The Piper at the Gates of Dawn
The Piper at the Gates of Dawn | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Студийный альбом Pink Floyd | |||||||
Дата выпуска | 5 августа 1967 | ||||||
Дата записи | февраль — июнь 1967 | ||||||
Жанры | |||||||
Длительность |
41:52 (Оригинальный альбом) 34:26 (Американское издание) |
||||||
Продюсер | Норман Смит | ||||||
Страна | Великобритания | ||||||
Лейблы |
Columbia / EMI Capitol |
||||||
Профессиональные рецензии | |||||||
Хронология | |||||||
|
|||||||
|
RS | Позиция № 253 в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone |
The Piper at the Gates of Dawn — дебютный студийный альбом группы Pink Floyd, выпущенный в 1967 году и единственный, записанный под руководством Сида Барретта, который был основным автором песен и творческим лидером группы в тот период. По общему признанию, альбом оказал огромное влияние на становление и развитие психоделического рока.
Пластинка содержит причудливую лирику о космосе, чучелах, гномах, велосипедах и сказках, сочетающуюся с психоделичными инструментальными пассажами. Альбом записан на студии Эбби-Роуд в Лондоне. Во время записи пластинки участники группы экспериментировали со студийным оборудованием, использовали большое число инструментов из обширной коллекции Эбби-Роуд, а также применяли записи звуковых эффектов и природных шумов из студийной фонотеки; на одной из сессий им разрешили поприсутствовать на записи группы The Beatles, которая в соседней студии работала над песней «Lovely Rita» (в процессе создания альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band)[9][10].
Название
Альбом получил своё название, которое часто переводится на русский как «Волынщик у ворот зари», от названия 7-й главы сказочной повести «Ветер в ивах» шотландского писателя Кеннета Грэма, любимой книги основателя группы Сида Барретта (в переводе Ирины Токмаковой — «Свирель у порога зари»). В этой книге «the piper» — это Пан, играющий на свирели; герои Рэт и Крот в поисках малыша Портли испытали спиритический опыт:
— Вот это место, о котором рассказывала музыка, — прошептал дядюшка Рэт.
— Здесь, здесь мы его встретим, того, который играл на свирели.[комм 1]
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]"This is the place of my song-dream, the place the music played to me," whispered the Rat, as if in a trance. «Here, in this holy place, here if anywhere, surely we shall find Him!»
История альбома
Запись
В январе 1967 года, до начала записи дебютного альбома (The Piper at the Gates of Dawn) начинающая группа Pink Floyd записывает свой первый сингл под названием «Arnold Layne», который вышел в марте того же года (на второй стороне сингла была помещена композиция «Candy and a Currant Bun»). «Arnold Layne» — это песня, повествующая о трансвестите, которая была написана основателем группы Сидом Барреттом и основана на реальной личности — постояльце в доме матери Сида. Песня не вошла в первый альбом группы, однако вопреки протестам критиков сингл занял двадцатую позицию в хит-параде Великобритании. Также в январе группа записала 16-минутную версию психоделической композиции «Interstellar Overdrive», которая позже выйдет на французском издании альбома (британское и американское издания содержат более короткую версию этой композиции), и другое инструментальное произведение под названием «Nick's Boogie», которое не вошло в окончательную версию альбома.
Запись самого альбома началась 21 февраля 1967 года в третьей студии Abbey Road, где в это время группа The Beatles записывала свой знаменитый альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, а группа The Pretty Things записывала альбом S.F. Sorrow (первую рок-оперу). Продюсером альбома стал Норман Смит, известный своей работой с The Beatles.
В апреле Pink Floyd записывает две песни: «Percy the Rat Catcher» (позже переименованная в «Lucifer Sam») и не вошедшую в альбом песню «She Was a Millionaire». В какой-то момент, во время записи альбома группа посетила студию два, где в то время The Beatles записывали очередной сет песни «Lovely Rita». В своей книге «Вдоль и поперёк: Личная история Pink Floyd» Ник Мэйсон называет период записи альбома гладким и действенным.
Смит, работая с группой, пытался потакать всем участникам; он позже назвал эти сессии «острыми, как нож». В отличие от остальных композиций альбома, песни «The Gnome» и «The Scarecrow» были записаны с первого сета[комм 2]. Бо́льшая часть альбома была написана Сидом Барреттом, так, к примеру, слова песни «Bike» были написаны в конце 1966 года. Сама «Bike» была записана 21 мая 1967 года и изначально называлась «Bike Song». Последним днём записи альбома было 5 мая 1967[комм 3], а композиция «Pow R. Toc H.» стала последней, включённой в альбом.
