Torpedo Fire

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Torpedo Fire
Обложка коробки с игройОбложка коробки с игрой
Разработчик Strategic Simulations, Inc.
Издатель Strategic Simulations, Inc.
Дата выпуска Соединённые Штаты Америки апрель 1981
Жанр варгейм
Создатели
Руководитель Джоэл Биллингс
Геймдизайнер Джон Лайон
Технические данные
Платформа Apple II
Режим игры однопользовательский, hotseat
Язык интерфейса английский
Носитель дискета 5¼″
Управление клавиатура

Torpedo Fire (с англ. — «Торпедный огонь») — компьютерная игра в жанре варгейм, созданная и выпущенная компанией «Strategic Simulations, Inc.» в апреле 1981 года для компьютера Apple II[1][2]. Игра представляет собой пошаговое моделирование тактического морского боя между подводной лодкой и конвоем, состоящим из транспортных кораблей и эскортных эсминцев. Действие игры проходит во время Второй мировой войны. В режиме для одного игрока последний управляет конвоем. Два игрока могут играть друг против друга за одним компьютером, отдавая команды по очереди. В игре используется сочетание текстового и графического представления информации, в том числе псевдотрёхмерное представление игрового поля при виде из перископа подводной лодки. Возможно создание собственных сценариев моделируемых боевых действий.

Игровой процесс

Torpedo Fire представляет собой симуляцию морского боя между надводными кораблями и подводной лодкой времён Второй мировой войны. В игре между двумя игроками один выполняет роль капитана подлодки, а второй командует конвоем и эскортом. Если игрок один, то он управляет конвоем и играет против компьютера. Поставка игры включает один предопределённый сценарий, в котором немецкая подводная лодка атакует конвой, состоящий из двух транспортных кораблей, танкера и двух эскортных эсминцев. Также игроки могли создавать собственные сценарии с использованием программы SSI Shipyards, размещая на игровом поле подводные лодки и корабли, принадлежащие Германии, США, Великобритании или Японии. В Torpedo Fire можно создавать и свои корабли[3][4][5].

Симуляция проводится только на тактическом уровне, когда игроку не требуется заботиться о логистических аспектах сражения, в частности, о запасах топлива и боеприпасов. За уничтожение кораблей или подводной лодки противника выдаются очки, число которых определяет исход сражения. Это стимулирует игроков к выбору более агрессивной тактики[3]. Играющие по-разному наблюдают поле боя. Командир подводной лодки использует перископ, а командующий конвоем полагается на карту, на которой отображается информация, поступающая с гидролокаторов, радаров и получаемая путём визуального наблюдения[3].

Игра проходит в походовом режиме, каждый ход длится 60 секунд игрового времени. Перед началом хода игроки могут просмотреть карту, состояние своих кораблей и отдать им приказы. Предполагается, что каждый игрок видит только свою часть игрового интерфейса, а для предотвращения подглядывания предусмотрена парольная защита. Во время игры против компьютера он делает ход скрыто от игрока. После того, как оба игрока отдали приказы, компьютер производит расчёт движения и симуляцию боя, принимая во внимание характеристики кораблей, такие как их скорость и вооружение[3][5]. Расчёт производится с шагом 3 секунды и может занимать несколько минут реального времени. После этого на экране отображаются результаты хода[3].

Игра предъявляет довольно высокие требования к навыкам игрока. Он должен уметь оценивать и вычислять расстояние до противника, его курс и скорость, планировать наперёд передвижение кораблей и применение оружия, а также выбирать оптимальную скорость передвижения с учётом эффективности действия гидролокатора и вероятности поражения противником (увеличивающихся на малой скорости). Начинающие игроки имеют возможность включить подсказку, в которой отображается расстояние от подводной лодки до детонировавшей глубинной бомбы в случае, если взрыв произошёл менее чем в 250 ярдах. Для командира конвоя доступен предпросмотр выполнения приказов[3].

Компьютерный противник «Otto von Computer» (с англ. — «Отто фон Компьютер») довольно силён и способен производить торпедные атаки с разных расстояний и углов, всплывать для использования надводного орудия и передвигаться малым ходом для того, чтобы избежать обнаружения гидролокаторами. Подводная лодка компьютерного противника размещается в случайном месте карты (в отличие от сражения между игроками, где её местоположение жёстко задаётся в сценарии), что, с одной стороны, усложняет задачу игрока, а с другой, в некоторых случаях может сделать невозможным перехват конвоя, что приводит к неизбежному проигрышу компьютера[3].

Графика

Вид из перископа подводной лодки: в середине виден танкер, слева и справа — транспорты, на заднем плане — корабль эскорта.

В игре комбинируется графическое и текстовое представление информации: первое используется для отображения положения кораблей, а второе — для информации об их статусе. В интерфейсе командира конвоя используется вид сверху: на карте с сеткой отображается положение кораблей, типы которых можно различить по их контуру. Командир подводной лодки видит игровую ситуацию через «перископ»: используется трёхмерная графика с перспективными искажениями. В этом виде типы кораблей также можно определить по их очертаниям. Кроме того, может использоваться радар, который особенно полезен в ночных сценариях, так как имеет бо́льшую дальность обнаружения. Графически он изображается как круг со сканирующим радиусом, высвечивающим точки, соответствующие местонахождению кораблей (или ложным целям)[3].

В целом графика игры, а особенно псевдотрёхмерный вид через перископ, находились на вполне достойном уровне по сравнению с аналогичными играми того же периода[4][5].

