Playrix
| Playrix | |
|---|---|
| | |
| Тип | Частная компания |
| Основание | Вологда, Россия (2004) |
| Основатели |
Дмитрий Бухман, Игорь Бухман |
| Число сотрудников | ~3000 (2022) |
| Сайт | www.playrix.ru |
Playrix — российско-ирландский разработчик мобильных free-to-play игр. Компанию основали в 2004 году братья Игорь и Дмитрий Бухманы в Вологде. С 2013 года штаб-квартира Playrix находится в Дублине.
На начало 2022 года в компании работало более 3000 человек в 25 офисах по всему миру[1]. Компания является четвёртым по размеру выручки разработчиком мобильных игр в мире[2]. По оценке Bloomberg, в 2020 году Playrix стоила около $7,8 млрд[3], а в 2022 году — $8,1 млрд.
История
Свою первую игру Игорь и Дмитрий Бухманы написали в 2001 году, на компьютере с процессором Pentium 100. Первая игра Discovera, выпущенная в том же году, была похожа на Xonix. Братья выставили на неё цену в 15$, загрузили в 200 каталогов приложений и выручили в первый месяц 60$. Через полгода Бухманы выпустили вторую игру, довели месячную выручку до 200$ и смогли приобрести второй компьютер. Ещё через полгода выпустили новую игру, а затем занялись скринсейверами, которые им продавали знакомые программисты[4][5].
К 2004 году Игорь и Дмитрий Бухманы выпустили три игры и 30 скринсейверов, которые приносили вместе около 10 тысяч долларов в месяц. Братья основали компанию Playrix, сняли офис в Вологде и на первом этапе наняли около 10 сотрудников. К концу 2007 года компания выпустила около 15 казуальных игр, свою первую игру для PC, специализированную для крупных игровых порталов, и достигла 300 тысяч долларов ежемесячной выручки[4].
В 2009 году Playrix заинтересовалась разработкой free-to-play игр для смартфонов, но продолжала создавать игры для PC. В 2012 году компания запустила первую игру для соцсети Facebook — Township, а в 2013 Township стала первой игрой, вышедшей на платформе iOS и после на Android. За последующие 7 лет игру скачали около 250 млн раз[4][5].
В апреле 2013 года Playrix открыла компанию в Дублине и перенесла туда штаб-квартиру[4]. С 2015 года стала практиковать удалённую работу, и уже в 2016 году число удалённых сотрудников превысило число сотрудников в центральном офисе[6][7].
В конце апреля 2015 года компания анонсировала второй мобильный free-to-play проект — Fishdom: Deep Dive[8]. В дальнейшем Playrix выпустила игры Gardenscapes (2016) и Homescapes (2017) — первая к концу 2019 года принесла компании $1,5 млрд долларов выручки[4][9]. За ними последовали игры Wildscapes (2019)[10], Manor Matters (2020)[11] и Farmscapes (2021)[12].
В сентября 2016 компания, по данным App Annie, стала наиболее доходной в регионе СНГ и Прибалтики, а также вторым по размеру выручки европейским издателем игр, и вошла в топ-20 крупнейших мобильных разработчиков игр в мире[13][5]. В августе 2017 года Playrix заняла первое место среди европейских издателей мобильных игр по объёму доходов от Google Play и App Store[14].
В начале 2018 года братья Бухманы раздумывали о продаже компании, но после решили сконцентрироваться на инвестициях в другие игровые компании[15]. Летом 2018 Playrix вложилась в одного из крупнейших европейских разработчиков Nexters[16]. По итогам 2018 года Playrix вошла в топ-10 самых зарабатывающих разработчиков мобильных игр мира[17]. На Россию приходилось 2,8 % оборота компании, США — около 40 %.
За 2019 год Playrix выручила около $1,7 млрд[18]. Около $100 млн было потрачено на покупку долей в европейских игровых студиях[15][19][4][20]. В августе 2019 года компания инвестировала в белорусскую компанию Vizor Games[21]. В октябре того же года Playrix купила украинскую студию Zagrava Games[22] и интегрировала российского разработчика Alawar Games[23][24], а в декабре приобрела сербскую компанию Eipix Entertainment[25].
В мае 2020 Playrix купила армянскую студию Plexonic, в июне того же года — хорватскую студию Cateia Games[26]. В результате поглощений компания сильно выросла: в 2020 году в ней работало более 2500 человек в 25 офисах по всему миру. В сентябре 2020 агентство Bloomberg со ссылкой на анализ App Annie сообщило, что Playrix в моменте стала второй компанией по выручке среди мобильных разработчиков после Tencent[3][27].
В феврале 2021 аналитическая компания App Annie поставила Playrix на третье место в мировом рейтинге разработчиков мобильных игр по объёмам годовой выручки, позади Tencent и NetEase. По данным рейтинга, Playrix поднялась с седьмого места и сместила с третьего места создателя шутера Call of Duty — американскую Activision Blizzard[28]. В марте 2021 компания купила украинскую игровую студию Boolat Games[29].
