The Marshall Mathers LP
The Marshall Mathers LP | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||||||
Студийный альбом Эминема | |||||||||||||||||||
Дата выпуска | 23 мая 2000 | ||||||||||||||||||
Дата записи | 1999—2000 | ||||||||||||||||||
Место записи |
The Mix Room
|
||||||||||||||||||
Жанры | хорроркор, хардкор-хип-хоп | ||||||||||||||||||
Длительность | 72:14 | ||||||||||||||||||
Продюсеры | Dr. Dre, Эминем, The Bass Brothers[англ.], Mel-Man[англ.], The 45 King[англ.] | ||||||||||||||||||
Страна |
|
||||||||||||||||||
Язык песен | английский | ||||||||||||||||||
Лейблы | Aftermath, Interscope | ||||||||||||||||||
Хронология | |||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
RS | Позиция № 145 в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone |
NME
|
Позиция № 133 в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала NME |
The Marshall Mathers LP – третий студийный альбом американского рэпера Эминема, выпущенный 23 мая 2000 года лейблами Aftermath Entertainment и Interscope Records. Пластинка спродюсирована Dr. Dre и Эминемом, а также The 45 King, братьями Басс и Мел-Маном, и записана практически за два месяца в нескольких американских студиях. По сравнению с предыдущей работой музыканта, The Slim Shady LP, альбом отличается более интроспективной лирикой – Маршалл размышляет о своём восхождении к славе, критиках его песен и отчуждение от семьи и жены. Альбом причисляется к «трансгрессивной музыке» и сочетает в себе песни в жанрах хорроркор и хардкор-хип-хоп, а также сатирические треки. В записи принимали участие такие артисты, как Дайдо, RBX, Sticky Fingaz, D12, Snoop Dogg, Xzibit и Nate Dogg.
Как и The Slim Shady LP, пластинка была окружена ореолом споров и скандалов после выхода, в то же время ещё больше выдвинув Эминема на передний план американской поп-культуры. Основным поводом для споров были тексты песен, которые считались «жестокими, гомофобными, женоненавистническими», а также содержащие отсылки на резню в «Колумбайне». Леди США Линн Чейни подвергала The Marshall Mathers LP резкой критике за лирическое содержание на слушаниях Сената США, а канадское правительство даже рассматривало запрет Маршалла въезжать на территорию Канады. Несмотря на это, пластинка получила признание со стороны музыкальных критиков и слушателей, которые крайне высоко оценили лирику артиста и называли работу эмоционально глубокой. Редакция журнала Rolling Stone назвала The Marshall Mathers LP лучшим альбомом 2000 года.
The Marshall Mathers LP возглавил чарт Billboard 200 и оставался на вершине восемь недель подряд. Альбом был ещё более успешен с коммерческой точки зрения, чем предыдущая пластинка – за первую неделю тираж проданных копий составил 1,78 миллиона, что сделало его одним из самых быстрораспродаваемых студийных альбомов в США. К альбому вышли несколько синглов: «The Real Slim Shady», «The Way I Am», «Stan», «I’m Back» и «Bitch Please II».
Многочисленные журналы и сайты включают The Marshall Mathers LP в списки величайших альбомов всех времён и признаётся самой лучшей работой в карьере Эминема. Общее количество проданных копий по всему миру составило 25 миллионов; RIAA сертифицировала The Marshall Mathers LP как «бриллиантовую» запись. В 2001 году запись выиграла «Грэмми» в номинации «Лучший рэп-альбом» и был номинирован в категории «Альбом года», а ведущий сингл «The Real Slim Shady» победил в категории «Лучшее сольное рэп-исполнение». В 2013 году альбом получил «духовное» продолжение – The Marshall Mathers LP 2.
Предыстория
Маршалл Брюс Мэтерс III, более известный под сценическим псевдонимом Эминем, в 1996 году записал и выпустил дебютный альбом Infinite, ставший полным провалом в коммерческом плане, что отразилось на лирике андеграундного рэпера. В 1997 году Эминем придумал себе альтер эго Слим Шейди и представил его в своём мини-альбоме Slim Shady EP. Заняв второе место на ежегодном общенациональном соревновании по рэп-баттлам Rap Olympics, Маршалла замечают сотрудники лейбла Interscope, которым артист передал кассету с мини-альбомом. Slim Shady EP добралась до генерального директора лейбла Джимми Айовина и основателя Aftermath Entertainment Dr. Dre. В 1999 году Эминем уже на крупном лейбле выпускает The Slim Shady LP, записанная при участии Дре и ставшая известной своим откровенным лирическим содержанием, полной упоминаний о наркотиках и насилия[1]. Пластинка была успешной с коммерческой точки зрения – The Slim Shady LP дебютировала на втором месте чарта Billboard 200 с тиражом в 283 тысяч копий за первую неделю[2]. В 2000 году альбом выиграл премию «Грэмми» в номинации «Лучший рэп-альбом», а его ведущий сингл «My Name Is» — в категории «Лучшее сольное рэп-исполнение»[3].
The Slim Shady LP превратил Эминема из андеграундного рэпера во всемирно известную знаменитость. Если раньше артист изо всех сил пытался хоть как-то прокормить свою дочь Хэйли, то теперь его образ жизни резко изменился[4]. В июне 1999 года музыкант женился на своей девушке Кимберли (Ким) Энн Скотт даже несмотря на то, что в The Slim Shady LP была песня «’97 Bonnie & Clyde», в которой Маршалл вместе со своей дочкой топил труп Ким[5]. По началу рэперу было не по себе от приобретённой славы и испытывал стресс: «Сейчас я никому не доверяю, потому что все, кого я встречаю, встречают меня как Эминема… Я не знаю, общаются ли они со мной из-за того, что я им нравлюсь, или из-за того, что я знаменитость, или из-за того, что они думают, что смогут чего-то добиться от меня»[4]. В довесок, музыкант стал весьма одиозной личностью из-за своих текстов откровенного характера – его неоднократно называли «женоненавистником, нигилистом и сторонником домашнего насилия», а главный редактор Billboard Тимоти Уайт обвинил Маршалла в том, что «он зарабатывает деньги на страданиях мира»[1].
Первоначально Эминем хотел назвать свою следующую работу Amsterdam, вдохновившись поездкой в Амстердам после выхода The Slim Shady LP и последующим употреблением тяжёлых наркотиков вместе со своими друзьями. «Свободное» употребление запрещённых веществ, которое артист наблюдал в столице Нидерландов, сильно повлияло на его желание открыто обсуждать о потреблении наркотиков, а также на создание оформления некоторой части пластинки[6][7].
Запись

The Marshall Mathers LP была записана в течение двухмесячного так называемого «творческого запоя» — сессии записи песен длились по двадцать часов. Эминем хотел снизить шумиху вокруг своей персоны во время записи, чтобы сконцентрироваться на работе и распланировке каждой песни[8]. Артист в тот период описывал себя как «студийную крысу», которая творчески извлекала выгоду из изолированной среды студии. Бо́льшая часть альбома записывалась спонтанно[9]. Dr. Dre вспоминал: «Мы не просыпались в два часа ночи, не звонили друг другу с предложением „Я что-то придумал! Мы должны добраться до студии!“. Мы просто ждали и смотрели, что произойдёт, когда мы туда доберёмся»[10]. Маршалл говорил, что его «любимый» материал к лонгплею создавался по принципу «валять дурака» — так, текст к «Marshall Mathers» музыкант написал под небрежным бренчанием Джеффа Басса на гитаре, а бит к «Criminal» Эминем подслушал у Басса за игрой на фортепиано[9]. «Kill You» артист написал после того, как услышал схожую мелодию во время телефонного разговора с Дре на заднем фоне. Написав текст дома, Эминем встретился с продюсером, и они вдвоём записали трек[10].
Первой композицией, которую Эминем записал вскоре после завершения работы над The Slim Shady LP, была «Kim»[11]. Рэпер написал её в тот момент, когда они с Ким были разлучены, а источником вдохновения послужил неназванный мелодраматический фильм, который артист в одиночестве посмотрел в кино. Первоначально намереваясь написать своей жене любовную песню под экстази, Эминем отказался от какой-либо сентиментальности, и превратил «Kim» в ненавистническую[12]. Плюс, он хотел создать короткий ужастик в формате песни. Когда пара помирилась, Маршалл просил Ким сказать, что она думает об этом: «Я помню, как моя тупая задница сказала: „Я знаю, что эта песня отстой, но она показывает, как сильно я забочусь о тебе“»[13]. Сингл «Stan» был спродюсирован The 45 King. Менеджер Эминема Пол Розенберг прислал ему кассету с несколькими битами продюсера, и один из них содержал семпл песни британской певицы Дайдо «Thank You». Целиком услышав в будущем трек певицы, который рассказывал об одержимом фанате артистки, Маршалл тут же решил написать свою интерпретацию. Процесс написания «Stan» разительно отличался от других песен, концепт которых формировался прямо в момент составления текста: «„Stan“ был одним из немногих треков, за который я сел и всё продумал. Я сразу знал, о чём она будет»[14]. Сама Дайдо же так описывала своё «участие» в композиции: «Однажды я получила письмо со словами: „Нам понравился ваш альбом, и мы использовали вашу песню для нашей. Надеемся, вы не возражаете, и надеюсь, вам наша композиция понравится“. Когда мне прислали копию „Stan“, я включила её в своём гостиничном номере и сказала: „Вау! Этот трек великолепен!“»[15].
