Перейти к содержанию

Soulslike

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Soulslike или souls-likeангл. — «souls-подобные»; транслитерация — «соулслайк»), также известный как soulsborne (словослияние Souls и Bloodborne) — условно выделяемый поджанр компьютерных игр в жанре Action RPG, известный высоким уровнем сложности и упором на повествование, заложенное в окружающей среде, вдохновленной жанром тёмного фэнтези. Он берёт своё начало в серии игр Souls, разработанных Хидэтакой Миядзаки и студией FromSoftware, темы и механика которых напрямую были перенесены во множество других подобных игр. Альтернативный термин «soulsborne» представляет собой словослияние серии Souls и видеоигры Bloodborne за авторством тех же FromSoftware и Миядзаки[1][2].

Ярлык «soulslike» был принят рядом критиков и разработчиков. Тем не менее, он также получил негативную оценку со стороны некоторых критиков и разработчиков, которые задались вопросом, является ли soulslike настоящим жанром или набором общих механик и не используется ли этот термин для описания игр, имеющих лишь смутное сходство.

Концепция

Сеттинг и сюжет

Soulslike-играм обычно свойственны сеттинг тёмного фэнтези, отсутствие явного повествования, сюжета, а также глубокая проработка мира. При этом захватывающий мир должен подогревать интерес игроков исследовать его[3]. Игроки должны открывать для себя кусочки истории игры с течением времени с помощью записок, посланий, описаний предметов и загадочных диалогов, собирая их вместе, тем самым усиливая ощущение таинственности игры. Несмотря на мрачность сеттинга soulslike-игр, они также иногда содержат комические элементы, такие как неожиданные взаимодействия (например, ласка кота), реакции со стороны неигровых персонажей, своеобразные наряды и оружие, а также смерть от ловушек, например, быть съеденным мимиком[4].

Геймплей

Игры, подобные Souls, обычно имеют высокий уровень сложности, в которых частая смерть игрока является частью игрового процесса. В таких играх накопленный прогресс теряется, если определённые контрольные точки не были достигнуты. Также soulslike-игры обычно имеют специальные средства для постоянного улучшения способностей игрока, чтобы была возможность развиваться дальше. Чаще всего такие улучшения можно приобрести за внутриигровую валюту, которую можно заработать и потратить, но которую также можно потерять после смерти игрока[5][6][7]. Эта механика позволяет избежать полной потери прогресса при перезапуске игры, в то же время предоставляя игроку систему риска и вознаграждения, чтобы сделать игру сложнее для прохождения[8]. Потребность игрока в повторных прохождениях можно рассматривать как тип его самосовершенствования в игре либо путём постепенного улучшения своего персонажа, либо путём улучшения собственных навыков и стратегий в игре. Боевая система в soulslike-играх также может быть методичной, требуя от игрока следить за выносливостью, чтобы избежать усталости своего персонажа, а также за действиями персонажа. Приоритет отдаётся анимации, не позволяющей игроку отменить движение, пока она не будет завершена[6].

История

Жанр Soulslike зародился в видеоигре Demon's Souls 2009 года, разработанной студией FromSoftware и разработчиком видеоигр Хидэтакой Миядзаки. Эта игра воплотила основные принципы, которым будут следовать soulslike-игры и в частности серия Souls. Серия игр Dark Souls стала основным популяризатором этого жанра.

Видеоигры, которые считаются частью жанра soulslike, включают в себя игры за авторством FromSoftware и Миядзаки, такие как Bloodborne (2015 год), Sekiro: Shadows Die Twice (2019 год)[9][10] и Elden Ring (2022 год)[11], а также игры других студий: Lords of the Fallen (2014 год)[12], Salt and Sanctuary (2016 год)[13], серии Nioh[14] и The Surge[15], Ashen (2018 год), Darksiders III (2018 год)[16], Remnant: From the Ashes (2019 год)[17], Code Vein (2019 год)[18], Star Wars Jedi: Fallen Order (2019 год)[16][19], Chronos: Before the Ashes (2019 год)[20] и Mortal Shell (2020 г.)[21]. Dead Cells (2018 год) была официально названа «облегчённой соулс» (англ. souls-lite), сочетающей в себе элементы soulslike с элементами roguelike и метроидвании[22], в то время как Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin (2022 год) сочетает в себе soulslike-геймплей с системой работы из серии Final Fantasy[23].

Другие игры за пределами жанра, но на которые, как утверждается, повлияли на серии игр Souls, включают в себя The Witcher 2: Assassins of Kings (2011 год)[24], Destiny (2014 год)[25], Shovel Knight (2014 год)[26][27], Titan Souls (2015 год)[26], The Witcher 3: Wild Hunt (2015 год)[28], Assassin's Creed Odyssey (2018 год)[29] и God of War (2018 год)[30]. Аналогичная soulslike механика смерти используется в Nier: Automata (2017 год)[31] и Hollow Knight (2017 год)[16].

Приём

Интервью с разработчиками soulslike-игр показали, что все они воспринимают положительно обозначение soulslike как отдельный жанр, так как это служит полезным описанием для игроков. Однако некоторые считают, что это может вводить игроков в заблуждение, заставляя их ожидать определенных вещей в игре и разочаровываться, когда они в игре отсутствуют. Примером служит разочарование игроков из-за того, что Remnant: From the Ashes была в первую очередь шутером, несмотря на то, что характеризовалась как soulslike-игра[4].

