Катастрофа Fairchild F-27 под Сан-Рамоном

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 773 Pacific Air Lines
Разбившийся самолёт за 17 месяцев до катастрофыРазбившийся самолёт за 17 месяцев до катастрофы
Общие сведения
Дата 7 мая 1964 года
Время 06:49 PST
Характер Преднамеренное падение, убийство-самоубийство
Причина Угон самолёта
Место Соединённые Штаты Америки 5 км восточнее Сан-Рамона, Контра-Коста (Калифорния, США)
Координаты 37°45′34″ с. ш. 121°52′24″ з. д.HGЯO
Воздушное судно
Модель Fairchild F-27A
Авиакомпания Соединённые Штаты Америки Pacific Air Lines
Пункт вылета Соединённые Штаты Америки Риноruen (Невада)
Остановки в пути Соединённые Штаты Америки Стоктонruen (Калифорния)
Пункт назначения Соединённые Штаты Америки Сан-Франциско (Калифорния)
Рейс PCF773
Бортовой номер N2770R
Дата выпуска 19 февраля 1959 года
Пассажиры 41
Экипаж 3
Погибшие 44 (все)

Катастрофа Fairchild F-27 под Сан-Рамономавиационная катастрофа, произошедшая ранним утром в четверг 7 мая 1964 года к востоку от Сан-Рамона (штат Калифорния). Пассажирский самолёт Fairchild F-27A американской авиакомпании Pacific Air Lines вылетел из Стоктона в Сан-Франциско, и спустя десять минут резко перешёл в отвесное падение и врезался в землю. Погибло 44 человека. Причиной катастрофы стало убийство-самоубийство одного из пассажиров, который застрелил пилотов, а затем направил самолёт к земле.

Самолёт

Fairchild F-27A с регистрационным номером N2770R (заводской — 036) был выпущен 19 февраля 1959 года[1], а 24 февраля приобретён американской авиакомпанией Pacific Air Lines. Наработка лайнера на момент покупки составляла 24 часа 30 минут. Был оборудован двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce RDA7MK-528, оснащёнными четырёхлопастными воздушными винтами Rotol R193/4/30-4/50. Наработка борта N2770R перед вылетом в роковой рейс составляла 10 252 часа 17 минут, в том числе 14 часов 51 минуту от последней проверки, которая была выполнена 3 мая[2][3].

Экипаж

  • Командир воздушного судна — 52-летний Эрнест Э. Кларк (англ. Ernest A. Clark). Имел квалификацию пилота многомоторных самолётов, в том числе Douglas DC-3, Martin 2-0-2/4-0-4 и Fairchild F-27; квалификацию на последний получил 10 марта 1959 года. Его общий налёт составлял 20 434 часа 12 минут, в том числе 2793 часа 40 минут на самолётах Fairchild F-27[2].
  • Второй пилот — 31-летний Рэй Э. Андресс (англ. Ray E. Andress). Квалификацию пилота Fairchild F-27 получил 15 апреля 1959 года. Его общий налёт составлял 6640 часов 41 минуту, в том числе 988 часов 17 минут на самолётах Fairchild F-27[2].
  • Стюардесса — 30-летняя Мэджори Э. Шафер (англ. Majorie E. Schafer)[2].

Катастрофа

6 мая борт N2770R, выполняя рейс 756 из Сан-Франциско (штат Калифорния) в 19:40[* 1], приземлился в Рино (штат Невада). Здесь на борт залили 264 галлона авиакеросина, а общий запас топлива теперь составлял 754 галлона. Утром следующего дня, 7 мая, началась подготовка для выполнения рейса 773 по маршруту Рино—Стоктон—Сан-Франциско. Отъехав от перрона, экипаж получил разрешение на полёт по приборам в Стоктон на высоте 14 000 футов (4300 м). В 05:54 с 33 пассажирами и 3 членами экипажа на борту «Фэирчайлд» вылетел в Стоктон[4].

Полёт на этом этапе прошёл без отклонений и в 06:28 рейс 773 приземлился в Стоктоне. Стоянка здесь была короткой, поэтому экипаж остановил лишь левый двигатель, а правый продолжал работать. Здесь сошли двое пассажиров, а вместо них в салоне разместились десять новых. В кабине при этом по-прежнему оставались два пилота. Запас топлива был достаточным для полёта в Сан-Франциско, а потому дозаправка не производилась. Из замечаний по самолёту, согласно найденному позже на месте катастрофы бортовому журналу, были только «Низкое давление кислорода» и «Колебания давления в кабине», то есть лайнер был пригоден для выполнения полёта. Вес и центровка находились в пределах установленного[4].

