Sam & Max
Сэм | |
---|---|
англ. Sam | |
История публикаций | |
Дебют | Monkeys Violating the Heavenly Temple (1987) |
Авторы | Пёрселл, Стив |
Характеристики персонажа | |
Вид | пёс |
Рост | 183 см |
Род занятий | детектив |
Команды и организации | |
Сэм и Макс, полицейские на общественных началах |
Макс | |
---|---|
англ. Max | |
История публикаций | |
Дебют | Monkeys Violating the Heavenly Temple (1987) |
Авторы | Пёрселл, Стив |
Характеристики персонажа | |
Вид | кроликоподобное существо |
Рост | 91 см |
Род занятий | детектив |
Команды и организации | |
Сэм и Макс, полицейские на общественных началах |
Sam & Max — медиафраншиза, главными героями которой являются пёс Сэм и кролик Макс, вольнонаёмные полицейские. Герои созданы автором комиксов Стивом Пёрселлом. Вымышленный мир франшизы пародирует явления американской поп-культуры. Коммерческий дебют пары детективов состоялся в 1987 в книге комиксов. В 1993 году персонажи получили собственный квест, разработанный LucasArts, а в 1997 году они появились в телевизионном мультсериале, созданном канадской компанией Nelvana.
Сэм — антропоморфный пёс, одетый в костюм и шляпу в стиле нуар. Макс — легко возбудимое «гиперкинетическое кроликовидное существо», одежды не носит. Они обитают в ветхом офисном здании в Нью-Йорке. Их занятие — расследовать криминальные загадки, максимально извращённым образом и нередко с полным игнорированием закона. Чтобы сражаться с преступностью, на своём автомобиле DeSoto Adventurer 1960 года они способны добраться куда угодно: на Луну, в Древний Египет, Белый дом, на Филиппины и в любые вымышленные места.
Несмотря на ограниченное распространение, франшиза оказалась успешной и собрала значительное количество поклонников. Однако пик её популярности пришёлся на выход компьютерной игры Sam & Max Hit the Road, благодаря которой повысился интерес публики к оригинальным комиксам Пёрселла. Этот квест считается классикой компьютерных игр 1990-х годов. Последующие компьютерные игры и телесериал были неплохо восприняты как критикой, так и поклонниками, а использованная Telltale Games модель распространения в виде нескольких эпизодов признана первым успешным её применением.
Медиа
Комиксы
Коммерческий дебют Сэма и Макса состоялся в 1987 в серии комиксов серии Sam & Max: Freelance Police, опубликованной Fishwrap Production[1]. Первый комикс, Monkeys Violating the Heavenly Temple, стал для Стива Пёрселла первой полноценной графической новеллой. Он вышел по договорённости с Стивом Монкьюзом, автором комиксов Fish Police, с которым работал Пёрселл. В этом комиксе проявилось большинство принципы построения и развития сюжета, впоследствии ставшие визитной карточкой Sam & Max[2].
В течение последующих лет в различных издательствах выходили новые книги комиксом. В 1989 вышел комикс Sam & Max: On the Road, впоследствии ставший основой для компьютерной игры. В 1992 увидел свет комикс Sam & Max: Bad Day On The Moon, позже адаптированный для телевизионного мультсериала.
В 1988 году Пёрселл поступил на работу в LucasArts, где с 1990 по 1996 годы рисовал комиксы для журнала The Adventurer. В них он использовал как обработки старых сюжетов, так и пародии на игры LucasArts, включая Monkey Island, Full Throttle и франшизы Star Wars и Indiana Jones[3].
В 1995 все опубликованные комиксы Пёрселла были выпущены в виде сборника Sam & Max: Surfin' the Highway. В 1996 году книга была переиздана[4], а в 2007 году, к 20-летней годовщине издания, была опубликована дополненная версия[5]. Это издание в 2009 году было номинировано на премию Айснера в номинации «Лучшее переиздание графического альбома»[6].
В декабре 2005 года Стив Пёрселл начал выпуск веб-комикса Sam & Max на сайте компании Telltale Games[7]. Комикс завершился после выхода 12 эпизодов, и в 2007 году был удостоен премии Айснера за лучший цифровой комикс[8].
