S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky»)
S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
Разработчик Украина GSC Game World
Издатель Содружество Независимых Государств GSC World Publishing
Весь мир Deep Silver
Серия S.T.A.L.K.E.R.
Дата анонса 11 июля 2007
Дата выпуска Россия 22 августа 2008
Украина 29 августа 2008
Европейский союз 5 сентября 2008
Регион Северная Америка 15 сентября 2008
Весь мир 15 сентября 2008 (Steam)
Япония 26 сентября 2008
Жанр шутер от первого лица,
открытый мир, элементы
survival horror и ролевая игра
Возрастные
рейтинги
ACB: MA15+Mature 15+
ESRB: MMature
PEGI: 16
RARS: 18+
USK: 18
Последняя версия 1.5.10
(30 июня 2009[2])
Создатели
Руководитель Антон Большаков
Продюсер Сергей Григорович
Геймдизайнер Руслан Диденко
Юрий Негробов
Сценарист Андрей Левицкий
Руслан Диденко
Программист Дмитрий Ясенев
Андрей Коломиец
Художник Илья Толмачёв
Композитор Алексей Омельчук
Владимир Фрей
Технические данные
Платформа ПК (Windows)
Движок X-Ray Engine 1.5
Режим игры однопользовательский,
многопользовательский
Язык интерфейса русский язык присутствует
Носитель DVD, цифровая дистрибуция
Управление клавиатура и мышь
cs.stalker-game.com

«S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» (англ. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица с элементами ролевой игры, разработанная украинской компанией GSC Game World и выпущенная в России 22 августа 2008 года[3]. Издателем в странах СНГ и Украине является GSC World Publishing, в остальном мире игру издаёт компания Deep Silver. «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» — это вторая игра серии S.T.A.L.K.E.R., однако фактически является приквелом к игре «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» 2007 года. Игровой движок X-Ray, использованный в игре, был обновлён до версии 1.5 и стал поддерживать DirectX 10.

Разработка и поддержка игры

История разработки

Проект начал разрабатываться в сентябре 2006 года. Он тогда носил название «S.T.A.L.K.E.R.: Anarchy Cell». В нём планировались такие локации, как: Катакомбы; Мост через реку Припять; Подземелья Припяти (восстановлены в «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти») и Генераторы. Однако первые 2 локации вовсе не реализованы и остались на уровне концепт-артов, а остальные вырезали.

Правда, локация «Катакомбы» была переименована в «Заброшенный госпиталь» и стала находиться между Лиманском и ЧАЭС. 11 июля 2007 года произошёл анонс игры — под названием «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо». Выход запланировали на первый квартал 2008 года. В июле 2008 года была похищена заводская копия игры. Похитителем оказался пользователь под ником Меченый. Как оказалось, диск с игрой с завода ему подарила знакомая, которая там работала. Позже игру выложили на торрент. Игру планировали выпустить 29 августа 2008 года, однако из-за инцидента с похищенной копией игра вышла ровно на неделю раньше — 22 августа 2008 года.

Поддержка игры

30 июня 2009 года разработчики выпустили патч, обновляющий игру до версии 1.5.10. Патч вносит ряд значительных изменений в сетевую версию, а также улучшает одиночную игру. Для версии 1.5.10 разработчики выпустили мульти-патч v.2, который позволяет включить вертикальную синхронизацию и исправляет вылет на окне списка серверов в сетевой игре.

Существуют неофициальные патчи игры версии 1.5.10 для устранения ошибок.

Имеется большое количество неофициальных модификаций игры. Среди них есть глобальные, графические и сюжетные моды.

Сюжет

Пролог

Сентябрь 2011 года. Наёмник Шрам ведёт группу учёных-экологов через болота. Внезапно их накрывает выброс. Экологи погибают, а протагонист теряет сознание. На базе группировки «Чистое небо» (бойцы которой нашли Шрама после выброса) наёмник приходит в себя.

Действие игры

Скриншот из игры — начало

Лебедев, основатель и лидер «Чистого неба», рассказывает Шраму о том, что нервная система наёмника при выбросе принимает весь удар на себя и главному герою это грозит неминуемой гибелью. После недолгих разъяснений о сложившемся в округе положении Лебедеву приходит тревога со второго форпоста — его атакуют мутанты. Шрам отправляется на форпост, где его снова поражает выброс.

Придя в себя на базе «Чистого неба», Шрам узнаёт от Лебедева, что при следующем выбросе вне укрытия нервная система наёмника полностью выгорит и он погибнет. Выбросы происходят так часто потому, что кто-то проник за «Выжигатель мозгов», и Зона пытается уничтожить этого незнакомца, уничтожая на пути всё живое.

В итоге нити всех слухов приводят игрока на «Кордон» к местному торговцу Сидоровичу, у которого неизвестный сталкер интересовался редкими радиодеталями. Однако чтобы пробраться на «Кордон», необходимо вытеснить враждующую с «Чистым небом» группировку — «Ренегатов», ранее захватившую все важные места на болотах.

C помощью Шрама «Чистое небо» укрепляет свои позиции и уничтожает главную базу врагов. Захватив подходы к тропам, наёмник пробирается на Кордон, где ему удается связаться с Сидоровичем. Торговец соглашается помочь, но только за услугу: вернуть украденный у военных кейс с артефактом. Как выясняется позже, нападение на военный конвой совершили местные сталкеры под предводительством Отца Валерьяна. Организованное им объединение сталкеров-одиночек переправляло товар Сидоровича через военных, совершая с ними сделки. Однако командир военных, майор Халецкий, решил продавать товар бандитам и даже умудрился отдать двух сталкеров в рабство на «Свалку». Одиночки не потерпели такого предательства со стороны военных и взяли майора в плен, но дальнейшего чёткого плана действий у них нет. Положение обостряется, и военные готовятся к штурму базы одиночек, дабы преподать им урок и вызволить своего офицера. Но сталкеры, вместе со Шрамом, берут инициативу в свои руки и зачищают боевые подступы военных на Кордоне: сначала на элеваторе, а потом на АТП. Майор Халецкий под впечатлением такого развития событий раскалывается и говорит, где кейс. Наёмник относит кейс Сидоровичу, и тот рассказывает, что интересующий Шрама сталкер носит прозвище «Клык». Сидорович продал Клыку детали, которые нашёл, а за остальными отправил на «Свалку» к диггерам.

