Гейзерих

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гейзерих
ванд. Geisarîx;
лат. Geisericus;
греч. Γισέλιχος
Серебряная монета ГейзерихаСеребряная монета Гейзериха
428 — 24 января 477
Предшественник Гундерих
Преемник Хунерих

Дата смерти 24 января или
25 января 477
Отец Годагисл

Гейзерих (Гензерих) — король вандалов, правил в 428 — 477 годы. Создатель государства вандалов и аланов в северной Африке.

На историческую сцену Гейзерих выступил во время борьбы вандалов с вестготами в Испании. В 429 году, по приглашению наместника римской Африки Бонифация, восставшего против императора Валентиниана III, переправился в Африку с 80 тысячами людей и распоряжался там, как в покоренной стране. В 435 году Валентиниан III формально признал власть Гейзериха над частью Африки (начало вандальского королевства). Гейзерих, создав сильный флот, захватил всю римскую Африку, угрожал Сицилии и Италии, а в 455 году даже взял и разграбил Рим. Набеги вандалов заставили восточных и западных императоров начать с ними борьбу совместными силами. Однако, Гейзерих и из этой борьбы вышел победителем (468 год). Во внутреннем управлении Гейзерих явил себя ревностным арианином, преследовавшим никейцев-ортодоксов. После него вандальское королевство стало клониться к упадку и в VI веке было завоевано Византией.

Правление

Происхождение

Гейзерих был вторым сыном короля вандалов Годагисла от наложницы, единокровным братом и преемником Гундериха.

Иордан в своём труде «О происхождении и деяниях гетов» писал о нём: «Гизерих был невысокого роста и хромой из-за падения с лошади, скрытный, немногоречивый, презиравший роскошь, бурный в гневе, жадный до богатства, крайне дальновидный, когда надо было возмутить племена, готовый сеять семена раздора и возбуждать ненависть»[1].

По словам Прокопия, Гейзерих «…прекрасно знал военное дело и был необыкновенным человеком»[2].

Очень вероятно, что мать Гейзериха была римлянкой и христианкой никейско-ортодоксального вероисповедания и, может быть, свою веру передала сыну. Впрочем, не исключено, что она могла быть сарматкой или аланкой. Никаких реальных данных о происхождении матери Гейзериха нет. Единственным основанием для мысли о её римском происхождении является смутное сообщение у Исидора Севильского, что Гейзерих перешёл из никейства в арианство[3]. Отсюда и делается вывод о ортодоксально-никейском и, вероятнее всего, римском происхождении его матери. Однако через какое-то время Гейзерих перешёл из никейства в арианство. Вандалы к тому времени уже давно были арианами (вероятнее всего, их обращение в этот вариант христианства произошло ещё до перехода через Рейн), и не только управлять этим народом, но и находиться в его элите никейцу было невозможно. Так или иначе, но, будучи королём, Гейзерих являлся ревностным арианином.

Под его руководством вандалы совершили ряд нападений на приморские города Испании и даже осмелились напасть на Сардинию и Сицилию. Вопрос о дальнейших планах Гейзериха спорен. Успешные морские экспедиции не только познакомили вандалов с морским делом, но и показали им возможность хорошо использовать полученные навыки для новых грабежей. Хотя в Испании, как кажется, значительных противников не осталось, она всё же была уже довольно основательно разорена. Для народа, который уже убедился, что он может одолеть морскую стихию, желанной целью стала лежащая по ту сторону пролива Африка[4].

Вторжение в Африку

Обстановка на севере Африки

Вандальский набег на Мавретанию в 424/425 году в некоторой степени являлся разведывательной экспедицией. Северная Африка ещё не была затронута германскими нашествиями. Североафриканские провинции оставались относительно богатыми. Африка давно манила германцев. Дважды туда пытались переправится вестготы, но неудачно. Теперь вандалы оказались на берегу Гибралтарского пролива в непосредственной близости от от Африки. Политическая обстановка там была очень далека от стабильности, и дело доходило до открытых гражданских войн. Северная Африка была единственной территорией Западной Римской империи, где христианская Церковь раскололась и религиозные споры привели к жесткому противостоянию двух Церквей. Спор между донатистами и никейцами-ортодоксами начался с проблемы отношения к тем, кто во время Великого гонения проявил слабость и отрекся от христианства. Императорская власть после некоторых колебаний выступила против донатистов, настаивавших на невозможности прощения «падших». В результате донатизм стал знаменем всех, выступавших против угнетения, против несправедливости, против произвола. Особенно сильным донатизм был у сельского населения, в большей мере сохранившего многие элементы доримской, частично берберской, частично даже финикийской культуры. Так, в сельской местности до сих пор говорили на ханаанском языке. Донатисты поддерживали сепаратистские движения. Донатизм стал знаменем движения так называемых циркумцеллионов («бродящих вокруг амбаров»), которые образовывали довольно значительные отряды, нападавшие на чиновников, солдат, торговцев и, естественно, землевладельцев. В этом движении религиозный, этнический и социальный конфликты слились воедино. Все попытки властей подавить это движение и уничтожить донатизм провалились. Это обстоятельство вносило большой элемент нестабильности в жизнь Африки.

Другим элементом нестабильности являлись частые вторжения берберов. Борьба с ними постоянно велась римлянами после подчинения ими Карфагена и его бывших владений. Общее ослабление Римской империи привело, естественно, к усилению берберских нападений на территории римских провинций. В некоторых местах римляне даже были вынуждены отступать, так что граница империи постепенно отодвигалась к северу. Берберы, как и другие варвары, видели в близких к ним областях Римской империи важнейший источник добычи, и поэтому их вторжения, несмотря на все временные успехи римских отрядов, продолжались. Те берберы, которые жили на территории римских провинций, сохраняли свою племенную структуру и занимались в основном перегонным скотоводством, регулярно дважды в год двигаясь со своими стадами с севера на юг и обратно. Римские власти были озабочены в первую очередь тем, чтобы не дать скотоводам выйти за пределы путей перегона скота и напасть на земледельцев и горожан. Поэтому угрозы из-за пролива волновали их меньше.