Релиз
В оригинале британская версия альбома вышла в моно-версии 5 августа 1967 года, а стерео-версия была выпущена через месяц. Альбом достиг шестой строчки хит-парадов Британии.
В США выпуском альбома занимался лейбл Tower Records, который выпустил альбом только в октябре 1967. Американский релиз обладал более упрощённой структурой, нежели британский, и был переименован в «Pink Floyd». Некоторые композиции в альбоме были заменены на сингл «See Emily Play», который уже добился успеха в Великобритании[комм 4].
Отзывы и критика
Шедевр психоделического рока составили по-детски игривые «кислотные» гимны о причудливых космических пространствах, гномах, велосипедах, «комнатах, полных мелодий» и даже об одном коте. Нашпигованные звуковыми эффектами причудливые поп-песни соседствуют с выходами за пределы пространства-времени вроде 10-минутной «Interstellar Overdrive» [...]. На пару с «Сержантом Пеппером» этот феерический альбом показал возможности поп-музыки в качестве формы искусства.
Альбом был воспринят критиками крайне положительно, а спустя годы неоднократно назывался одним из ярких примеров альбомов психоделического рока 1960-х годов. В 1967 году музыкальные издания Record Mirror и NME дали альбому оценку в четыре звезды из возможных пяти. Record Mirror прокомментировало это так:
Психоделический имидж группы наконец в полной мере реализуется на этом LP, которое стало прекрасным показателем таланта группы и профессиональности записи. Изобилие мозговыносящей музыки.
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]the psychedelic image of the group really comes to life on this LP, which is a fine showcase for both their talent and the recording technique. Plenty of mindblowing sound…
Cash Box назвало альбом «изумительной коллекцией драйвовых, новаторских рок-экспериментов»[комм 5]. Высоко оценивали альбом и его композиции Пол Маккартни и бывший продюсер Pink Floyd Джо Бойд. В последующие годы альбом всё более утверждался у критиков. В 1999 году журнал Rolling Stone оценили альбом в 4,5 балла из 5, назвав его «золотым достижением Сида Барретта»[комм 6]. Журнал Q назвал альбом «необходимым» и включил его в свой список ста лучших психоделических альбомов всех времён. Также альбом занял сороковое место из пятидесяти в рейтинге журнала Mojo «50 самых запредельных альбомов всех времён». В 2000 году журнал Q поместил альбом на 55-ю строчку списка «ста лучших британских альбомов». В 2003 году журнал Rolling Stone поместил данное творение группы на 347-е место своего списка «500 величайших альбомов всех времён»[12].
Обложка
Фото и дизайн обложки сделал фотограф Вик Сайн, а задняя часть обложки оформлена рисунком Сида Барретта. На передней части обложки изображены все четыре участника группы, сфотографированные с помощью призматической линзы, которую дал Вику Джордж Харрисон за пару недель до съёмок.
В день съёмок группа прибыла с самого утра и её участники обсуждали и выбирали подходящую одежду из того, что они принесли. И только спустя несколько часов началась фотосессия.
В общем, мы провели прекрасный, позитивный день, снимая отличные картинки и болтая о значении музыки. Мир и Любовь — вот какое было послание, и все мы возвращались по домам счастливые. Через пару дней The Pink Floyd получили готовые фотографии, позже я слышал, что группе они понравились, а Сид оформил заднюю сторону конверта.
— Вик Сайн
Переиздания
LP был выпущен 5 августа 1967 в монофонической версии и месяц спустя в стереофонической. Он достиг 6-й позиции в британских чартах, американская версия достигла 131-го места в чартах США. Композиция See Emily Play заменила песни Astronomy Domine, Flaming и Bike на оригинальном американском виниловом издании.
В 1973 году компанией Harvest Records был выпущен бокс-сет названный «A Nice Pair», состоящий из объединения первых двух альбомов группы. «The Piper at the Gates of Dawn» был объединён с «A Saucerful of Secrets» в одну коробку с изменённым оформлением. В американской версии компиляции оригинальная четырёхминутная версия песни Astronomy Domine заменена на восьмиминутную концертную запись с альбома «Ummagumma».
Стерео версия на CD выпущена впервые в 1987 году, при переиздании обе версии совпадали.
В 2007 вышло специальное трёхдисковое издание Piper: на первый диск вошла моно-версия альбома, на второй — стерео-версия альбома, на третий — композиции, записанные на Abbey Road, не вошедшие в альбом.
