SS1 (электровоз)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
SS1 (6Y1)
韶山1249韶山1249
Производство
Страна постройки  Китай
Завод Zhuzhou Electric Locomotive
Годы постройки 19581988
Всего построено 6Y1 — 7
SS1 — 819
Технические данные
Род службы грузопассажирский
Род тока и напряжение в контактной сети Переменный 25 кВ 50 Гц
Осевая формула 3о—3о
Сцепной вес 138 т
Диаметр колёс 1250 мм
Ширина колеи 1435 мм
Тип ТЭД ZD101(ZQ-650-1)
Часовая мощность ТЭД 6×700 кВт
Сила тяги часового режима 487,4 кН
Длительная мощность ТЭД 6×630 кВт
Сила тяги длительного режима 301,1 кН
Скорость длительного режима 43 км/ч
Конструкционная скорость 90 км/ч
Электрическое торможение Реостатное
Мощность тормозных реостатов 2800 кВт
Эксплуатация
Страна  Китай

ShaoShan 1 или SS1 (кит. трад. 韶山, пиньинь ShaoShan, палл. Шаошань (родина Мао Цзэдуна), до 1968 года — 6Y1, прозвище — Пион (кит. трад. 芍药)) — китайский шестиосный электровоз переменного тока и первого поколения. Изначально был создан на основе конструкции советских электровозов Н6О, в дальнейшем был переработан и запущен в серийное производство. В 19701980-х годах SS1 были основными электровозами на китайских железных дорогах, тем самым заложив основы электровозостроения в стране.

Электровозы 6Y1

В 1956 году в Китае следом за Советским Союзом был начат амбициозный план по переводу железнодорожных дорог с паровозной тяги на тепловозную и электровозную. Для производства электровозов в Чжучжоу на базе дорожных мастерских был сооружён электровозостроительный завод. Однако техническая база для начала электровозостроения в стране ещё была очень слаба, поэтому в октябре 1957 года к 40-летию Октябрьской революции Мао Цзэдун с делегацией посещает Советский Союз. Прибывшие вместе с ним около полусотни специалистов в рамках советско-китайского сотрудничества смогли изучить самые современные на то время в СССР технологическое оборудование по производству новых локомотивов и ознакомиться с последними научными достижениями в этой области. Также около 6 групп посетили Новочеркасский электровозостроительный завод и Всесоюзный электровозный научно-исследовательский институт.

Изначально китайские специалисты планировали наладить производство электровозов постоянного тока на напряжение 3000 Вольт, но после ознакомления с советскими работами на эту тему, выбрали всё же систему переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 25 кВ, которая только получала распространение в СССР и Франции. 15 июля 1958 года на завод в Чжучжоу поступила техническая документация по самому современному советскому электровозу — Н6О. Разработкой проекта первого китайского электровоза занимались несколько институтов и китайскими специалистами было внесено порядка 78 изменений в первоначальный советский проект. В августе было начато строительство первых двух образцов.

6Y1-0001 на испытаниях (1959 год)

Из-за отсутствия специального оборудования и опытных специалистов, строительство экипажной части затянулось почти на 4 месяца и было закончено 18 ноября. Монтаж электрооборудования и окончательная сборка первого электровоза заняли всего 40 дней и 28 декабря 1958 года новый электровоз был представлен общественности. Ему была присвоена серия 6Y1 (на самом электровозе она писалась как 6Y1), что расшифровывается следующим образом: 6-осный, с выпрямительной установкой на игнитронах (кит. трад. 引燃管, пиньинь Yǐn rán guǎn), тип 1. Электровоз 6Y1-0001 в 1959 году был отправлен на выставку в Пекин, а в дальнейшем подвергся испытаниям. В марте 1960 года был изготовлен второй электровоз.

Проблемы с зажиганием игнитронов, а также начало производства в Китае полупроводниковых приборов, привели конструкторов к мысли применить их на данных электровозах. Также конструкторы изучили поступившие в страну из Франции электровозы 6Y2 (по конструкции аналогичны поступившим в СССР электровозам серии Ф). В июне 1966 года был выпущен электровоз 6Y1-0004 который стал первым китайским электровозом с полупроводниковыми выпрямителями. Вместо игнитронов, в выпрямительной установке стояли 960 кремниевых диодов. Однако решив одну проблему, специалисты столкнулись с другой — тяговый электродвигатель ZD101 мощностью 500 кВт и созданный на базе советского НБ-410 (применялся на двух первых Н6О) имел ненормальную коммутацию (кстати, от его прототипа НБ-410 в СССР отказались уже в 1959 году с Н6О-003). Поэтому был создан новый электродвигатель — ZQ650-1, который к тому же имел часовую/продолжительную мощность 700/630 кВт. Также была изменена конструкция группового контроллера. Вскоре был выпущен электровоз № 0007, который был оборудован реостатным тормозом мощностью 2800 кВт.

Электровозы SS1

韶山1008 (6Y1-0008)

В 1968 году был выпущен электровоз 6Y1-0008, на котором конструкторы применили все предыдущие наработки. Новый электровоз уже имел мощность в часовом режиме 4200 кВт против 3000, как у предыдущих, был оборудован кремниевыми выпрямительными установками и реостатным тормозом. Его максимальная скорость составляла 90 км/ч. После успешного прохождения испытаний, электровоз был представлен Министерству путей сообщения Китая. В связи с прохождением в то время Культурной революции, Министерство путей сообщения на тот момент подчинялось военным. 27 апреля военная коллегия приняла решение о назначении электровозу новой серии — SS1 (на самих локомотивах обозначение писалось как SS1), в честь Шаошаня (кит. трад. 韶山, пиньинь ShaoShan) — родины Мао Цзэдуна. В 1969 году было начато малосерийное производство электровозов SS1. Сам SS1-008 1 июля 1975 года открыл движение на первой в стране полностью электрифицированной магистрали — Баочэнской железной дороге (кит. трад. 宝成铁路, пиньинь BǎoChéng Tiělù, палл. БаоЧэн ТеЛу).

В 1971 году с № 061 была проведена очередная модернизация конструкции электровозов, в ходе которой переходные реакторы были заменены вентильным переходом, а число ходовых позиций было повышено с 9 до 33. Следующее улучшение конструкции было проведено в 1976 с № 131, в ходе чего была изменена конструкция системы охлаждения выпрямительной установки. Крупносерийный выпуск электровозов SS1 был начат в 1980 году, когда за 20 предыдущих лет уже был выпущен 221 электровоз. Уже к концу 1982 года было выпущено ещё 299 локомотивов. Выпуск SS1 продолжался вплоть до 1988 года, а всего было построено 826 электровозов, включая первые семь серии 6Y1.

Написание обозначения на их табличках было следующее: 6Y1-0001 — 6Y1-0007, 韶山1008 — 韶山1649, SS1-0650 — SS1-0826.

Постепенное исключение электровозов по причине их устаревания началось с 2000-х годов.

Ссылки