sRGB

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Спектр цветов sRGB среди общего спектра доступных человеческому глазу цветов очерчен треугольником

sRGB (standart RGB) является стандартом представления цветового спектра с использованием модели RGB. sRGB создан совместно компаниями HP и Microsoft в 1996 году для унификации использования модели RGB в мониторах, принтерах и Интернет-сайтах[1].

sRGB использует основные цвета, описанные стандартом BT.709, аналогично студийным мониторам и HD-телевидению, а также гамма-коррекцию, аналогично мониторам с электронно-лучевой трубкой. Такая спецификация позволила sRGB в точности отображаться на обычных CRT-мониторах и телевизорах, что стало в своё время основным фактором, повлиявшим на принятие sRGB в качестве стандарта[2].

В отличие от большинства других цветовых пространств RGB, гамма в sRGB не может быть выражена одним числовым значением, так как функция коррекции состоит из линейной части около чёрного цвета, где гамма равна 1.0, и нелинейной части до значения 2.4 включительно. Приблизительно можно считать, что гамма равна 2.2. Гамма может изменяться от 1.0 до 2.3[3].

Техническое описание стандарта

Для перевода линейных значений из пространства XYZ (CIE 1931 color space) в sRGB используется следующая матрица:

[math]\displaystyle{ \begin{bmatrix} R_\mathrm{linear}\\G_\mathrm{linear}\\B_\mathrm{linear}\end{bmatrix}= \begin{bmatrix} 3.2406&-1.5372&-0.4986\\ -0.9689&1.8758&0.0415\\ 0.0557&-0.2040&1.0570 \end{bmatrix} \begin{bmatrix} X \\ Y \\ Z \end{bmatrix} }[/math]

Здесь [math]\displaystyle{ R_\mathrm{linear} }[/math], [math]\displaystyle{ G_\mathrm{linear} }[/math] и [math]\displaystyle{ B_\mathrm{linear} }[/math] определены в диапазоне [0,1]. Координаты белой точки, таким образом, составляют (X,Y,Z = 0.9505, 1.0000, 1.0890).

Далее, для каждого из значений [math]\displaystyle{ R_\mathrm{linear} }[/math], [math]\displaystyle{ G_\mathrm{linear} }[/math] и [math]\displaystyle{ B_\mathrm{linear} }[/math] используется формула

[math]\displaystyle{ C_\mathrm{srgb}=\begin{cases} 12.92C_\mathrm{linear}, & C_\mathrm{linear} \le 0.0031308\\ (1+a)C_\mathrm{linear}^{1/2.4}-a, & C_\mathrm{linear} \gt 0.0031308 \end{cases} }[/math]
  • где [math]\displaystyle{ a = 0.055 }[/math]

Эти значения также находятся в диапазоне [0, 1] и для перевода в [0, 255] их нужно умножить на 255 и округлить.

Альтернативы

Область цветов sRGB в сравнению с альтернативными стандартами

Ввиду того, что многие современные телевизоры и мониторы имеют цветовой охват, значительно превышающий область sRGB, были выдвинуты альтернативы, одна из которых - AdobeRGB, принятая в 1998 году.

Переводить из sRGB в другие модели и обратно накладно и неудобно, поэтому Microsoft и HP расширили пространство sRGB, допустив отрицательные значения. Полный диапазон отдельного компонента: от -0,5 до 7,5. 80% цветов sRGB не имеют физического аналога, но физически достоверные можно закодировать. У scRGB стандартизованы линейные и нелинейные представления в 8, 12 и 16 битах, такие что преобразование между нелинейными scRGB и sRGB может быть произведено в целых числах.

Примечания

  1. A Standard Default Color Space for the Internet - sRGB. Дата обращения: 29 апреля 2012. Архивировано 23 августа 2011 года.
  2. Charles A. Poynton. Digital Video and HDTV: Algorithms and Interfaces (англ.). — Morgan Kaufmann, 2003. — ISBN 1558607927.
  3. A Standard Default Color Space for the Internet: sRGB Архивная копия от 29 апреля 2014 на Wayback Machine, Version 1.10, November 5, 1996. ICC