Не менее важным оказалось личное соперничество римских правителей Африки. В жесткой борьбе столкнулись Бонифаций и Аэций. Попытка устранить фактически самостоятельно правившего Африкой Бонифация не удалась. Он остался на месте, но в Италии перевес оказался на стороне Аэция. Хотя мир между ними был заключен, у Бонифация и его окружения вполне могла созреть мысль использовать в борьбе с соперниками варваров[5]. Такими были, естественно, самые близкие территориально вандалы. Кроме того, вполне можно было поселить их как федератов и использовать в борьбе с берберами, как Констанций для борьбы с багаудами и сакскими пиратами использовал вестготов. За восемь лет до этого во время войны римлян с вандалами в Бетике Бонифаций, подчиненный римскому командующему Кастину, увёл свои войска и этим предопределил поражение Кастина. Вполне возможно, что уже тогда он установил какие-то связи с вандалами. То ли Бонифаций, действительно, помог вандалам переправиться через пролив, предоставив им римские корабли, то ли вандалы сами сумели это сделать, отняв корабли у испанцев (а Бонифация в сотрудничестве с варварами, как ранее Стилихона, обвинили его враги), но в 429 году они покинули Пиренейский полуостров и оказались в Африке. Эго был первый случай в истории варваров, действовавших на территории империи, когда целый народ, включавший не только самих вандалов, но и аланов, переправился через морское пространство, что едва ли было возможно без предшествующих нападений на Балеары и Мавретанию. К ним примкнула какая-то часть готов и представители некоторых других племен. Свевы, как кажется, пытались использовать подготовку вандалами переправы для нанесения им удара в спину, но были отбиты. Подготовка к африканскому походу была недолгой, но тщательной. Было собрано не менее пяти тысяч кораблей, которые могли переправить через пролив не только воинов, но и весь народ. В течение мая-июня 429 года вандалы и все присоединившиеся к ним аланы и другие варвары оказались на африканском побережье. Отплыли они из Юлии Традукты (совр. Альхесирас) и высадились, скорее всего, в Тингисе (Танжере), ибо эти два города уже долгое время были связаны друг с другом. По данным Виктора Витенского в Африку переправилось 80 тысяч человек, включая стариков, женщин и детей[6]. В таком случае воинов было около 15 тысяч. Некоторые ученые, однако, полагают, что эта цифра очень занижена, что она соответствует только воинам, а общее число переправившихся варваров достигало 320 или даже 480 тысяч человек[7].

Захват африканских провинций

Задача, стоявшая перед вандалами, была трудной. Оставаться в Тингитанской Мавретании было бессмысленно, так как эта провинция особым богатством не отличалась. От богатых же провинций Зевгитаны и Бизацены их отделяло около двух тысяч километров. Однако Гейзерих решительно взялся за выполнение этой задачи, и его решительность принесла свои плоды.

Римские силы, располагавшиеся на африканской стороне пролива, были слишком слабы, чтобы оказать вандалам сопротивление. Возможно, что этих сил там уже и вовсе не было, и территорией фактически владели берберы, которые на появление вандалов не обратили никакого внимания. Да и вандалов местные берберы не интересовали. Заключил ли Бонифаций какое-то соглашение с Гейзерихом или нет, но в дела, происходившие на самом западе римской Африки, он не вмешался. Он занимал пост комита Африки, а Тингитанская Мавретания входила в диоцез Испанию и административно ему не подчинялась. Конечно, в это время римские полководцы мало считались с формальными ограничениями, но в условиях, когда только что были урегулированы отношения с Равенной. Бонифаций, возможно, не решился давать своим италийским противникам повод для вмешательства в африканские дела. Местное население отнеслось к появлению вандалов сначала безразлично. Однако опустошения, которые сопровождали продвижение вандалов вдоль этого побережья, скоро настроили против них значительное число провинциалов, особенно горожан. Некоторые города, как, например, Цирта, оказали им упорное сопротивление. Бонифаций очень скоро понял опасность вандальского продвижения и выступил против них. Однако на границе с Нумидией его армия потерпела поражение. Бонифаций отступил в город Гиппон, который был осажден вандалами. Город в течении четырнадцати месяцев до июля 431 года выдерживал осаду. Во время осады вандалами Гиппона умер его епископ — знаменитый христианский деятель, мыслитель и писатель Августин. Захватить в тот момент Гиппон вандалы не сумели, и Бонифаций смог спокойно отступить в Карфаген. Вступившие затем в Гиппон вандалы сделали этот город своей столицей. Гиппон являлся важным центром связей между Африкой и Италией; в частности, через него шла в Италию и Рим значительная часть африканского экспорта. Его захват вандалами позволил им взять под свой контроль поставку, по крайней мере, части продовольствия, поставляемого в Италию. У равеннского правительства практически не было достаточных сил, чтобы прислать Бонифацию подкрепления. Еще важнее было, пожалуй, то, что Аэций и не хотел помогать своему сопернику. Зато константинопольское правительство решило использовать сложившееся положение и в 431 году направило в Африку армию во главе с Аспаром, военачальником аланского происхождения. В случае успеха оно могло бы установить свой контроль над этим регионом. Бонифаций со своими войсками присоединился к Аспару. Обе стороны опустошали богатые провинции, но, по-видимому, избегали решающего сражения. Однако соединенные войска Бонифация и Аспара, вероятно, в начале 432 года были разбиты варварами. Многие римские солдаты попали в плен, другие просто разбежались. Вскоре после этого Бонифаций вернулся в Италию, а Аспар со своей армией ещё некоторое время находился в Карфагене, который он покинул в 434 году. Вандальское наступление в Африке продолжалось. За период до 435 года вандалы и аланы завоевали значительную часть римской Северной Африки[8][9].

Мирный договор 435 года

Бонифаций, вступивший в открытую борьбу с Аэцием, погиб, и Аэций стал фактическим руководителем империи при слабом императоре Валентиниане. Чтобы сдержать дальнейшее наступление вандалов и иметь возможность сосредоточить силы для борьбы в Галлии, он решил заключить с ними мир. По его поручению Тригеций 11 февраля 435 года заключил с вандалами договор. Поскольку текст договора до нас не дошёл, можно лишь предположить, что вандалы и аланы, по-видимому, признали себя федератами империи, и им была передана для поселения значительная часть Северной Африки: Ситифенская Мавретания[en], часть Нумидии и небольшой район на северо-западе Проконсульской Африки. В результате владения вандалов разрезали римскую территорию. За это Гейзерих обещал платить небольшую дань империи. Выплата довольно небольшой суммы была неважна с экономической точки зрения, но она подчеркивала, что власть императора распространяется и на эту территорию. Может быть, хотя сведений об этом нет, вандальский король официально обязывался защищать римские владения в Африке от берберов. Гейзерих явно рассматривал этот договор лишь как временное перемирие, но все же на какое-то время в Африке установился мир, и Италия могла снова получать африканское продовольствие, в первую очередь оливковое масло и зерно, остро необходимое Италии. Несмотря на заключение договора, Гейзерих не доверял римлянам, а в своих новых никейско-ортодоксальных подданных видел тайных сторонников империи. Хотя тогда до широкомасштабных антиникейских гонений дело не дошло, в 437 году некоторые епископы были арестованы и изгнаны, ибо король подозревал их в проимперских настроениях. Одновременно были сначала изгнаны, а затем казнены и некоторые представители вандальской знати, являвшиеся сторонниками ортодоксально-никейского вероисповедания. Гейзерих явно готовился к расширению своих владений[10][11].