На Свалке, по метке Клыка, Шрам наткнулся на труп диггера. По аудиозаписи в КПК Шрам узнал, что за Клыком на восток отправился диггер-посланник Васян. Шрам нашёл Васяна, когда того загнала в угол стая слепых псов. От диггера наёмник узнал, что Клык ушёл в «Тёмную долину».

В «Тёмной долине» из-за частых нападений на базу группировки «Свобода» был объявлен усиленный режим. На блокпосте Шраму подсказали, что он может получить информацию на базе группировки. Здесь Шрам сталкивается с комендантом базы по фамилии Щукин, который сыграет необычную роль в развитии событий. Щукин отказывает Шраму во встрече с лидером группировки, пока база на карантине. Однако обещает устроить этот разговор, если наёмник выполнит его задание. После того как наёмник убил пси-собаку в окрестностях базы, комендант отправил его на один из блокпостов. Придя туда, Шрам увидел, что все бойцы «Свободы» мертвы. По записи в КПК одного из бойцов «Свободы» все поняли, что комендант передавал врагам всю информацию о передвижениях «Свободовцев». Шрам принёс КПК Чехову, лидеру и основателю группировки. Наёмник узнал, что Клык был у Чехова и искал какую-то техническую деталь. Однако остальную информацию Чехов открыл лишь после того, как Шрам нашёл Щукина, принёс его КПК Чехову, а тот понял, что комендант передавал сведения о «Свободе» наёмникам, которые выполняли чей-то контракт. Чехов рассказал Шраму о том, что продал Клыку деталь, которую тот искал, и заинтересовался, зачем Клыку эта деталь — обычно такие применяются только в армейских дешифраторах. Техник группировки, Дядька Яр, сохранил частоту КПК Клыка, и по ней Шрам узнал, что Клык отправился на «Свалку». Оказав помощь «Свободе» в борьбе с наёмниками, Шрам отправился за Клыком.

Цель Стрелка

На «Свалке» по метке КПК Клыка Шрам попал в подвал Барахолки, где его оглушили бандиты, забрали всё снаряжение с деньгами и сбежали. Очнувшись, Шрам нашёл КПК Клыка в подвале, и по нему всё стало ясно — Лебедев был прав насчёт того, что кто-то пробрался через «Выжигатель Мозгов». В КПК была запись о том, что группа, в которой был Клык, догадалась, что об их походе к центру Зоны узнали. Как говорилось в записи, подробный план их дальнейших действий находился в тайнике, координаты которого присутствовали в КПК. Тайник находился в подземельях НИИ «Агропром». Догнав бандитов и вернув своё снаряжение, Шрам направился туда.

На бывшей территории предприятия НИИ «Агропром» Шрам встретился с генералом Крыловым, лидером группировки «Долг». Тот сообщил наёмнику, что «Долговцев» постоянно атакуют мутанты, которые вылезают из подземелий. Шрам согласился спуститься под «Агропром» и затопить подземные ходы.

Спустившись в подземелья и почти полностью затопив их, Шрам нашёл тайник Стрелка. Из аудиозаписи КПК в тайнике Шрам узнал, что к центру Зоны пробрались сталкеры с кличками Стрелок, Клык и Призрак. Они готовят второй поход к центру Зоны, что, по словам Лебедева, приведёт ко второму Сверхвыбросу — гораздо более сильному, чем первый, из-за которого всё живое погибнет, а Зона перейдёт в полностью неустойчивое состояние. Стрелок направился на Янтарь к учёному Сахарову за устройством, которое сохранит разум членов группы в целости и сохранности.

На «Янтаре» Сахаров рассказал Шраму о том, что Стрелок заключил с учёными сделку — якобы хотел помочь в испытании устройства, пресекающего пси-излучения. Учёные дали ему экспериментальный прототип, и Стрелок отправился на заводскую территорию «Янтаря». Однако он оттуда не вернулся, и сигнал, получаемый учёными от устройства, был потерян. Сахаров, узнав намерения Шрама догнать Стрелка, рассказал ему, что есть возможность уравновесить уровень пси-излучения настолько, чтобы можно было находиться на территории комплекса. Шрам узнал, что недавно группа сталкеров нашла на заводской территории какую-то техническую документацию, но вернуться не смогла. Шрам отправился за документами и принёс их Сахарову. По ним Сахаров окончательно понял, что уравновесить уровень пси-излучения возможно.

Погоня за Стрелком

По указанию Сахарова Шрам отправился к отряду сталкеров под руководством Левши. Цель отряда — перезапуск системы охлаждения, по вине которой пси-излучение неустойчиво. Отряду удаётся совершить перезапуск системы, и уровень пси-излучения уравновешивается. Сахаров передаёт Шраму сообщение, что Стрелок находится совсем близко. Шрам в погоне за Стрелком попадает в бывший заповедник «Рыжий лес».

