Коч

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Коч
Реплика большого поморского палубного коча XVIII века (клуб «Полярный Одиссей»)Реплика большого поморского палубного коча XVIII века (клуб «Полярный Одиссей»)
Служба
Класс и тип судна Коч
Основные характеристики
Длина по верхней палубе 16—24 м
Ширина по мидельшпангоуту 5—8 м
Осадка 1—1,5 м
Скорость хода 6—7 узлов
Вооружение
Общее число орудий Нет

Коч, также кочь[1], ко́ча[1]кача, кочма́ра[1] (ср. «кочевать») — русское морское парусно-гребное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, однопалубное, промысловое, размерами меньше ладьи[2], использовавшееся в XIXIX веках.

Кочерма, кочьман (по-норвежски)[что?] на которых плавали норманны, упоминаются в новгородских летописях[3][нет в источнике].

История

Кочи первоначально строились без применения металлов[4], шпангоуты судна крепились с наружною обшивкою можжевелевыми вицами или пеньковыми веревками. Оснащались мачтой, навесным рулём и вёслами. Также известны и двухмачтовые суда. В архангельском крае суда, шняки и кочмары сшивались не гвоздями, а вицами из можжевеловых корней, поэтому суда, шняки и кочмары назывались ещё ви́чанками.

Корпус судна противостоял сжатию во льдах. Название «коч» связано со словом «коца» — шуба ледяная, то есть вторая ледовая обшивка судна[5]. Был распространён на Русском Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее строительство кочей началось и за Уралом. В XVII веке их начали строить в Енисейске.

Существует мнение, что корпус судна имел яйцеобразную форму для выжимания на поверхность льда. Однако скорее всего речь идет о возможности вытащить коч на лёд неповреждённым, чему способствовала его лёгкость и конструктивные особенности. Именно на это в 1734 году указывал 80-летний архангельский кормщик Дмитрий Откупщиков при характеристике кочей: когда «льдами суда затирает, то лутчее спасение судам получают тем, что вышед на лёд и тягами судно вызимают…»[6].

Длина судна от 16 до 24 метров, ширина от 5 до 8 метров, команда от 10 до 15 человек, осадка 1—1,5 метра, скорость при попутном ветре 6—7 узлов, грузоподъёмность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 35—42 человека. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Коча // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Качмара // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  3. Коча, коч, кача // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Шахеров В. П. Паруса над Байкалом // Байкал : журнал. — 1980. — Март—апрель (№ 2). — С. 154—158.
  5. Кочина, Как выжить во льдах.
  6. Вершинин, 2001, с. 125.

Литература

Ссылки