Звукозаписывающий лейбл предположил, что Эминем станет первым артистом, который продаст миллион копий своей будущей пластинки за первую неделю выпуска. Эти ожидания для артиста были напряжёнными, говоря, что был в тот момент напуган до смерти: «Я хотел быть успешным, но прежде всего я хотел уважения». После завершения записи, мейджор-лейбл посчитал, что на пластинке отсутствует песня, которая потенциально могла бы стать ведущим синглом. Чувствуя давление, музыкант вернулся в студию и записал «The Way I Am», сказав руководству: «Послушайте, это лучшее, что я могу сейчас сделать. Я не могу подарить вам ещё одну „My Name Is“ и не могу просто сидеть в студии и творить волшебство». Но после добавления «The Way I Am» в альбом, Эминем почувствовал желание написать ещё одну песню, поручил Dr. Dre создать бит и поехал домой писать текст – так и появилась «The Real Slim Shady»[14]. Продюсер заявлял, что эта песня для него была «забавной», «горячей» и «безумной»[10].
Музыка и тематика текстов
Этот раздел содержит или описывает ненормативную лексику. |
Пластинку относят к жанрам хорроркор и хардкор-хип-хоп[16][17]. Бо́льшую часть первой половины записи спродюсировали Dr. Dre и Мел-Ман, которые использовали «урезанные» биты для выделения вокала Эминема. На фоне нередко звучат «плавные басовые линии, заикания и просторные звуковые ландшафты»[18]. Вторую половину продюсировали братья Басс и лично Эминем. Единственным сторонним продюсером был The 45 King, спродюсировавшего сингл «Stan»[14].
The Marshall Mathers LP считается «трансгрессивной» работой и исследует настоящую личность его автора по сравнению с The Slim Shady LP[19][20]. Бо́льшая часть записи рассказывает о восхождении Эминема к славе и критике тех, кто ругал предыдущий альбом исполнителя. Помимо этого, артист рассказывает о своих отношениях с семьёй – в частности, с матерью, дочерью и женой Ким[21]. На The Marshall Mathers LP преобладают интроспективные песни, а альтер эго Слим Шейди используется куда менее активно. Как писал редактор сайта AllMusic Стивен Томас Эрлевайн, «тексты альбома размывают границы между реальностью и вымыслом, юмором и ужасом, сатирой и документальным фильмом»[18]. Пластинка разнопланова в отношении настроения песен – от дерзких и юмористических композиций до «таких мрачных и депрессивных треков, что слушатель захочет увеличить значок о неприемлемом содержании на обложке»[20]. По словам Нила Штрауса из The New York Times, «Эминем никогда не даёт понять, какой персонаж – Слим Шейди или Маршалл Мэтерс – является маской, а какой настоящий человек, потому что чёткого ответа он не даёт»[22].
Большинство песен посвящены перенесённым артистом трудностям в детстве и семейным проблемам, связанными с его мамой, («Kill You»), проблемам в отношениях со своей супругой («Kim»), его борьбой со статусом «суперзвезды» и ожиданиями («Stan», «I’m Back», «Marshall Mathers»), возвращением и влиянием на музыкальную индустрию, а также на общество и молодёжь («Remember Me?», «Bitch Please II», «Who Knew», «The Way I Am»), употреблению наркотиков («Drug Ballad», «The Kids») и реакционные колкости в ответ на критику за вульгарность и мрачные тексты («Criminal»)[23]. Несмотря на большое количество споров к текстам, лирика была положительно воспринята критиками и слушателями за словесную энергию и рифмы[16]. Пластинка также содержит «гомофобные» высказывания – например, в «Criminal» присутствует строчка «My words are like a dagger with a jagged edge / That'll stab you in the head whether you're a fag or les...Hate fags? / The answer's yes». Альянс геев и лесбиянок против диффамации осудил лирику автора и раскритиковал пластинку за «поощрение насилия в отношении геев и лесбиянок»[24][25]. Однако редактор журнала The Advocate, представляющего интересы ЛГБТ, писал: «Если он избил тебя или меня за то, что ты гей, то логически следует, что он также изнасиловал свою собственную мать, убил жену и своего продюсера, Dr. Dre. Если воспринимать его буквально, то таково и приглашение Бритни Спирс – „ударь меня, детка, ещё раз“»[24]. Эминем подмечал, что слово «faggot» он стал использовать чаще после того, как «люди ополчились на него по этому поводу <…> чтобы их ещё больше позлить», но добавил: «Я думаю, некоторым людям трудно понять, что слово „faggot“ для меня не имеет ничего общего с сексуальными предпочтениями. Я имел ввиду что-то большее, чем придурки или кретины»[26]. За свою провокационную лирику артиста подвергал критике даже евангельский проповедник Джеймс Добсон[27].
Как и предыдущий альбом, The Marshall Mathers LP начинается с интро «Public Service Announcement 2000», но на этот раз Джефф Басс и Эминем в своей саркастической манере предупреждают о том, что автору «пофиг что слушатель думает». Первый трек, «Kill You», рассказывает о противоречиях вокруг The Slim Shady LP, женских кошмарах и воспитании матерью-одиночкой, а также о её изнасиловании с последующей иронией о том, «что журналы будут трубить на обложках о его изнасиловании мамы»[28]. Шестиминутная «Stan» повествует об одержимом фанате рэпера, критикующего своего кумира за игнорирование его писем, впоследствии совершившего самоубийство вместе со своей беременной девушкой[29]. Песня «Who Knew» затрагивает критиков, отмечавших прославление насилия в текстах артиста, попутно отмечая воспринимаемое лицемерие в американском обществе[30]. За ней следует скит «Steve Berman», где президент отдела продаж лейбла Interscope Records Стив Берман открыто ругает Эминема за его лирику и заявляет ему, что альбом станет коммерческим провалом, подмечая, что Dr. Dre успешен, потому что он «читает рэп о кино, тупицах, 40-х годах и сучках», а он – «о геях и викодине»[31].
«The Way I Am» — размышление об оказываемом давлении в надежде сохранить славу и страхе быть «загнанным в угол какой-нибудь маковой сенсацией». В этой песне музыкант также сожалеет о негативном внимании СМИ к противоречивым общественным деятелям после резни в «Колумбайне» или стрельбы в школе Джонсборо, вроде него или Мэрилина Мэнсона, и критикует новостные агентства за пристальное внимание к подобным трагедиям, игнорируя при этом ежедневное насилие в центре города[32]. «The Real Slim Shady» высмеивает таких икон поп-культуры, как Бритни Спирс, Кристина Агилера и Уилл Смит[33]. «Remember Me?» записана с участием рэпером RBX и Sticky Fingaz, которые «серьёзно ударяют по стигийской тьме в зловещем треке»[23]. В этой песне Маршалл заявляет: «I'm tryna clean up my fuckin' image / So I promised the fuckin' critics / I wouldn't say 'fuckin' for six minutes / (Six minutes, Slim Shady, you're on). Несмотря на то, что артист ещё раз произносит слово «fuck» в «Remember Me» и три раза в начале «I’m Back», в течение семи с половиной минут он не произносит это ругательство, так как дал первоначальное обещание[31].
В «I’m Back» представлены наблюдения Эминема о его восхождении к славе, объясняющие, что «он стал продукцией, потому что он белый»[28]. Следующая песня, «Marshall Mathers», являющаяся заглавной к альбому, пародирует припев песни группы LFO «Summer Girls», а Маршалл заявляет об отсутствии каких-либо достоинств у поп-звёзд, таких как Бритни Спирс, Backstreet Boys, NSYNC и Рики Мартин. Трек также нацелен на рэп-дуэт Insane Clown Posse, члены которого являются ярыми гомосексуалистами[34][35]. «Drug Ballad», записанная при участии американской певицы Дины Рей, описывает борьбу рэпера со своей наркозависимостью, а также о некоторых переживаниях автора под воздействием экстази, которые делают его «чертовски сентиментальным, изливающим тебе душу»[36][37]. «Amityville» — тяжёлая басовая ода о жизни в Детройте, где рэпер вместе с Bizarre обсуждает коронацию его города как «столицы убийств США»[16]. «Bitch Please II» записана с участием Dr. Dre, Snoop Dogg, Nate Dogg и Xzibit и содержит элементы джи-фанка, а также R&B-напев Nate Dogg в припеве[23].
«Kim» — приквел к «’97 Bonnie & Clyde» с The Slim Shady LP, в котором Эминем «кричит на свою жену в безумном потоке ненависти, извергаемой сознанием»[16]. Песня начинается с милого и тихого диалога между музыкантом и его дочерью, но как только начинается бит, рэпер играет уже две роли – «разъярённого и угрожающего» самого себя и «издающую испуганные стоны и крики» Ким. Шестиминутная история заканчивается убийством Ким с последующими громкими издевательствами «BLEED, BITCH, BLEED!»[38]. За такой балладой следует «Under The Influence», где Эминем разговаривает в припеве «на тарабарщине», а рэп-группа D12 «разгуливается». Альбом заканчивается песней «Criminal», мелодия которой состоит из «вылизанного фортепиано, раскачивающего синтезатора и обманчиво упрощённого басового громыхания»[23]. В этом треке Эминем высмеивает критиков, которые слишком серьёзно относятся к его лирике – «half the shit I say, I just make it up to make you mad»[39].