Захват Карфагена

Медная монета правления Гейзериха, короля вандалов

19 октября (по другим сведениям 23 октября) 439 года совершенно неожиданно в нарушение условий договора вандалы захватили Карфаген. Нападение было совершенно внезапным; оно произошло во время циркового представления, на котором присутствовало население города. От карфагенян Гейзерих тотчас потребовал отдать ему все драгоценности, деньги и значительную часть другого имущества[12]. В городе были разрушены некоторые общественные здания, но в целом разрушения были всё же небольшими. Захваченный Карфаген стал столицей Вандальского королевства. Имевшиеся в городе церкви, в том числе церковь Святой Реституты, игравшая роль кафедрального собора, были переданы арианам. Только несколько церквей за стенами города были сохранены за ортодоксами-никейцами. На холме Бирсы, господствующем над городом, была создана церковь Святой Марии, ставшая придворной церковью вандальского короля.

Захват Карфагена был чрезвычайно важен вандальскому королю. Это был самый большой город римского Запада после самого Рима. Его площадь превосходила 400 га, а население составляло не менее (а может быть, и более) 300 тысяч человек. Карфаген являлся чрезвычайно важным торговым центром, через него шла почти вся африканская торговля. Город был связан и с Римом, и с Константинополем, и с Александрией. Владение этим «вторым Римом» делало Гейзериха, по крайней мере, в своих глазах и глазах его подданных, чуть ли не равным самому римскому императору. Значение захвата Карфагена было столь велико, что 19 октября 439 года, день захвата этого города, стал начальной датой вандальской эры. Отныне все действия и официальные акты вандальских королей датировались по годам и числам после этого дня. В отличие от других варварских королей, которые официально датировали свои документы по консулам данного года, вандальский государь создал собственную эру, полностью независимую от империи. Медные монеты, имевшие хождение в самом королевстве, имеют на аверсе портрет (весьма условный) короля, а на реверсе — голову коня. И это изображение чрезвычайно важно. Голова коня была частой эмблемой карфагенских монет в период существования пунического города до его захвата и разрушения Римом. Восстанавливая на своих монетах пуническое изображение, Гейзерих демонстрировал не только явную оппозицию Риму, но и стремление возродить Карфагенскую державу как ведущую силу в центре и на западе Средиземноморья. Характерно, что вандальский король обращается не к германским символам, а к туземным, но доримским и даже антиримским. Он пытается таким образом возродить традицию Карфагена, прерванную римским завоеванием. Наконец, это можно было рассматривать и как вызов романскому населению своего королевства[13].

Битва за господство в Средиземном море

Захват Карфагена, являвшегося также одним из важнейших портов Западного Средиземноморья, дал вандалам возможность стать значительной силой не только на суше, но и на море. В карфагенской гавани были захвачены многочисленные торговые корабли, которые, будучи переоборудованы, стали ядром вандальского военного флота. В очень короткое время этот флот стал мощной силой, вполне сравнимой с флотом не только Западной, но и Восточной империи. Уже в 440 года вандалы переправились на Сицилию и осадили Панорм (Палермо). Положение стало весьма тревожным. Вандальские пираты бесчинствовали почти во всём Средиземноморье. Уже и сам Рим, а также Неаполь и некоторые другие прибрежные города Италии готовились к обороне. Во главе армии, которая должна была в случае вандальского нападения оборонять Италию, был поставлен Сигисвульт, который ранее успешно воевал в Африке. По приказу Валентиниана даже римские горожане были вооружены. Одновременно и восточное правительство направило флот для борьбы с вандалами, тем более что вандальское пиратство угрожало и Востоку. Правда, особенно активных действий против вандалов восточный флот не предпринял, поскольку самой Восточной империи в это время угрожали гунны, но угроза объединения сил обеих Империй казалась вандальскому королю весьма реальной. К тому же и действия на сицилийской земле оказались не такими удачными, как рассчитывал король: так, упорное сопротивление оказал Панорм. В этих условиях Гейзерих не решился на дальнейшую эскалацию военных действий. Он очистил Сицилию и предпочёл пойти на переговоры. Но эти переговоры он вёл с позиции силы, ибо в Африке римляне было полностью разгромлены, и это очень ограничивало маневры Аэция. Африка являлась главной житницей Западной империи, и её захват вандалами ставил Италию и Рим под угрозу голода. Равеннское правительство предпринимало лихорадочные усилия по его предотвращению, но их было недостаточно. Эго давало в руки Гейзериха сильнейшее оружие. С другой стороны, и Аэций стремился к миру. Сил сражаться одновременно на нескольких фронтах у империи уже не было, а положение в Галлии он считал более серьезным, ибо события в этой стране угрожали непосредственно Италии. К тому же Аэций явно не решался направить значительную армию в Африку, а тем более самому отправиться туда из-за страха ослабить свои позиции при равеннском дворе. Кроме того, этот договор устранял угрозу объединения вандалов и вестготов против империи и предотвращал дальнейшую экспансию вандалов, в том числе и на саму Италию. В какой-то момент возникла коалиция ранее смертельных врагов — вандалов и вестготов, и их союз был скреплен браком между наследником Гейзериха Хунерихом и вестготской принцессой[14].

