Арвальские братья

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Портрет императора Луция Вера как арвальского брата (около 160 года н. э.)

Арва́льские бра́тья (лат. Fratres Arvales, «бра́тья-па́хари» от лат. arvum — пашня) — римская коллегия 12 жрецов. В обязанности её входили молитвы богам о ниспослании урожая и процветании общины граждан.

Должность братьев была пожизненная; ни ссылка, ни плен не лишали их этого звания. Во главе их стоял ежегодно сменявшийся магистр; он в случае смерти одного из членов коллегии назначал ему преемника. Внешними отличиями их звания были венки из колосьев и белые головные повязки (infulae). Чтобы призвать на поля плодородие, братья ежегодно в течение трёх дней мая совершали Sacrificium Deae Diae (вероятно, разновидность богини Опс) частью в городе, частью в особом lucus Deae Diae, находившемся в 5 милях от города: до этого места простирались в древнейшие времена римские поля.

Предание говорит, что у Акки Лаврентии, супруги Фаустула и приемной матери Ромула, было 12 сыновей. Когда один из них умер, его заменил Ромул, образовавший с своими приёмными братьями коллегию Fratres Arvales. Уже символ в виде венка из колосьев служит ясным доказательством, что назначение братства заключалось в служении богине земли и земледелия, называвшейся Деа Диа. Многие смешивают её с Церерой, но наиболее вероятно, что она одно и то же лицо с Опс, женой Сатурна, которая почиталась как покровительница римской городской земли. Холм богини находился неподалёку от города Рима около Тибра, в том месте, что называется теперь Аффога л’Азино. Здесь ежегодно совершались торжественные богослужения. Октавиан Август реставрировал эту коллегию, пришедшую в упадок к концу республики[1]. Глава коллегии избирался на один год, и она пополнялась членскими выборами. По-видимому, правом избрания пользовались только патриции.

Между разными другими обрядами упоминается особенно пляска, которую «братья» исполняли во внутренности храма в роще богини, при пении старинной, дошедшей до нас песни, сложенной сатурническим размером.

Более точные сведения о них получены благодаря протоколам времён Гелиогабала, которые были изданы Луиджи Гаэтано Марини в 1795 году и значительно пополнены находками, сделанными при раскопках, производившихся в Риме в 1866 году за счёт прусского правительства. При последних найдены акты коллегии за 58 и 59 годы.

Для сравнения: Henzen, acta fratrum arvalium (1874). От упомянутого sacrificium Deae Diae отличалось Ambarvale sacrum, которое во время арвальского праздника каждым землевладельцем совершалось на своей земле; здесь также исполнялись известного рода песня и пляска.

Примечания

Ссылки