Выход и обложки альбома
The Marshall Mathers LP вышел 23 мая 2000 года в США лейблами Aftermath Entertainment и Interscope Records; в Великобритании пластинка вышла 11 сентября, а за выпуск отвечал Polydor Records[40][41]. Альбом имеет две основные обложки – на основной изображён Эминем, сидящий на крыльце своего дома, в котором он жил в подростковые годы. Во время фотосессии рэпер говорил, что испытывал смешанные чувства, потому что в этом доме у него, по собственному признанию, было много как хороших, так и плохих воспоминаний. Однако добавил, что «вернуться туда, где я вырос, и, наконец, сказать „я сделал это“, для меня было величайшим чувством в мире»[14]. На другой обложке же артист изображён сидящим в позе эмбриона под погрузочной платформой, а слева от него лежат пустая бутылка из-под алкоголя и рецептурные таблетки. Уилл Гермес из Entertainment Weekly сравнил изображение Эминема на обложке с «дисфункциональным маленьким негодяем» и углядел музыкальную эволюцию: «Легко читается, не правда ли? Начало: жестокая фантазия, отыгрыш персонажа. Продолжение: уязвимый творец обезличен»[28].
Цензура
Этот раздел содержит или описывает ненормативную лексику. |

Автор книги «Отредактированная чистая версия: технология и культура контроля» Рейфорд Гинс описал цензурную версию The Marshall Mathers LP как «нечто среднее между чатом по мобильному телефону с ужасным подключением и известным хип-хоп лириком, страдающим неизлечимой икотой». В этой версии альбома часто либо полностью опускаются «грязные» слова, либо маскируются добавленными звуковыми эффектами. Однако абсолютно вся ненормативная лексика в пластинке не затронута – в частности такие слова, как «ass», «bitch», «goddamn» и «shit», никак не изменены. В «чистой» версии песни «The Real Slim Shady» слова «bitch» и «shit» всё же были удалены для трансляции по радио. Какие-либо отсылки на насилие и оружие были серьёзно изменены, а песни «Kill You», «Drug Ballad» и «Bitch Please II» указаны как «**** You», «Ballad» и «***** Please II» на задней стороне диска[42]. Композиция «Kim» же полностью удалена и заменена песней о наркотиках «The Kids», стилизованной под мультсериал «Южный Парк»[43].
Значительные правки были внесены в тексты песен, направленные против полиции, геев, хулиганов, школ, проституток и женщин. Из-за резни в «Колумбайне» в апреле 1999 года, звуки стрельбы и упоминания марок оружия были подвергнуты серьёзной цензуре. Лейбл Interscope Records настоял на удалении слов «kids» и «Columbine» из «I take seven [kids] from [Columbine], stand them all in line» из «I’m Back» даже из «грязной» версии альбома. Майк Рубин из Spin назвал цензуру «любопытным решением, учитывая, что тексты по типу „принимай наркоту / насилуй шлюх“, кажется, допустимы». Эминем прокомментировал свои тексты о стрельбе так: «Эта хрень с „Колумбайном“ чертовски обидна. Как бы мы ни сочувствовали жертвам, никто никогда не смотрел на это с грёбаной точки зрения детей, над которыми издевались – я имею ввиду, они покончили с собой. И это было потому, что они были доведены так далеко до гребаного края, что они были чертовски безумны. Я был очень зол»[39]. Лишь спустя 13 лет артист прочитал эту строчку полностью в песне «Rap God» из The Marshall Mathers LP 2[44]. Помимо этого, строчка «it doesn't matter [your attorney Fred Gibson's a] faggot» из «Marshall Mathers» также подверглась цензуре в неотредактированной версии, поскольку она отсылает к адвокату его матери Дебби Нельсон, который помогал ей с подачей иска против рэпера за клевету в её адрес в текстах к The Slim Shady LP[45].
Отзывы критиков
Совокупная оценка | |
---|---|
Источник | Оценка |
Metacritic | 78/100[46] |
Оценки критиков | |
Источник | Оценка |
Chicago Sun-Times | |
Entertainment Weekly | A−[28] |
Los Angeles Times | |
Melody Maker | |
NME | 9/10[49] |
Q | |
Rolling Stone | |
The Source | 4/5[51] |
USA Today | |
The Village Voice | A[53] |
The Marshall Mathers LP на выходе получил «в основном положительные» отзывы согласно сайту-агрегатору Metacritic, оценка которого составляет 78 баллов из 100 на основе 21-й рецензии[46].
Рецензент Туре из журнала Rolling Stone «аплодировал» Dr. Dre за продюсирование и хвалил лонгплей за разнообразный лирический стиль Эминема, назвав пластинку «громкой, дикой, опасной, неконтролируемой, гротескной, мрачной, но дико увлекательной»[16]. Авторы статьи к журналу Melody Maker писали, что видение Эминема о «самосознании рэпа» действительно уникально, а Стив Сазерленд из NME описал лонгплей как «изнурительный штурм лирического гения», критикующий злонамеренные аспекты современного общества[48][49]. Чак Эдди из The Village Voice сказал, что автор опирается на привлекательную музыку и демонстрирует эмоционально сложные и остроумные качества по сравнению с The Slim Shady LP[54]. Роберт Кристгау же назвал The Marshall Mathers LP «исключительно остроумным, заметно вдумчивым и добросердечным, несомненно опасным произведением искусства, чья огромная развлекательная ценность никоим образом не ставит под угрозу его намеки на патологию, которая является как личной, так и политической»[53]. Уилл Гермес из Entertainment Weekly писал, что пластинка, будучи первым значимым альбомом 2000-х годов, является «защищённой от критики, лицемерной и душераздирающей» работой[28].
С другой стороны, музыкальный журналист Грег Кот писал, что его реакция была «смешанной» или «неохотно положительной» из-за некоторых тем альбома, хоть и похвалил «словесные навыки Эминема и трансгрессивный юмор»[55]. В своей рецензии к газете Los Angeles Times, Роберт Хилберн поставил три с половиной балла из четырёх, отняв половину исключительно «из-за повторяющейся гомофобии» в личной и концептуальной работе[20]. Стив Джонс из USA Today высказал мнение, что «злобные и явно личные лирические нападки были бы почти утомительными, если бы не изобретательность Маршалла»[52]. Редакция журнала Q посчитала, что недовольные и нигилистические тексты Эминема могут быть слишком провокационными, из-за чего альбом не хочется переслушивать[50]. Сал Чинквемани из Slant Magazine же был более критичен к пластинке и поставил ей всего полтора балла из пяти, назвав рэп автора «крайне неприятным»: «единственное, что хуже гомофобии Эминема, — незрелость, с которой он её проявляет»[56]. Редакция Spin посчитала, что, несмотря на отличный речитатив, в The Marshall Mathers LP преобладает ничем не примечательная и тусклая музыка[57].
Журналы Rolling Stone и Melody Maker назвали The Marshall Mathers LP лучшим альбомом 2000 года[58]. В 2000 году лонгплей победил на MTV Europe Music Awards в категории «Лучший альбом»[59]. В следующем году пластинка выиграла «Грэмми» в номинациях «Лучший рэп-альбом» и «[[Премия «Грэмми» за лучшее сольное рэп-исполнение|Лучшее сольное рэп-исполнение», в последней категории победу завоевал «The Real Slim Shady»[60]. Помимо этого, The Marshall Mathers LP была номинирована на «Альбом года», но проиграла Two Against Nature группы Steely Dan[61].
Коммерческий успех
За первую неделю было продано 1,78 миллиона копий, что сделало The Marshall Mathers LP, что сделало его одним из самых быстрораспродаваемых студийных альбомов в США[62]. Количество продаж в два раза обогнало предыдущего рекордсмена рэп-альбомов – Doggystyle 1993 года[63]. В последующие три недели запись разошлась тиражом от 520 до 800 тысяч – суммарно за месяц было продано 3,65 миллиона, став одним из немногих альбомов, продавшихся тиражом более полумиллиона за четыре недели. Альбом возглавлял чарт Billboard 200 в течение восьми недель, став четвёртым хип-хоп альбомом, которому удалось этого добиться[64]. К концу 2000 года The Marshall Mathers LP был вторым самым продаваемым альбомом года в США с тиражом более восьми миллионов, а также самым продаваемым альбомом в Канаде с тиражом в 680 тысяч экземпляров[65][66].
По данным Billboard на 2022 год, The Marshall Mathers LP является одним из пятнадцати самых успешных альбомов XXI века, даже несмотря на то, что ни один из его синглов так и не возглавил чарт Billboard Hot 100[67]. Самым крупным синглом пластинки был «The Real Slim Shady» — он достиг четвёртого места в Billboard Hot 100 и вершины британского чарта[68][69]. Второй сингл, «The Way I Am», попала на восьмую строчку UK Singles Chart и 58-ю Billboard Hot 100[68]. «Stan» стала хитом номер один в Великобритании и Австралии[70].
В 2010 году компания Nielsen SoundScan сообщила, что в США было продано 10,2 миллиона копий, что сделало пластинку четвёртой самой продаваемой десятилетия[71]. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний сертифицировала альбом как «бриллиантовый» за достижение отметки в 10 миллионов, что делает The Marshall Mathers LP одним из самых продаваемых альбомов Эминема в США[72]. По состоянию на 2020 год, общемировое число продаж записи составляет 25 миллионов[73].