Там Шрама встречает засада: отряд «наёмных сталкеров», которых до этого нанял Стрелок. За время перестрелки Стрелок убегает в тоннель, который сразу же подрывает за собой. Со Шрамом связывается Лебедев и упоминает, что единственная возможность теперь догнать Стрелка — пройти в заброшенный город Лиманск. Однако путь проходит через реку, мост через которую управляется на противоположном берегу «Ренегатами». Лебедев даёт поручение Шраму отправиться к сталкеру по имени Лесник, который может знать способ пройти в Лиманск. Чтобы найти Лесника, Шраму приходится пройти через весь кишащий мутантами лес и через аномалию-портал.

Лесник рассказывает, что иногда к нему на КПК поступают просьбы наёмников о помощи из Лиманска, но сигнал слишком слабый. Лесник советует Шраму выйти к «Армейским складам», где сигнал должен быть лучше. Там Шрам принимает сообщение от наёмников, угодивших в аномалию, из которой они никак не могут выбраться. Возвратившись к Леснику и передав ему координаты наёмников, Шрам узнал подробнее об этой аномалии под названием «Пространственный пузырь». Лесник рассказал, как сам однажды в неё попал, однако там же нашёл артефакт, который вывел его из этой аномалии. После небольшого задания для Шрама (принести из старых шахт в лесу артефакт «Компас») Лесник пообещал, что подумает над тем, как вывести наёмников из аномалии, и предложил Шраму отправиться на «Армейские склады», где на базе военных есть мощный действующий радиопередатчик, с помощью которого наёмникам можно будет ответить. После Сверхвыброса на базе выжило полтора десятка солдат, которых командование бросило на произвол судьбы, не рискуя посылать отряды в выведенную выбросом из равновесия Зону. После победы над военными Шрам нашёл и использовал передатчик, и, при помощи инструкций Лесника, отряд наёмников успешно выбрался из аномалии, начав продвигаться к мосту в Лиманск, захваченному «Ренегатами».

Когда Шрам прибыл к мосту, элитный отряд «Чистого неба» во главе с Лебедевым уже находился там. Наёмники, тоже прибывшие к мосту, на противоположном берегу пытались опустить мост. В итоге мост был опущен, а отряд «Ренегатов» — побеждён.

Передовая группа «Чистого неба», вместе со Шрамом, отправилась через Лиманск. Там бушевала настоящая война, так как после открытия второго пути к центру Зоны туда отправили свои отряды почти все группировки. Затем, преодолевая препятствия и заслоны группировки «Монолит» и военных, группе «Чистого неба» удалось пробиться через Лиманск. Путь к центру Зоны пролегал через заброшенный госпиталь, где группу «Чистого неба» встретили бойцы «Монолита». Также Шраму пришлось уничтожить вертолёт военных. После этого наёмник попадает на ЧАЭС, где встречается с Лебедевым и его элитным отрядом.

Окончание

Петренко, боец «Чистого неба», передаёт Лебедеву частоту Стрелка, который находится уже совсем рядом, и тот подтверждает её. Однако добраться до Стрелка не представляется возможным. На ЧАЭС повышенный уровень пси-излучения, однако Стрелок в безопасности благодаря устройству, которое выдал ему Сахаров. Шраму выдают электромагнитное ружьё «ЭМ1», чтобы он уничтожил защиту Стрелка, с чем наёмник успешно справляется.

Однако, неожиданно для Лебедева, начинается то, чему «Чистое небо» пыталась воспрепятствовать — второй Сверхвыброс. Далее все, кто были на ЧАЭС, в том числе Стрелок и Шрам, показаны безвольно лежащими в помещении перед мониторами, зомбирующими их.

В результате второго Сверхвыброса география Зоны перешла в состояние, которое можно видеть в «Тени Чернобыля». После Сверхвыброса всех сталкеров, в том числе Стрелка, Шрама и отряд «Чистого неба», помещают в помещение с мониторами, где оборудование ученых «О-Сознание» стирает память всем и даёт задание убить Стрелка. Однако оборудование даёт сбой, и учёные не замечают, что в составе агентов оказался сам Стрелок. Весной 2012 года агентов, в том числе и Стрелка, помещают в «грузовик смерти» и вывозят на периферию в Зону. Далее начинаются события «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».

