Коллаж

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
К. Швиттерс. Doremefasolasido. Коллаж. 1930. Частное собрание
Неизвестный автор. Коллаж из рисунков художников XVIII—XIX веков

Колла́ж (от фр. collage — оклеивание, приклеивание) — техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи и в прикреплении этих фигур к основе. В отличие от сходной техники аппликации в коллаже используют разнородные материалы, различающиеся по своей природе, цвету, фактуре, и различные технические приёмы их соединения, например: ткани и картона, холста и металлической фольги. Всё в целом и образует желаемую композицию. В этом отношении коллаж близок мозаике, в частности инкрустации, интарсии или маркетри. В последних случаях элементы фигур и фона в равной степени подвижны и монтируются на общую основу[1] [2].

В энциклопедии «Британника» утверждается, что термин «коллаж» впервые был применён по отношению к работам дадаистов и сюрреалистов[3]. Впоследствии его стали употреблять также по отношению к другим видам искусства: литературе, музыке, кинематографу.

В отношении искусства авангарда и постмодернизма применяют модернистский аналог традиционного термина: ассамбляж. Это искусство, в котором используются разнообразные объёмные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made». Близки к ассамбляжу арт-объект и инсталляция, хотя и они имеют существенные отличия[4]

Коллаж в истории изобразительного и декоративного искусства

Приёмы коллажа использовались в коптских тканях в IV—VII веков и в войлочных завесах кочевых народов Центральной Азии. Однако в подобных изделиях доминировали приёмы аппликации.

Хуан Грис. Завтрак. 1914. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили художники синтетического кубизма: Жорж Брак и Пабло Пикассо, Хуан Грис в 1912—1913 годах[3]. Они вклеивали в холсты куски газет, картон, фольгу. Цветные пятна различной фактуры соединяли с обрывками надписей, цифрами, нотными знаками, орнаментом обоев. Живопись превращалась в декоративную графику или в своеобразную «плоскостную пластику». Это создавало дополнительный, порой парадоксальный эффект отображения объектов действительности в концептуальном пространстве изобразительного искусства[5].

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов…[6][7]. В 30-х годах XX века интерес к коллажу пошёл на убыль, а в 1950-х вспыхнул с новой силой — в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арта. Коллажи того времени отражают существовавшие тогда настроения, вкусы, пропитанные не то конформизмом, не то протестом против засилия коммерческой рекламы. В 1960-х годах к технике коллажа часто прибегал Роберт Раушенберг[3][8][2].

Коллаж в современном искусстве

Андрей Сяйлев. 21 из серии «Объективное». Мех, клей, зеркало. 2009

В постмодернистском и современном искусстве абстрактные коллажи создают из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов. В наше время допустимо дорабатывать фрагменты коллажа другими изобразительными материалами и инструментами: тушью, акрилом, гуашью, акварелью, гелевыми ручками, фломастерами, маркерами. Одна из задач техники коллажа — придание произведению эмоциональной насыщенности и остроты.

Термин «коллаж» используется также для обозначения приёма создания целстного изображения из ряда других изображений или их отдельных фрагментов, как правило, при помощи компьютерных программ. В основе создания цифрового коллажа — «работа со слоями». В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.

Коллаж в истории русского искусства

А. В. Лентулов. Собор Василия Блаженного. 1913. Холст, масло, коллаж. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В русском искусстве первым стал применять технику коллажа авангардист, в 1910—1916 годах — один из учредителей объединения «Бубновый валет», участник многих других художественных групп Аристарх Лентулов. Неуёмный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914—1915 годы, являются панно «Москва», «Собор Василия Блаженного», «Корабль»[9].

К технике коллажа прибегали также А. М. Родченко, Телингатер, А. Р. Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 году в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

В 2006 году в Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век».

В 2007 году в Галерее Актёр на открытии вечера «Испанская Фиеста» московским художником И. Каменевым был представлен новый стиль в современном искусстве — «Фотоарт», в основу которого положено наложение элементов, выполненных в живописной технике, на исходное фотографическое изображение.

Фотоколлаж

Оскар Рейландер. Два образа жизни. 1857

Фотоколлаж, или фотомонтаж — способ создания изображений или нескольких фотографий или их фрагментов, иногда с добавлением рисованных элементов, надписей и пр.[10]

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещения нескольких фотоизображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Данное направление искусства становится доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах: сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфилда, Р. Хаусманна, Х. Хёх, М. Эрнста, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанову, Э. Лисицкого, Ю. Рожкова, Г. Клуциса и других[10].

В других видах искусства

В музыке

В музыке термин «коллаж» означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения — чужого или ранее написанного своего. Цитируемые фрагменты из других произведений могут быть разностильными. Игра со стилями в более широком плане реализуется в полистилистике. Один из первых коллажей был сочинён в начале XX века Ч. Айвзом. Позднее эту технику использовали Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, А. Пярт, Л. Берио и другие композиторы[2].

Коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки. Название «Коллаж» носит итальянская группа, самой популярной песней которой стал известный хит «Donna Musica» с одноименного альбома 1980 года. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова.

В литературе

В литературе XX века коллаж характерен для направлений, использовавших технику фрагментации текста, «склеенного» из не связанных внешней повествовательной логикой эпизодов — цитат, документов и т. п. К таким направлениям относятся футуризм, модернизм и сюрреализм. Он нашёл воплощение в творчестве Л. Арагона, Дж. Джойса, Дж. Дос Пассоса (роман «Манхэттен», 1925), Э. Паунда, Т. С. Элиота, М. Бютора, А. Дёблина (роман «Берлин — Александерплац», 1929) и др. У футуристов вербальные элементы могли соединяться с элементами живописи (например, «стихокартины» В. В. Каменского)[2]. Коллажем можно считать стихотворный сборник-мистификацию Блеза Сандрара «Кодак» (1924), составленный методом нарезки из фрагментов романа Гюстава Леружа «Таинственный доктор Корнелиус»[11].

В кинематографе

Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. Коллажный принцип построения кадра присутствует и у других советских режиссёров этого периода[12].

Видеоколлаж

Видеоколлаж — это видеоряд, собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г. Коллаж // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 533
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Крючкова, 2009.
  3. 3,0 3,1 3,2 Collage (англ.). Britannica. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 20 октября 2020 года.
  4. Ассамбляж. Ges Design. Архивировано 22 сентября 2020 года [1] Архивная копия от 14 марта 2022 на Wayback Machine
  5. Власов В. Г. Кубизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 713
  6. История коллажа и его первооткрыватели — Мегаобучалка. megaobuchalka.ru. Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  7. Kurt Schwitters (англ.). Britannica. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 3 апреля 2017 года.
  8. Greenberg C. Collage // Art News, September, 1958
  9. Основные типы и стили коллажей. poisk-ru.ru. Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  10. 10,0 10,1 Фотомонтаж. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
  11. Michel Butor. A Propos de «Documentaires» // Continent Cendrars. — 1990. — № 5. — P. 41—51.
  12. Михеева Ю. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе.

Литература

Ссылки