Разработка и выпуск

Основным разработчиком игры был Джон Лайон, а Джоэл Биллингс занимался преимущественно маркетингом и продажами[2]. В руководстве пользователя разработчики указывали, что источником вдохновения для них послужили такие настольные игры, как Submarine, выпущенная Avalon Hill, и Up-Scope Fire, изданная Simulations Publications[англ.][4]. Игра была написана на Applesoft BASIC с использованием собственной операционной системы[3]. Для отображения трёхмерной графики использовался инструментарий 3-D Graphics System and Game Tool, написанный в 1980 году Биллом Баджем[англ.][6]. Части игры, отвечавшие за отображение графики, были написаны в первую очередь. Затем дело дошло до основных элементов игрового процесса. Лишь после того, как была разработана и отлажена отвечающая за них программа, автор приступил к изучению исторических документов, чтобы обеспечить соответствие действительности характеристик присутствующих в игре кораблей и вооружений. Включая их в игру, Джон Лайон стремился найти баланс между исторической достоверностью, позволяющей игроку почувствовать ограничения военной техники периода Второй мировой, и играбельностью. Игроку были предоставлены широкие возможности по модификации характеристик кораблей и созданию собственных сценариев[6].

Torpedo Fire была выпущена в апреле 1981 года[2]. В комплект поставки входили книга правил, справочные карточки, планшеты, транспортир и два фломастера[4].

Восприятие

В обзоре, опубликованном в первом номере журнала Computer Gaming World, Боб Проктор охарактеризовал Torpedo Fire как игру с «отличным дизайном», несмотря на некоторые недоработки (такие как постоянно происходящие столкновения кораблей или поворачивающиеся при смене угла зрения трёхмерные модели кораблей, видимые в перископ), которые, по его мнению, не помешали игре быть «интересной и захватывающей» и «лучшим симулятором противостояния подводной лодки и эсминца»[3]. В то же время, он отметил недостаточное качество программы разработки собственных сценариев, не содержащей достаточного количества проверок правильности вводимых игроком данных, а также невозможность играть против компьютерного противника в роли капитана подводной лодки. Также как недостаток он отметил использование собственной операционной системы, не являющейся полнофункциональной и не позволяющей удалять файлы сценариев и переносить их с диска на диск[3]. Спустя год Проктор опубликовал два сценария для игры: в первом американская подводная лодка должна была пересечь пролив Бунго, патрулирующийся японскими кораблями, а во второй был посвящён перехвату повреждённого японского авианосца Сёкаку, буксируемого для ремонта[7].

Иное мнение об игре высказал Форрест Джонсон в обзоре для журнала The Space Gamer[англ.]. По его словам, несмотря на «прекрасную» графику, Torpedo Fire имеет существенные недостатки. В частности, присутствуют раздражающие игрока ошибки, в том числе приводящие к «вылету». Он отметил необходимость обращаться к тригонометрическим формулам для стрельбы из пушек. Кроме того, недостатком игры он счёл дисбаланс между игровыми условностями и реализмом: с одной стороны, как глубинные бомбы, так и торпеды попадают в цель слишком редко, в результате чего игроки большую часть времени «глушат рыбу»; с другой стороны, условия выигрыша не являются реалистичными, поскольку командир конвоя получает очки не за сохранение в целости своих кораблей, а за потопление подводной лодки. В целом он расценил игру как «поворот не туда»[4].

В книге The Book of Apple Computer Software 1982 игру назвали «длинной, медленной и скучной, но с вкраплениями держащего в напряжении азарта». В обзоре перечисляются многочисленные недоработки игры и предлагаются возможные улучшения. Как итог, автор заключает, что оптимизированная и улучшенная версия игры могла бы быть хорошим продуктом, но в текущем виде игре далеко до лучших представителей жанра, таких как Computer Air Combat[8].

Наконец, в обзоре варгеймов, опубликованном в журнале Tilt[фр.] в 1984 году, Torpedo Fire признаётся одной из самых интересных игр военно-морской тематики, принадлежащих к данному жанру, причиной чему является наличие трёхмерной графики, что нетипично для времени выхода игры, а также возможности создания собственных сценариев. В итоге игре был присвоен рейтинг интересности 5 из 6[5].

Примечания

  1. A History of SSI Games (англ.) // Computer Gaming World. — 1988. — March (no. 45). — P. 37.
  2. 2,0 2,1 2,2 Tommervik, Allan. Exec Strategic Simulations (англ.) // Softalk[англ.]. — 1981. — July (vol. 1). — P. 4-6.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Proctor, Bob. Torpedo Fire: Review and Analysis (англ.) // Computer Gaming World. — 1981. — November (vol. 1, iss. 1). — P. 8-12.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Johnson F. Computer Games: Torpedo Fire (англ.) // The Space Gamer[англ.]. — 1981. — July (no. 41). — P. 36.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Stormbringer. Dossier: Kriegspiel ! La machine à remonter le temps vous entraine à Gettysburg... (фр.) // Tilt[фр.]. — 1984. — Mars (no 10). — P. 60—65.
  6. 6,0 6,1 Руководство к игре, раздел «12.0 Designer's Notes».
  7. Proctor, Bob. Bungo Pete and the Wounded Bear (англ.) // Computer Gaming World. — 1982. — Vol. 2, no. 6. — P. 36-38.
  8. The Book Of Apple Computer Software 1982 (англ.) / Stanton J. and Dickey J. (ed.). — The Book Company, 1981. — P. 275. — 406 p.

Ссылки