Список композиций
Британское издание
Первая сторона | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Ведущий вокал | Длительность | |||||
1. | «Astronomy Domine» (Астрономия господня) | Барретт | Барретт, Райт | 4:12 | |||||
2. | «Lucifer Sam» (Люцифер Сэм) | Барретт | Барретт | 3:07 | |||||
3. | «Matilda Mother» (Мать Матильда) | Барретт | Барретт, Райт | 3:08 | |||||
4. | «Flaming» (Пылающий) | Барретт | Барретт | 2:46 | |||||
5. | «Pow R. Toc H.» | Барретт, Уотерс, Райт, Мейсон | Барретт, Уотерс | 4:26 | |||||
6. | «Take Up Thy Stethoscope and Walk» (Подбери свой стетоскоп и иди) | Уотерс | Уотерс | 3:05 | |||||
20:44 |
Вторая сторона | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Ведущий вокал | Длительность | |||||
7. | «Interstellar Overdrive» (Межзвёздная перегрузка) | Барретт, Уотерс, Райт, Мейсон | 9:41 | ||||||
8. | «The Gnome» (Гном) | Барретт | Барретт | 2:13 | |||||
9. | «Chapter 24» (Глава 24) | Барретт | Барретт | 3:42 | |||||
10. | «The Scarecrow» (Пугало) | Барретт | Барретт | 2:11 | |||||
11. | «Bike» (Велосипед) | Барретт | Барретт | 3:21 | |||||
21:08 |
Американское издание
Первая сторона | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Ведущий вокал | Длительность | |||||
1. | «See Emily Play» (Смотри, как играет Эмили) | Барретт | Барретт, Райт | 4:12 | |||||
2. | «Pow R. Toc H.» | Барретт, Уотерс, Райт, Мейсон | Барретт, Уотерс | 4:26 | |||||
3. | «Take Up Thy Stethoscope and Walk» (Подбери свой стетоскоп и иди) | Уотерс | Уотерс | 3:05 | |||||
4. | «Lucifer Sam» (Люцифер Сэм) | Барретт | Барретт | 3:07 | |||||
5. | «Matilda Mother» (Мать Матильда) | Барретт | Барретт, Райт | 3:08 | |||||
16:39 |
Вторая сторона | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Ведущий вокал | Длительность | |||||
6. | «The Scarecrow» (Пугало) | Барретт | Барретт | 2:11 | |||||
7. | «The Gnome» (Гном) | Барретт | Барретт | 2:13 | |||||
8. | «Chapter 24» (Глава 24) | Барретт | Барретт | 3:42 | |||||
9. | «Interstellar Overdrive» (Космическая перегрузка) | Барретт, Уотерс, Райт, Мейсон | 9:41 | ||||||
17:47 |
40th anniversary edition
Диск 1: Моно | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
1. | «Astronomy Domine (Mono)» | 4:17 | |||||||
2. | «Lucifer Sam (Mono)» | 3:09 | |||||||
3. | «Matilda Mother (Mono)» | 3:05 | |||||||
4. | «Flaming (Mono)» | 2:46 | |||||||
5. | «Pow R. Toc H. (Mono)» | 4:24 | |||||||
6. | «Take Up Thy Stethoscope and Walk (Mono)» | 3:07 | |||||||
7. | «Interstellar Overdrive (Mono)» | 9:41 | |||||||
8. | «The Gnome (Mono)» | 2:14 | |||||||
9. | «Chapter 24 (Mono)» | 3:53 | |||||||
10. | «The Scarecrow (Mono)» | 2:10 | |||||||
11. | «Bike (Mono)» | 3:27 |
Диск 2: Стерео | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
1. | «Astronomy Domine (Stereo)» | 4:14 | |||||||
2. | «Lucifer Sam (Stereo)» | 3:07 | |||||||
3. | «Matilda Mother (Stereo)» | 3:08 | |||||||
4. | «Flaming (Stereo)» | 2:46 | |||||||
5. | «Pow R. Toc H. (Stereo)» | 4:26 | |||||||
6. | «Take Up Thy Stethoscope and Walk (Stereo)» | 3:06 | |||||||
7. | «Interstellar Overdrive (Stereo)» | 9:40 | |||||||
8. | «The Gnome (Stereo)» | 2:13 | |||||||
9. | «Chapter 24 (Stereo)» | 3:42 | |||||||
10. | «The Scarecrow (Stereo)» | 2:11 | |||||||
11. | «Bike (Stereo)» | 3:24 |
Диск 3 | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
1. | «Arnold Layne» | 2:57 | |||||||
2. | «Candy and a Currant Bun» | 2:45 | |||||||
3. | «See Emily Play» | 2:54 | |||||||
4. | «Apples and Oranges» | 3:05 | |||||||
5. | «Paintbox» | 3:45 | |||||||
6. | «Interstellar Overdrive (Take 2) (French Edit)» | 5:15 | |||||||
7. | «Apples and Oranges (Stereo Version)» | 3:11 | |||||||
8. | «Matilda Mother (Alternative Version)» | 3:09 | |||||||
9. | «Interstellar Overdrive (Take 6)» | 5:03 |
Участники записи
- Сид Баррет — вокал, гитара
- Роджер Уотерс — бас-гитара, вокал
- Ричард Райт — клавишные, орган, вокал[комм 7]
- Ник Мейсон — ударные
Хит-парады
Год | Хит-парад | Позиция |
---|---|---|
1967 | Альбомы в Великобритании | 6[13] |
1967 | Billboard Pop Albums | 131[14] |
2007 | Альбомы в США | 22 |
См. также
- «Games for May» — концерт Pink Floyd 12 мая 1967 года в Куин Элизабет Холле, на котором прозвучали многие композиции, вошедшие в альбом The Piper at the Gates of Dawn.