Последующие события
Наследие и ретроспективные оценки
Оценки критиков | |
---|---|
Источник | Оценка |
AllMusic | |
Encyclopedia of Popular Music | |
The Great Rock Discography | 9/10[75] |
Pitchfork | 9,4/10[76] |
The Rolling Stone Album Guide | |
Sputnikmusic | 5/5[78] |
Том Халл | A[79] |
XXL | 5/5[80] |
Альбом продолжает получать высокие оценки от музыкальной прессы и считается критиками одним из лучших альбомов в карьере Эминема и одним из величайших альбомов всех времён[81][82][83]. Согласно сайту Acclaimed Music, альбом входит в список «200 самых популярных альбомов в истории музыки»[84]. В книге The Rolling Stone Album Guide, изданной в 2004 году, Кристиан Хорд писал, что автор «гораздо глубже погрузился в личную боль, чем в The Slim Shady LP, и как итог – получился шедевр, в котором слились более жестокие флоу с блестящим ощущением мрачности»[77]. По словам Ника Батлера из Sputnikmusic, The Marshall Mathers LP является не только культурно значимой пластинкой в американской популярной музыке, но и «по-настоящему особенной работой, ставшей канонической в рэпе за счёт своего духа рока»[78]. Инсанул Ахмед из Complex писал: «В то время, когда в чартах Billboard доминировали безупречно чистые поп-группы по типу NSYNC и Backstreet Boys, Эминем дерзко возразил этому американскому мейнстриму, покритиковав рэп-музыку, прославив, и, что ещё хуже, коммерциализировав секс, насилие и мракобесие. Этот альбом превратил его в мировую икону. Вокруг него было огромное количество споров и шумихи, но ничто из этого не умаляет его музыкальных достижений, и эта пластинка окончательно доказала, что детройтский рэпер был одарённым песенником, блестящим лириком и дальновидным художником»[83]. Бывший соавтор альбомов Эминема Майк Элизондо говорил: «Я чувствовал, что Маршалл был частью волны с Тарантино и его фильмами „Криминальное чтиво“ и „Бешеные псы“. Это следующий уровень искусства с невероятными графическими образами, которые он умел рисовать. Нравится ли вам это или нет, но очевидно, что Маршалл был очень искусен в историях, которые рассказывал»[85].
Джефф Вайс из The Ringer писал: «The Marshall Mathers LP подтвердил, что Эминем является отчуждённым голосом поколения, едким клином, перегоняющего дух Элвиса Пресли, Холдена Колфилда, Джонни Роттена, Курта Кобейна, Картмана из „Южного Парка“ и Тупака. В постмодернистской бездне, где всё перформативно, это, вероятно, был последний альбом, который мог шокировать по-настоящему»[86]. Дэн Оззи из Vice подчёркивал, что Маршалл «был единственным артистом, с которым старшеклассники, казалось, единодушно общались. <…> Он олицетворял всё, что связано со старшими школьными годами: слепую ярость, бунтарский дух и подростковую фрустрацию»[87]. Майк Белл из Spin написал, что запись и по сей день остаётся одной из самых признанных критиками, коммерчески успешной и влиятельной в истории рэпа, отметив, что альбом повлиял на таких исполнителей, как Tyler, the Creator, Кендрик Ламар, Juice WRLD и Эрл Свэтшот[88]. Бонс Томпсон из Medium описал The Marshall Mathers LP как «мастерское слияние панка, блюграсса и андеграундного хип-хопа, давшее жизнь уникальному бренду американскому рэпу». Журналист также отмечал влияние пластинки на белых рэп-музыкантов, заявив, что Эминем «гомогенизировал термин „белый рэпер“»[27].
Редакция журнала Rolling Stone в 2003 году изначально ставила лонгплей на 302-е место своего списка «500 величайших альбомов всех времён», но в пересмотренных изданиях от 2012-го и 2020-го пластинка фигурирует на 244-ом и 145-ом месте соответственно[89][90][91]. Этот же журнал ставил его на седьмую позицию «100 лучших альбомов 2000-х годов» и на 25-е списка «200 величайших рэп-альбомов всех времён»[92][93]. Журнал NME также поставил его на 133-ю строчку своего идентичного списка величайших альбомов[94]. The Marshall Mathers LP фигурирует в альманахе «Тысяча и один музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы умрёте»[95]. Сайт IGN в 2004 году ставил запись на 24-ю строчку «величайших рэп-альбомов»[96]. В 2006-м Time включила пластинку в свою сотню величайших всех альбомов всех времён, а Q поставила её на 85-е место идентичного списка – это самая высокая позиция для рэп-альбома в списке, особенно с учётом нейтральной рецензии на запись от редакции журнала[97][98]. The Marshall Mathers LP также занимается самую высокую строчку «200 лучших альбомов всех времён», составленной ассоциацией музыкального бизнеса и Залом славы рок-н-ролла – 28-ю[99]. Сайты Complex, Pitchfork и The A.V. Club, а также газета The Guardian включали запись в свои списки лучших альбомов десятилетия[100][101][102][103]. The Marshall Mathers LP замкнула десятку лучших альбомов десятилетия, составленной Popdose[104]. В 2015 году альбом попал на 81-е место топа «100 лучших хип-хоп альбомов всех времён», составленного редакцией About.com[105].
Споры и скандалы
Альбом выдвинул Эминема на передний план американской поп-культуры, но вызвал множество скандалов[76]. На слушаниях в Сенате США Линн Чейни резко раскритиковала артиста и компанию Seagram[англ.] за «пропаганду насилия в отношении женщин в самом унизительном виде» и назвала его «рэпером, выступающего за убийства и изнасилования». В качестве примера она привела текст к «Kill You»: «Он говорит об убийстве и изнасиловании своей матери. Он говорит о том, как медленно душит женщину, чтобы долго слышать её крики. Он говорит о том, что вооружён мачете О. Джея и готов убивать женщин. И это человек, которого чтит индустрия звукозаписи». Чейни также выдвинула параллель между резнёй в «Колумбайне» и жестокой музыкой Эминема и Мэрилина Мэнсона, описав обоих как «вносящих вклад в культуру насилия в США», и призвала ввести музыкальные ограничения для тех, кто хочет покупать музыку с провокационным содержанием[106].
26 октября 2000 года Эминем должен был выступать в Торонто на стадионе «Роджерс Центр»[107]. Однако генеральный прокурор Онтарио Джим Флаэрти утверждал, что правительство Канады должно остановить Эминема на границе. «Лично я не хочу, что в Канаду приезжал человек, пропагандирующий насилие в отношении женщин» — сказал политик. Флаэрти утверждал, что испытывал отвращение, читая текст к «Kill You», в которой были строчки: «Slut, you think I won't choke no whore / till the vocal cords don't work in her throat no more?!». Общественность, в особенности поклонники Эминема отрицательно отнеслась к просьбе политика и сетовала на свободу слова[107]. Член правительства Канады Майкл Брайант предложил музыканту выступить, а затем привлечь его к ответственности за преступление на почве ненависти из-за пропаганды насилия над противоположным полом[108]. Автор Роберт Эверетт-Грин от редакции The Globe and Mail написал, что «агрессия Эминем – это как его работа»[109]. Несмотря на все противоречия, артисту всё же разрешили въезд в Канаду, а концерт – состоялся[110].
Исследования от 2001 и 2004 годов, проведённые Эдвардом Армстронгом, показали, что одиннадцать из четырнадцати песен из The Marshall Mathers LP содержат жестокие и женоненавистнические тексты, а девять из них описывают убийства женщин путём удушения, нанесения ножевых ранений, утопления, стрельбы и обезглавливания. Эминем набрал более 78% процентов за насильственную мизогинию, обойдя по этому показателю даже весь гангста-рэп, у которого всего 22%[111][112]. По заявлению Армстронга, женоненавистничество характеризует бо́льшую часть музыки артиста, а сам рэпер только «подтверждает подлинность своих самопрезентаций»[112]. В сентябре 2015 года пятнадцатилетний мальчик из Фресно, штат Калифорния, был арестован за якобы террористические угрозы после того, как поделился в Instagram отрывком песни «I’m Back» про «Колумбайн»[113].
Реакция других музыкантов

После того, как The Marshall Mathers LP была номинирована на четыре премии «Грэмми», включая номинацию «Альбом года», протесты от GLAAD против содержания альбома достигли апогея[114]. На церемонии Эминем исполнил «Stan» в дуэте с Элтоном Джоном, исполнившего припев и игравшего на фортепиано. Это выступление стало прямым ответом всем людям, заявлявших о наличии гомофобии в его текстах. Сам Эминем описывал выступление на «Грэмми» так: «Я слышал об Элтоне Джоне, но я не знал, что он гей. Я вообще ничего не знал о его личной жизни. На самом деле мне было всё равно, но поскольку он был геем и прикрывал меня, я думаю, это само по себе говорило о том, что Элтон понял, откуда я пришёл». Но GLAAD не изменял своей позиции и высказывался против подобного решения со стороны британского певца[115][116].
Певица Кристина Агилера была расстроена упоминанием в «The Real Slim Shady» — «Christina Aguilera better switch me chairs so I can sit next to Carson Daly and Fred Durst / and hear 'em argue over who she gave head to first», и назвала «отвратительной и оскорбительной неправдой». Эминем включил эту строчку после того, как разозлился на неё за то, что та сообщила о тайном браке музыканта с Ким без его согласия каналу MTV. Однако позже артисты уладили свои разногласия, обнялись за кулисами на церемонии вручения премии MTV Video Music Awards 2002 года, а Агилера даже пришла на премьеру фильма «8 миля»[117].
В 2002 году французский джазовый пианист Жак Лусье предъявил иск Эминему и Dr. Dre, от которых требовал 10 миллионов долларов, заявив, что бит трека «Kill You» был украден из его песни «Pulsion». Лусье потребовал, чтобы все продажи The Marshall Mathers LP были остановлены, а все оставшиеся копии – уничтожены[118]. Дата судебного заседания была запланирована на июнь 2004 года, но стороны урегулировали дело вне суда[119].
Список композиций
Данные песен приведены согласно буклету альбома и сайту Tidal[120][121].