Нововведения

  • Добавлены новые территории: «Рыжий Лес», «Лиманск», «Болота», «Заброшенный Госпиталь». Вместе с этим убраны некоторые локации из первой игры: «Бар», «Дикая Территория», «Радар», «Припять», «Саркофаг», «Бункер Управления Монолитом».
  • Помимо старых группировок (одиночки, учёные, «Долг», «Свобода», «Монолит», «Бандиты», военные, наёмники) появились новые («Чистое Небо», «Ренегаты»). Игрок может принять участие в войне группировок: вступить в любую из 5 доступных игровых фракций («Одиночки», «Чистое Небо», «Долг», «Свобода» или «Бандиты») и привести свою группировку к победе.
  • Улучшен интеллект компьютерных противников.
  • Изменена система аномальных зон и поиска артефактов.
  • Появились случайные выбросы, которые могут случиться при переходе с локации на локацию.
  • В сравнении с предыдущей игрой серии, улучшена графика: добавлена поддержка DirectX 10 (а с патчем 1.5.07 — DirectX 10.1); доработан рендер DirectX 9. В игре используется улучшенная версия игрового движка X-Ray 1.5. Добавлена инверсная кинематика.
  • Улучшен внешний вид оружия; добавлено новое, но в официальной версии модели оружия опять же не лицензированы.
Системные требования
Минимальные Рекомендуемые
ПК (Microsoft Windows)
Операционная система Windows 2000 (SP4), Windows XP, Windows VistaWindows XP, Windows Vista, Windows 7
Центральный процессор Intel Core 2 Duo E4300 1,8 GHz / AMD Athlon 64 X2 4400 +Intel Core 2 Duo E6600 2,4 Ghz / AMD 64 X2 5600 + 2,8 Ghz
Объём RAM 1 ГБ1,5 ГБ
Объём свободного места на жёстком диске 10 ГБ10 ГБ
Информационный носитель DVD, Steam
Видеокарта 256 МБ видеопамяти с поддержкой Direct3D 9c (NVIDIA Geforce 7800 GTX / AMD ATI X1800 XT)512 МБ видеопамяти с поддержкой Direct3D 10.1 (NVIDIA Geforce 8800 GT / AMD Radeon HD 3870
Звуковая плата DirectX 9.0 совместимая звуковая карта
Устройства ввода клавиатура, мышь
  • Здоровье игрока в игре медленно восстанавливается, но кровотечение стало более опасной угрозой, так как в случае тяжёлого ранения не прекращается без применения медикаментов.
  • На смену статическим трекам пришла динамическая музыка. Во время нарастания напряжения во внутриигровых событиях музыка переходит от мелодичной к напряжённой.
  • NPC теперь могут бросаться гранатами. На экране появляется предупреждение о находящейся рядом гранате и стрелка, указывающая на спасительный путь.
  • Полностью переработаны концепты КПК. Теперь в нём можно найти всю информацию о войне группировок; на карте отображаются места вероятного присутствия противника (в том числе и мутантов) и так далее. Также теперь в нём нет разделов «Энциклопедия», «Ранги», «Контакты» и «Данные».
  • Некоторые персонажи за отдельную плату могут давать наводки на тайники.
  • Главный герой может улучшать оружие и броню у механиков, которые присутствуют на базе каждой группировки (за исключением вражеских). Следует заметить, что без улучшений оружие имеет столь низкие показатели, что оно практически бесполезно для настоящего боя. К тому же улучшения требуются для появления первоначальных для данного оружия возможностей, например крепления подствольного гранатомёта на АК-74.
  • Оружие и броню можно ремонтировать у механиков и у некоторых других персонажей (Лесник; командиры отрядов «Чистого неба» в Лиманске и Госпитале) за определённую цену (в зависимости от степени повреждения и от цены оружия/брони).
  • На всех локациях (кроме Лиманска, «Госпиталя» и ЧАЭС) размещены несколько проводников — персонажей, способных за определённую плату (в зависимости от расстояния и типа отношений) мгновенно сопроводить игрока в определённое место. Доступность этих мест для сопровождения зависит, во-первых, от того, заняты ли они врагами той группировки, к которой принадлежит проводник; и, во-вторых, от того, побывал ли ранее этом месте главный персонаж. Бесплатно можно пользоваться только услугами проводника из группировки «Чистое Небо» — до тех пор, пока главный герой не перейдёт в первый раз с Болот на Кордон.
  • В мае 2009 года вышла версия игры на украинском языке , которая устанавливается на русскую версию с любым патчем. По заявлению разработчиков, локализация ещё лучше представляет каждую группировку. Так, например, «Долг» говорит чисто на русском языке, а «Бандиты» и «Ренегаты», в основном, говорят на суржике, что добавляет игре колорита[4]. На украинском говорят сталкеры, учёные, «Чистое небо» и «Свобода»; на русском — военные, «Долг» и «Монолит».
  • Артефакты теперь нужно искать с помощью детекторов, потому что без этого их не увидеть невооружённым глазом и не подобрать.

Музыка

Над музыкой к «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» работал украинский композитор Алексей Омельчук[5]. Автор саундтрека к оригинальной игре, композитор Владимир «MoozE» Фрей, успев написать два экспериментальных трека для «Чистое небо»[6], покинул проект в связи с разногласием с звукорежиссёром игры Дмитрием Кузьменко[7]. Несмотря на уход MoozE, в саундтреке «Чистое небо» была использована часть написанных им ранее композиции для «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».

Впервые саундтрек был выпущен 22 августа 2008 года[8] в составе DVD-диска с бонусными материалами в российском коллекционном издании[9]. Отдельно на CD-диске он вышел лишь в некоторых восточноевропейских изданиях от CD Projekt[10][11]. «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» вместе с другими играми серии S.T.A.L.K.E.R. 6 февраля 2014 года стали доступны в сервисе цифровой дистрибуции GOG.com, где вместе с игрой в качестве дополнительных материалов поставляется и саундтрек в форматах MP3 и FLAC[12].

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Soundtrack
Обложка альбома MoozE и Алексея Омельчука «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Soundtrack» ()
Саундтрек MoozE и Алексея Омельчука
Дата выпуска 22 августа 2008
Жанры дарк-эмбиент, дроун, индастриал, саундтрек
Длительность 55:07
2008, S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Soundtrack
НазваниеАвторИспользуется в игре Длительность
1. «Swamps of Despair» Алексей ОмельчукДнём на локации Болота 4:17
2. «Theme of Escape» MoozEДнём на локации Кордон 8:34
3. «Shadows» Алексей ОмельчукНочью на локациях Кордон и Тёмная долина 4:40
4. «Theme of Garbage» MoozEДнём на локации Свалка 5:01
5. «Radwind Pt.1» MoozEДнём на локации Тёмная долина 3:16
6. «Fog» MoozEНочью на локации НИИ «Агропром» 3:05
7. «S.A.D.» MoozEДнём на локации НИИ «Агропром» 4:35
8. «Theme of Red Forest» MoozEДнём на локации Рыжий лес 5:31
9. «Ghost City» Алексей ОмельчукНа локации Лиманск 4:42
10. «Radwind Pt.2» MoozEДнём на локации Тёмная долина 2:16
11. «Hospital» Алексей ОмельчукНа локации Госпиталь 4:22
12. «Sleeping in Ashes v.2» MoozEДнём на локации Военные склады 4:48
55:07

Помимо фонового саундтрека в игре присутствует музыка, играющая на базах сталкерских группировок, которая также написана Алексеем Омельчуком. При создании некоторых композиций за основу были взяты сторонние музыкальные произведения[к 1].