Экономические показатели
В 2020 году, по данным App Annie, только игры Gardenscapes и Fishdom скачали 190 млн и 130 млн раз соответственно. В результате доходы Playrix от загрузок игр и покупок внутри них выросли до $1,75 млрд за восемь месяцев 2020 года. Доходы от рекламы в приложениях в 2019 году составляли лишь 3 % от выручки. Ежемесячное число игроков увеличилось до 180 млн человек[28].
В 2020 Playrix сообщала, что во время пандемии COVID-19 число скачиваний игр и выручка значительно выросли[30]. В ответ на пандемию компания в апреле 2020 выплатила всему штату (2100 человек) дополнительно по $650[31].
В апреле 2019 года Дмитрий и Игорь Бухманы были включены в список долларовых миллиардеров Bloomberg. Состояние каждого из основателей оценили в $1,4 млрд[18] По оценке Bloomberg Billionaires Index, на сентябрь 2020 доля каждого из братьев стоила $3,9 млрд[3][27].
Игры
| Год | Название | Microsoft Store[32] | macOS[33] | Android[34] | iOS[33] | Facebook Platform[англ.] | Nintendo DS | Amazon[35] | Galaxy Store[36] | AppGallery[37] |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 2008 | Fishdom | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
| 2012 | Township | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да |
| 2016 | Gardenscapes | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да |
| 2017 | Homescapes | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да |
| 2019 | Wildscapes | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет |
| 2020 | Manor Matters | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
| 2021 | Farmscapes | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
Награды
- В 2014 году Township вошла в список лучших игр года для Mac по версии Apple[38].
- По итогу 2016 года Fishdom вошла[39] в список Top Trending по версии Google Play.
- В 2016 году Gardenscapes вошла в список лучших приложений в категории Best games on iPad Russia на App Store[40] и в категории Most Irresistable на Google Play[39].
- В 2016 Gardenscapes объявлена игрой года по версии Facebook[41].
- В 2018 Gardenscapes стала победителем Mobile Game Awards в номинации Best Game Management & Live Ops[42].
Критика
Playrix подверглась критике за использование обманчивой или вводящей в заблуждение рекламы на мобильных рекламных платформах, таких как AdMob[43]. В рекламе многих их игр, таких как "Fishdom", "Gardenscapes" и "Homescapes", показан игровой процесс, который не отражает реальный игровой процесс рассматриваемого продукта[44][45]. Например, рекламные объявления "Homescapes" представляют игровой процесс как ремонт дома путём выбора правильного инструмента, в то время как на самом деле это игра в жанре "три в ряд"[46]. В сентябре 2020 года Управление по стандартам рекламы Соединенного Королевства постановило, что две рекламы "Homescapes" и "Gardenscapes" вводят в заблуждение и «больше не должны появляться в той форме, на которую подана жалоба»[47][48].
Примечания
- ↑ Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым: братья Бухманы, основатели Playrix. Дата обращения: 25 марта 2021. Архивировано 20 марта 2021 года.
- ↑ This Russia-Born Billionaire Owns One Of The World’s Largest Game Developers. Amid The Ukraine War, He Navigates A Company In Turmoil, Forbes (31 March 2022).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ilya Khrennikov, Alexander Sazonov. Billionaire Gaming Brothers Are Now Tencent’s Biggest Rival (англ.). Bloomberg (29 сентября 2020). Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 3 февраля 2021 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Анастасия Карпова. Как братья Бухманы построили одну из крупнейших игровых компаний в мире — Playrix — и стали миллиардерами. Forbes (19 марта 2020). Дата обращения: 17 января 2021. Архивировано 26 января 2021 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Playrix has become Europe’s quiet giant in mobile gaming. VentureBeat (23 ноября 2016). Дата обращения: 11 апреля 2021. Архивировано 29 ноября 2016 года.
- ↑ Итоги 2020: Александр Деркач из Playrix о главном за год. DTF (24 декабря 2020). Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
- ↑ «Удалённая работа — основа развития компании»: Основатели Playrix об управлении распределенной командой. VC.ru (4 июля 2016). Дата обращения: 11 апреля 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- ↑ Playrix: «Fishdom: Deep Dive была готова почти 2 года назад». Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 16 февраля 2017 года.
- ↑ Playrix анонсировала новую три-в-ряд — Gardenscapes. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 16 февраля 2017 года.
- ↑ Александр Семенов. Playrix выпустил первую игру за 2 года — Wildscapes. App2Top.ru (15 августа 2019). Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 25 января 2021 года.
- ↑ Playrix запускает новую мобильную игру Manor Matters. DTF (15 октября 2020). Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 29 апреля 2021 года.
- ↑ Playrix запускает в мировой релиз игру Farmscapes. Канобу. Дата обращения: 29 апреля 2021.
- ↑ Локальные игровые издатели растут быстрее мирового рынка. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 16 января 2017 года.
- ↑ Михайлова, Лера. Российская Playrix возглавила рейтинг европейских издателей игр по объему доходов в августе 2017 года, vc.ru (13 октября 2017). Архивировано 23 октября 2017 года. Дата обращения 22 октября 2017.
