Soulslike
Soulslike или souls-like (с англ. — «souls-подобные»; транслитерация — «соулслайк»), также известный как soulsborne (словослияние Souls и Bloodborne) — условно выделяемый поджанр компьютерных игр в жанре Action RPG, известный высоким уровнем сложности и упором на повествование, заложенное в окружающей среде, вдохновленной жанром тёмного фэнтези. Он берёт своё начало в серии игр Souls, разработанных Хидэтакой Миядзаки и студией FromSoftware, темы и механика которых напрямую были перенесены во множество других подобных игр. Альтернативный термин «soulsborne» представляет собой словослияние серии Souls и видеоигры Bloodborne за авторством тех же FromSoftware и Миядзаки[1][2].
Ярлык «soulslike» был принят рядом критиков и разработчиков. Тем не менее, он также получил негативную оценку со стороны некоторых критиков и разработчиков, которые задались вопросом, является ли soulslike настоящим жанром или набором общих механик и не используется ли этот термин для описания игр, имеющих лишь смутное сходство.
Концепция
Сеттинг и сюжет
Soulslike-играм обычно свойственны сеттинг тёмного фэнтези, отсутствие явного повествования, сюжета, а также глубокая проработка мира. При этом захватывающий мир должен подогревать интерес игроков исследовать его[3]. Игроки должны открывать для себя кусочки истории игры с течением времени с помощью записок, посланий, описаний предметов и загадочных диалогов, собирая их вместе, тем самым усиливая ощущение таинственности игры. Несмотря на мрачность сеттинга soulslike-игр, они также иногда содержат комические элементы, такие как неожиданные взаимодействия (например, ласка кота), реакции со стороны неигровых персонажей, своеобразные наряды и оружие, а также смерть от ловушек, например, быть съеденным мимиком[4].
Геймплей
Игры, подобные Souls, обычно имеют высокий уровень сложности, в которых частая смерть игрока является частью игрового процесса. В таких играх накопленный прогресс теряется, если определённые контрольные точки не были достигнуты. Также soulslike-игры обычно имеют специальные средства для постоянного улучшения способностей игрока, чтобы была возможность развиваться дальше. Чаще всего такие улучшения можно приобрести за внутриигровую валюту, которую можно заработать и потратить, но которую также можно потерять после смерти игрока[5][6][7]. Эта механика позволяет избежать полной потери прогресса при перезапуске игры, в то же время предоставляя игроку систему риска и вознаграждения, чтобы сделать игру сложнее для прохождения[8]. Потребность игрока в повторных прохождениях можно рассматривать как тип его самосовершенствования в игре либо путём постепенного улучшения своего персонажа, либо путём улучшения собственных навыков и стратегий в игре. Боевая система в soulslike-играх также может быть методичной, требуя от игрока следить за выносливостью, чтобы избежать усталости своего персонажа, а также за действиями персонажа. Приоритет отдаётся анимации, не позволяющей игроку отменить движение, пока она не будет завершена[6].
История
Жанр Soulslike зародился в видеоигре Demon's Souls 2009 года, разработанной студией FromSoftware и разработчиком видеоигр Хидэтакой Миядзаки. Эта игра воплотила основные принципы, которым будут следовать soulslike-игры и в частности серия Souls. Серия игр Dark Souls стала основным популяризатором этого жанра.
Видеоигры, которые считаются частью жанра soulslike, включают в себя игры за авторством FromSoftware и Миядзаки, такие как Bloodborne (2015 год), Sekiro: Shadows Die Twice (2019 год)[9][10] и Elden Ring (2022 год)[11], а также игры других студий: Lords of the Fallen (2014 год)[12], Salt and Sanctuary (2016 год)[13], серии Nioh[14] и The Surge[15], Ashen (2018 год), Darksiders III (2018 год)[16], Remnant: From the Ashes (2019 год)[17], Code Vein (2019 год)[18], Star Wars Jedi: Fallen Order (2019 год)[16][19], Chronos: Before the Ashes (2019 год)[20] и Mortal Shell (2020 г.)[21]. Dead Cells (2018 год) была официально названа «облегчённой соулс» (англ. souls-lite), сочетающей в себе элементы soulslike с элементами roguelike и метроидвании[22], в то время как Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin (2022 год) сочетает в себе soulslike-геймплей с системой работы из серии Final Fantasy[23].
Другие игры за пределами жанра, но на которые, как утверждается, повлияли на серии игр Souls, включают в себя The Witcher 2: Assassins of Kings (2011 год)[24], Destiny (2014 год)[25], Shovel Knight (2014 год)[26][27], Titan Souls (2015 год)[26], The Witcher 3: Wild Hunt (2015 год)[28], Assassin's Creed Odyssey (2018 год)[29] и God of War (2018 год)[30]. Аналогичная soulslike механика смерти используется в Nier: Automata (2017 год)[31] и Hollow Knight (2017 год)[16].
Приём
Интервью с разработчиками soulslike-игр показали, что все они воспринимают положительно обозначение soulslike как отдельный жанр, так как это служит полезным описанием для игроков. Однако некоторые считают, что это может вводить игроков в заблуждение, заставляя их ожидать определенных вещей в игре и разочаровываться, когда они в игре отсутствуют. Примером служит разочарование игроков из-за того, что Remnant: From the Ashes была в первую очередь шутером, несмотря на то, что характеризовалась как soulslike-игра[4].