Название в файлах игры Автор Используется в игре Описание
marsh_radio_1.ogg Алексей Омельчук В баре Холода на базе группировки «Чистое небо» на Болотах. Джазовая композиция, прообраз мелодии неизвестен.
garbage_bandits_radio_1.ogg Алексей Омельчук В баре «Super Хавчик» на базе бандитов, локация Свалка. Шансонная мелодия, основой послужила песня «Хоп, мусорок» группы «Воровайки».
freedom_base_radio_1.ogg Алексей Омельчук На базе группировки «Свобода» в Тёмной долине. Регги-композиция, основой послужила песня «Kinky Reggae» Боба Марли и группы The Wailers.
duty_base_radio_1.ogg Алексей Омельчук На базе группировки «Долг» на НИИ «Агропром» Главная тема игры из саундтрека «Герои уничтоженных империй».
duty_base_radio_2.ogg Алексей Омельчук На базе группировки «Долг» на НИИ «Агропром» Трек «Austria» из саундтрека дополнения «Казаки II: Битва за Европу».
radio_1.ogg FireLake На базе сталкеров-одиночек на НИИ «Агропром» Песня «Fighting Unknown» украинской группы FireLake из саундтрека «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».

Коллекционные издания

Варианты российского издания

Внешние изображения
Российское коллекционное издание

Дабы определиться с наполнением российского коллекционного издания игры «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо», в первой половине 2008 года компания GSC Game World провела конкурс «Сталкерский набор», в ходе которого каждый желающий мог предложить свои идеи по составу издания[14]. По итогам конкурса несколько победителей с лучшими предложениями получили по коллекционной копии игры с автографами разработчиков[15]. Окончательный вариант состава коллекционного издания был объявлен 21 июля 2008 года[16][17]. На релизе «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» в странах СНГ и Украине игра была издана в нескольких вариантах. Помимо «Коллекционного издания»[8][9][14][18], ограниченным тиражом было выпущено «Специальное издание» — с аналогичным составом, но дополненное копией игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля»[19]. Обычные издания игры выпускались в виде «Стандартного издания», упакованного в CD-box, кроме того, только на территории Украины выходило «Расширенное издание», ничем не отличавшееся от стандартного, кроме упаковки DVD-box в картонном рукаве[18]. Вдобавок вышло «Подарочное издание», похожее на расширенное, но дополненное книгой в мягком переплёте — сборником рассказов[к 2] и в некоторых вариантах также DVD-диском с бонусными материалами по игре или руководством пользователя.

Предметы
Издания игры
Стандартное[3] Расширенное Подарочное[3] Коллекционное[8] Специальное[19]
Россия и Украина Только Украина[к 3] Россия Украина Россия и Украина Россия и Украина
Диск с игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Да Да Да Да Да
Карточка-вкладыш с рекламой книжной серии S.T.A.L.K.E.R. и прочего Да Да Да Нет Нет
Книга в мягком переплёте «S.T.A.L.K.E.R. – Сборник рассказов»[к 2] Нет Нет Да Да Да
Цветное руководство пользователя к игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Нет Нет Да Нет Да Да
DVD-диск с бонусными материалами по игре Нет Нет Нет Да Да Да
Плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения и артом (двухсторонний) Нет Нет Нет Да Да
Плакат с календарём «Лиманск 1985: Посетите наш солнечный город» (календарь на конец 2008 — начало 2009 года) Нет Нет Нет Да Да
Светильник-ночник «Артефакт», меняющий цвет Нет Нет Нет Да Да
Бандана с надписью «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» (попадается случайно: чёрного или оливкового цвета) Нет Нет Нет Да Да
Нашивка группировки (попадается случайно: «Чистое небо», «Одиночки», «Бандиты», «Монолит») Нет Нет Нет Да Да
Металлическая бензиновая зажигалка с гравировкой «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Нет Нет Нет Да Да
Металлический жетон с гравировкой «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» Нет Нет Нет Да Да
Диск с игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» (упакован в CD-box) Нет Нет Нет Нет Да
Упаковка CD-box (Jewel-case) DVD-box (Keep-case) в картонном рукаве Картонная коробка с дисками в бумажных конвертах

Варианты европейских изданий

Издания от CD Projekt

Издателем и дистрибьютором S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky в некоторых странах Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) является польская компания CD Projekt, которой на данной территории было выпущено несколько коллекционных изданий игры. S.T.A.L.K.E.R.: Czyste Niebo Edycji Kolekcjonerskiej — лимитированное коллекционное издание, вышедшее только в Польше ограниченным тиражом в 699 штук[10]. Упаковано в небольшую военную сумку цвета хаки, стилизованную под медицинскую аптечку. В состав входит: диск с игрой и CD-диск с саундтреком в эксклюзивном диджипаке для DVD, коричнево-оранжевая футболка со знаком радиации и логотипами игры (размер XL), плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения, руководство пользователя, печатный графический альбом (артбук) в мягком перелёте, одна из четырёх нашивок группировки, 4 наклейки с эмблемами группировок и сертификат подлинности издания[10]. За предварительный заказ через сайт gram.pl дополнительно прилагалась бензиновая зажигалка чёрного цвета с логотипом игры и инструкциями к ней. Изначальный тираж издания являлся 500 копий, но позднее из-за высокого спроса было довыпущено ещё 199 штук. Дополнительный тираж издания имел некоторые отличия от основного: другая сумка-упаковка оливкового цвета и отсутствие дополнения в виде бензиновой зажигалки[22].