№ | Название | Автор(ы) | Продюсеры | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Public Service Announcement» (скит) (исполняют Джефф Басс и Эминем) | М. Мэтерс, Джефф Басс | Эминем, F.B.T. | 0:25 |
2. | «Kill You» | М. Мэтерс, А. Янг, М. Брэдфорд | Dr. Dre, Мел-Ман | 4:24 |
3. | «Stan» (при участии Дайдо) | Мэтерс, Янг | The 45 King, Эминем (со.) | 6:44 |
4. | «Paul» (скит) (исполняет Пол Розенберг) | Мэтерс, М. Басс, Д. Басс | 0:10 | |
5. | «Who Knew» | Мэтерс, Янг, Брэдфорд | Dr. Dre, Мел-Ман | 3:47 |
6. | «Steve Berman» (скит) (исполняют Эминем и Стив Берман) | Мэтерс, Янг, Брэдфорд, Розенберг, Дин Гейтслингер | Dr. Dre, Мел-Ман | 0:53 |
7. | «The Way I Am» | Мэтерс | Эминем | 4:50 |
8. | «The Real Slim Shady» | Мэтерс, Янг, Брэдфорд, М. Элизондо, Т. Костер | Dr. Dre, Мел-Ман | 4:44 |
9. | «Remember Me?» (при участии RBX и Sticky Fingaz) | Мэтерс, Янг, Брэдфорд, Э. Коллинз, К. Джонс | Dr. Dre, Мел-Ман | 3:38 |
10. | «I’m Back» | Мэтерс, Янг, Брэдфорд | Dr. Dre, Мел-Ман | 5:10 |
11. | «Marshall Mathers» | Мэтерс, М. Басс, Д. Басс | Эминем, F.B.T. | 5:20 |
12. | «Ken Kaniff» (скит)) | Мэтерс | Dr. Dre, Мел-Ман | 1:16 |
13. | «Drug Ballad» (при участии Дины Рей) | Мэтерс, М. Басс, Д. Басс | Эминем, F.B.T. | 3:39 |
14. | «Amityville» (при участии Bizarre) | Мэтерс, М. Басс, Д. Басс, Р. Джонсон | Эминем, F.B.T. | 4:14 |
15. | «Bitch Please II» | Мэтерс, Янг, Брэдфорд, Элизондо, К. Бродус, Э. Джойнер | Dr. Dre | 4:48 |
16. | «Kim» | Мэтерс, М. Басс, Д. Басс | Эминем, F.B.T. | 6:17 |
17. | «Under the Influence» (при участии D12) | Мэтерс, М. Басс, Д. Басс, Д. Холтон, Джонсон, О. Мур, В. Карлисль, Д. Портер | Эминем, F.B.T. | 5:21 |
18. | «Criminal» | Мэтерс, М. Басс, Д. Басс | Эминем, F.B.T. | 5:18 |
Общая длительность: | Общая длительность 72:04 |
№ | Название | Автор(ы) | Продюсеры | Длительность |
---|---|---|---|---|
19. | «The Kids» | Мэтерс, братья Басс, Стив Кинг | Эминем, F.B.T. | 5:06 |
Общая длительность: | 77:10 |
№ | Название | Автор(ы) | Продюсеры | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «The Real Slim Shady» (instrumental) | Dr. Dre, Мел-Ман | 4:46 | |
2. | «The Way I Am» (instrumental) | Эминем | 4:52 | |
3. | «Stan» (instrumental) | The 45 King, Эминем (со.) | 6:45 | |
4. | «The Kids» (explicit version) | Мэтерс, братья Басс, Стив Кинг | Эминем, F.B.T. | 5:06 |
5. | «The Way I Am» (ремикс Дэнни Лонера, при уч. Мэрилина Мэнсона) | Мэтерс, Брайан Уорнер | Эминем, Дэнни Лонер | 4:58 |
Общая длительность: | 98:31 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
6. | «The Real Slim Shady» (музыкальное видео) (режиссёрская версия) | 4:27 |
7. | «The Way I Am» (музыкальное видео)) | 5:01 |
8. | «Stan» (музыкальное видео) (режиссёрская версия) | 8:09 |
Общая длительность: | 116:08 |
Позиции в чартах
Еженедельные чарты
Чарт (2000–2001) | Высшая позиция |
---|---|
1 | |
1 | |
1 | |
3 | |
1 | |
1 | |
2 | |
European Top 100 Albums[129] | 1 |
1 | |
2 | |
3 | |
1 | |
3 | |
1 | |
7 | |
52 | |
1 | |
3 | |
9 | |
2 | |
1 | |
6 | |
2 | |
2 | |
1 | |
1 | |
1 | |
1 |
Чарт (2002) | Позиция |
---|---|
1 |
Годовые чарты
Чарт (2000) | Позиция |
---|---|
30 | |
12 | |
9 | |
12 | |
1 | |
20 | |
5 | |
European Albums (Music & Media)[158] | 4 |
10 | |
12 | |
9 | |
5 | |
8 | |
1 | |
41 | |
3 | |
12 | |
3 | |
3 | |
2 | |
Worldwide Albums (IFPI)[171] | 2 |
Чарт (2001) | Позиция |
---|---|
12 | |
3 | |
7 | |
9 | |
9 | |
107 | |
46 | |
44 | |
European Albums (Music & Media)[180] | 5 |
58 | |
24 | |
40 | |
24 | |
37 | |
90 | |
17 | |
40 | |
72 | |
65 |
Чарт (2002) | Позиция |
---|---|
12 | |
87 | |
50 | |
26 |
Чарт (2003) | Позиция |
---|---|
16 | |
74 | |
169 |
Чарт (2011) | Позиция |
---|---|
199 | |
16 |
Чарт (2014) | Позиция |
---|---|
28 |
Чарт (2019) | Позиция |
---|---|
72 | |
43 |
Чарт (2000–2009) | Позиция |
---|---|
79 | |
16 | |
7 | |
2 |
Сертификации
Регион | Сертификация | Продажи |
---|---|---|
Золотой | 30 000^ | |
4× Платиновый | 280 000^ | |
Платиновый | 50 000* | |
2× Платиновый | 100 000* | |
Золотой | 100 000* | |
8× Платиновый | 800 000^ | |
Центральная Америка (CFC)[213] | Платиновый | |
5× Платиновый | 100 000^ | |
Платиновый | 40,055[215] | |
2× Платиновый | 600 000* | |
3× Платиновый | 1 500 000^ | |
Золотой | 15 000^ | |
Золотой | ||
2000-2001 sales |
— | 200,000[219] |
sales since 2009 |
Платиновый | 0* |
Платиновый | 200 000^ | |
Платиновый | 150 000^ | |
Платиновый | 80 000^ | |
5× Платиновый | 75 000^ | |
2× Платиновый | 100 000* | |
Платиновый | 100 000* | |
2× Платиновый | 100 000 | |
— | 106,486[227] | |
Платиновый | 100 000^ | |
2× Платиновый | 160 000^ | |
4× Платиновый | 200 000^ | |
9× Платиновый | 2 700 000^ | |
11× Платиновый | 12,540,000[232][233] | |
Итого | ||
6× Платиновый | 6 000 000* | |
* данные о продажах основаны только на сертификации |
Литература
- Hasted, Nick. The Dark Story of Eminem. — Omnibus Press, 2011. — ISBN 978-1-84938-458-2.
- Bozza, Anthony. Whatever You Say I Am: The Life and Times of Eminem. — New York, New York, United States : Crown Publishing Group, 2003. — ISBN 1-4000-5059-6.
- Guins, Raiford. Edited Clean Version: Technology and the Culture of Control. — University Of Minnesota Press, 2008. — ISBN 978-0816648153.
- Vanhoozer, Kevin. Everyday Theology (Cultural Exegesis): How to Read Cultural Texts and Interpret Trends. — Baker Academic, 2007. — ISBN 9780801031670.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Bozza, Anthony (November 5, 2009). «Eminem Blows Up».
- ↑ Basham, David Got Charts? Expect 'O Brother' Sales Boost After Unexpected Win . MTV News. Viacom (February 28, 2002). Дата обращения: 18 февраля 2012.
- ↑ Serpick, Evan. «Eminem – Biography».
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Hasted, 2011, p. 123.
- ↑ Silverman, Stephen M. Eminem, Kim: Final Split . People. Time, Inc..
- ↑ Eminem, 2008, p. 66.
- ↑ (February 21, 2013) «50 Things You Didn't Know About Eminem».
- ↑ Hasted, 2011, p. 153.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 Hasted, 2011, p. 156.
- ↑ Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 Ultimate Albums: The Marshall Mathers LP – Dr. Dre interview . VH1. Дата обращения: 16 июля 2012. Архивировано 1 сентября 2003 года.
- ↑ Hasted, 2011, p. 120.
- ↑ Vanhoozer, 2007, p. 84.
- ↑ Hasted, 2011, p. 121.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 14,3 Ultimate Albums: The Marshall Mathers LP – Eminem interview . VH1. Дата обращения: 16 июля 2012. Архивировано 30 декабря 2003 года.
- ↑ Varhely, Nikki Dido Discusses Her Appearance On Eminem's "Stan" . MTV News. Viacom (June 6, 2000). Дата обращения: 16 июля 2012.
- ↑ Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Touré (July 6, 2000). «The Marshall Mathers LP».
- ↑ Ketchum III, William In Defense of Eminem's Horrorcore Masterpiece: "Relapse" . HipHopDX (October 31, 2016). Дата обращения: 1 февраля 2017.
- ↑ Перейти обратно: 18,0 18,1 18,2 Erlewine, Stephen Thomas The Marshall Mathers LP – Eminem . AllMusic. Дата обращения: 1 октября 2009.