Остин Вуд из журнала PC Gamer раскритиковал ярлык «soulslike», заявив, что рассмотрение игр Souls как шаблона вводит игроков в заблуждение. Это заставляет их полагать, что различные игры, классифицированные как soulslike похожи на игры Souls, хотя они во многом могут различаться. Вуд назвал ярлык «soulslike» наряду с ярлыками «метроидвания» и «rougelike» жаргоном, который «игнорирует то, что делает игры уникальными»[3]. Марк Браун из Game Maker's Toolkit также осудил ярлык «soulslike» как чрезмерно ограничивающий разработчиков игр, так как он заставляет игры следовать определенному шаблону и препятствует продвижению их дизайна. Отвечая на этот аргумент, Бруно Диас из журнала Vice не согласился, заявив, что сравнение Брауном soulslike с rougelike было неуместным, так как «рогалики» долгое время были увлечением любителей. Он также сказал, что soulslike пока не нужно продвигаться вперёд, поскольку у них нет проблем с рынком[32].
Примечания
- ↑ David Wildgoose. Painfully Difficult: From Software's 30+ Year Journey From PS1 to Elden Ring (англ.). IGN (7 марта 2022). Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 29 марта 2022 года.
- ↑ Jason Guisao. Elden Ring Is My First Soulsborne Game, And I’m Obsessed With It (англ.). Game Informer. Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 21 марта 2022 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Austin Wood published. The 'Souls-like' label needs to die (англ.) // PC Gamer. — 2017-08-19. Архивировано 8 мая 2022 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Finding the Soul of Soulslikes - the devs riffing on the genre (англ.). VG247 (16 ноября 2020). Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 11 марта 2022 года.
- ↑ Shaun Prescott. The best Souls-like games on PC . PC Gamer (11 апреля 2019). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 14 июля 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 I. G. N. Staff. The Best Soulslike Games (англ.). IGN (11 февраля 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 19 марта 2022 года.
- ↑ Dungeon crawler or looter shooter? Nine video game genres explained (англ.). The Guardian (11 октября 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 11 октября 2021 года.
- ↑ Phill CameronBloggerApril 09, 2015. Cheating Death: Accommodating player failure and recovery (англ.). Game Developer (9 апреля 2015). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ 5 Soulslike Games That Are More Like Bloodborne Than Dark Souls (англ.) ?. Game Rant (18 июня 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 марта 2022 года.
- ↑ Sekiro: Shadows Die Twice is a new Soulslike developed by FromSoftware (англ.). VG247 (10 июня 2018). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 марта 2022 года.
- ↑ Elden Ring now available to play: Everything to know about Miyazaki’s new souls-like (англ.). The Indian Express (28 февраля 2022). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 4 марта 2022 года.
- ↑ Robert Purchese. Video: Playing a new boss battle in Lords of the Fallen (англ.). Eurogamer (23 сентября 2014). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
- ↑ Salt And Sanctuary Is An Excellent 2D Dark Souls (англ.) ?. Kotaku. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 1 июня 2017 года.
- ↑ Nioh Is A Brutal Return To Form For Ninja Gaiden Developer (англ.) ?. GameSpot. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 20 марта 2017 года.
- ↑ published, Joe Donnelly. The Surge has 'Souls-like' combat but is best approached 'from a Bloodborne state of mind', PC Gamer (16 мая 2017). Архивировано 2 апреля 2022 года. Дата обращения 2 апреля 2022.
- ↑ Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 byIgn Staff Posted Feb. 12, 2021, 3:46 A.m. The Best Soulslike Games (неопр.). IGN (11 февраля 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 24 марта 2022 года.
- ↑ Remnant: From The Ashes, As Told By Steam Reviews (англ.) ?. Kotaku. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 сентября 2019 года.
- ↑ The first trailer for Code Vein proves this is the Vampire Souls we thought we're getting (англ.). VG247 (2 мая 2017). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Patrick Shanley. ‘Star Wars Jedi: Fallen Order’ Director Explains ‘Zelda’ Influences, Game’s Difficulty . Hollywood Reporter (8 июня 2019). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 29 июня 2019 года.
- ↑ Ed Thorn. Chronos: Before The Ashes review (англ.) // Rock, Paper, Shotgun. — 2020-12-07. Архивировано 8 марта 2022 года.
- ↑ Souls-like Mortal Shell has sold over 500,000 units since release last summer (англ.). VG247 (4 марта 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Austin Wood published. What the hell is a Souls-like? Game devs break down FromSoftware's accidental genre (англ.). GamesRadar (22 февраля 2022). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 14 апреля 2022 года.
- ↑ Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin's Job System Could Redefine the Soulslike Character Build Formula (англ.) ?. Game Rant (14 марта 2022). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 16 марта 2022 года.
- ↑ CD Projekt wants The Witcher 2 to be polished and mature (неопр.). Destructoid (3 апреля 2011). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Destiny Inspired by Dark Souls, Monster Hunter, Bungie Says (англ.) ?. The Escapist (18 декабря 2013). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Перейти обратно: 26,0 26,1 How do you make an RPG after Dark Souls? - Kill Screen . Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 21 марта 2017 года.
- ↑ Mike Williams. Game Dev Recipes: Shovel Knight (англ.). USgamer (24 мая 2014). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 16 апреля 2022 года.
- ↑ Gary Jones. Witcher 3: Why Dark Souls has proved a big influence, new details on 200+ hours gameplay (англ.). Express.co.uk (30 марта 2015). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Will Usher published. How Assassin's Creed Odyssey Is Switching Up Combat (англ.). CINEMABLEND (6 августа 2018). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
- ↑ "It Has to Be Personal" Says 'God of War' Creative Director Cory Barlog (англ.) ?. Rolling Stone. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 1 мая 2018 года.
- ↑ Nier: Automata’s Androids are like Dark Souls bloodstains, next livestream on Feb 23 (англ.) ?. PCGamesN. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 22 февраля 2018 года.
- ↑ Making Souls-Like A Genre Might Actually End Up Hurting it (англ.). Vice. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.