Мирный договор 442 года

В результате переговоров в 442 года был заключен новый мирный договор между Империей и вандальским королём, предусматривавший новый раздел Африки. Теперь под власть вандалов перешли Проконсульская Африка (Зевгитана), Бизацена, Гетулия и часть Нумидии. В силу этого договора римские владения были разрезаны вандальскими. Валентиниан признал за Гейзерихом статус «союзника и друга», и это обеспечило вандальскому королю относительно спокойное господство над римским населением своего королевства. С римской точки зрения договор, согласно которому вандальский король признавался «другом и союзником римского народа», означал превращение Вандальского королевства в клиентское государство, как это было когда-то с различными другими государствами, формально сохранявшими свои правящие династии, но полностью контролируемые Римом, и защищавшими их от нападений других варваров. Вандалы по-прежнему считались федератами Империи, вероятнее всего, они обязались по-прежнему поставлять африканские продукты (особенно зерно и масло), и Валентиниан рассматривал себя законным правителем всех африканских провинций, включая и те, которые были переданы Гейзериху, в том числе самого Карфагена. Поэтому Валентиниан и Аэций вполне могли считать заключение этого договора римской победой. Более того, уступка этих провинций вообще считалась временной. Оказывая помощь римским беглецам из Африки, император заявлял, что эти меры будет осуществляться вплоть до возвращения изгнанников в Африку. Но на деле, конечно, ни о какой власти императора над отданными вандалам провинциями не было. С другой стороны, этот договор стал новым шагом в юридическом закреплении власти вандальского короля над значительной частью африканских территорий. Если по договору 435 года часть Африки передавалась воинам Гейзериха только для поселения, то теперь африканские территории переходили под власть короля. Это был совершенно новый шаг в договорном оформлении отношений между императором и варварским королём. Император мог считать нового «союзника и друга» своим клиентом, но для самого Гейзериха важен был сам факт признания. Он уже давно был королем вандалов и аланов, а теперь он стал королем и для афро-римлян. И для афро-римлян, и для вандалов и аланов исходный пунктом и важнейшей причиной такого признания справедливо являлся захват Карфагена. Поэтому Виктор Витенский и считает это событие началом правления Гейзериха[15].

Помолвка Хунериха и Евдокии

В качестве гарантии мира Гейзерих послал в Равенну заложником Хунериха, которому даже была предложена рука старшей дочери императора Валентиниана III Евдокии. Брак Хунериха с дочерью вестготского короля Теодориха (имя её неизвестно) был разорван, несчастная была обвинена в измене, ей отрезали нос и уши и отослали с позором к отцу[16]. В Равенне была совершена помолвка Хунериха и Евдокии. Потенциальный брак будущего вандальского короля с дочерью императора казался Гейзериху чрезвычайно привлекательным. Он значительно укреплял престиж самого короля и его семьи в глазах его подданных. Этим браком варварский правитель входил бы в императорскую семью, которая все ещё пользовалась высочайшей репутацией, а внук Гейзериха (а, может быть, при определенных обстоятельствах и сын) имел бы довольно высокий шанс занять императорский трон. Всё это открывало перед Гейзерихом перспективу самому стать самым могущественным из всех варварских королей того времени[17].

Однако дружба в отношениях между Карфагеном и Равенной длилась недолго. Император и его жена всячески медлили с заключением брака. Во время помолвки Евдокии было всего пять лет, но даже когда ей исполнилось двенадцать, а это по римским законам давало возможность вступить в брак, Валентиниан и Лициния Евдоксия так и не давали на него согласия. Через какое-то время Хунерих вернулся в Африку, так и не став законным мужем Евдокии. Это вызвало определенное напряжение в отношениях между Вандальским королевством и Империей. Не исключено, что Гейзерих, не теряя окончательно надежду на брак сына с дочерью императора и поэтому сам не выступая открыто против Империи, каким-то образом участвовал в решении Аттилы вторгнуться в Западную империю. Однако если это и так, разгром Аттилы на Каталаунских полях полностью отрезвил его. В сентябре 454 года был убит Аэций. Валентиниан пытался сохранить сложную систему отношений с варварскими государствами, выстроенную Аэцием. Гейзерих явно пошёл на улучшение отношений. Возможно, он полагал, что разрушение планируемого брака его сына с дочерью императора было делом рук Аэция, тем более что позже возник план женить сына Аэция Гауденция на другой дочери Валентиниана. Поэтому Гейзерих вполне мог увидеть в убийстве Аэция возможность реального претворения в жизнь своих планов, связанных с императорской семьей. Уже в октябре он разрешил избрать ортодоксально-никейского епископа в Карфагене, а затем и в Гадрумете. Это был ясно шаг навстречу императору. Но возникшее хрупкое равновесие было разрушено убийством самого Валентиниана 16 марта 455 года. Императором на следующий день стал Петроний Максим. Гибель Валентиниана явно рассматривалась с германской точки зрения и как ликвидация договора, заключенного с этим императором. Гейзерих использовал политический кризис в Западной империи для укрепления своего положения и расширения своей власти. Именно после убийства Валентиниана он захватил все крупные острова Западного и Центрального Средиземноморья, включая Сицилию и Сардинию. Это привело к фактическому установлению вандальской гегемонии в центре и на западе Средиземного моря. Не только смерть Валентиниана и, следовательно, прекращение, с его точки зрения, действия договора, но и промедление с давно согласованным браком Евдокии и Гунериха, как и месть за убийство несостоявшегося тестя, могли стать прекрасным поводом для вторжения в Италию. Хотя брак и не был заключен, сама помолвка позволяла Гейзериху считать Валентиниана своим родственником, а месть за убийство родственника была необходимым долгом всякого германца. Непризнание Петрония Максима восточным императором Маркианом позволяло надеяться на его нейтралитет[18].

Укрепление власти короля

Заключив в 442 году договор с Римской империей, Гейзерих использовал новую ситуацию и для наступления на собственную аристократию. Ко времени вторжения в Африку вандальская знать была довольно независима. Социальное и имущественное расслоение ярко проявилось у вандалов ещё задолго до их появления на территории Римской империи. Судя по погребальному инвентарю, знать резко отличалась от рядового населения. Эта знать явно играла значительную роль в жизни племени. Уже в III веке у вандалов имелись «правители» (архонты, по словам греческого писателя), то есть, вероятнее всего, герцоги, которые пользовались таким же почётом и имели такое же богатство, что и короли. Как складывались отношения между королями и родовой аристократией во время войн и вторжений, мы не знаем. Ясно только, что и после вторжения в Африку эта аристократия ещё обладала значительной силой. Это привело к конфликту между ней и королём. Конфликт мог обостриться ещё и из-за происхождения самого Гейзериха. Он, как говорилось ранее, был сыном пленницы, и гордая вандальская аристократия могла с презрением относиться к этому человеку. С другой стороны, в ходе удачных войн и успехов его умелой дипломатии авторитет Гейзериха неизбежно вырос, а заключение договора 442 года, в результате которого за варварами закреплялась самая богатая и ценная часть Западной империи, включая Карфаген, а его наследник должен был стать зятем самого императора, подняло короля на огромную высоту в глазах его соотечественников.