Остин Вуд из журнала PC Gamer раскритиковал ярлык «soulslike», заявив, что рассмотрение игр Souls как шаблона вводит игроков в заблуждение. Это заставляет их полагать, что различные игры, классифицированные как soulslike похожи на игры Souls, хотя они во многом могут различаться. Вуд назвал ярлык «soulslike» наряду с ярлыками «метроидвания» и «rougelike» жаргоном, который «игнорирует то, что делает игры уникальными»[3]. Марк Браун из Game Maker's Toolkit также осудил ярлык «soulslike» как чрезмерно ограничивающий разработчиков игр, так как он заставляет игры следовать определенному шаблону и препятствует продвижению их дизайна. Отвечая на этот аргумент, Бруно Диас из журнала Vice не согласился, заявив, что сравнение Брауном soulslike с rougelike было неуместным, так как «рогалики» долгое время были увлечением любителей. Он также сказал, что soulslike пока не нужно продвигаться вперёд, поскольку у них нет проблем с рынком[32].

Примечания

  1. David Wildgoose. Painfully Difficult: From Software's 30+ Year Journey From PS1 to Elden Ring (англ.). IGN (7 марта 2022). Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 29 марта 2022 года.
  2. Jason Guisao. Elden Ring Is My First Soulsborne Game, And I’m Obsessed With It (англ.). Game Informer. Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 21 марта 2022 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Austin Wood published. The 'Souls-like' label needs to die (англ.) // PC Gamer. — 2017-08-19. Архивировано 8 мая 2022 года.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Finding the Soul of Soulslikes - the devs riffing on the genre (англ.). VG247 (16 ноября 2020). Дата обращения: 30 марта 2022. Архивировано 11 марта 2022 года.
  5. Shaun Prescott. The best Souls-like games on PC. PC Gamer (11 апреля 2019). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 14 июля 2019 года.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 I. G. N. Staff. The Best Soulslike Games (англ.). IGN (11 февраля 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 19 марта 2022 года.
  7. Dungeon crawler or looter shooter? Nine video game genres explained (англ.). The Guardian (11 октября 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 11 октября 2021 года.
  8. Phill CameronBloggerApril 09, 2015. Cheating Death: Accommodating player failure and recovery (англ.). Game Developer (9 апреля 2015). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  9. 5 Soulslike Games That Are More Like Bloodborne Than Dark Souls (англ.) ?. Game Rant (18 июня 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 марта 2022 года.
  10. Sekiro: Shadows Die Twice is a new Soulslike developed by FromSoftware (англ.). VG247 (10 июня 2018). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 марта 2022 года.
  11. Elden Ring now available to play: Everything to know about Miyazaki’s new souls-like (англ.). The Indian Express (28 февраля 2022). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 4 марта 2022 года.
  12. Robert Purchese. Video: Playing a new boss battle in Lords of the Fallen (англ.). Eurogamer (23 сентября 2014). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  13. Salt And Sanctuary Is An Excellent 2D Dark Souls (англ.) ?. Kotaku. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 1 июня 2017 года.
  14. Nioh Is A Brutal Return To Form For Ninja Gaiden Developer (англ.) ?. GameSpot. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 20 марта 2017 года.
  15. published, Joe Donnelly. The Surge has 'Souls-like' combat but is best approached 'from a Bloodborne state of mind', PC Gamer (16 мая 2017). Архивировано 2 апреля 2022 года. Дата обращения 2 апреля 2022.
  16. Перейти обратно: 16,0 16,1 16,2 byIgn Staff Posted Feb. 12, 2021, 3:46 A.m. The Best Soulslike Games (неопр.). IGN (11 февраля 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 24 марта 2022 года.
  17. Remnant: From The Ashes, As Told By Steam Reviews (англ.) ?. Kotaku. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 сентября 2019 года.
  18. The first trailer for Code Vein proves this is the Vampire Souls we thought we're getting (англ.). VG247 (2 мая 2017). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  19. Patrick Shanley. ‘Star Wars Jedi: Fallen Order’ Director Explains ‘Zelda’ Influences, Game’s Difficulty. Hollywood Reporter (8 июня 2019). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 29 июня 2019 года.
  20. Ed Thorn. Chronos: Before The Ashes review (англ.) // Rock, Paper, Shotgun. — 2020-12-07. Архивировано 8 марта 2022 года.
  21. Souls-like Mortal Shell has sold over 500,000 units since release last summer (англ.). VG247 (4 марта 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  22. Austin Wood published. What the hell is a Souls-like? Game devs break down FromSoftware's accidental genre (англ.). GamesRadar (22 февраля 2022). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 14 апреля 2022 года.
  23. Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin's Job System Could Redefine the Soulslike Character Build Formula (англ.) ?. Game Rant (14 марта 2022). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 16 марта 2022 года.
  24. CD Projekt wants The Witcher 2 to be polished and mature (неопр.). Destructoid (3 апреля 2011). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  25. Destiny Inspired by Dark Souls, Monster Hunter, Bungie Says (англ.) ?. The Escapist (18 декабря 2013). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  26. Перейти обратно: 26,0 26,1 How do you make an RPG after Dark Souls? - Kill Screen. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 21 марта 2017 года.
  27. Mike Williams. Game Dev Recipes: Shovel Knight (англ.). USgamer (24 мая 2014). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 16 апреля 2022 года.
  28. Gary Jones. Witcher 3: Why Dark Souls has proved a big influence, new details on 200+ hours gameplay (англ.). Express.co.uk (30 марта 2015). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  29. Will Usher published. How Assassin's Creed Odyssey Is Switching Up Combat (англ.). CINEMABLEND (6 августа 2018). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  30. "It Has to Be Personal" Says 'God of War' Creative Director Cory Barlog (англ.) ?. Rolling Stone. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 1 мая 2018 года.
  31. Nier: Automata’s Androids are like Dark Souls bloodstains, next livestream on Feb 23 (англ.) ?. PCGamesN. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 22 февраля 2018 года.
  32. Making Souls-Like A Genre Might Actually End Up Hurting it (англ.). Vice. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.