 2004. — Köt. 117, kiad. 3. — O. 817—858.
- Pisarri M. «I Saw Jews Carrying Dead Bodies On Stretchers»: Forced Labour and The Holocaust in Occupied Serbia (англ.) // Producers, Consumers and Consequences of Forced Labour - Serbia 1941-1944. — Belgrade: Center for Holocaust Research and Education (CHRE), 2018. — P. 12—29. — ISBN 978-86-81246-05-4.
- Megargee G, White J. The Labor Service System // The United States Holocaust Memorial Museum Encyclopedia of Camps and Ghettos, 1933–1945 (англ.). — Indiana University Press, 2018. — Vol. 3. — P. 303—306. — 1016 p. — ISBN 9780253023865.
- Frojimovics K. Jewish Budapest: Monuments, Rites, History (англ.). — Central European University Press, 1999. — Vol. 101. — 597 p. — (Atlantic studies on society in change). — ISBN 9789639116375.
- Ungváry K.[англ.]. Budapest ostroma (венг.). — Corvina Könyvkiadó, 2001. — 331 p. — ISBN 963-13-5120-3.
- Lappin E. The Death Marches of Hungarian Jews Through Austria in the Spring of 1945 (англ.) // Yad Vashem Studies. — Jerusalem: Yad Vashem, 2000. — Vol. 28. — P. 203-242. — ISBN 978-1571814500.
Ссылки
- A megbízhatatlan katonakötelesek munkaszolgálatától a zsidók megsemmisítéséig Megbízhatatlan katonakötelesek (венг.). A MAGYAR NYELVTERÜLETRÕL SZÁRMAZÓ ZSIDÓSÁG EMLÉKMÚZEUMA. — Музей исторического наследия венгроязычного еврейства. Дата обращения: 20 января 2022.