Опираясь на своих приверженцев, число которых по мере успехов короля не могло не увеличиваться, и, по-видимому, на свою дружину, Гейзерих вступил в открытый конфликт со знатью. В ответ аристократы составили заговор. Его раскрытие привело к жестоким репрессиям. По словам хрониста, от рук короля погибло аристократов больше, чем во время войн. В результате значительная часть родовой аристократии была физически уничтожена, а другая оттеснена от реальной власти. Некоторые уцелевшие представители этой аристократии могли сохранить свои позиции или вернуть их, но уже в качестве служителей короля, его чиновников (хотя, может быть, и высших), его военачальников. Их карьера отныне определялась не происхождением, а службой. Мощь родоплеменной знати была окончательно сломлена. Это был, пожалуй, единственный случай физического уничтожения старой аристократии в истории германских племен. Место этой аристократии возле короля заняла новая, служилая знать, обязанная своим положением не знатному рождению, а милости короля. В её состав могли входить даже королевские рабы. Так, позже королевский раб Годас стал наместником Сардинии. Именно из этой знати создается королевский двор, из неё вербуются высшие чиновники, осуществлявшие конкретное управление. Верховная власть полностью сосредотачивается в руках короля. Старый совет знати перестает существовать. Его место занимают высшие чиновники и, особенно, арианские епископы. Не созывалось больше и народное собрание. Военные отряды вандалов, среди которых главную роль играла конница, были размещены вдоль южной границы и в портах. Военную службу несли, кроме берберов во вспомогательных отрядах, только вандалы и аланы[19].

Гизерих задумал следующее. Он велел срыть стены всех городов Ливии, кроме Карфагена, с той целью, чтобы ни сами ливийцы, став на сторону римлян, не могли бы, обладая этими укреплениями как своим оплотом, поднять против него восстание, ни посланные василевсом войска не могли надеяться, что они и городом завладеют и, поставив в нем свой гарнизон, будут досаждать вандалам[20].

Захват и разграбление Рима

Вандальское королевство при Гейзерихе

В мае 455 года флот Гейзериха отплыл из Карфагена, и в конце месяца вандалы высадились в устье Тибра. 31 мая войско Гейзериха расположилось перед Римом. Петроний Максим явно растерялся, не ожидая этого нападения. При известии о высадке вандалов и их приближении к Риму Петроний Максим бежал. Бежали и сенаторы. Это бегство вызвало гнев римлян и воинов. Император был застигнут в городских воротах и забросан камнями, после чего обезглавлен и разрублен на куски, а остатки его тела брошены в Тибр. Через три дня вандалы вошли в Рим. Вечный город снова попал в руки варваров. При вступлении вандалов в Рим папа Лев I встретил Гейзериха и умолял его пощадить беззащитный город. Но вандалы, не вняв просьбам папы, в течение двух недель методически подвергали Рим такому разгрому и грабежу, что слово «вандализм» стало синонимом бессмысленного и жестокого разрушения. Добычей вандалов стали драгоценные металлы и все украшения. Они сняли половину позолоченного декора Капитолийского храма. Со своих постаментов были сняты статуи, разрушены не только дворцы и особняки но и многочисленные дома. Среди трофеев был и бронзовый подсвечник из Иерусалимского храма, в своё время привезенный в Рим Титом. После разгрома Рима вандалы отправились назад в Африку, увозя с собой не только награбленные богатства, но и множество пленных, включая императрицу Лицинию Евдоксию и её двух дочерей — Евдокию, которая все же стала женой Хунериха, и Плацидию. В вандальский плен был увезен и сын Аэция Гауденций[21][22].

Расширение границ Вандальского государства

Ни в Италии, ни в самом Риме вандалы не задержались. Целью Гейзериха не был захват Италии. Италия с этого времени являлась лишь ареной грабительских набегов, которые постоянно разоряли италийские берега. В Африке же вандалы захватили те территории, которые ещё оставались под властью императора. Римское владычество в этой стране завершилось. Одновременно вандалы использовали сложившуюся ситуацию, чтобы захватить Сицилию, Сардинию, Корсику и Балеарские острова. Их захват создавал защитную зону вокруг африканских владений вандалов. Захват Сардинии и в ещё большей мере Сицилии ставил Италию и Рим в продовольственную зависимость от вандальского короля. В это время вандалы стали самой серьезной силой в западном бассейне Средиземного моря. Пиратские суда вандалов разоряли и восточную часть этого моря. Порой они выходили и в океан, как это было ещё в 445 году, когда их пиратские суда неожиданно оказались перед побережьем Галлеции и, высадившись около Турония, захватили пленников[23]. Их активность компенсировала недостаток людского потенциала, находившегося в распоряжении Гейзериха. «Вандальский синдром» стал подлинным кошмаром римлян[24].

Попытки Рима и Константинополя в противодействии вандалам

С этого времени борьба с вандалами стала главной задачей западноримского правительства. Не мог остаться полностью в стороне от этого и Константинополь. Положение обострялось тем, что члены императорской семьи оказались пленниками варварского короля. Восточный император Маркиан потребовал от Гейзериха возвращения царственных пленниц, но тот решительно отказался, и император в ответ ничего не смог предпринять. Такое же требование предъявил Гейзериху западный император Авит, но и оно было отвергнуто. В ответ Авит направил против вандалов, бесчинствовавших на Сицилии, армию во главе с Рицимером. Рицимер одержал победу над вандалами у Агригента, а затем разбил их в морском сражении у берегов Корсики. Это были первые победы над вандалами после позорного разгрома Рима, и они были восприняты общественным мнением как месть вандалам. Последующие события показали, что эти победы были далеко не решающими. Вандальский флот остался господствовать в Средиземном море. После убийства Валентиниана и тем более после разгрома Рима вандалы прервали поставки хлеба, масла и вина в Италию, и это вскоре привело к голоду в Риме, что стало одной из причин свержения Авита.

На Западе Авита сменил Майориан, а на Востоке Маркиана — Лев I. И оба эти императора продолжали по отношению к вандалам ту же политику. Майориан даже попытался организовать вторжение в Африку, но его флот, находившийся в Испании, был внезапно атакован вандалами и уничтожен, после чего сам Майориан был свергнут и убит Рицимером, который после этого стал фактическим правителем Западной империи. Лев оказался более удачливым. Он сумел добиться освобождения Лицинии Евдоксии и ее младшей дочери Плацидии, которая вышла замуж за своего давнего жениха Олибрия. Что же касается старшей, Евдокии, то она в соответствии с ранее достигнутой договоренностью стала женой Гунериха и, естественно, осталась с мужем в Карфагене. Одновременно Лев договорился с Гейзерихом о прекращении вандальских нападений на берега Восточной империи.