Компьютерные игры
С приходом Пёрселла в LucasArts его герои стали использоваться как тестовый материал для программистов движка SCUMM. Перселл создал анимацию персонажей и фоновый рисунок их офиса[9]. В 1992 году, после положительных отзывов на работы Пёрселла в The Adventurer, LucasArts предложил превратить комиксы в квест[10][9]. Sam & Max Hit the Road, над которой работали Шон Кларк, Майкл Штеммль, Стив Пёрселл и его будущая жена Коллетт Мишо, вышла для PC (MS-DOS) в ноябре 1993 года[11]. Было запланировано продолжение, к работе над которым подключился Дейв Гроссман, однако проект не состоялся[12].
В сентябре 2001 началась разработка игры Sam & Max Plunge Through Space[13], предназначенная эксклюзивно для Xbox. Работы вела компания Infinite Machine, основанная несколькими выходцами из LucasArts. Сюжет создавали Пёрселл и его коллега, геймдизайнер Чак Джордан, которые отправили Сэма и Макса в путешествие по галактике в поисках украденной Статуи Свободы. Однако Infinite Machine обанкротилась в течение года, частично из-за провала первой игры, New Legends, и проект был заброшен[14].
В 2002 году на Electronic Entertainment Expo LucasArts анонсировала выпуск для PC новой игры о Сэме и Максе под названием Sam & Max: Freelance Police[15]. Новый квест должен был использовать новый трёхмерный игровой движок. Разработку возглавил возглавил Майкл Штеммль. Стив Пёрселл создал для проекта сценарий и концепт-арт[15]. В марте 2004 года, когда в создании игры был достигнут значительный прогресс, LucasArts внезапно отменила проект, ссылаясь на «текущие рыночные реалии и базовые экономические соображения»[16]. Поклонники игры собрали 32000 подписей, выражая своё разочарование этим решением[15].
В 2005 году истекли права LucasArts на франшизу, и Пёрселл передал их Telltale Games, ещё одной компании, созданной бывшими сотрудниками LucasArts. Было объявлено о создании эпизодической игры Sam & Max в жанре квеста[17]. Sam & Max Save the World вышла в шести эпизодах, каждый со собственной сюжетной линией, но с общей сюжетной аркой. Первый эпизод появился на GameTap в октябре 2006 года, следующие части появлялись ежемесячно до апреля 2007 года[18][19] Кроме того, Telltale Games выпустила 15 машинима-фильмов в поддержку основных эпизодов. Ролики появлялись по три между эпизодами и рассказывали о похождениях Сэма и Макса в промежутках между частями[20].
В июле 2007 года было объявлено о подготовке второго сезона игры[21]. Sam & Max Beyond Time and Space строилась по тому же принципу: пять эпизодов имели собственные сюжеты и были объединены общей сюжетной аркой[22]. Части появились на GameTap одновременно, но становились доступными для игры только в назначенное время[23]. Сезон продолжался с ноября 2007 по апрель 2008 года[24][25]. Помимо основной игры Telltale рождественский спецвыпуск машинима-видео[26].
Третья игра под названием Sam & Max: The Devil’s Playhouse[27] была официально заявлена в мае 2008 года с датой выпуска в 2009 году[28]. Однако из-за выхода другого эпизодического квеста, Tales of Monkey Island[29], релиз был отложен. С апреля по август 2010 года вышло пять эпизодов игры, являющихся частями одного непрерывного повествования. Двухминутный флэш-мультфильм дополнил игру рассказом о главном злодее сезона[30].
Телевизионный сериал
В 1997 году комиксы Sam & Max были адаптированы для телеэкрана и выпущены компанией Fox в США, YTV в Канаде и Channel 4 в Великобритании[31]. Созданием мультсериала занималась канадская студия Nelvana, которая подготовила 24 эпизода[32]. Каждый эпизод, за исключением первого и последнего, занимал примерно десять минут, и обычно транслировался в паре с ещё одним[33]. Первый эпизод вышел в эфир 4 октября 1997 года, заключительный — 25 апреля 1998 года[34]. Сериал был хорошо принят[31] и в 1998 году получил премию Джемини в номинации «Лучшая анимационная программа или сериал»[35]. Несмотря на успех, второй сезон так и не был выпущен[31].