- ↑ Rovira, James. Rock and Romanticism: Post-Punk, Goth, and Metal as Dark Romanticisms : [англ.]. — Springer, 2018-03-29. — ISBN 978-3-319-72688-5.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 20,2 20,3 Hilburn, Robert. Eminem's Latest Seems Sure to Delight Fans, Anger Parents (May 20, 2000).
- ↑ Eminem and Kim to divorce again, BBC News (April 6, 2006). (недоступная ссылка)
- ↑ Strauss, Neil. THE POP LIFE; Eminem Enters 'N Sync Turf (June 7, 2000).
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 23,2 23,3 Spence D. The Marshall Mathers LP Review . IGN (November 12, 2004). Дата обращения: 27 мая 2009. Архивировано 16 декабря 2010 года.
- ↑ Перейти обратно: 24,0 24,1 White, Dave A Bad Rap? . The Advocate. Here Media (July 4, 2000). Дата обращения: 2 августа 2012.
- ↑ Hasted, 2011, p. 162.
- ↑ Eminem, 2008, p. 54.
- ↑ Перейти обратно: 27,0 27,1 Thompson, Bonsu How Eminem Conquered Black Music (and White Privilege) With 'The Marshall Mathers LP' (англ.). Medium (22 мая 2020). Дата обращения: 23 мая 2020.
- ↑ Перейти обратно: 28,0 28,1 28,2 28,3 28,4 Hermes, Will (June 2, 2000). «The Marshall Mathers LP».
- ↑ Hasted, 2011, p. 68.
- ↑ Alvarez, Gabriel Eminem's 100 Greatest Songs: Who Knew . Complex. Complex Media Inc (December 18, 2017). Дата обращения: 29 апреля 2018.
- ↑ Перейти обратно: 31,0 31,1 Rys, Dan 12 Facts You Might Not Know About Eminem's 'The Marshall Mathers LP' . XXL. Townsquare Media (May 22, 2015). Дата обращения: 29 апреля 2018.
- ↑ Vanhoozer, 2007, pp. 83-84.
- ↑ Ellis, p. 256.
- ↑ Ellis, p=256
- ↑ Wazir, Burhan. Misogynist, homophobe... hero, The Guardian (June 18, 2000).
- ↑ Stubbs, David. Eminem: The Stories Behind Every Song. — Thunder's Mouth Press, September 29, 2006. — P. 128. — «Dina Rae sweetens the deal with some funky vocal flourishes». — ISBN 978-1560259466.
- ↑ Louie, Rebecca The X-Factor . Vibe. Vibe Media Group (September 2000). Дата обращения: 8 февраля 2014.
- ↑ Banhoozer, 2007, p. 85.
- ↑ Перейти обратно: 39,0 39,1 Rubin, Mike The Sins and Sorrows of Marshall Mathers . Spin. Spin Media LLC (August 2000). Дата обращения: 10 февраля 2014.
- ↑ Music: The Marshall Mathers LP (CD) by Eminem (Artist) . Tower Records. Дата обращения: 26 сентября 2012. Архивировано 15 октября 2012 года.
- ↑ Music: Marshall Mathers Lp (CD) by Eminem (Artist), 106447372 . Tower Records. Дата обращения: 26 сентября 2012. Архивировано 26 сентября 2013 года.
- ↑ Guins, 2008, p. 12.
- ↑ Bozza, 2003, p. 83.
- ↑ Graham, Adam. Emimem strikes again with 'Rap God' single . The Detroit News (October 14, 2013). Дата обращения: 15 октября 2013.
- ↑ Herzog, Kenny Eminem vs. M.O.M . Spin. Spin Media LLC (December 2008). Дата обращения: 9 февраля 2014.
- ↑ Перейти обратно: 46,0 46,1 Reviews for The Marshall Mathers LP by Eminem . Metacritic. Дата обращения: 19 марта 2009.
- ↑ Kyles, Kyra. Eminem, 'The Marshall Mathers LP' (Interscope), Chicago Sun-Times (June 4, 2000).
- ↑ Перейти обратно: 48,0 48,1 (June 6, 2000) «Eminem: The Marshall Mathers LP». Melody Maker. “No one else puts such a rocket under rap's self-consciousness or makes it so shocking...”
- ↑ Перейти обратно: 49,0 49,1 Sutherland, Steve (May 30, 2000). «Eminem – The Marshall Mathers LP». NME.
- ↑ Перейти обратно: 50,0 50,1 Lowe, Steve (August 2000). «Eminem: The Marshall Mathers LP». Q (167).
- ↑ (August 2000) «Eminem: The Marshall Mathers LP». The Source (131): 225–26.
- ↑ Перейти обратно: 52,0 52,1 Jones, Steve. Eminem's 'Mathers LP' luridly lyrical, USA Today (May 23, 2000).
- ↑ Перейти обратно: 53,0 53,1 Christgau, Robert. Getting Them Straight, The Village Voice (August 15, 2000).
- ↑ Eddy, Chuck. Motor Suburb Madhouse (July 4, 2000).
- ↑ Kot, Greg. The Rap That Dre Built (July 2, 2000).
- ↑ Cinquemani, Sal. Eminem: The Marshall Mathers LP . Slant Magazine (January 16, 2001). Дата обращения: 25 августа 2010.
- ↑ (May 20, 2000) «Eminem: The Marshall Mathers LP». Spin. “Funny how so much controversy can spring up over an album that is, musically, not all that noteworthy ... what could have been a brilliant statement, instead elevates Eminem to the rarefied air of true platinum rappers: ie, those that drop outstanding rhymes over frustratingly mediocre beats.”
- ↑ Acclaimed Music . www.acclaimedmusic.net. Дата обращения: 21 мая 2020.
- ↑ Madonna, Eminem Lead American Romp Through EMAs . MTV (November 17, 2000). Дата обращения: 14 сентября 2011.
- ↑ Complete list of Grammy Award winners, CBC News (February 22, 2001).
- ↑ 43rd Annual GRAMMY Awards . Grammy.com. Дата обращения: 7 июля 2016.
- ↑ «Albums That Sold 1 Million in One Week».
- ↑ Skanse, Richard (May 31, 2000). «Eminem Bounces Britney From Top Spot».
- ↑ Caulfield, Keith (July 3, 2016). «Drake's 'Views' No. 1 For Ninth Week on Billboard 200 Chart» (Prometheus Global Media).
- ↑ SoundScan List of Best Sellers – 2000 (January 3, 2001). Дата обращения: 22 декабря 2008. Архивировано 22 декабря 2008 года.
- ↑ Eminem Canada's biggest selling artist . Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 9 января 2001 года.
- ↑ Unterberger, Andrew (June 23, 2022). «15 of the Biggest 21st Century Albums That Never Scored a Hot 100 No. 1 Hit».
- ↑ Перейти обратно: 68,0 68,1 Eminem UK charts . Official Charts Company.
- ↑ «Eminem Chart History».
- ↑ Stan chart position . Australian-charts.com.
- ↑ "2009 U.S. Music Purchases up 2.1% over 2008; Music Sales Exceed 1.5 Billion for Second Consecutive Year". January 6, 2010. businesswire.com. Business Wire. Retrieved July 14, 2010.
- ↑ (2016-10-14) «The 10 Highest-Selling Rap Album Series».
- ↑ How to chat live with Eminem during his 'The Marshall Mathers LP' anniversary livestream, The Ann Arbor News (May 27, 2020).
- ↑ Larkin, Colin. Eminem // The Encyclopedia of Popular Music. — 5th concise. — Omnibus Press, 2011. — P. 959. — ISBN 978-0857125958.
- ↑ The Marshall Mathers LP . Acclaimed Music. Дата обращения: 15 апреля 2018.
- ↑ Перейти обратно: 76,0 76,1 Larson, Jeremy D. Eminem: The Marshall Mathers LP . Pitchfork (April 15, 2018). Дата обращения: 15 апреля 2018.
- ↑ Перейти обратно: 77,0 77,1 Hoard, Christian. Eminem // The New Rolling Stone Album Guide. — 4th. — Simon & Schuster, 2004. — P. 276–77. — ISBN 978-0-7432-0169-8.
- ↑ Перейти обратно: 78,0 78,1 Butler, Nick. Eminem – The Marshall Mathers LP (staff review) . Sputnikmusic (January 16, 2005). Дата обращения: 25 августа 2010.
- ↑ Hull, Tom Grade List: Eminem . Tom Hull – on the Web. Дата обращения: 28 октября 2020.
- ↑ (December 2007) «Retrospective: XXL Albums» (98).
- ↑ Fitzgerald, Carl LamarreTrent Eminem Albums Ranked Worst to Best (англ.). The Boombox. Дата обращения: 29 мая 2020.
- ↑ Here's Eminem's Discography Ranked From Bottom To Top . HipHopDX (25 февраля 2019). Дата обращения: 29 мая 2020.
- ↑ Перейти обратно: 83,0 83,1 The Best Eminem Albums (англ.). Complex. Дата обращения: 29 мая 2020.
- ↑ Acclaimed Music . www.acclaimedmusic.net. Дата обращения: 30 мая 2020.
- ↑ Murder, pranks and obsessive fans – the story of Eminem's Marshall Mathers LP (англ.). The Independent (23 мая 2020). Дата обращения: 27 июня 2020. Архивировано 18 июня 2022 года.
- ↑ Weiss, Jeff Eminem's 'Marshall Mathers LP' Is Now 20 (англ.). The Ringer (22 мая 2020). Дата обращения: 23 мая 2020.