Правивший же фактически Западом Рицимер договориться с Гейзерихом не смог. Более того, Гейзерих от имени своей невестки потребовал возвращения ей (а фактически, естественно, ему самому) всех частных владений её отца в качестве приданого. Кроме того, основываясь на нахождении в Карфагене сына Аэция Гауденция, он предъявил претензии и на имущество Аэция. Едва ли такой практичный и рассудительный правитель, как Гейзерих, всерьез рассчитывал получить всё находившееся в Италии имущество бывшего императора и его лучшего полководца, но эти требования являлись превосходным поводом для продолжающихся нападений на оставшиеся ещё под контролем западного правительства территории Империи, в том числе на саму Италию. Гейзерих сделал ещё один шаг, поставивший под вопрос положение Рицимера. После смерти западного императора Либия Севера он потребовал назначения императором Олибрия. Расчёт вандальского короля был верным. Олибрий был мужем, как уже говорилось, Плацидии, и это делало его в случае воцарения легальным императором, с которым был бы вынужден согласиться и восточный август. Кроме того, Олибрий принадлежал к знатной сенаторской фамилии Анициев-Пробов, что обеспечивало бы ему поддержку итало-римской аристократии. Поставив же на трон свою креатуру, Гейзерих вполне мог рассчитывать занять место фактического правителя Западной империи или по крайней мере, второго лица в государстве, оттеснив Рицимера. В ответ Рицимер и западные сенаторы стали просить Льва назначить им императора. Выбор Льва пал на способного полководца Антемия.

Вскоре после утверждения Антемия в Риме Лев направил к Гейзериху посольство с требованием не только оставить в покое Италию, но и самому уйти от власти. Это была явная провокация, и Гейзерих это прекрасно понял. В ответ на это он снова распространил пиратские действия своих кораблей и на побережье Греции, то есть на территорию Восточной империи. Повелись какие-то переговоры между вандалами, вестготами и свевами. Может быть, речь шла о создании антиримской коалиции, которую можно было противопоставить антивандальскому союзу обеих частей Римской империи. Из этой попытки, однако, ничего не вышло, и вандалам пришлось воевать с римлянами в одиночку. В скором времени на Востоке была подготовлена огромная армия, которая должна была вторгнуться в Африку и покончить с господством там варваров. К ней присоединилось и сравнительно небольшое западно-римское войско. Однако грандиозная экспедиция завершилась полным разгромом. Вандалы вновь доказали, что являются самой значительной силой в Средиземноморье. Недаром один греческий автор назвал Гейзериха «королем суши и моря»[25][26]. Прокопий Кесарийский рассказывает:

«Говорят, что как-то, когда Гизерих сел уже на корабль в Карфагенской гавани и паруса были подняты, кормчий спросил его, против какого народа он велит плыть? Тот в ответ сказал, что, разумеется, против тех, на кого прогневался Бог. Так безо всякого основания; он нападал на кого придётся»[27].

«Вечный мир» 474 года

Через некоторое время Гейзерих добился ещё одной важной победы: после убийства Антемия в 472 году западным императором стал всё же Олибрий, уже давно «проталкиваемый» на трон Гейзерихом. Однако условия воцарения Олибрия были не те, на какие рассчитывал Гейзерих. Олибрия сделал императором всё тот же Рицимер. Это изменило положение самого Олибрия, который своим троном был теперь обязан не Гейзериху, как это было бы раньше, а Рицимеру. Сам Гейзерих, видимо, уже отказался от мысли стать в результате этого фактическим правителем Западной империи, так как это привело бы к фронтальному столкновению с Рицимером, а он, несмотря на недавнюю победу над объединенными римскими силами, к такому столкновению был явно не готов. Однако теперь он добился другой цели: связать себя и свою семью родственными узами с действующим императором, что, несомненно, усилило бы его власть в собственном королевстве. Но уже в том же году Олибрий умер (как и Рицимер), и это, по-видимому, стало ударом для Гейзериха. Наступательный порыв вандалов уже в большой степени иссяк. Никакой кандидатуры на римский трон у Гейзериха уже не имелось. Его невестка Евдокия неожиданно бежала из Карфагена в Восточную Римскую империю и направилась в Иерусалим. Королю стало ясно, что в новых условиях необходимо новое урегулирование отношений с Империей. В 474 году он, как кажется, сам предложил новому восточному императору Зенону отпустить пленников и заключить мир. С другой стороны, и Зенон совершенно ясно понял, что силой сокрушить Вандальское королевство ни он, ни тем более его западный коллега не в состоянии. В результате начались переговоры, завершившиеся заключением в том же 474 году «вечного мира».

По условиям этого мира вандальский король отпускал без выкупа всех римских пленных и разрешал никейцам-ортодоксам свободно избирать своих епископов, а император взамен признавал за ним все владения, которые в тот момент находились в его власти, то есть всю Африку к западу от Египта и Киренаики, Сицилию, Сардинию, Корсику и Балеарские острова. Гейзериху договор был важен не только тем, что он легитимировал его власть над обширными территориями, в том числе большими островами Центрального и Западного Средиземноморья, но и официальным признанием полного суверенитета Вандальского королевства. Отныне ни о каких федератских отношениях между этим королевством и Империей не было и речи. Западный император Юлий Непот как коллега Зенона тоже был каким-либо образом связан с этим договором, хотя явно выступал в роли «младшего партнера». Непоту пришлось признать потерю огромных территорий, ещё сравнительно недавно управляемых западным императором. Конечно, все эти территории были фактически уже потеряны, но юридическое признание потери не могло не стать ударом для авторитета Западной империи и её правителя. Но, с другой стороны, договор обезопасил Италию от новых вандальских набегов. «Вечный мир» 474 года завершил формирование Вандальского королевства[28][29].