- ↑ 15,0 15,1 Ilya Khrennikov, Alexander Sazonov. Mobile-Gaming Billionaires Are Buying Rivals Instead of Selling Out (англ.). Bloomberg (5 декабря 2019). Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 12 февраля 2021 года.
- ↑ Братья Бухманы публично заявили об инвестициях в Nexters. app2top.ru (5 сентября 2019). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 29 апреля 2021 года.
- ↑ По итогам 2018 года Playrix вошла в десятку самых зарабатывающих мобильных компаний мира. app2top.ru. Дата обращения: 12 июля 2019. Архивировано 10 июля 2019 года.
- ↑ 18,0 18,1 Ilya Khrennikov, Alexander Sazonov. Russian Gamer Brothers Are the Newest Hidden Billionaires (англ.). Bloomberg (17 апреля 2019). Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 29 апреля 2021 года.
- ↑ Ринат Таиров. Разработчики игр из Вологды предсказали попадание в одну лигу с создателями Call of Duty и Warcraft по доходам. Forbes (5 декабря 2019). Дата обращения: 18 января 2021. Архивировано 2 марта 2021 года.
- ↑ Российские миллиардеры из Playrix купили игровые студии на $100 млн. The Bell. Дата обращения: 17 декабря 2019. Архивировано 17 декабря 2019 года.
- ↑ Playrix инвестировал в белорусскую Vizor Games. app2top.ru (23 августа 2019). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 30 апреля 2021 года.
- ↑ Playrix объявил о приобретении украинской студии Zagrava Games. app2top.ru (29 октября 2019). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 10 мая 2021 года.
- ↑ Неофициально: авторы игры Beholder ушли от Alawar к Playrix. app2top.ru (30 октября 2019). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- ↑ В Барнауле начали разрабатывать мобильные игры для мирового гиганта Playrix. АлтайПресс (18 февраля 2020). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 29 апреля 2021 года.
- ↑ Playrix приобрел сербскую студию разработки Eipix Entertainment. app2top.ru (10 декабря 2019). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 21 апреля 2021 года.
- ↑ Playrix объявила о приобретении хорватской студии Cateia Games. app2top.ru (4 июня 2020). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 19 апреля 2021 года.
- ↑ 27,0 27,1 Playrix стал вторым мобильным разработчиком по выручке после Tencent. DTF (30 сентября 2020). Дата обращения: 18 января 2021.
- ↑ 28,0 28,1 Компания братьев из Вологды вошла в тройку самых успешных издателей игр. РБК (2 февраля 2021). Дата обращения: 4 февраля 2021. Архивировано 3 февраля 2021 года.
- ↑ Playrix братьев Бухманов купила украинскую игровую студию Boolat Games. VC.ru (22 марта 2021). Дата обращения: 1 апреля 2021. Архивировано 22 марта 2021 года.
- ↑ Russian mobile game developer makes record profits during lockdowns, Reuters (5 июня 2020). Архивировано 29 апреля 2021 года. Дата обращения 29 апреля 2021.
- ↑ Partleton, Kayleigh; Writer Staff. Playrix is giving its staff a $650 one-off payment to help alleviate coronavirus stress. pocketgamer.biz. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 2 мая 2020 года.
- ↑ Microsoft Store. Microsoft. Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- ↑ 33,0 33,1 App Store. Apple. Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- ↑ Google Play. Google. Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 20 июля 2021 года.
- ↑ Amazon Store. Amazon. Дата обращения: 29 апреля 2021.
- ↑ Galaxy Store. Samsung. Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 11 апреля 2021 года.
- ↑ AppGallery. Huawei. Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 8 мая 2021 года.
- ↑ Spencer, Graham Apple Posts "Best of 2014" App Store and iTunes Store Lists. (недоступная ссылка)
- ↑ 39,0 39,1 Google Play Best Games of 2016. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 20 декабря 2016 года.
- ↑ App Store Best of 2016. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 16 февраля 2017 года.
- ↑ Facebook's 2016 Games of the Year. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 19 октября 2017 года.
- ↑ Craig Chapple, Senior Editor. First ever Mobile Games Awards winners revealed. pocketgamer.biz. Дата обращения: 10 июля 2019. Архивировано 10 июля 2019 года.
- ↑ Playrix false advertising breaks Google Developer Policies. What can be done about it? - Google Play Community. support.google.com. Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.
- ↑ Nelson, Noah Why We're Stuck With Fake Game Ads: They Make Big Bucks (англ.). YR Media (20 марта 2019). Дата обращения: 18 апреля 2020. Архивировано 22 августа 2020 года.
- ↑ Why Mobile Games Use Fake Ads? One more point (англ.). StoreMaven (24 октября 2019). Дата обращения: 4 октября 2021. Архивировано 8 июля 2020 года.
- ↑ False advertising in mobile games overview. Blog - Apptica (9 августа 2019). Дата обращения: 4 октября 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ ASA Ruling on PLR Worldwide Sales Ltd t/a Playrix. Advertising Standards Authority (30 сентября 2020). Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 12 октября 2020 года.
- ↑ Homescapes and Gardenscapes ads banned as misleading. BBC News (12 октября 2020). Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано 12 октября 2020 года.
Ссылки
- playrix.com — официальный сайт Playrix