Абунданция

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абунданция
лат. Abundantia
Абунданция с рогом изобилия. Картина Рубенса, ок. 1630 г.Абунданция с рогом изобилия. Картина Рубенса, ок. 1630 г.
Богиня изобилия
Мифология Римская мифология
Сфера влияния достаток и процветание
Толкование имени «изобилие»
Пол Женский
Обиталище морские порты

Абунданция (лат. Abundantia — «довольство», «изобилие») — древнеримская богиня изобилия, которое древние римляне понимали в контексте продуктового избытка, в первую очередь зернового.

Культ Абунданции тесно связан с богиней жатвы Анноной и на определённых этапах их отождествляли. В античном Риме образ Абунданции запечатлели преимущественно на монетах. На них изображена сыплющая из рога изобилия зерно или колосья женщина. Персонификацию изобилия в виде Абунданции изображали многие известные художники и скульпторы, такие как Рубенс, Ян Брейгель Младший, Ноэль Куапель, Ганс Макарт и другие.

Культ

Культ персонификации богини изобилия Абунданции тесно связан с богиней жатвы Анноной. Вначале этих богинь отождествляли. По мере того, как снабжение Рима перестало зависеть от развития сельского хозяйства в Италии и перешло на поставки из далёких провинций, богинь стали почитать по отдельности. Местом обитания Абунданции в представлениях древних римлян стали порты, в которых выгружали зерно[1]. Возможно поэтому богиню изобилия стали почитать как жену бога реки Нил, в области которой располагались наиболее плодородные поля Римской империи[2]. Богиню урожая и плодородия Цереру относили к спутницам Абунданции[3][4]. В Метаморфозах Овидия описана легенда происхождения рога изобилия, которым пользовалась Абунданция для одаривания других различными благами[5]. Он, согласно Овидию, возник из утерянного во время схватки с Гераклом рога быка, в которого превратился Ахелой[6]:

Мало того: беспощадной рукой он ломает мой крепкий

Рог, захваченный им, и срывает, чело искажая.
Нимфы плодами мой рог и цветами душистыми полнят,
И освящают, — и он превращается в Рог изобилья», —
Молвил. Наяда тогда, подобравшись, подобно Диане, —
Из услужавших одна, — с волосами, упавшими вольно,
Входит, с собою неся в том самом роскошнейшем роге

Целую осень — плодов урожай в завершение пира.

Абунданция на монетах Древнего Рима

Абунданция на ауреусе Деция Траяна[7]

В честь Абунданции не воздвигалось ни алтарей, ни храмов[8]. Образ её был запечатлён преимущественно на монетах. На монетах Древнего Рима Абуданция изображалась в виде женщины, сыплющей зерно или колосья из рога изобилия[9]. «Изобилие», представляемое Абунданцией, в первую очередь подразумевало избыток хлеба или зерна. В связи с этим фигуры богини жатвы Анноны и Абунданции схожи. Согласно одному из подходов, в неясных случаях, предпочтительнее описывать фигуру на монете персонифицирующей, как более привычную и чаще встречаемую, Аннону[9]. Другие источники относят к изображениям Абунданции и те случаи, когда имя богини на монете не указано[10][11].

Картина «Абунданция» Ноэля Куапеля около 1700 года

Впервые Абунданция явно появилась на монетах Гелиогабала (218—222) с легендой «ABVNDANTIA AVG»[9][12]. Выпуск денег с богиней изобилия могли приурочивать к раздачам дешёвого зерна[4]. Таким образом официальная пропаганда подчёркивала щедрость императора, выражавшуюся в раздаче народу части государственных запасов[13]. Часто она фигурирует с эпитетами «AVG[usti]», «TEMPERORVM» («Августа», «времени»)[14][15][10].

После падения Римской империи

Абунданция, как Domina Abundia или Dame Habonde, упоминалась в средневековых сочинениях в качестве остатков языческих культов, являясь ласковым существом, приносящим успех и благополучие[8].

Персонификацию изобилия в виде древнеримской Абунданции изображали многие известные художники и скульпторы, такие как Рубенс, Ноэль Куапель[16], Ганс Макарт[17] и другие.

В честь Абунданции назван астероид (151) Абунданция, открытый в 1875 году. Выбор имени связан с большим количеством открытых космических тел между Марсом и Юпитером в 1870-е годы, которые как бы «высыпали из рога изобилия»[18].

Примечания

  1. Fears, 1981, p. 913.
  2. Fischer, 2017.
  3. Fears, 1981, p. 897.
  4. 4,0 4,1 Мэттингли, 2005, с. 135.
  5. Fears I, 1981, p. 821.
  6. Овидий. Метаморфозы. Книга IX. 85—92 Архивная копия от 30 октября 2018 на Wayback Machine
  7. Аверс и реверс, 2016, с. 125.
  8. 8,0 8,1 Абунданция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. I. — С. 47.
  9. 9,0 9,1 9,2 Jones, 1990, "Abundantia".
  10. 10,0 10,1 Фенглер, 1993, «Абунданция».
  11. Fischer, 2017, p. 36.
  12. RIC IV Elagabalus 56a. OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 11 октября 2018. Архивировано 30 октября 2018 года.
  13. DRC, 1889, "Abundantia", p. 2.
  14. DRC, 1889, "Abundantia AVG", p. 2.
  15. DRC, 1889, "Abundantia Temperorvm", p. 2—3.
  16. L'ABONDANCE - COYPEL Noël (фр.). Joconde. Дата обращения: 26 ноября 2018.
  17. Hans Makart's ‘Abundantia’ - The Depiction of Abundance and Fertility (англ.). Museum Boijmans Van Beuningen. Дата обращения: 26 ноября 2018. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  18. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names (англ.). — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 29. — ISBN 3-540-00238-3.

Литература

  • Аверс и реверс истории / [Ред. кол.: А.В. Митяева и др.]. — М.: Международный нумизматический клуб, 2016. — 216 с. — ISBN 978-5-9906902-6-4.
  • Мэттингли, Гарольд. Монеты Рима с древнейших времён до падения Западной империи. — Collector`s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8.
  • Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата / Отв. ред. В. М. Потин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. — ISBN 5-256-00317-8.
  • Фиарс, Д. Р.[en]. The Theology of Victory at Rome: Approaches and Problems // / Ed. by Wolfgang Haase. — Berlin & New York: Walter de Gruyter & Co., 1981. — Vol. 17.2 Religion (Heidentum: Römische Götterkulte, Orientalische Kult in der römischen Welt [Forts.]). — P. 736–826.
  • Фиарс, Д. Р.[en]. The Cult of Virtues and Roman Imperial Ideology // / Ed. by Wolfgang Haase. — Berlin & New York: Walter de Gruyter & Co., 1981. — Vol. 17.2 Religion (Heidentum: Römische Götterkulte, Orientalische Kult in der römischen Welt [Forts.]). — P. 827–948.
  • Fischer J. C. Augustan Identificications of the Figures on the Tazza Farnese // Breaking with Convention with Italian Art. — Cambr.: Cambridge Scholars Publishing, 2017. — P. 36. — ISBN 1-4438-9502-4.
  • Jones John Melville. Abundantia // A Dictionary of Ancient Roman Coins. — London: SPINK, 1990. — ISBN 185264026X.
  • Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W. Abundantia // A Dictionary of Roman Coins. — London: George Bell and sons, 1889. — P. 756.

Ссылки