Обустройство королевства

Официально речь шла о Вандальско-аланском королевстве. Король носил титул короля вандалов и аланов (rex Vandalorum et Alanorum). Речь идет о двух равноправных этнических компонентах государства. Такая ситуация восходит к событиям 415—418 годов, когда вандалы-силинги и аланы потерпели сокрушительное поражение от вестготов и их остатки соединились с вандалами-асдингами. Очень вероятно (хотя никаких сведений об этом нет), что объединение было обусловлено каким-то соглашением, которое короли асдингов выполняли до самого конца существования королевства. Содержанием такого соглашения могло быть признание аланами своего подчинения вандальскому королю, который взамен признавал аланов полностью равноправными с вандалами. Соединение с асдиннгами было спасением и для силингов, и для аланов, но в сложившейся ситуации было выгодно и асдингам, поскольку перед лицом вестготских побед и угрозы полного поражения с непредсказуемыми последствиями увеличивало силы, противостоящие вестготскому королю. Однако сохранение официального двуэтнического характера государства с течением времени перестало отражать реальность. Современники обычно говорили только о вандалах, сохранившиеся имена — либо германские, либо романизованные, никаких следов аланской культуры в Африке пока не обнаружено. Вероятнее всего, аланы довольно быстро слились с вандалами, и только королевский титул сохранял след былого объединения двух этносов — вандалов, которые уже не разделялись на силингов, и асдингов, и аланов. Прокопий Кесарийский прямо говорит, что имена аланов и других варваров, кроме маврусиев (мавров, берберов), были поглощены именем вандалов. Поэтому совершенно справедливо говорить именно о Вандальском королевстве в Африке.

Сами вандалы (и соединившиеся с ними остатки аланов) заселили значительную часть провинции Зевгитаны (Проконсульской Африки). Это была самая плодородная часть их королевства. Находившиеся здесь императорские владения, а также имения римлян, как сенаторов-латифундистов, так и городских землевладельцев, были почти полностью конфискованы и разделены по жребию между 15-20 тысячами завоевателей, получивших их в наследственное владение. Эта территория даже стала называться «вандальские уделы» (sortes Vandalorum). Новые владельцы, будучи завоевателями и их потомками, не платили поземельный налог. Вандалы и аланы, став хозяевами вилл и латифундий, практически ничего в экономической и социальной структуре своих новых владений не меняли, довольствуясь лишь извлечением доходов из них. Остальная часть захваченных земель была объявлена доменом вандальского короля. Существовавшие в этой части Африки императорские владения перешли непосредственно к королю, но остальные земли остались в собственности их прежних владельцев, которые отныне должны были платить дань новому государю. Конечно, это не означает полного сохранения старых порядков[30].

Вандальское завоевание сопровождалось разорительными войнами и грабежами, и это в первую очередь отразилось на городах и муниципальных землевладельцах. Крупные же собственники в большей степени сумели сохранить своё имущество. В условиях общей нестабильности, сопровождавшей завоевание, многие рабы и колоны бежали и сумели сохранить свою свободу и после установления мира. С другой стороны, многие свободные жители были порабощены, да и с собой из Испании вандалы и аланы привели довольно большое количество рабов. Ещё больше рабов попало в руки вандалов в результате их набегов на берега Италии и других стран Империи. Ни о какой ликвидации рабства не могло быть и речи. Вандальское завоевание даже привело к расширению масштаба рабства в Африке. Более того, если позднеимперское законодательство ограничивало возможности рабовладельцев убивать и калечить своих рабов, то вандальский король подчеркнул абсолютное право господ делать со своими рабами всё, что им угодно, включая убийство. Можно говорить, что само по себе варварское завоевание Африки не привело к коренному перевороту в социально-экономических отношениях[31].

«Завещания Гейзериха»

По старому германскому обычаю вандальского короля избирало народное собрание. Естественно, что в этом собрании решающую роль играли аристократы. После 442 года они эту роль, разумеется, перестали играть. Служилая знать была связана не с народом, высшим слоем которого являлась прежняя родовая аристократия, а лично с королём. В этих условиях электоральное значение народного собрания исчезает. Гейзерих решил законодательно оформить новую ситуацию. Незадолго до своей смерти в 477 году он издает закон («Завещание Гейзериха»), по которому королевское достоинство сосредотачивается только в роде Асдингов, а королём должен без всяких выборов стать старший из этого рода[32]. Этот принцип сеньориата не соответствует ни германским, ни римским традициям и, может быть, был принят под влиянием обычаев местного берберского населения. Издавая этот закон, Гейзерих стремился не только сосредоточить королевское достоинство в своей семье, но и исключить возможность какого-либо регентства, раздоров внутри самих Асдингов, раздела королевства между соперничающими правителями. Политические же последствия «Завещания Гейзериха» оказались более значимыми. Этим законом старое народное собрание, в котором участвуют все свободные мужчины, практически ликвидируется. Король ещё не может не считаться со своими воинами. Так, при переговорах с Зеноном о «вечном мире» он заявил, что не может принудить воинов даже при условии выкупа вернуть находившихся в их власти римских пленных. В какой-то степени это была уловка, но в большой мере это заявление отражало реальное положение, поскольку причинить какой-либо ущерб воинам король не мог и не хотел. Однако о политической роли народного собрания речи больше не было[33].

Роль короля

Был создан фактически новый государственный строй, в большой мере построенный по римской модели. Теперь вся власть сосредотачивается исключительно в руках короля. Вся территория королевства за пределами sortes Vandalici является доменом короля, так что землевладельцы независимо от их происхождения и размеров владений официально считаются только держателями своих земель. Только король теперь осуществляет высшую политическую власть, издает законы и сам их же исполняет, является главнокомандующим армией и флотом, возглавляет назначаемый им же государственный аппарат, осуществляет полицейские функции, охраняя существующий порядок, распоряжается всеми финансами, является верховным судьей, фактически руководит местной арианской церковью и претендует на власть и над никейско-ортодоксальной иерархией. Король издает свои законодательные акты, которые могут носить разные названия — конституции, декреты, эдикты, законы, но в любом случае они имеют обязательную силу. Власть короля становится неограниченной и деспотической. Его часто именуют и римским титулом dominus (господин), а порой и принцепсом, как римляне — императора. Источником всего управления государством является «величие короля» (maiestas regia). Знаком его власти является диадема. Официальными качествами короля являются милосердие, благочестие, кротость, прозорливость, но реально лишь личные качества государя определяют характер его правления. Вокруг короля формируется его двор (domus regia, aula, palatium). Его дворец возвышается на холме Бирсе, господствуя над столицей. Его личность охраняет не только его дружина, но и специальная придворная гвардия. Все остальные жители королевства, как вандалы и аланы, включая их знать, так и местное романское население, вполне официально являются подданными короля (subiecti), практически не имевшими никаких политических прав и полностью подчинявшимися любым королевским приказам и приговорам. Надзор за их лояльностью и вообще порядком в государстве осуществляет специальная полиция — вигилы (стражники). Полицейскими функциями были наделены и некоторые другие вооруженные отряды, среди которых были даже королевские рабы. Наконец, наряду со всей этой силой существовала и тайная полиция (occulti nuntii). Чтобы не дать никому возможности из какого-либо города сделать свою опору в случае мятежа, Гейзерих приказал разрушить стены всех городов, кроме своей столицы Карфагена. А чтобы не допустить никаких намеков на своеволие короля, было запрещено в проповедях упоминать фараона и Навуходоносора, дабы никому в голову не пришло бы вспоминать при этом о короле[34].

