Кибела

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кибела
Бронзовая статуэтка Кибелы, II в. н. э.

Кибе́ла (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele), в древнегреческой мифологии[1] — богиня[2], имеющая фригийские корни.

Согласно Страбону, получила своё имя от Кибел[3].

По функциям близка к богине Рее, иногда вплоть до отождествления[4].

Другие имена

Цибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη)[источник не указан 1728 дней].

Известна также под именами: Кивела[5], Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов[5].

Мифы о Кибеле

Важную роль[источник не указан 1728 дней] в мифах о Кибеле играет история Аттиса.

Кибела родила от Иасиона Корибанта. После смерти Иасиона Дардан, Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились во Фригию.[6]. Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой[7]. Либо это девочка, дочь царя Фригии и Лидии Мейона, брошенная отцом в младенчестве на горе Кибелий, вскормленная леопардами и другими зверями, найденная пасту́шками и получившая имя от горы, подруга Марсия, возлюбленная Аттиса, изобретательница тростниковых свирелей, кимвалов и литавр. Когда её отец убил Аттиса, она побежала по стране с тимпанами, дошла до Нисы, там её полюбил Аполлон и преследовал до гипербореев[8].

Пиндар написал ей дифирамб[9]. Среди авторов элегий был крайне популярен рассказ о жреце Кибелы и льве[10].

Кибеба

Кибеба — древнее имя Кибелы[11]. Возможно, восходит к месопотамской Кубабе. В лувийских надписях IX в. до н. э. божество Ати Купапа упомянута на рельефе с изображением Тархунта[12].

Также известна под эпитетом Антея.

Матерь богов

В микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (? Theiai matrei, Матерь богов)[13].

Её упоминает Пиндар[14]. Её статую создал Фидий[15].

Диндимена

Диндимена (Диндимида) — распространённый эпитет Матери богов[16], по названию горы Диндим над городом Пессинунт[3]. Святилище Диндимены на горе над Кизиком основали аргонавты[17]. Храм богини-матери Диндимены в Фивах был воздвигнут Пиндаром[18].

Почитание

Ей был посвящён храм в Пессинунте, называвшийся Агдистис, где был похоронен Аттис[19], а также храм в Анагирунте (Аттика)[20].

Ещё один храм Кибелы был обнаружен в 2007 году в городе Балчик, Болгария.

Её храм в Сардах упоминает Геродот[21].

В Афинах ей был посвящён храм, с её названием, работы Фидия или Агоракрита.

Ей посвящены XIV гимн Гомера и XXVII орфический гимн[22].

Культ Кибелы

Первоначально это была фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили; её любимцем являлся прекрасный юноша Аттис; также с её культом были как-то связаны кабиры. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отождествлена с критской матерью Зевса, Реей, и обыкновенно называлась «великой матерью богов».

От служителей Кибелы, исполнявших культ, требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления во имя Кибелы неофитов, предававших себя в руки этой богини.

Главные атрибуты Кибелы — золотая колесница, запряжённая львами, и корона в виде зубчатой башни. Согласно древнегреческому мифу, Кибела превратила во львов разгневавших её любовников Аталанту и Гиппомена. Окружение Кибелы составляли безумствующие корибанты и куреты, дикие пантеры и львы. Кибела выступала как дарительница плодородия, владычествующая над горами, лесами и зверями.

Введение культа Кибелы в Риме (204 год до н. э.) совпало с концом Второй Пунической войны, когда Рим активно продвигался на восток[23]. Согласно изречению «Сивиллиных книг», торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте. В порту Остия Богиню встречали все женщины, и когда статуя Богини «нисходила» на берег, её должны были нести девы к храму Победы на Дворцовом Холме. День, когда это произошло — 12 апреля, соблюдался впоследствии как фестиваль Мегалесия[24]. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью). Для этого периода характерно слияние Кибелы и Опс, римской богини посевов и жатвы. Наибольшую пышность празднества в честь богини обрели в эпоху империи. Именно тогда в эпоху особого развития религиозного синкретизма Кибела становится покровительницей благосостояния городов и вообще всего государства.

Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у неё тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.

В честь Кибелы назван астероид (65) Кибела, открытый в 1861 году.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 647; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 1
  2. Еврипид. Вакханки 79
  3. 3,0 3,1 Страбон. География XII 5, 3 (стр.567)
  4. Щукарев А. Н. Рея, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. 5,0 5,1 Г. А. Николаев. Cybele // Англо-русский исторический словарь. — М.: Прогресс, 1995. — С. 117. — 464 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-01-004545-1.
  6. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 2
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 3
  8. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека III 58-59 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 455—456, 544
  9. Пиндар, фр. 80 Бергк
  10. Псевдо-Симонид. Эпиграмма 59. Пейдж и другие
  11. Лукан. Фарсалия I 600; Фульгенций. Мифологии III 5
  12. Баюн Л. С. Этнокультурные контакты в древней Малой Азии: Фригия, Юго-Восточная Анатолия, Северная Месопотамия. // Вестник древней истории. 2007. № 4. С. 157
  13. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 140
  14. Пиндар. Пифийские песни III 79; дифирамб 1, ст. 8; фр. 95
  15. Павсаний. Описание Эллады I 3, 5
  16. Геродот. История I 80; Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3; Страбон. География X 3, 12 (стр. 469); См. Нонн. Деяния Диониса XV 397.
  17. Страбон. География XII 8, 11 (стр. 575)
  18. Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3
  19. Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
  20. Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
  21. Геродот. История V 102
  22. См. также Лукреций. О природе вещей II 594—643.
  23. Тит Ливий. XXIX, 10; 14.
  24. Тит Ливий. XXXIV, 54; XXXVI, 36.

Ссылки