Музыка
Музыка для произведений Sam & Max в основном основана на джазе фильмов нуар, но включает и другие стили, подходящие под определённые моменты в сюжете[36]. В игре Sam & Max Hit the Road использовалась полноценная партитура, созданная композиторами LucasArts Клинтом Баджакяном, Майклом Лэндом и Питером Макконнеллом[37]. Музыка добавлялась в игру специальным движком iMUSE, что позволяло синхронизировать звук с изображением. Хотя полный саундтрек не был выпущен, аудиорендеры четырёх MIDI-треков вошли в CD-версию игры.
Для создания музыки игр Sam & Max Save the World, Beyond Time and Space и The Devil’s Playhouse был приглашён композитор Джаред Эмерсон-Джонсон, который ранее сотрудничал с LucasArts[36]. Саундтреки первых двух игр были выпущены на дисках после выхода игр: Season One Soundtrack был опубликован в июле 2007 года[38] , Season Two Soundtrack — в сентябре 2008 года[39]. Эмерсон-Джонсон использовал для записи живой оркестр, отказавшись от синтезированной музыки, часто используемой в индустрии компьютерных игр[36]. Критики положительно отнеслись к работе Эмерсона-Джонсона. IGN описывал саундтрек как «глоток свежего воздуха»,[36] а 1UP.com причислил его к музыке «высшего калибра»[40]. Music4Games писал, что «эксцентричный характер [классического джазового стиля] хорошо подошёл к вселенной Sam & Max Вселенной, что соответствовало уровню непочтиельности к американской поп-культуры»[41]. Пёрселл позже соглашался, что Эмерсон-Джонсон органично использовал «огромную палитру жанров и стилей»[42], а Брендан Фергюсон, один из ведущих дизайнеров Save the World и Beyond Time and Space, заявил, что именно Эмерсон-Джонсон создал живую атмосферу в играх, в которые до появления саундтрека представляли собой «безжалостный кошмар»[43].
Примечания
- ↑ "Funny animal comics" (titles S-T) . Michigan State University. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 29 августа 2007 года.
- ↑ Part 1, cont'd: The Early Years . The History of Sam & Max. Telltale Games (12 июня 2007). Дата обращения: 3 декабря 2008. Архивировано 5 января 2008 года.
- ↑ Part 2: The Golden Era . The History of Sam & Max. Telltale Games (24 июня 2007). Дата обращения: 3 декабря 2008. Архивировано 31 декабря 2007 года.
- ↑ Lean, Gary Sam & Max Comic Book Series to be Re-issued (недоступная ссылка). Voodoo Extreme. IGN (6 февраля 2008). Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 4 апреля 2008 года.
- ↑ Surfin the Highway Nominated! . Steve Purcell. Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2021 года.
- ↑ 2009 Eisner Nominations Spotlight Newcomers . Comic-Con International. Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано 7 сентября 2008 года.
- ↑ Purcell, Steve Issue #1 . Sam & Max - Chapter One: The Big Sleep. Telltale Games (9 декабря 2005). Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 1 декабря 2009 года.
- ↑ 2007 Eisner Awards Shine Spotlight on Comic Industry’s Best . Comic-Con International. Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 11 апреля 2008 года.
- ↑ 9,0 9,1 The Golden Age . The History of Sam & Max. Telltale Games (26 июня 2007). Дата обращения: 5 августа 2008. Архивировано 30 июня 2007 года.
- ↑ Sam & Max Hit the Road (неопр.) // gamesTM Retro. — Highbury Entertainment. — Т. 1. — С. 128—129.
- ↑ 20th Anniversary: The Classics . LucasArts. Дата обращения: 5 августа 2008. Архивировано 23 июня 2006 года.
- ↑ Porter, Will. Sam & Max Unseen: The gorgeous nuggets lost forever (англ.) // PC Zone : magazine. — Future plc, 2006. — October (no. 172).
- ↑ Sam & Max Plunge Through Space . The International House of Mojo. Дата обращения: 9 августа 2008. Архивировано 17 июня 2008 года.
- ↑ After Darkness Comes the Light . The History of Sam & Max. Telltale Games (24 июля 2007). Дата обращения: 9 августа 2008. Архивировано 5 января 2008 года.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 After Darkness Comes the Light (Part 2) . The History of Sam & Max. Telltale Games (24 июля 2007). Дата обращения: 7 августа 2008. Архивировано 31 декабря 2007 года.
- ↑ Adams, David Missing in Action: The Lost Games of the PC, Part 1 . IGN (26 марта 2004). Дата обращения: 7 августа 2008. Архивировано 11 февраля 2012 года.
