Валторна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Валторна
Конструкция двойной валторны (вид снизу) 1. Мундштук 2. Мундрор 3. Регулируемый крючок для мизинца 4. Сливной клапан 5. Квартвентиль для переключения между строями F и B[math]\displaystyle{ \flat }[/math] 6. Клавиша вентиля 7. Вентиль 8. Кроны, для настройки каждого клапана 9. Настроечный крон строя F 10. Основной настроечный крон 11. Короткий крон строя B[math]\displaystyle{ \flat }[/math] 12. Устье раструба 13. РаструбКонструкция двойной валторны (вид снизу)
1. Мундштук
2. Мундрор
3. Регулируемый крючок для мизинца
4. Сливной клапан
5. Квартвентиль для переключения между строями F и B[math]\displaystyle{ \flat }[/math]
6. Клавиша вентиля
7. Вентиль
8. Кроны, для настройки каждого клапана
9. Настроечный крон строя F
10. Основной настроечный крон
11. Короткий крон строя B[math]\displaystyle{ \flat }[/math]
12. Устье раструба
13. Раструб
Диапазон
(и строй)

<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {\clef bass \time 2/1

b,,1 \glissando \clef treble f }</score>
примерный практический диапазон валторны F: от «си» контроктавы до «фа» второй октавы[1]
Классификация Медный духовой музыкальный инструмент
Родственные инструменты Вагнеровская туба

Валто́рна (нем. Waldhorn — лесной рог, итал. corno, фр. cor, англ. French horn[2]) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.

Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовали ещё в классической и барочной музыке, в том числе Бах, Моцарт, Бетховен).

Одинарная и двойная валторна

Несмотря на введение вентилей, одинарная валторна оказалась сложной для использования в самом высоком диапазоне. Раннее решение состояло в том, чтобы просто использовать валторны более высокого строя, обычно.

Двойная валторна также сочетает в себе два инструмента в одном: оригинальную валторну в F, и вторую, в более высоком строе B♭. При помощи четвёртого вентиля — квартвентиля (который обычно нажимается большим пальцем), валторнист может быстро перейти от глубокого, тёплого тембра строя F к более высокому и яркому строю B♭.

Техника игры на валторне

Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

В настоящее время используют инструмент главным образом in F (в строе Фа).

Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.

Ноты для валторны in F пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков).

Тембр инструмента несколько грубоватый, напоминающий фагот или тубу в нижнем регистре, в среднем и верхнем — мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.

Среди приемов изменения звука — закрытые звуки (рука заслоняет раструб будто шляпой, звук понижается на полтона — приём использовался в старину для придания хроматизмов натуральной валторне) — на пиано звук нежный, приглушенный, на форте хриплый, рычащий.

Застопоренные звуки (рука кулаком вводится в раструб наподобие груши, звук повышается на полтона, прием также использовался для придания хроматизмов натуральной валторне) — звук на пиано звенящий, напряжённо-тревожный, на форте режущий, трескучий звук (применяется в драматических эпизодах). Игра раструбом вверх делает тембр валторны громче и придает патетический характер музыке.

Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой Симфонии Густава Малера (1 часть, с 32 такта), 2-й части 5-й симфонии Чайковского (с длинным певучим соло валторны в первом разделе), в песне «For No One» группы Битлз (альбом Revolver, 1966) и др.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте, как в Пятой симфонии Шостаковича) и мелодий широкого дыхания (кантилен). Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

Известные валторнисты

Наиболее известные произведения для валторны

Вольфганг Амадей Моцарт:

  • Концерт для валторны с оркестром № 1 ре-мажор K. 412 (1791)
  • Концерт для валторны с оркестром № 2 ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
  • Концерт для валторны с оркестром № 3 ми-бемоль мажор K. 447 (1787)
  • Концерт для валторны с оркестром № 4 ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
  • Концертное рондо для валторны с оркестром ми-бемоль мажор К. 371 (1781)

Рейнгольд Глиэр:

Рихард Штраус:

Примечания

Литература

  • Буяновский В.М. Валторна. — М.: Музыка, 1971. — 69 с.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Валторна // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 12—80. — 447 с.
  • Прасолова К., Лекция по инструментоведению : Валторна. Часть I
  • Черных А.В. Валторна // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 95—98. — 320 с.
  • Чулаки М.И. Валторна // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 126—135. — 224 с.
  • Валторна // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 653—655. — 1072 с.