- ↑ Ozzi, Dan 'The Marshall Mathers LP': The Album That Just Did Not Give a Fuck (англ.). Vice (20 мая 2015). Дата обращения: 23 мая 2020.
- ↑ American Psycho: Eminem's 'Marshall Mathers LP' at 20 . Spin (22 мая 2020). Дата обращения: 23 мая 2020.
- ↑ The RS 500 Greatest Albums of All Time: Rolling Stone Архивировано 7 апреля 2010 года.
- ↑ (May 31, 2009) «Eminem, 'The Marshall Mathers LP'».
- ↑ «Eminem, 'The Marshall Mathers LP'».
- ↑ Nigel D. Rolling Stones Top 100 Albums Of The Decade | RealTalkNY . Realtalkny.uproxx.com (December 10, 2009). Дата обращения: 3 августа 2011. Архивировано 25 июля 2011 года.
- ↑ (2022-06-07) «The 200 Greatest Hip-Hop Albums of All Time».
- ↑ The 500 Greatest Albums Of All Time: 300-201 | NME (англ.) ?. NME (24 октября 2013). Дата обращения: 9 марта 2020. Архивировано 5 апреля 2019 года.
- ↑ 1001 Albums You Must Hear Before You Die (англ.). rocklistmusic.co.uk. Дата обращения: 16 сентября 2022. Архивировано 30 января 2012 года.
- ↑ ((Spence D. + Miscellaneous IGN Editors)). IGN.com – Top 25 Rap Albums . Music.ign.com. Дата обращения: 3 августа 2011. Архивировано 27 мая 2011 года.
- ↑ TIME.com – The All-TIME 100 Albums, Time.com (November 2, 2006).
- ↑ 2006 Q Magazine — 100 Greatest Albums Ever . Mp3sparks.com. Дата обращения: 3 августа 2011.
- ↑ The Definitive 200 . Definitive200.com (Rock and Roll Hall of Fame). Архивировано 9 марта 2007 года.
- ↑ The Marshall Mathers LP | Top 100 Albums | Best of the 2000s . Best.complex.com. Дата обращения: 30 мая 2010. Архивировано 12 сентября 2009 года.
- ↑ 'Pitchfork staff. The Top 200 Albums of the 2000s: 150–101 (неопр.). Pitchfork (September 28, 2009). Дата обращения: 1 октября 2009.
- ↑ (November 21, 2009) «OMM's Top 50 Albums of the Decade». The Guardian.
- ↑ The best music of the decade . The A.V. Club (November 19, 2009). Дата обращения: 23 июня 2021.
- ↑ The Popdose 100: The Best Albums of the Decade . Popdose (November 25, 2009). Дата обращения: 23 июня 2021.
- ↑ Adaso, Henry 100 best hip hop albums . About.com. Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 28 апреля 2016 года.
- ↑ Mancini, Robert Eminem Targeted At Senate Hearing . MTV News. Viacom (September 13, 2000). Дата обращения: 9 февраля 2014.
- ↑ Перейти обратно: 107,0 107,1 Mackie, Richard. Ontario wants rap star banned, The Globe and Mail (October 26, 2000), С. A1, A4.
- ↑ Hiatt, Brian. "Canadian Officials Asked To Stop Eminem At Border". MTV.com., October 26, 2000.
- ↑ Everett-Green, Robert. Bad rap for a rapper, The Globe and Mail (October 26, 2000), С. A25.
- ↑ ABC News. "Eminem vs. Canada". October 26, 2000.
- ↑ (2001) «Gangsta Misogyny: A Content Analysis of the Portrayals of Violence against Women in Rap Music, 1987–1993». Journal of Criminal Justice and Popular Culture 8 (2): 96–126.
- ↑ Перейти обратно: 112,0 112,1 (2004) «Eminem's Construction of Authenticity». Popular Music and Society 27 (3): 335–355. doi:10.1080/03007760410001733170.
- ↑ Boy, 15, arrested in Instagram post that closed San Joaquin Memorial High, Fresno Bee (September 1, 2015).
- ↑ Gay Activist Group Plans Pre-Grammy Eminem Protest . [MTV.com] (February 1, 2001). Дата обращения: 21 декабря 2008.
- ↑ Basham, David Eminem: "Performance With Elton Was Statement Enough" . MTV News. Viacom (February 21, 2001). Дата обращения: 26 мая 2018.
- ↑ Eminem, Elton John To Duet At Grammys . MTV.com (February 10, 2001). Дата обращения: 24 декабря 2008.
- ↑ Richards, Jason Happy Birthday Eminem, Here's Every Celebrity You've Ever Dissed . The Atlantic (October 17, 2011). Дата обращения: 10 февраля 2014.
- ↑ Французский джазмен обвиняет Эминема в плагиате . Дата обращения: 13 октября 2013. Архивировано 2 февраля 2017 года.
- ↑ Finn, Robin. "A Defender of the Controversial, and Now of Imus" (англ.). The New York Times. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 22 августа 2018 года.
- ↑ Примечания к The Marshall Mathers LP. Aftermath, Interscope, 2000.
- ↑ The Marshall Mathers LP . Tidal (2000).
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (англ.). Australiancharts.com. Hung Medien.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (нем.). Austriancharts.at. Hung Medien.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (нид.). Ultratop.be. Hung Medien.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (фр.). Ultratop.be. Hung Medien.
- ↑ Eminem Chart History (Canadian Albums) (англ.). Billboard.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (англ.). Danishcharts.com. Hung Medien.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (нид.). Dutchcharts.nl. Hung Medien.
- ↑ European Albums Chart . Music.AllOfMp3.com. Дата обращения: 19 мая 2007.
- ↑ Eminem: The Marshall Mathers LP (фин.). Musiikkituottajat – IFPI Finland.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (фр.). Lescharts.com. Hung Medien.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (нем.). Offizielle Deutsche Charts.
- ↑ Перейти обратно: 133,0 133,1 Greek album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (греч.). IFPI Greece.
- ↑ Album Top 40 slágerlista — 2000. 37. hét (венг.). Mahasz.hu. LightMedia.
- ↑ «GFK Chart-Track». Chart-Track.co.uk. GFK Chart-Track. IRMA.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (англ.). Italiancharts.com. Hung Medien.
- ↑ エミネムのアルバム売上ランキング (яп.). Oricon. Дата обращения: 3 мая 2021. Архивировано 24 октября 2012 года.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (англ.). Charts.org.nz. Hung Medien.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (англ.). Norwegiancharts.com. Hung Medien.
- ↑ Oficjalna lista sprzedaży :: OLiS – Official Retail Sales Chart . OLiS (29 ноября 2004). Дата обращения: 28 мая 2010.
- ↑ Hits of the World – Portugal, Billboard (24 февраля 2001).
- ↑ Перейти обратно: 142,0 142,1 Eminem heading to South Africa for two shows, The Times (18 ноября 2013).
- ↑ (2001-03-24) «Hits of the World – Spain» (Nielsen Business Media, Inc.).
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (англ.). Swedishcharts.com. Hung Medien.
- ↑ Eminem — The Marshall Mathers LP (нем.). Swisscharts.com. Hung Medien.
- ↑ Official Albums Chart Top 100 (англ.). The Official Charts Company.
- ↑ «20000701 Top 40 R&B Albums Archive | Official Charts». UK Albums Chart. The Official Charts Company.
- ↑ Eminem Chart History (Billboard 200) (англ.). Billboard.
- ↑ Eminem — Chart History Billboard Top R&B/Hip-Hop Albums for Eminem (англ.).
- ↑ Eminem — Chart History Billboard Top Catalog Albums for Eminem (англ.).
- ↑ ARIA End of Year Albums Chart 2000 . Australian Recording Industry Association. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Jahreshitparade Alben 2000 (нем.). austriancharts.at. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Jaaroverzichten 2000 (нид.). Ultratop. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Rapports Annuels 2000 (фр.). Ultratop. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Canada's Top 200 Albums of 2000 . Jam!. Дата обращения: 4 марта 2022. Архивировано 8 февраля 2004 года.
- ↑ Chart of the Year 2000 (датск.). TOP.dk. Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 25 июля 2015 года.
- ↑ Jaaroverzichten – Album 2000 (нид.). dutchcharts.nl. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ (2000-12-23) «Year in Focus – European Top 100 Albums 2000» 17 (52).
- ↑ Top de l'année Top Albums 2000 (фр.). SNEP. Дата обращения: 15 января 2021.
- ↑ Top 100 Album-Jahrescharts 2000 (нем.). GfK Entertainment. Дата обращения: 8 декабря 2016.
- ↑ Top Selling Albums of 2000 . Recorded Music NZ. Дата обращения: 27 февраля 2021.
- ↑ Topp 40 Album Skoleslutt 2000 (норв.). VG-lista. Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 6 октября 2017 года.
- ↑ Topp 40 Album Vår 2000 (норв.). VG-lista. Дата обращения: 5 сентября 2017. Архивировано 10 сентября 2017 года.
- ↑ Topp 40 Album Sommer 2000 (норв.). VG-lista. Дата обращения: 5 октября 2017. Архивировано 11 сентября 2017 года.
- ↑ 자료제공:(사)한국음반산업협회/이 자료는당협회와 상의없이 가공,편집을금합니다. (кор.) ?. MIAK. Дата обращения: 26 января 2021. Архивировано 16 июня 2007 года.
- ↑ Årslista Album (inkl samlingar), 2000 (швед.). Sverigetopplistan. Дата обращения: 27 февраля 2021.
- ↑ Schweizer Jahreshitparade 2000 (нем.). hitparade.ch. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ End of Year Album Chart Top 100 – 2000 . Official Charts Company. Дата обращения: 15 января 2021.
