Аак (судно)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аак на реке Рур

Аак (нидерл. aak) — голландская разновидность баржи, парусное грузовое судно, использовавшееся для речного или прибрежного судоходства начиная со средних веков по XIX век.

Конструкция

Водоизмещение аака могло достигать 200 тонн, полная длина корпуса — 40 метров, ширина около 6 метров, количество мачт от одной до двух, высота грот-мачты до 24 метров, длина грота-гика до 20 метров, площадь парусов 420 кв. метров, глубина трюма 1,7 — 2,6 метров[1][2].

Конструкция типичного аака подразумевала деревянный корпус, который позднее стал изготавливаться из стали. Как правило, этот корпус имел плоское днище, а киль отсутствовал. Само судно снабжалось опускавшимися за борт шверцами. Крупные ааки несли на себе парусное вооружение кеча и имели палубу с заметной седловатостью. Малые ааки строились чаще всего без палубы и несли парусное вооружение шлюпа[3].

Суда этого типа широко применялись для перевозки винных изделий, произведённых в винодельческих районах на реке Рейн (рейнский аак), Маас (маасский аак) и Лан (ланский аак).

Примечания

  1. Аак // Морской энциклопедический словарь / В. В. Дмитриев. — Л.: «Судостроение», 1991. — Т. 1. — С. 11. — 504 с. — ISBN 5-7355-0280-8.
  2. Ю. Н. Павлюченко, А. А. Гундобин, Г. П. Турмов. Аак // Архитектура судов и кораблей. Краткий морской словарь. — Владивосток: Издательство дальневосточного университета, 1992. — С. 5. — ISBN 5-7444-0120-2.
  3. Аак // Морской энциклопедический справочник / Н. Н. Исанин. — Л.: «Судостроение», 1987. — Т. 1. — С. 9. — 512 с. — 30 000 экз.