Scaled Composites Stratolaunch Model 351
Stratolaunch Model 351 | |
---|---|
![]() | |
Тип | самолёт-носитель |
Разработчик |
|
Производитель |
|
Главный конструктор | Берт Рутан |
Первый полёт | 13 апреля 2019 года |
Начало эксплуатации | запланировано на 2020 год |
Статус | испытания |
Эксплуатанты |
|
Единиц произведено | 1 (планируется 6) |
Stratolaunch Model 351 — американский самолёт-носитель, элемент авиационно-космической системы воздушного старта Stratolaunch.
Самолёт имеет двухфюзеляжную конструкцию, оснащён шестью двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW4056. На текущий момент является самолётом с самым длинным крылом в истории авиации.
История разработки
О старте проекта было объявлено в декабре 2011 года. Машина была представлена публике 31 мая 2017, когда состоялась выкатка в Аэрокосмическом центре «Мохаве» в штате Калифорния[1], в декабре 2017 года были протестированы его шасси и тормозная система[2]. Во время рулёжных пробежек в феврале 2018 года была достигнута скорость 74 км/ч[3], в октябре 2018 года — 128 км/ч[4].
9 января 2019 года во время наземных испытаний была достигнута скорость 226 км/ч, с отрывом от земли передних стоек шасси[5][6][7].
Первый полёт самолёт совершил в апреле 2019 года, над пустыней Мохаве[8]; полёт продлился два с половиной часа, самолёт поднялся на высоту более пяти километров, развив максимальную скорость 304 км/ч[9].
Однако, через несколько месяцев после полёта проект столкнулся с финансовыми трудностями — и его выставили на продажу. В начале 2020 года стало известно, что Stratolaunch возобновит лётные испытания машины, однако при этом несколько изменив концепцию: если ранее самолёт планировали использовать в качестве воздушной платформы для запуска ракеты Pegasus XL, то сейчас его собираются применять как носитель для атмосферных и суборбитальных гиперзвуковых аппаратов (о каких аппаратах идёт речь, пока не уточняется).[10]
В апреле 2021 самолёт осуществил ещё один испытательный полёт, выполнив серию маневров в полёте над воздушным и космическим портом Мохаве.[11]
Конструкция
Stratolaunch Model 351 представляет собой двухфюзеляжный моноплан с высокорасположенным крылом длиной 117,3 метра, на котором в пилонах установлены шесть турбореактивных двигателей Pratt & Whitney PW4056. Длина самолёта 73 метра, максимальный взлётный вес 590 тонн, масса подвесной полезной нагрузки 250 тонн. Система шасси имеет восемь стоек (шесть основных и две носовых) с 28 колёсами.
Конструкционно Stratolaunch напоминает американский проект Conroy Virtus[англ.] предлагавшийся в начале 1970-х годов для транспортировки «Спейс шаттл». Также существовал отличный по виду российский проект 1992 года НПО «Молния» самолёт-триплан Геракл («Молния-1000»).[12][13]
Технические характеристики
- Экипаж: неизвестно
- Длина: 72,5 м[14] или 84,7 м[15]
- Размах крыла: 117,3 м[14][15]
- Высота: 15,2 м[15]
- Площадь крыла: ???? м²
- Профиль крыла:
- Масса пустого: 226 596 кг
- Внешняя полезная нагрузка: 250 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 340 194 кг
- Максимальная взлётная масса: 589 670 кг[14][15]
- Двигатель: 6×Pratt & Whitney PW4056 тягой 252,4 кН каждый
- Мощность: (неизвестно) л. с.
См. также
- White Knight Two — двухфюзеляжный самолёт-носитель воздушного старта.
Примечания
- ↑ В США впервые выкатили из ангара самолёт Stratolaunch, способный запускать ракеты-носители, ТАСС (1 июня 2017). Архивировано 3 июня 2017 года. Дата обращения 2 июня 2017.
- ↑ Александр Агеев. Летающий авианосец Stratolaunch успешно прошёл первые наземные испытания, Техкульт (22.12.2017). Архивировано 6 января 2018 года. Дата обращения 5 января 2018.
- ↑ Foust, Jeff Stratolaunch aircraft edges closer to first flight (англ.). spacenews.com (27 февраля 2018).
- ↑ Fox: крупнейший в мире самолёт Stratolaunch успешно прошёл рулежные испытания в США, ТАСС (19 октября 2018). Архивировано 3 июня 2017 года. Дата обращения 2 июня 2017.
- ↑ More progress today in the Mojave. Our #Stratolaunch aircraft reached a speed of 136 mph during today’s test. #wheelie (англ.), Stratolaunch (9 января 2019). Архивировано 9 мая 2019 года. Дата обращения 17 января 2019.
- ↑ Our team had another successful day of testing yesterday! Watch our #Stratolaunch aircraft reach a top speed of 136 mph during yesterday’s test: (англ.), Stratolaunch (10 января 2019). Архивировано 8 декабря 2019 года. Дата обращения 17 января 2019.
- ↑ Foust, Jeff Stratolaunch airplane nears first flight (англ.). spacenews.com (10 января 2019).
- ↑ Самый большой в мире самолёт совершил первый полёт Архивная копия от 15 апреля 2019 на Wayback Machine // РИА Новости, 13 апр 2019
- ↑ Раскрыты детали первого полёта крупнейшего в мире самолёта Архивная копия от 14 апреля 2019 на Wayback Machine // РИА Новости, 14 апреля 2019
- ↑ Компания Stratolaunch сообщила, что собирается вновь приступить к лётным испытаниям самолёта в сентябре текущего года Архивная копия от 1 апреля 2020 на Wayback Machine // ПМ, 6 марта 2020
- ↑ Второй успешный полет самого большого самолета в мире: видео Архивная копия от 5 февраля 2022 на Wayback Machine // ПМ, 1 фев 2022
- ↑ Лукашевич, Вадим Молния-1000 (Геракл) — Сверхтяжёлый триплан . Буран.ру. Дата обращения: 17 января 2019. Архивировано 11 января 2019 года.
- ↑ Лукашевич, Вадим Летающий космодром Пола Аллена: как Россия снова утратила приоритет (10 июня 2017). Архивировано 14 июня 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Stratolaunch (May 31, 2017). Stratolaunch Aircraft Makes First Rollout To Begin Fueling Tests. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 1 июня 2017. Проверено April 14, 2019.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 15,2 15,3 Verger, Rob The world's biggest plane has 6 engines and a 385-foot wingspan (англ.). Popular Science (15 апреля 2019). Дата обращения: 19 апреля 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.