Внешние изображения
Ограниченное коллекционное издание в Польше
Расширенное издание для Чехии и Словакии
Коллекционное издание в Германии
Ограниченное специальное издание в Европе

Помимо этого, CD Projekt для Чехии и Словакии было выпущено расширенное издание, содержащее: диск с игрой в DVD-box в слипкейсе, плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения, 4 наклейки с эмблемами группировок, руководство пользователя (56 страниц) и CD-диск с саундтреком[11].

Издания от Deep Silver

Компанией Deep Silver в Германии было издано коллекционное издание[23] — Collector’s Edition Metallbox, вышедшее ограниченным тиражом и официально продавшееся только на сайте amazon.de. Упаковано в небольшую стилизованную стальную коробку — со следами ржавчины, с рельефным названием игры, знаком радиации и другими элементами. В комплектацию входит: диск с игрой в DVD-box, диск с бонусными материалами в бумажном конверте, плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения и артом (двухсторонний, размер A2), книга «Апокалипсис» (нем. Apokalypse)[24] за авторством Бернда Френца[нем.], значок-заколка с логотипом игры и знаком радиации и рекламный буклет[25].

Также на территории Западной Европы, вдобавок, от Deep Silver вышло «Ограниченное специальное издание» — Limited Special Edition, упакованное в металлический бокс (стилбук) в пластиковом рукаве, куда входит: диск с игрой, DVD-диск с бонусными материалами, плакат с картой Чернобыльской зоны отчуждения и артом (двухсторонний) и руководством пользователя.

Критика

Сразу после выхода и появления в продаже игра стала предметом жёсткой критики и жалоб игроков. Причиной стало огромное количество внутренних ошибок игры, из-за которых игровой процесс был весьма затруднительным. Практически сразу же появились первые патчи. Также на многих игровых форумах горячими темами обсуждения становились именно скриптовые вылеты.

Также объектом жалоб игроков стали системные требования игры. Указанной в документации «оптимальной конфигурации» не всегда хватало, чтобы получить стабильную частоту кадров при высокой детализации. Жалобы от игроков на низкую производительность даже на мощнейших компьютерах отрицательно сказались на репутации игры.

Кроме этого, критике игроков подверглась и сама концепция приквела, в котором Зона Отчуждения превратилась из загадочного и мистического места в некое подобие битвы за Сталинград[26].

Спорными стали также изменения геймплея — с одной стороны, повысилась близость с действительностью; с другой — появилось больше частей шутера. Это привело к тому, что отдельные эпизоды игры (например, уровни «Лиманск», «Заброшенный Госпиталь» и «ЧАЭС») превратились в линейный FPS. Улучшенный интеллект врагов также подвергся критике игроков: вражеские персонажи «научились» метко стрелять и бросать гранаты в игрока, вне зависимости от уровня сложности.

Оценки

Рецензии
Сводный рейтинг
АгрегаторОценка
GameRankings74,04%[37]
Metacritic75/100[38]
MobyRank72/100[39]
Русскоязычные издания
ИзданиеОценка
3DNews7,5/10[32]
Absolute Games47%[29]
Канобу7.4/10[33]
PC Gamer в России89%[41]
«PC Игры»8.0/10[40]
PlayGround.ru8.0/10[34]
Riot Pixels63%[35]
«Игромания»8,5/10[30]
ЛКИ8.5/10[36]
НИМ8.0/10[43]
«Страна игр»8.5/10[42]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
1UP.comB[27]
ActionTrip7.1[28]
Награды
ИзданиеНаграда
КРИ«Лучшая игровая графика КРИ 2008»[44]
КРИ«Лучшая технология КРИ 2008»[44]
КРИ«Лучшая экшн-игра КРИ 2008» - третье место[44]
КРИ«Лучшая игра КРИ 2008» — третье место[44]
Игромания«Шутер 2008 года» — второе место[45]
IGN«Лучшая графика на E3 2008»[46]
GameLand-Award.ru«Лучший экшен 2008» — второе место
GameLand-Award.ru«Лучшая отечественная игра 2008»

Российское онлайн-издание «Daily Digital Digest» поставило игре оценку в 7,5 из 10 возможных. Обозреватель отрицательно отозвался о равновесии игры, однако положительно оценил нововведения и живое окружение, отметив, что «у первой игры серии с этим как-то не сложилось: и технологии вроде были на уровне, и дизайн подходящий, но всё равно Зона выглядела какой-то мёртвой. Будто безымянный фотограф запечатлел на пленку ключевые декорации, а затем их просто размножили. В приквеле всё по-другому». 3DNews похвалили новую локацию «Болота»; положительно оценена и улучшенная графическая составляющая игры. Локация «Лиманск» была оценена на среднем уровне: «Лиманск — заброшенный уютный городок, эдакий привет из 80-х. С ним, правда, вышла небольшая осечка: как бы вы ни хотели назвать Clear Sky шутером с открытым миром, Лиманск — это обычный „коридор“, проложенный среди домов. Некоторая замкнутость — не то чтобы вопиющий недостаток, но, при общем прицеле, на „открытость“ хотелось бы больше свободы». Война группировок — главное нововведение второй самостоятельной части — была оценена отрицательно: война группировок «получилась в итоге не такой увлекательной, как представлялась. Да и ошибки всё портят, хотя поучаствовать в борьбе сторон, безусловно, любопытно». Последним комментарием рецензента было обобщение игры: «„Чистое небо“ — это тоже в какой-то степени редкий артефакт, заброшенный прямиком в аномалию. Аномалию из ошибок, тормозов, вылетов и прочих неприятностей. Но решитесь ли вы копаться в такой куче мусора, чтобы выудить драгоценный камень? Попытаться стоит, ну а если всё равно ничего не выходит — новые патчи не за горами. Вот только многие ли решатся купить третий S.T.A.L.K.E.R. в день релиза?»