Диспетчер взлёта и посадки выдал разрешение на визуальный полёт в Сан-Франциско с сохранением высоты 6000 футов (1800 м), после чего в 06:38 с 41 пассажиром и 3 членами экипажа на борту авиалайнер поднялся в воздух. Вскоре экипаж доложил о прохождении высоты 2000 футов (610 м), на что диспетчер в Стоктоне дал указание переходить на связь с Оклендским центром управления воздушным движением на частоте 124,4 МГц. После установления связи с Оклендом рейс 773 получил разрешение подниматься и занимать пока высоту 5000 футов (1500 м). В 06:43 самолёт находился на удалении 6 миль (9,7 км), когда в Оклендском центре его засветку определили на экране радиолокатора, а экипаж доложил о занятии высоты 5000 футов[4].

В 06:45:10 диспетчер в Окленде велел рейсу 773 выполнить левый поворот на курс 235°, чтобы выйти на вектор к Сан-Франциско. В 06:46:49 диспетчер в «Окленд—центр» дал указания по переходу на связь с «Окленд—подход», что и было выполнено. На экране радиолокатора засветка самолёта в это время наблюдалась на 3 мили (4,8 км) к юго-востоку от пересечения «Алтамонт»  (англ.). 06:47:53 был совершён переход на связь уже с диспетчером контроля в Окленде, после чего экипаж получил настройку давления на барометрических высотомерах, а также, что сообщения искажаются. На это в 06:48:09 с самолёта доложили: Понял, как вы слышите сейчас?. В ответ диспетчер подхода сообщил: Да всё по прежнему… смахивает на перемодуляцию[4][5].

Сразу после этого радиообмена в 06:48:15 диспетчер подхода услышал сообщение, которое не смог разобрать. Впоследствии экспертиза смогла расшифровать эту передачу, которая, как оказалось, была сделана с борта N2770R. Сообщение было сделано вторым пилотом Андрессом: Командир застрелен. Нас расстреливают. Попробуйте помочь. А на заднем фоне при этом был слышен звук выстрела. Затем засветка рейса 773, находясь в 18½ морских милях (34 км) от Оклендского аэропорта, вдруг стала слабой, а потом и вовсе исчезла с радиолокаторов. Диспетчер попытался связаться с пропавшим самолётом, но все попытки оказались безрезультатными. Рядом находился рейс 593 авиакомпании United Air Lines, у которого диспетчер спросил, видит ли тот рейс 773, однако ответ был отрицательным. Но в 06:51:20 с самолёта United доложили: Видим облако чёрного дыма, пробивающееся сквозь облака на… три—тридцать четыре часа относительно нас сейчас. Похоже на горение нефти или бензина. В 07:20 диспетчеры в Окленде узнали, что борт N2770R разбился[5].

Небо было затянуто облаками, но видимость была хорошей. Согласно показаниям очевидцев, лайнер перед происшествием следовал в западном направлении, когда вдруг резко опустил нос и помчался вниз, при этом также был слышен шум изменения работы двигателей. Затем «Фэирчайлд» с курсом 245° врезался в склон крутизной 25,2° под относительным углом 90,2° в точке с координатами 37°45′34″ с. ш. 121°52′24″ з. д.HGЯO и в пяти километрах к востоку от Сан-Рамона[6]. Все 44 человека на борту погибли[7], что на то время делало данную катастрофу крупнейшей с участием Fairchild F-27[8]. Удар самолёта о землю был зафиксирован сейсмографами в двух с половиной милях (4 км) к югу от места происшествия, в пригороде Дублин  (англ.), что позволило определить время катастрофы — 06:49:25,5[5].

Расследование

Револьвер 27-й модели  (англ.)

Как показало изучение обломков, в момент удара рули высоты были отклонены вниз на 3°, также был отклонён и стабилизатор. Левый двигатель при этом практически не вращался, тогда как правый вращался с повышенной частотой — около 13 000 оборотов в минуту. Никаких признаков отказов систем до удара о землю обнаружить не удалось[6].

Передняя часть фюзеляжа разрушилась на мелкие части, самая большая из которых имела площадь 8 квадратных дюймов. Но всё же удалось восстановить спинку сидения командира, в трубчатом каркасе которого имелись углубления с серебристыми металлическими «мазками». Проведённая Федеральным бюро расследований экспертиза этого металла показала, что в его состав входили свинец и сурьма. Был сделан вывод, что металлические мазки появились от попаданий пуль, а вскоре среди обломков обнаружили револьвер Smith & Wesson Model 27  (англ.) калибра .357 Magnum заводской номер S210645, у которого весь барабан был опустошён. У револьвера была сломана рама, застрял цилиндр и потерялась рукоять, но зато в его конструкции нашли части человеческой плоти. Вскоре был установлен владелец оружия, которым оказался один из пассажиров — 27-летний филиппинец Франсиско Паула Гонсалес (англ. Francisco Paula Gonzales)[6][9].

