Sam & Max

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сэм
англ. Sam
История публикаций
Дебют Monkeys Violating the Heavenly Temple (1987)
Авторы Пёрселл, Стив
Характеристики персонажа
Вид пёс
Рост 183 см
Род занятий детектив
Команды и организации
Сэм и Макс, полицейские на общественных началах
Макс
англ. Max
История публикаций
Дебют Monkeys Violating the Heavenly Temple (1987)
Авторы Пёрселл, Стив
Характеристики персонажа
Вид кроликоподобное существо
Рост 91 см
Род занятий детектив
Команды и организации
Сэм и Макс, полицейские на общественных началах

Sam & Max — медиафраншиза, главными героями которой являются пёс Сэм и кролик Макс, вольнонаёмные полицейские. Герои созданы автором комиксов Стивом Пёрселлом. Вымышленный мир франшизы пародирует явления американской поп-культуры. Коммерческий дебют пары детективов состоялся в 1987 в книге комиксов. В 1993 году персонажи получили собственный квест, разработанный LucasArts, а в 1997 году они появились в телевизионном мультсериале, созданном канадской компанией Nelvana.

Сэм — антропоморфный пёс, одетый в костюм и шляпу в стиле нуар. Макс — легко возбудимое «гиперкинетическое кроликовидное существо», одежды не носит. Они обитают в ветхом офисном здании в Нью-Йорке. Их занятие — расследовать криминальные загадки, максимально извращённым образом и нередко с полным игнорированием закона. Чтобы сражаться с преступностью, на своём автомобиле DeSoto Adventurer 1960 года они способны добраться куда угодно: на Луну, в Древний Египет, Белый дом, на Филиппины и в любые вымышленные места.

Несмотря на ограниченное распространение, франшиза оказалась успешной и собрала значительное количество поклонников. Однако пик её популярности пришёлся на выход компьютерной игры Sam & Max Hit the Road, благодаря которой повысился интерес публики к оригинальным комиксам Пёрселла. Этот квест считается классикой компьютерных игр 1990-х годов. Последующие компьютерные игры и телесериал были неплохо восприняты как критикой, так и поклонниками, а использованная Telltale Games модель распространения в виде нескольких эпизодов признана первым успешным её применением.

Медиа

Комиксы

Коммерческий дебют Сэма и Макса состоялся в 1987 в серии комиксов серии Sam & Max: Freelance Police, опубликованной Fishwrap Production[1]. Первый комикс, Monkeys Violating the Heavenly Temple, стал для Стива Пёрселла первой полноценной графической новеллой. Он вышел по договорённости с Стивом Монкьюзом, автором комиксов Fish Police, с которым работал Пёрселл. В этом комиксе проявилось большинство принципы построения и развития сюжета, впоследствии ставшие визитной карточкой Sam & Max[2].

В течение последующих лет в различных издательствах выходили новые книги комиксом. В 1989 вышел комикс Sam & Max: On the Road, впоследствии ставший основой для компьютерной игры. В 1992 увидел свет комикс Sam & Max: Bad Day On The Moon, позже адаптированный для телевизионного мультсериала.

В 1988 году Пёрселл поступил на работу в LucasArts, где с 1990 по 1996 годы рисовал комиксы для журнала The Adventurer. В них он использовал как обработки старых сюжетов, так и пародии на игры LucasArts, включая Monkey IslandFull Throttle и франшизы Star Wars и Indiana Jones[3].

В 1995 все опубликованные комиксы Пёрселла были выпущены в виде сборника Sam & Max: Surfin' the Highway. В 1996 году книга была переиздана[4], а в 2007 году, к 20-летней годовщине издания, была опубликована дополненная версия[5]. Это издание в 2009 году было номинировано на премию Айснера в номинации «Лучшее переиздание графического альбома»[6].

В декабре 2005 года Стив Пёрселл начал выпуск веб-комикса Sam & Max на сайте компании Telltale Games[7]. Комикс завершился после выхода 12 эпизодов, и в 2007 году был удостоен премии Айснера за лучший цифровой комикс[8].