Здорово набрав в плане жизненности картинки, «Clear Sky» заметно прибавил очков и по другому параметру — вовлечённости. И всё было бы хорошо, если бы не постоянные «вылеты» и досадные «баги»...
Антон Костюкевич, 3DNews.

Крупнейший и старейший русскоязычный игровой сайт Absolute Games поставил игре оценку в 47 % со статусом «вяло», которая является самой низкой в серии. Обозреватель начал с намёков на отсутствие равновесия игры, назвав предыдущую часть «ущербной». Absolute Games назвал игру расширенным переизданием «с иным сюжетом, четырьмя новыми локациями, букетом старых болячек и незнакомым главным героем», а также на протяжении всей рецензии шутил над равновесием игры. Отрицательно был оценён баланс нововведения — персонажей-проводников, однако «механики» получили положительный отзыв в рецензии. Модель повреждений тоже подверглась критике. Обновлённый искусственный интеллект обозреватель назвал «идиотизмом», а войну группировок описал в плохих красках. Также была раскритикована одна из игровых ситуаций: «Чем ближе наемник к развязке, тем теснее стенки незримого коридора. Первый звоночек — ограбление на Барахолке: стоит герою зайти в подвал за спрятанным наладонником, как мародеры оглушают его и забирают весь скарб. Зачем GSC вставила эту нелепую сценку, коли и ежу ясно: народ загрузит „сейв“ и спокойно выложит ценные вещи в полуметре от злосчастной двери?» Добавленные в игру элементы шутера на специально отведённых для этого локациях рецензенту не понравились, и он назвал одну из игровых локаций, «Лиманск», где игровое действие рассчитано на стрельбу, пародией на игру «Call of Duty 4», «чья Припять укатывает в бетон обе части „S.T.A.L.K.E.R.“ и по драйву, и по эмоциям».

По сути [Чистое небо] — расширенное переиздание с иным сюжетом, четырьмя новыми локациями, букетом старых болячек и незнакомым главным героем.
Владимир Горячев, Absolute Games

Сайт Канобу поставил оценку 7,4 (на основании оценок пользователей).

Журнал PC Gamer в России поставил игре хорошую оценку — 89 %, отметив, что приквел оказался «круче» первой части. Война группировок была оценена положительно, похвалено было и оружие с его возможностью улучшения. С правильной стороны были показаны особенности обновлённого игрового движка X-Ray; графическая часть получила похвальное сравнение о том, что она «мощная» и «обсчитывает около 800 000 полигонов за кадр. Большинство современных движков ломается на 200 000», также было похвалена одна из главных графических «изюминок» X-Ray — освещение и фотореалистичные текстуры. Искусственный интеллект тоже получил от рецензента положительный отзыв. Был оставлен хороший отзыв: «Пока не поймал маслину… Вещи, о которых надо знать о „Чистом небе“, чтобы поддержать разговор», в котором были похвалены аномалии, обновлённый анимационный движок, а в частности стрельба сталкеров из-за укрытий и приятные посиделки сталкеров у костра с рассказыванием увлекательных анекдотов.

При помощи мыши и клавиш WASD изображать дружелюбие и готовность к сотрудничеству на мушке у перепуганного сталкерского кордона; смотреть в жуткие белые глаза мутанта, считая секунды до замены обоймы; впитывать очертания ржавых ЗИЛ'ов и причудливые пятна осыпавшегося кафеля на стенах зданий, когда осваиваешься в незнакомой зоне, — всё это нельзя описать, оценивая технологии, правила игры, место в жанре.
Владимир Рыжков, PC Gamer

Журнал PC Игры поставил игре положительную оценку — 8,0.

Игра с уникальным миром, которую поторопились выпустить. Её хочется пройти, несмотря на все недоделки.
Александр Трифонов, PC Игры

Сайт Tom’s hardware, статья «Stalker: Чистое Небо (Clear Sky). Тест качества и производительности» опубликована 1 октября 2008 года[47]. Игра хорошо работает на системе с процессором Core 2 Duo и видеокартой GeForce 8800 GTS на разрешении 1920x1200 пикселей, если выключено сглаживание и эффекты освещения DX10. Для максимального графического качества на высоких разрешениях потребуется видеокарта Radeon HD 4870 или GeForce GTX 280. В статье выяснено, насколько хорошо игра идёт на видеокартах HD 3870, HD 4850, HD 4870, GeForce 8800 GTS 512, 9600 GT, 9800 GTX, GTX 260 и GTX 280. Имеется подробное описание оптимальных графических настроек с картинками и таблицами.