Чеканка монеты

Доходы, полученные вандалами, позволили Гейзериху чеканить собственную монету. В первое время после вандальского завоевания на территории его королевства продолжала ходить обычная имперская монета. Может быть, недостаток таких монет вынудил активно использовать старые деньги, выпущенные за много десятилетий до этого, особенно монеты императоров династии Флавиев. Однако эти монеты имели контрамарки, сделанные уже после вандальского завоевания, гарантирующие законность хождения такой монеты в королевстве. Уже один этот факт свидетельствует о намерении вандальского короля установить определенную дистанцию по отношению к Империи. В Вандальском королевстве стали также выпускать и свою монету. Эти монеты, как, впрочем, и в ряде других варварских государств, чеканились с именем императора, причём не правящего, а уже давно умершего Гонория[35].

Гейзерих и берберы

Современные (и немного более поздние) авторы, говоря о пиратских набегах вандалов, наряду с ними упоминают мавров или маврусиев, то есть берберов. Они явно занимали более привилегированное место в структуре Вандальского королевства, чем афро-римляне. Во всяком случае, они участвовали в войнах, составляя в армии вандальского короля отдельные подразделения, по-видимому, возглавляемые собственными вождями. После крушения римской власти в Северной Африке в менее романизованных регионах возродились доримские порядки. На поверхность вновь выступили туземные племенные или раннегосударственные образования. Такие государства возникли, в честности, на периферии Вандальского королевства, как, например, государство Капсура (или Капсуса). Гейзерих заставил берберских царьков признать его верховную власть, и какова была степень автономии этих царьков, неизвестно. По-видимому, отношения между берберскими царьками и вандальским сувереном зависели от конкретной ситуации. После захвата вандалами Карфагена и в ещё большей степени после вандальского разгрома Рима берберские вожди признали власть Гейзериха, восприняв его в качестве наследника римских императоров. Гейзерих, со своей стороны, стал присылать им знаки их власти, как это делали ранее римляне[36].

Гейзерих и Одоакр

Когда в 476 году пала Западная Римская империя и новым властителем Италии стал Одоакр, Гейзерих сумел завоевать и его расположение. Он заключил договор с Одоакром, по которому уступал тому Сицилию, кроме Лилибея. Правда, официально Одоакр обязался платить Гейзериху ежегодный налог, что означало официальное признание того господином острова. Но это была лишь формальность, которая должна была «подсластить пилюлю» и сохранить авторитет грозного короля в глазах соплеменников. Ещё до этого Гейзерих заключил союз с фактически правившим Италией Орестом. По-видимому, и заключение «вечного мира» с Зеноном, и союз с Орестом, и договор с Одоакром были вызваны стремлением Гейзериха урегулировать ситуацию в Средиземноморье. Путём некоторых уступок он надеялся (и небезуспешно) стабилизировать положение собственного государства. Вандальское королевство должно было стать не столько угрозой для других государств, каким оно было на протяжении нескольких десятилетий, сколько равноправным элементом общей политической системы.

Гейзерих правил 49 лет и умер 24 января 477 года, оставив своему сыну Хунериху одно из самых мощных государств тогдашнего Средиземноморья. Год рождения Гейзериха точно неизвестен. Но считается, что он родился около 390 года. В таком случае он прожил много больше 80 лет. Такой возраст для того времени был очень значительным. Гейзерих был одним из значительных деятелей, наряду с Эйрихом и Одоакром сыгравшим важную роль в падении Западной Римской империи[37].

Гейзерих в культуре

Карл Брюллов. Нашествие Гензериха на Рим
  • Король вандалов Гейзерих — главный герой рассказа «Delenda est» американского писателя Роберта Говарда. По просьбе императрицы Рима Гейзерих со своим флотом отправляется в Италию, но в пути от явившегося к нему призрака Ганнибала узнаёт о ловушке римлян и решает разграбить Рим[38].
  • Осада Гиппона вандалами под руководством Гейзериха показана в итало-немецком фильме «Святой Августин» (2010).
  • Русским художником Карлом Брюлловым в 1836 году написан маслом эскиз картины «Нашествие Гензериха на Рим» (художник назвал Гейзериха Гензерихом). Эскиз находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи (Москва).


Династия Асдингов
Fíbula aquiliforme (M.A.N. Madrid) 01.jpg
Предшественник:
Гундерих
король вандалов и
аланов

428 — 477
(правил 49 лет)
Fíbula aquiliforme (M.A.N. Madrid) 01.jpg
Преемник:
Хунерих

Примечания

  1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 169—170.
  2. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 3 (24).
  3. Исидор Севильский. История вандалов, гл. 74.
  4. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 158—159.
  5. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 168.
  6. Виктор Витенский История гонений в Африканской провинции. I, 1
  7. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 160—162.
  8. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 3 (25—36).
  9. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 162—163.
  10. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 4 (12—14).
  11. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 163.
  12. Исидор Севильский. История вандалов, гл. 75.
  13. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 163—164.
  14. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 164—165.
  15. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 165—166.
  16. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 184—185.
  17. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 166.
  18. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 166—167.
  19. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 172—173.
  20. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 5 (8).
  21. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 5 (1—6).
  22. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 167—168.
  23. Идаций. Хроника, 131. Дата обращения: 14 марта 2013. Архивировано 25 апреля 2013 года.
  24. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 168.
  25. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 6.
  26. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 168—170.
  27. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 5 (24—25).
  28. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 7 (26—28).
  29. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 170.
  30. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 5 (11—17).
  31. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 171—172.
  32. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 7 (29).
  33. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 173.
  34. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 174.
  35. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 178.
  36. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 183.
  37. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 185.
  38. Оффут Эндрю. Глаз Эрлика: сборник. — пер. с англ. СПб: Азбука — Терра — ISBN 5-7684-02225.

Ссылки

Литература

Первичные источники

  • Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., комм. А. А. Чекаловой. Отв. ред. Г. Г. Литаврин. — М.: Наука, 1993. — 570 с. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-009494-3.

Исследования