Pony Express (США)
«По́ни-экспре́сс» (англ. Pony Express) — почтовая служба небольшой американской курьерской компании XIX века Central Overland California and Pikes Peak Express Company, поддерживавшей конную почту в Северной Америке. Просуществовала около полутора лет (с апреля 1860 по октябрь 1861 года) и стала нарицательной из-за девиза «Почта должна быть доставлена любой ценой».
История
Основной задачей службы была доставка почты от Атлантического океана (из Сент-Джозефа, Миссури) до Тихого океана (в Сакраменто) за 10 дней[1].
Автор идеи «Пони-экспресс», Бенджамин Фиклин (англ. Benjamin Franklin Ficklin), работал управляющим маршрутами в компании Russell, Majors and Waddell. Он, Александр Мейджорс и один из совладельцев компании Уильям Расселл (William Hepburn Russell) за два месяца построили на пути протяжённостью в 2 тысячи миль (3106 км)[2] через каждые 10—15 миль станции, на которых менялись лошади. Из-за дороговизны операций (при доходах 90 тысяч, потери составили — 200 тысяч долларов)[3], а также из-за бандитских нападений и, главное, из-за развивавшейся технологии телеграфа, компания в итоге разорилась.
Первые курьеры отправились в путь 3 апреля 1860 года из Сент-Джозефа и Сакраменто одновременно.
Снаряжение курьера состояло из двух револьверов Кольта, бляхи, охотничьего ножа и седельной сумки, называемой мочила (англ. mochila), весом не более 20 фунтов (9 кг), на каждом углу которой находилось по карману — кантине (cantina), в которых содержался почтовый груз. Кантины запирались на замок, ключи от которого хранились в начале и в конце маршрута[4]. На станциях курьер за 2 минуты должен был спешиться, снять с седла мочилу, накинуть её на свежую лошадь и отправиться дальше. Курьеры получали 25 долларов в неделю (чернорабочие в те времена получали около 1 доллара в неделю). Одним из самых известных (впоследствии) курьеров был Буффало Билл.
С марта 1861 года «Пони-экспресс» курсировала по сокращённому маршруту, а 24 октября того же года было объявлено о прекращении существования компании[5].
-
Фрэнк Вебнер, курьер «Пони-экспресс»
-
Исторический знак «Пони-экспресс» на дороге в Неваде
-
Марка местной почты, отпечатанная компанией Wells Fargo и погашенная в городе Вирджиния-Сити (1862, 25 центов)
Прочее
- Музей, посвящённый «Пони-экспресс», находится в сохранившейся отправной станции маршрута в городе Сент-Джозеф[6].
- С 1992 года существует российская фирма экспресс-почты — ОАО «Фрейт линк» (группа компаний Pony Express), созданная в Москве и имеющая офисы в России, Казахстане, Украине, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане и Армении, которая пользуется торговой маркой «Pony Express»[7].
См. также
Примечания
- ↑ Bradley G. D. The Story of the Pony Express: An Account of the Most Remarkable Mail Service Ever in Existence, and Its Place in History. Архивная копия от 9 февраля 2009 на Wayback Machine — 10th edn. — Project Gutenberg, 2003. — Release #4671. (Первое издание вышло в 1913 году.) (англ.) (Дата обращения: 30 июня 2009)
- ↑ National Trails System Map (англ.) (pdf). Recreational Activities. US Forest Service. — См. на карте Pony Express National Historic Trail. Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 18 февраля 2011 года.
- ↑ Financial Problems (англ.). Pony Express History. Pony Express Home Station. Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 18 февраля 2011 года.
- ↑ Pope N. The Story Of The Pony Express Архивная копия от 21 октября 2012 на Wayback Machine // EnRoute. — 1992. — Vol. 1. — Issue 2 (April—June). (англ.) (Дата обращения: 30 июня 2009)
- ↑ History of the Pony Express (англ.) (недоступная ссылка). Pony Express National Museum. St. Joseph Convention & Visitors Bureau. Дата обращения: 18 февраля 2011. Архивировано 28 марта 2012 года.
- ↑ Home of the Pony Express Museum (англ.) (недоступная ссылка). Pony Express National Museum. St. Joseph Convention & Visitors Bureau. Дата обращения: 18 февраля 2011. Архивировано 28 марта 2012 года.
- ↑ Цифры и факты (недоступная ссылка). О компании. Pony Express. Дата обращения: 16 февраля 2010. Архивировано 2 января 2011 года.
Литература
- Гросс О., Грыжевский К. IV. В калейдоскопе марок. Местные марки // Путешествия в мире марок / О. Гросс, К. Грыжевский; Пер. с польск. Ю. М. Соколова с сокр. — М.: Прогресс, 1977. — 50 000 экз. (Дата обращения: 23 июня 2016) Архивировано 11 ноября 2015 года.
- Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред.: В. Недзвецкий, Э. Куницкая. — М.: Просвещение, 1969. — С. 41—42. — 240, X с. — 100 000 экз. (Дата обращения: 15 июля 2016) Архивировано 2 января 2016 года.
- Пони-экспресс // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
- «Пони-экспресс» // Филателия СССР. — 1975. — № 7. — С. 59.
- Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с. (Дата обращения: 28 октября 2011)
Ссылки
- Новосёлов В. А. Глава 11. Почты разные нужны, марки разные важны. Конная почта «Пони-экспресс» . Знакомство с филателией: Мир филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (30 октября 2008). — Электронная книга. Дата обращения: 27 июня 2009.
- Pony Express Home Station (англ.). Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 18 февраля 2011 года.
- The Pony Express (англ.) (недоступная ссылка). Research Library. St. Joseph Museums, Inc. Дата обращения: 30 июня 2009. Архивировано 23 июля 2008 года.