Примечания

Комментарии
  1. Авторство музыки на базах группировок за Алексеем Омельчуком, подтвердил лично звукорежиссёр игры Дмитрий «Kaos» Кузьменко[13].
  2. 2,0 2,1 Версия книги «S.T.A.L.K.E.R. – Сборник рассказов», комплектовавшаяся в «Подарочном», «Коллекционном» и «Специальном» изданиях игры «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо», различалась в России и Украине[20][21].
  3. «Расширенное издание» вышло только на территории Украины. Дистрибьютор игры на территории России — 1С-Софтклаб, отказалась от его, поскольку оно стоило дороже «Стандартного» и не отличалось по комплектации, кроме упаковки.
Источники
  1. "S.T.A.L.K.E.R.:Чистое Небо" на украинском языке. stalker-game.ru. GSC Game World (10 июня 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  2. Патч версии 1.5.10. stalker-game.ru. GSC Game World (30 июня 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Чаплюк, Андрей. "Чистое небо" над головой. Игромания. Игромедиа (18 августа 2008). Дата обращения: 9 июня 2018. Архивировано 22 сентября 2019 года.
  4. "S.T.A.L.K.E.R.:Чистое Небо" на украинском языке. cs.stalker-game.com (10 июня 2009). Дата обращения: 1 июля 2010. Архивировано 3 марта 2012 года.
  5. «Музыка к играм — для души». Беседа с Алексеем Омельчуком. stalker-gsc.ru (1 августа 2010). — удалённое интервью с сайта GSC-Fan.com. Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 17 сентября 2017 года.
  6. Интервью с композиторами Warfare — Александром Шукаевым и MoozE. Game-OST. Elvista Media Solutions (12 сентября 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 14 октября 2012 года.
  7. Гафнер, Ярослав. Интервью с MoozE, композитором S.T.A.L.K.E.R.. Riot Pixels (23 ноября 2017). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 4 июня 2018 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 Игра «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо. Коллекционное издание» для PC. СофтКлаб (22 августа 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 2 июня 2018 года.
  9. 9,0 9,1 Midest. Коллекционное издание — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. Gamer.ru. Гейминг Медиа (1 сентября 2009). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 4 июня 2018 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 S.T.A.L.K.E.R: Czyste Niebo — nowe informacje dotyczące Edycji Kolekcjonerskiej! (польск.). gram.pl. CD Projekt (14 августа 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 4 июня 2018 года.
  11. 11,0 11,1 Úryvky z vulgárního dabingu Stalker Clear Sky (чешск.). Games.cz[чеш.]. Tiscali.cz[чеш.] (4 сентября 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 4 июня 2018 года.
  12. Release: S.T.A.L.K.E.R. Series (англ.). GOG.com. CD Projekt (6 февраля 2014). Дата обращения: 3 февраля 2017. Архивировано 3 февраля 2017 года.
  13. Kaos. Вся музыка, которая звучит в барах, написана Алексеем Омельчуком.. gameru.net (21 мая 2009). Дата обращения: 7 июня 2018. Архивировано 7 июня 2018 года.
  14. 14,0 14,1 Чаплюк, Андрей. Чернобыльские подарки. Игромания. Игромедиа (24 июля 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  15. Итоги конкурса "Сталкерский набор". stalker-game.ru. GSC Game World (8 июля 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  16. Коллекционное издание S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. stalker-game.ru. GSC Game World (21 июля 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  17. Петров, Петр. Коллекционное издание S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky для России. 3DNews Daily Digital Digest (23 июля 2009). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  18. 18,0 18,1 Все подробности о выходе игре “STALKER: Clear Sky” на Украине. Petrovka.UA (18 августа 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  19. 19,0 19,1 Игра «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо. Специальное издание» для PC. СофтКлаб (22 августа 2008). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 5 июня 2018 года.
  20. «S.T.A.L.K.E.R. – Сборник рассказов» (Аст-Пресс-Украина), 2008, с. 256.
  21. «S.T.A.L.K.E.R. – Сборник рассказов» (Эксмо), 2008, с. 448.
  22. Będą dodatkowe egzemplarze Edycji Kolekcjonerskiej gry Stalker: Czyste Niebo (польск.). gram.pl. CD Projekt (5 августа 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  23. Obermeier, Hannes. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky — Die offizielle Website ist da (нем.). Gamezoom.net (29 июля 2008). Дата обращения: 8 июня 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.
  24. Frenz, 2008, с. 320.
  25. Thöing, Sebastian. Release-Datum und Collector's Edition für S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (нем.). PC Games. Computec Media Group[нем.] (30 июня 2008). Дата обращения: 8 июня 2018.
  26. Рецензия одного из игроков. Дата обращения: 14 августа 2009. Архивировано 12 марта 2016 года.
  27. STALKER: Clear Sky Review for PC from 1UP.com Архивировано 3 июня 2016 года.
  28. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Review Архивировано 22 августа 2016 года.
  29. S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо (S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky) // Рецензия (обзор, review) на AG.ru. Дата обращения: 13 января 2010. Архивировано 21 апреля 2009 года.
  30. Вердикт > S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 13 июля 2016 года.
  31. Обзор S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо - Игры@Mail.Ru. Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 17 марта 2020 года.
  32. S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо - солнце за тучами / Игры. Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 22 июня 2021 года.
  33. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky — характеристики и описание игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, дата выхода S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky и другая информация об игре. | Канобу. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 5 мая 2016 года.
  34. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky. Достучаться до небес - Статьи - обзоры, статьи, превью, ревью, дайджесты, видеообзоры, видеопревью, видеодайджесты, интервью. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 7 января 2017 года.
  35. S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо - страница игры на Riot Pixels. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 15 марта 2016 года.
  36. Лки| S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо: Руководства И Прохождения. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 13 апреля 2016 года.
  37. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky for PC - GameRankings. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 26 марта 2016 года.
  38. Архивированная копия. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 2 февраля 2021 года.
  39. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky - Prologue for Windows (2008) - MobyGames. Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано 20 октября 2015 года.
  40. Игра месяца — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо // PC Игры. — 2008. — № 10. — С. 5.
  41. Владимир Рыжков.  // PC Gamer. — 2008. — № Октябрь 2008. — С. 71.
  42. Игорь Сонин. Рецензия — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо // Страна игр. — Gameland, 2008. — № Сентябрь 2008. — С. 84.
  43. Андрей Щур. Review — S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо // Навигатор игрового мира. — 2008. — № Сентябрь 2008. — С. 106.
  44. 44,0 44,1 44,2 44,3 КРИ 2008 - Конференция Разработчиков компьютерных Игр Архивировано 8 марта 2016 года.
  45. > Шутер года. Дата обращения: 4 февраля 2010. Архивировано 19 февраля 2010 года.
  46. 2008 E3 Awards - Voodoo Extreme
  47. «Stalker: Чистое Небо» (Clear Sky). Тест качества и производительности. Дата обращения: 6 октября 2018. Архивировано 10 октября 2018 года.

Литература

Ссылки