Франсиско Паула Гонсалес

Франсиско Паула Гонсалес родился в 1936 году в Маниле (Филиппины), а в 1960 году он в составе филиппинской сборной участвовал в парусных гонках на летних Олимпийских играх в Риме (Италия), где в классе «Дракон» занял 24-е место. Вскоре после Олимпийских игр Гонсалес перебрался в Сан-Франциско (США). Но спустя четыре года у него начались проблемы, в том числе у него появились крупные долги, а его жена грозилась уйти от него[10].

5 мая, за пару дней до катастрофы, Франсиско проанализировал свои финансы и понял, что ползарплаты он отдаёт на выплату кредитов. В сочетании с другими обстоятельствами это настолько расстроило бывшего спортсмена, что он проплакал весь день. На следующий день Гонсалес сказал друзьям, что умрёт сегодня или завтра, после чего вечером купил пистолет с боеприпасами. Также он приобрёл два страховых полиса на общую сумму $ 105 000, а получателем страховых выплат была указана его жена. Прибыв в аэропорт Сан-Франциско в сопровождении друзей, Гонсалес показал одному из них находящийся в пакете пистолет и сказал, что его он приобрёл для себя, после чего сел на самолёт компании Pacific Air Lines, заняв место позади кабины пилотов, а затем прилетел в Рино. Всю ночь в городе Франсиско посещал различные игорные заведения, проматывая своё состояние. Когда кто-то из сотрудников спросил, почему он так легкомысленно проматывает деньги, Гонсалес ответил, что ему без разницы, что будет послезавтра. Некоторые очевидцы, которые видели Гонсалеса в казино, отмечали, что на его одежде была заметная выпуклость, а дворник возле одного из игорных заведений обнаружил в мусорном контейнере картонную коробку от револьвера[9].

Утром 7 мая Франсиско Гонсалес сел на рейс 773 авиакомпании Pacific Air Lines до Сан-Франциско. Первый этап полёта прошёл без отклонений, после чего в 06:38 лайнер вылетел из Стоктона. Спустя 10 минут, когда самолёт следовал на высоте 5000 футов (1500 м) по магнитному курсу 230° и с воздушной скоростью 213 узлов, возможно, что Гонсалес пришёл в кабину, после чего застрелил командира. Второй пилот в 06:48:15 попытался сообщить диспетчеру о случившемся, но также был застрелен. Далее штурвалы были отклонены «от себя», направив лайнер вниз. Потеряв за 22 с половиной секунды почти 3000 футов (около 900 м), с вертикальной скоростью около 9000 футов (2700 м) в минуту и приборной 335 узлов борт N2770R на высоте 2100 футов (640 м) кратковременно перешёл в набор высоты с вертикальной скоростью 4400 футов (1300 м) в минуту, поднявшись за 15 секунд до 3200 футов (980 м), при этом замедлившись до 265 узлов и изменив курс на 285. Далее машина вновь опустила нос и в 06:49:25 врезалась в землю, убив всех, кто ещё был жив. Сам Франсиско, как удалось определить, перед этим успел застрелиться[11][12].

Причина

28 октября 1964 года был опубликован итоговый отчёт о расследовании катастрофы рейса 773, в котором причиной был назван расстрел пилотов одним из пассажиров[13].

Последствия

Катастрофа близ Сан-Рамона показала всю опасность свободного доступа пассажиров в кабину пилотов, хотя о ней предупреждали и раньше. В результате были введены правила, обязывающие запирать дверь из салона в пилотскую кабину, за исключением разве что воздушных судов, у которых эта дверь играет роль аварийного выхода, как на Fairchild F-27[13].

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Здесь и далее по умолчанию указано Тихоокеанское время (PST).

Источники

  1. rzjets.net (англ.). Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано 22 ноября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Report, p. i.
  3. Report, p. ii.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Report, p. 2.
  5. 5,0 5,1 5,2 Report, p. 3.
  6. 6,0 6,1 6,2 Report, p. 4.
  7. Report, p. 1.
  8. ASN Aircraft accident Fairchild F-27A N2770R San Ramon, CA (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 3 августа 2015. Архивировано 19 октября 2015 года.
  9. 9,0 9,1 Report, p. 5.
  10. Francisco Gonzales (англ.) (недоступная ссылка). Olympics Statistics and History. Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано 18 декабря 2012 года.
  11. Report, p. 6.
  12. Report, p. 7.
  13. 13,0 13,1 Report, p. 8.

Литература