Примечания
- Комментарии
- ↑ Перевод Ирины Токмаковой.
- ↑ с первой попытки.
- ↑ Последний сет «Pow R. Toc H.».
- ↑ При переиздании альбома на CD дисках американский релиз будет содержать такое же название и трек-лист, что и оригинальный британский.
- ↑ англ. striking collection of driving, up to date rock ventures.
- ↑ англ. the golden achievement of Syd Barrett.
- ↑ Несмотря на то, что Ричард Райт поёт ведущие партии в песнях Astronomy Domine, Matilda Mother и подпевает в некоторых других композициях, он на оригинальном конверте пластинки в качестве вокалиста отмечен не был.
- Источники
- ↑ 1,0 1,1 Pink Floyd Co-Founder Syd Barrett Dies at 60 (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall, 2006. — 11 July.
- ↑ Rob Young. Electric Eden: Unearthing Britain's Visionary Music (англ.). — Farrar, Straus and Giroux[англ.], 2011. — P. 454—. — ISBN 978-1-4299-6589-7.
- ↑ Bill Martin. Listening to the Future: The Time of Progressive Rock, 1968-1978 (англ.). — P. 165. — ISBN 978-1-4299-6589-7.
- ↑ All Music Guide review
- ↑ Blender review Архивировано 5 июня 2008 года.
- ↑ Pitchfork Media review Архивировано 13 января 2009 года.
- ↑ Q review; 1/95, p.275
- ↑ Rolling Stone review (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 29 июня 2008 года.
- ↑ Blake, 2008, p. 85.
- ↑ Мейсон, 2009, с. 118—121.
- ↑ Игорь Цалер. Сид Баррет: сияй, сумасшедший бриллиант! // 100 легенд рока. Живой звук в каждой фразе. — М.: Центрполиграф, 2017. — 544 с. — 2000 экз. — ISBN 5227078734. — ISBN 978-5-227-07269-6.
- ↑ Rolling Stone (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 13 августа 2009 года.
- ↑ Chart Stats - Pink Floyd (англ.). www.chartstats.com. Дата обращения: 1 июля 2009. Архивировано 29 января 2011 года.
- ↑ allmusic (((Pink Floyd > Charts & Awards > Billboard Albums)))
Литература
- Blake, Mark[англ.]. Comfortably Numb: The Inside Story of Pink Floyd (англ.). — Da Capo Press, 2008. — ISBN 978-0-306-81752-6.
- Мейсон Н. Inside Out: Личная история Pink Floyd = Inside Out. A Personal History of Pink Floyd. — 2-е изд., испр. — СПб.: «Амфора», 2009. — 468 с. — ISBN 978-5-367-00721-3.
Ссылки
- Rob Sheffield. Pink Floyd: Album Guide (англ.). Rolling Stone. Wenner Media, Fireside Books (2 ноября 2004). Дата обращения: 27 декабря 2014. Архивировано 17 февраля 2011 года.
- Альбомы по алфавиту
- Альбомы 1967 года
- Альбомы, вошедшие в список 500 величайших альбомов по версии журнала Rolling Stone
- Альбомы Pink Floyd
- Альбомы психоделического рока
- Альбомы экспериментального рока
- Дебютные альбомы 1967 года
- Психоделическая музыка
- Альбомы, записанные на Abbey Road Studios
- Альбомы Harvest Records
- Альбомы Capitol Records
- Альбомы EMI Records
- Альбомы Великобритании
- Альбомы на английском языке
- Альбомы, спродюсированные Норманом Смитом
- Альбомы EMI Columbia Records