- ↑ Sinclair, Brendan Sam & Max resurrected . GameSpot (15 ноября 2005). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 17 июля 2012 года.
- ↑ Thorsen, Tor Sam & Max GameTap-ping October 17 (недоступная ссылка). GameSpot (8 ноября 2006). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 20 июля 2012 года.
- ↑ Sam & Max: Season 1 Episode #6: Bright Side of the Moon (PC) . GameSpy. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июля 2011 года.
- ↑ Sam & Max . Machinima.com. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июня 2008 года.
- ↑ Magrino, Tom Sam & Max return for Season Two (недоступная ссылка). GameSpot (26 июля 2007). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 23 июля 2012 года.
- ↑ Todd, Brett Sam & Max: Season Two Review (недоступная ссылка). GameSpot (19 августа 2008). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 24 января 2013 года.
- ↑ Telltale and Gametap Announce Sam & Max: Season Two (недоступная ссылка) (25 июня 2007). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 15 июля 2012 года.
- ↑ Sam & Max: Season 2 Episode #1: Ice Station Santa (PC) . GameSpy. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июля 2011 года.
- ↑ Sam & Max: Season 2 Episode #5: What's New Beelzebub? (PC) . GameSpy. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июля 2011 года.
- ↑ Sam & Max Nearly Save Christmas . Telltale Games. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 9 декабря 2008 года.
- ↑ Johnson, Stephen New Sam and Max Season Will Be Called Sam & Max: The Devil’s Playhouse (недоступная ссылка). The Feed. G4TV (22 февраля 2010). Дата обращения: 23 февраля 2010. Архивировано 29 июня 2017 года.
- ↑ Thang, Jimmy Sam & Max: Season Three Coming 2009 . IGN (27 марта 2008). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 28 августа 2009 года.
- ↑ Plunkett, Luke Sam & Max Returning In 2010 (On A Spaceship?) . Kotaku (9 декабря 2009). Дата обращения: 9 декабря 2009. Архивировано 12 декабря 2009 года.
- ↑ Finney, Shaun Sam & Max Secret Origins: Skun-ka'pe . Telltale Games (14 апреля 2010). Дата обращения: 4 сентября 2010. Архивировано 9 октября 2012 года.
- ↑ 31,0 31,1 31,2 Sam & Max (video game franchise) . Giant Bomb (7 октября 2008). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 26 сентября 2008 года.
- ↑ Show Synopsis : Sam & Max (недоступная ссылка). Nelvana. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 30 сентября 2007 года.
- ↑ Episodes: Sam & Max (недоступная ссылка). Nelvana. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 30 сентября 2007 года.
- ↑ Hagerup, Eivind Sam & Max animated series heading for GameTap . Adventure Gamers (11 октября 2006). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
- ↑ 13th Geminis: Best Animated Program or Series . Academy of Canadian Cinema and Television. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ 36,0 36,1 36,2 36,3 Van Zelfdendate, Alex Playing it Cool: Sam & Max Swing a Record Deal (недоступная ссылка). IGN (27 июня 2007). Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 14 мая 2011 года.
- ↑ Day, Ashley. The Making of: Sam & Max Hit the Road (неопр.). — Imagine Publishing[англ.], 2006. — March (№ 22). — С. 32—35.
- ↑ Sam & Max Season One Soundtrack . Telltale Games. Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 17 декабря 2008 года.
- ↑ Sam & Max Season Two Soundtrack (недоступная ссылка). Telltale Games. Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 21 ноября 2008 года.
- ↑ Neigher, Eric Sam & Max Season Two: What's New, Beelzebub? Review (недоступная ссылка). 1UP.com (23 апреля 2008). Дата обращения: 5 декабря 2008. Архивировано 15 июля 2012 года.
- ↑ Sam & Max: Season One Soundtrack (недоступная ссылка). Music4Games (6 августа 2007). Дата обращения: 5 декабря 2008. Архивировано 21 августа 2007 года.
- ↑ Purcell, Steve. Sam & Max: Season One Soundtrack (неопр.). — Telltale Games, 2007. — June.
- ↑ Ferguson, Brendan Q. Sam & Max: Season Two Soundtrack (неопр.). — Telltale Games, 2008. — September.
Ссылки
- Steve Purcell’s Sam & Max blog
- Sam & Max на сайте Telltale Games
- Sam & Max.co.uk
- Sam & Max Wiki