STARS (система Фултона)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иллюстрация типовой схемы эвакуации самолётом C-130

Система Фултона для беспосадочной эвакуации или STARS (англ. Surface-To-Air Recovery System) — комплект специального оборудования для оснащения штатной военно-транспортной авиатехники ВВС США, благодаря которому она получала возможность эвакуировать с поверхности земли людей беспосадочным способом.

Разработка данной системы была осуществлена американским инженером и изобретателем Робертом Эдисоном Фултоном в конце 1950-х годов[1].

Краткая справка

Эвакуация человека на борт самолёта HC-130

Интерес к системе Фултона проявился в 1964 году, когда на фоне разгорающейся гражданской войны во Вьетнаме командованию ВВС США потребовались самолёты, способные к выполнению скрытной доставки и эвакуации диверсионно-разведывательных групп[2].

Методика применения для эвакуации человека или груза с поверхности земли включает в себя несколько действий. Сначала с военно-транспортного самолёта человеку сбрасывается контейнер со спасательной экипировкой. Он содержит в себе обвязочную систему, специальный защитный костюм, нейлоновый трос длиной 150 метров, небольшой аэростат и баллон с гелием для этого аэростата. Спасаемый человек надевает костюм, фиксирует на нём обвязочную систему с нейлоновым тросом, а другой конец троса крепит к аэростату, который поднимает трос на значительную высоту. Самолёт цепляет трос под аэростатом носовым захватом, выдёргивая человека с поверхности земли. Далее, напор набегающего воздуха отклоняет человека к хвостовой части фюзеляжа, где члены экипажа его цепляют специальным крюком и вытягивают лебёдкой в грузовую кабину[2][1].

Первые образцы военных самолётов были оборудованы системой Фултона в 1965—1966 годах, а 1 сентября 1966 года они были отправлены в Юго-Восточную Азию, где размещался 1-й отряд 314-го десантного крыла. Этими машинами стали военно-транспортные C-130, которые получили обозначение C-130Е(I). Помимо системы Фултона их комплект оборудования включал в себя специальную радилокационную станцию APQ-115 для полётов на малых высотах в режиме огибания рельефа местности и систему HSLLADS для десантирования с малых высот живой силы и техники при высокой скорости[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Leary, 1995, The Skyhook System, с. 101.
  2. 2,0 2,1 2,2 Пиунов, 2011, Транспортно-десантные самолеты, с. 60.

Источники