Компьютерные игры

С приходом Пёрселла в LucasArts его герои стали использоваться как тестовый материал для программистов движка SCUMM. Перселл создал анимацию персонажей и фоновый рисунок их офиса[9]. В 1992 году, после положительных отзывов на работы Пёрселла в The Adventurer, LucasArts предложил превратить комиксы в квест[10][9]Sam & Max Hit the Road, над которой работали Шон Кларк, Майкл Штеммль, Стив Пёрселл и его будущая жена Коллетт Мишо, вышла для PC (MS-DOS) в ноябре 1993 года[11]. Было запланировано продолжение, к работе над которым подключился Дейв Гроссман, однако проект не состоялся[12].

В сентябре 2001 началась разработка игры Sam & Max Plunge Through Space[13], предназначенная эксклюзивно для Xbox. Работы вела компания Infinite Machine, основанная несколькими выходцами из LucasArts. Сюжет создавали Пёрселл и его коллега, геймдизайнер Чак Джордан, которые отправили Сэма и Макса в путешествие по галактике в поисках украденной Статуи Свободы. Однако Infinite Machine обанкротилась в течение года, частично из-за провала первой игры, New Legends, и проект был заброшен[14].

В 2002 году на Electronic Entertainment Expo LucasArts анонсировала выпуск для PC новой игры о Сэме и Максе под названием Sam & Max: Freelance Police[15]. Новый квест должен был использовать новый трёхмерный игровой движок. Разработку возглавил возглавил Майкл Штеммль. Стив Пёрселл создал для проекта сценарий и концепт-арт[15]. В марте 2004 года, когда в создании игры был достигнут значительный прогресс, LucasArts внезапно отменила проект, ссылаясь на «текущие рыночные реалии и базовые экономические соображения»[16]. Поклонники игры собрали 32000 подписей, выражая своё разочарование этим решением[15].

В 2005 году истекли права LucasArts на франшизу, и Пёрселл передал их Telltale Games, ещё одной компании, созданной бывшими сотрудниками LucasArts. Было объявлено о создании эпизодической игры Sam & Max в жанре квеста[17]Sam & Max Save the World вышла в шести эпизодах, каждый со собственной сюжетной линией, но с общей сюжетной аркой. Первый эпизод появился на GameTap в октябре 2006 года, следующие части появлялись ежемесячно до апреля 2007 года[18][19] Кроме того, Telltale Games выпустила 15 машинима-фильмов в поддержку основных эпизодов. Ролики появлялись по три между эпизодами и рассказывали о похождениях Сэма и Макса в промежутках между частями[20].

В июле 2007 года было объявлено о подготовке второго сезона игры[21]Sam & Max Beyond Time and Space строилась по тому же принципу: пять эпизодов имели собственные сюжеты и были объединены общей сюжетной аркой[22]. Части появились на GameTap одновременно, но становились доступными для игры только в назначенное время[23]. Сезон продолжался с ноября 2007 по апрель 2008 года[24][25]. Помимо основной игры Telltale рождественский спецвыпуск машинима-видео[26].

Третья игра под названием Sam & Max: The Devil’s Playhouse[27] была официально заявлена в мае 2008 года с датой выпуска в 2009 году[28]. Однако из-за выхода другого эпизодического квеста, Tales of Monkey Island[29], релиз был отложен. С апреля по август 2010 года вышло пять эпизодов игры, являющихся частями одного непрерывного повествования. Двухминутный флэш-мультфильм дополнил игру рассказом о главном злодее сезона[30].

Телевизионный сериал

В 1997 году комиксы Sam & Max были адаптированы для телеэкрана и выпущены компанией Fox в США, YTV в Канаде и Channel 4 в Великобритании[31]. Созданием мультсериала занималась канадская студия Nelvana, которая подготовила 24 эпизода[32]. Каждый эпизод, за исключением первого и последнего, занимал примерно десять минут, и обычно транслировался в паре с ещё одним[33]. Первый эпизод вышел в эфир 4 октября 1997 года, заключительный — 25 апреля 1998 года[34]. Сериал был хорошо принят[31] и в 1998 году получил премию Джемини в номинации «Лучшая анимационная программа или сериал»[35]. Несмотря на успех, второй сезон так и не был выпущен[31].

Музыка

Музыка для произведений Sam & Max в основном основана на джазе фильмов нуар, но включает и другие стили, подходящие под определённые моменты в сюжете[36]. В игре Sam & Max Hit the Road использовалась полноценная партитура, созданная композиторами LucasArts Клинтом Баджакяном, Майклом Лэндом и Питером Макконнеллом[37]. Музыка добавлялась в игру специальным движком iMUSE, что позволяло синхронизировать звук с изображением. Хотя полный саундтрек не был выпущен, аудиорендеры четырёх MIDI-треков вошли в CD-версию игры.

Для создания музыки игр Sam & Max Save the World, Beyond Time and Space и The Devil’s Playhouse был приглашён композитор Джаред Эмерсон-Джонсон, который ранее сотрудничал с LucasArts[36]. Саундтреки первых двух игр были выпущены на дисках после выхода игр: Season One Soundtrack был опубликован в июле 2007 года[38] , Season Two Soundtrack — в сентябре 2008 года[39]. Эмерсон-Джонсон использовал для записи живой оркестр, отказавшись от синтезированной музыки, часто используемой в индустрии компьютерных игр[36]. Критики положительно отнеслись к работе Эмерсона-Джонсона. IGN описывал саундтрек как «глоток свежего воздуха»,[36] а 1UP.com причислил его к музыке «высшего калибра»[40]. Music4Games писал, что «эксцентричный характер [классического джазового стиля] хорошо подошёл к вселенной Sam & Max Вселенной, что соответствовало уровню непочтиельности к американской поп-культуры»[41]. Пёрселл позже соглашался, что Эмерсон-Джонсон органично использовал «огромную палитру жанров и стилей»[42], а Брендан Фергюсон, один из ведущих дизайнеров Save the World и Beyond Time and Space, заявил, что именно Эмерсон-Джонсон создал живую атмосферу в играх, в которые до появления саундтрека представляли собой «безжалостный кошмар»[43].

Примечания

  1. "Funny animal comics" (titles S-T). Michigan State University. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 29 августа 2007 года.
  2. Part 1, cont'd: The Early Years. The History of Sam & Max. Telltale Games (12 июня 2007). Дата обращения: 3 декабря 2008. Архивировано 5 января 2008 года.
  3. Part 2: The Golden Era. The History of Sam & Max. Telltale Games (24 июня 2007). Дата обращения: 3 декабря 2008. Архивировано 31 декабря 2007 года.
  4. Lean, Gary Sam & Max Comic Book Series to be Re-issued (недоступная ссылка). Voodoo Extreme. IGN (6 февраля 2008). Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 4 апреля 2008 года.
  5. Surfin the Highway Nominated!. Steve Purcell. Дата обращения: 30 ноября 2011. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  6. 2009 Eisner Nominations Spotlight Newcomers. Comic-Con International. Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано 7 сентября 2008 года.
  7. Purcell, Steve Issue #1. Sam & Max - Chapter One: The Big Sleep. Telltale Games (9 декабря 2005). Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 1 декабря 2009 года.
  8. 2007 Eisner Awards Shine Spotlight on Comic Industry’s Best. Comic-Con International. Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 11 апреля 2008 года.
  9. 9,0 9,1 The Golden Age. The History of Sam & Max. Telltale Games (26 июня 2007). Дата обращения: 5 августа 2008. Архивировано 30 июня 2007 года.
  10. Sam & Max Hit the Road (неопр.) // gamesTM Retro. — Highbury Entertainment. — Т. 1. — С. 128—129.
  11. 20th Anniversary: The Classics. LucasArts. Дата обращения: 5 августа 2008. Архивировано 23 июня 2006 года.
  12. Porter, Will. Sam & Max Unseen: The gorgeous nuggets lost forever (англ.) // PC Zone : magazine. — Future plc, 2006. — October (no. 172).
  13. Sam & Max Plunge Through Space. The International House of Mojo. Дата обращения: 9 августа 2008. Архивировано 17 июня 2008 года.
  14. After Darkness Comes the Light. The History of Sam & Max. Telltale Games (24 июля 2007). Дата обращения: 9 августа 2008. Архивировано 5 января 2008 года.
  15. 15,0 15,1 15,2 After Darkness Comes the Light (Part 2). The History of Sam & Max. Telltale Games (24 июля 2007). Дата обращения: 7 августа 2008. Архивировано 31 декабря 2007 года.
  16. Adams, David Missing in Action: The Lost Games of the PC, Part 1. IGN (26 марта 2004). Дата обращения: 7 августа 2008. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  17. Sinclair, Brendan Sam & Max resurrected. GameSpot (15 ноября 2005). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 17 июля 2012 года.
  18. Thorsen, Tor Sam & Max GameTap-ping October 17 (недоступная ссылка). GameSpot (8 ноября 2006). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 20 июля 2012 года.
  19. Sam & Max: Season 1 Episode #6: Bright Side of the Moon (PC). GameSpy. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июля 2011 года.
  20. Sam & Max. Machinima.com. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июня 2008 года.
  21. Magrino, Tom Sam & Max return for Season Two (недоступная ссылка). GameSpot (26 июля 2007). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 23 июля 2012 года.
  22. Todd, Brett Sam & Max: Season Two Review (недоступная ссылка). GameSpot (19 августа 2008). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 24 января 2013 года.
  23. Telltale and Gametap Announce Sam & Max: Season Two (недоступная ссылка) (25 июня 2007). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 15 июля 2012 года.
  24. Sam & Max: Season 2 Episode #1: Ice Station Santa (PC). GameSpy. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июля 2011 года.
  25. Sam & Max: Season 2 Episode #5: What's New Beelzebub? (PC). GameSpy. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 11 июля 2011 года.
  26. Sam & Max Nearly Save Christmas. Telltale Games. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 9 декабря 2008 года.
  27. Johnson, Stephen New Sam and Max Season Will Be Called Sam & Max: The Devil’s Playhouse (недоступная ссылка). The Feed. G4TV (22 февраля 2010). Дата обращения: 23 февраля 2010. Архивировано 29 июня 2017 года.
  28. Thang, Jimmy Sam & Max: Season Three Coming 2009. IGN (27 марта 2008). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 28 августа 2009 года.
  29. Plunkett, Luke Sam & Max Returning In 2010 (On A Spaceship?). Kotaku (9 декабря 2009). Дата обращения: 9 декабря 2009. Архивировано 12 декабря 2009 года.
  30. Finney, Shaun Sam & Max Secret Origins: Skun-ka'pe. Telltale Games (14 апреля 2010). Дата обращения: 4 сентября 2010. Архивировано 9 октября 2012 года.
  31. 31,0 31,1 31,2 Sam & Max (video game franchise). Giant Bomb (7 октября 2008). Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 26 сентября 2008 года.
  32. Show Synopsis : Sam & Max (недоступная ссылка). Nelvana. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  33. Episodes: Sam & Max (недоступная ссылка). Nelvana. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  34. Hagerup, Eivind Sam & Max animated series heading for GameTap. Adventure Gamers (11 октября 2006). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  35. 13th Geminis: Best Animated Program or Series. Academy of Canadian Cinema and Television. Дата обращения: 6 декабря 2008. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  36. 36,0 36,1 36,2 36,3 Van Zelfdendate, Alex Playing it Cool: Sam & Max Swing a Record Deal (недоступная ссылка). IGN (27 июня 2007). Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 14 мая 2011 года.
  37. Day, Ashley. The Making of: Sam & Max Hit the Road (неопр.). — Imagine Publishing[англ.], 2006. — March (№ 22). — С. 32—35.
  38. Sam & Max Season One Soundtrack. Telltale Games. Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 17 декабря 2008 года.
  39. Sam & Max Season Two Soundtrack (недоступная ссылка). Telltale Games. Дата обращения: 4 декабря 2008. Архивировано 21 ноября 2008 года.
  40. Neigher, Eric Sam & Max Season Two: What's New, Beelzebub? Review (недоступная ссылка). 1UP.com (23 апреля 2008). Дата обращения: 5 декабря 2008. Архивировано 15 июля 2012 года.
  41. Sam & Max: Season One Soundtrack (недоступная ссылка). Music4Games (6 августа 2007). Дата обращения: 5 декабря 2008. Архивировано 21 августа 2007 года.
  42. Purcell, Steve. Sam & Max: Season One Soundtrack (неопр.). — Telltale Games, 2007. — June.
  43. Ferguson, Brendan Q. Sam & Max: Season Two Soundtrack (неопр.). — Telltale Games, 2008. — September.

Ссылки