- ↑ «Billboard 200 Albums – Year-End 2000».
- ↑ «Top R&B/Hip-Hop Albums – Year-End 2000».
- ↑ 'N Sync tops the list of 2000's best selling albums . Entertainment Weekly (18 января 2001). Дата обращения: 19 июня 2021.
- ↑ ARIA End of Year Albums Chart 2001 . Australian Recording Industry Association. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ ARIA Top 20 Hip Hop/R&B Albums for 2001 . Australian Recording Industry Association. Дата обращения: 14 июня 2021.
- ↑ Jahreshitparade Alben 2001 (нем.). austriancharts.at. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Jaaroverzichten 2001 (нид.). Ultratop. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Rapports Annuels 2001 (фр.). Ultratop. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Top 200 Albums of 2001 (based on sales) . Jam!. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 6 ноября 2003 года.
- ↑ Chart of the Year 2001 (датск.). TOP20.dk. Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 29 сентября 2011 года.
- ↑ Jaaroverzichten – Album 2001 (нид.). dutchcharts.nl. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ European Top 100 Albums 2001 . Music & Media 15 (December 22, 2001). Дата обращения: 5 июля 2021.
- ↑ Top de l'année Top Albums 2001 (фр.). SNEP. Дата обращения: 15 января 2021.
- ↑ Top 100 Album-Jahrescharts 2001 (нем.). GfK Entertainment. offiziellecharts.de. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Classifica annuale 2001 (dal 01.01.2001 al 30.12.2001) – Album & Compilation (итал.). Federazione Industria Musicale Italiana. Дата обращения: 4 июля 2021.
- ↑ Top Selling Albums of 2001 . The Official NZ Music Charts. Дата обращения: 8 ноября 2020.
- ↑ LISTA DE ÁLBUMES MÁS VENDIDOS EN EL AÑO 2001 (исп.). Anuariossgae 251. Дата обращения: 9 января 2021.
- ↑ Årslista Album – 2001 . Sverigetopplistan. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ Schweizer Jahreshitparade 2001 . hitparade.ch. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ The Official UK albums Chart 2001 . UKChartsPlus. Дата обращения: 5 июня 2020.
- ↑ (January 2, 2013) «Billboard 200 Albums – Year-End 2001».
- ↑ (January 2, 2013) «Top R&B/Hip-Hop Albums – Year-End 2001».
- ↑ ARIA Top 20 Hip Hop/R&B Albums for 2002 . Australian Recording Industry Association. Дата обращения: 14 июня 2021.
- ↑ Canada's Top 200 Alternative albums of 2002 . Jam!. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 4 декабря 2003 года.
- ↑ Canada's Top 200 R&B; albums of 2002 . Jam!. Дата обращения: 27 марта 2022. Архивировано 12 октября 2003 года.
- ↑ Top 100 rap albums of 2002 in Canada . Jam!. Дата обращения: 27 марта 2022. Архивировано 12 октября 2003 года.
- ↑ ARIA Top 20 Hip Hop/R&B Albums for 2003 . Australian Recording Industry Association. Дата обращения: 14 июня 2021.
- ↑ Top 100 Album-Jahrescharts 2003 (нем.). GfK Entertainment. offiziellecharts.de. Дата обращения: 15 января 2021.
- ↑ The Official UK Albums Chart 2003 . UKChartsPlus. Дата обращения: 3 апреля 2021.
- ↑ (January 2, 2013) «Billboard 200 Albums – Year-End 2011».
- ↑ (August 29, 2019) «Catalog Albums - Year-End 2011».
- ↑ (August 29, 2019) «Catalog Albums - Year-End 2014».
- ↑ ARIA Top 20 Hip Hop/R&B Albums for 2019 . Australian Recording Industry Association. Дата обращения: 14 июня 2021.
- ↑ Top Selling Albums of 2019 . Recorded Music NZ. Дата обращения: 21 декабря 2019.
- ↑ ARIA Top 100 Albums of the 00's . Australian Recording Industry Association. Дата обращения: 16 января 2020.
- ↑ (2010-01-30) «The Noughties' Official UK Albums Chart Top 100» (United Business Media).
- ↑ (2009-12-19) «The Decade in Music - Charts - Top Billboard 200 Albums» (Nielsen Business Media, Inc.) 121. ISSN 0006-2510. Digit page 166 on the PDF archive.
- ↑ «Decade-End Chart 2000's: R&B/Hip-Hop Albums».
- ↑ Discos de oro y platino (исп.). Cámara Argentina de Productores de Fonogramas y Videogramas. Дата обращения: 25 февраля 2014. Архивировано 6 июля 2011 года.
- ↑ ARIA Charts – Accreditations – 2003 Albums (англ.). Australian Recording Industry Association.
- ↑ Austrian album certifications – Eminem – Marshall Mathers LP (нем.). IFPI Austria. Enter Eminem in the field Interpret. Enter Marshall Mathers LP in the field Titel. Select album in the field Format. Click Suchen.
- ↑ Ultratop − Goud en Platina – albums 2000 (нид.). Ultratop. Hung Medien.
- ↑ Brazilian album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (порт.). Associação Brasileira dos Produtores de Discos.
- ↑ Canadian album certifications – Eminem – Marshall Mathers LP (англ.). Music Canada.
- ↑ Platino en Centroamérica (исп.). La Nación (June 1, 2001). Дата обращения: 12 февраля 2021.
- ↑ Danish album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (датск.). IFPI Denmark.
- ↑ Перейти обратно: 215,0 215,1 Eminem (фин.). Musiikkituottajat – IFPI Finland.
- ↑ French album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (фр.). Syndicat National de l’Édition Phonographique.
- ↑ Gold-/Platin-Datenbank (Eminem; 'The Marshall Mathers LP') (нем.). Bundesverband Musikindustrie. Enter Eminem in the field Interpret. Enter The Marshall Mathers LP in the field Titel. Select album in the field Format. Click Suchen.
- ↑ Adatbázis – Arany- és platinalemezek – 2001 (венг.). MAHASZ.
- ↑ (July 21, 2001) «Italy». Проверено January 21, 2022.
- ↑ Italian album certifications – Eminem – The Marshall Mathers (итал.). Federazione Industria Musicale Italiana. Select "2022" in the "Anno" drop-down menu. Select "The Marshall Mathers" in the "Filtra" field. Select "Album e Compilation" under "Sezione".
- ↑ Japanese album certifications – Eminem – The Marshall Mathers (яп.). Recording Industry Association of Japan. Select 2001年12月 on the drop-down menu
- ↑ Certificaciones (исп.). Asociación Mexicana de Productores de Fonogramas y Videogramas. Type Eminem in the box under the ARTISTA column heading and The Marshall Mathers LP in the box under TÍTULO
- ↑ Dutch album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (нид.). Nederlandse Vereniging van Producenten en Importeurs van beeld- en geluidsdragers. Enter The Marshall Mathers LP in the "Artiest of titel" box.
- ↑ New Zealand album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (англ.). Recorded Music NZ.
- ↑ IFPI Norsk platebransje Trofeer 1993–2011 (норв.). IFPI Norway.
- ↑ Polish album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (польск.). Polish Society of the Phonographic Industry (December 6, 2000).
- ↑ 2001.06월 - POP 음반 판매량 (кор.). Дата обращения: 9 апреля 2021. Архивировано 16 октября 2004 года.
- ↑ Salaverri, Fernando. Sólo éxitos: año a año, 1959–2002 : [исп.]. — 1st. — Madrid : Fundación Autor/SGAE, September 2005. — P. 962. — ISBN 84-8048-639-2.
- ↑ Guld- och Platinacertifikat − År 2001 (швед.) (PDF). IFPI Sweden.
- ↑ The Official Swiss Charts and Music Community: Awards (Eminem; 'The Marshall Mathers LP') (англ.). IFPI Switzerland. Hung Medien.
- ↑ British album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (англ.). British Phonographic Industry.
- ↑ Caulfield, Keith (September 29, 2016). «The Weeknd's Back in the Top 40: Billboard 200 Chart Moves».
- ↑ David, Barry Shania, Backstreet, Britney, Eminem and Janet Top All Time Sellers . Music Industry News Network (February 8, 2003). Архивировано 25 сентября 2015 года.
- ↑ American album certifications – Eminem – The Marshall Mathers LP (англ.). Recording Industry Association of America. If necessary, click Advanced, then click Format, then select Album, then click SEARCH.
- ↑ IFPI Platinum Europe Awards – 2007 (англ.). International Federation of the Phonographic Industry.
Ссылки
- The Marshall Mathers lp By Eminem
- The Marshall Mathers LP lyrics (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 03-09-2013 [4201 день] — история, копия)
- Eminem’s official website
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |
- Альбомы по алфавиту
- Альбомы 2000 года
- Альбомы, вошедшие в список 500 величайших альбомов по версии журнала Rolling Stone
- Альбомы, вошедшие в список 500 величайших альбомов по версии журнала New Musical Express
- Certification Table Entry usages for Central America
- Страницы, использующие Certification Table Entry без продаж
- Страницы, использующие Certification Table Entry без сертификации
- Certification Table Entry usages for South Africa
- Альбомы Aftermath Entertainment
- Альбомы Interscope Records
- Альбомы Interscope Geffen A&M
- Альбомы на английском языке
- Хип-хоп-альбомы
- Альбомы Эминема
- Альбомы, возглавлявшие Billboard 200
- Альбомы, возглавлявшие Canadian Albums
- Премия «Грэмми» за лучший рэп-альбом
- Альбомы, сертифицированные как бриллиантовые Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний